««Дорогие товарищи!»: как Кончаловский повествует о кровавых событиях в Новочеркасске?»

««Дорогие товарищи!»: как Кончаловский повествует о кровавых событиях в Новочеркасске?»

Сейчас самым обсуждаемым российским фильмом является картина Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи!». Многие говорят, что это жёсткий и жуткий фильм, другие – провокационный, а третьих он вдохновляет. И хоть картина повествует о событиях прошлого века, она как никогда актуальна.

В очередной раз зритель убеждается, что история циклична. Фильм был включён в основную конкурсную программу 77-го Венецианского кинофестиваля, получил специальный приз жюри и является претендентом на главную кинопремию мира – «Оскар». Кончаловский не раз радовал зрителей достойными, а порой гениальными фильмами. Хочется сказать, что в этот раз режиссёр превзошёл самого себя. Он создал портал в прошлое, где мы можем увидеть события, которые долгие годы не были преданы огласке, которые некоторые люди стыдились или боялись вспоминать.

Сюжет. Фильм повествует о расстреле демонстрации рабочих электровозостроительного завода в 1962 году в Новочеркасске.  Из-за проблем в сельскохозяйственной и финансовой сферах правительство было вынуждено пойти на повышение цен на продовольствие. Это вызвало острую реакцию у народа, так как при Сталине велась политика ежегодного снижения цен. Главная героиня, Людмила Сёмина, – убеждённая коммунистка, женщина нелёгкого характера, с военной выдержкой – является партийным работником местного горкома. Когда начинается забастовка, на совещании в горкоме Людмила призывает судить зачинщиков по всей строгости закона, принять жёсткие меры. В итоге, правительственная комиссия решает ввести в город армию. В разгар демонстрации неожиданно начинается стрельба и паника. Пропадает дочь главной героини. Людмила, осознавая тот факт, что дорогой для неё человек может пострадать из-за жёстких и даже бесчеловечных взглядов, которых она придерживается, начинает переосмысливать свою реальность.

Эстетическая часть. Фильм был снят по всем канонам советского кино 50х – 60х гг.: чёрно-белая цветокоррекция картины, квадратная форма кадра, статичная камера и длинный план. Всё это погружает нас в советскую атмосферу  и придаёт картине неповторимую эстетику прошлых лет.

История создания. На момент создания «Дорогих товарищей!» Кончаловский как бы предвидел будущие события в Белоруссии и России (всё же можно провести некую параллель). Но, по словам самого режиссёра, это было ненамеренно. Он просто хотел создать фильм о советских людях от советского режиссёра. Как говорил сам Кончаловский: «Соскочило! Это – семя, брошенное в землю. Если оно брошено в сухую землю, оно не прорастёт, если брошено в спаханную землю – прорастает. Семя то же, земля – другая». Событиями  1962 года в Новочеркасске Кончаловский впервые заинтересовался ещё в 1990х. И только через 15 лет, сложив все пазлы воедино, он начал задумываться об идее создания фильма. Он хотел создать «современную версию» трагедии «Антигоны», вплести греческий миф в события советской эпохи. Как и Антигона, Люда воплощает собой идеал любви к родителю, а именно к Родине, которая её воспитала, она отстаивает старые государственные обычаи, в своеобразной форме утверждает приоритет общечеловеческих ценностей. Когда Людмила разочаровывается в политике государства, её мир разрушается, что-то внутри неё погибло навсегда. Но всё же надежда на светлое будущее есть: «Мы станем лучше», – это последние слова, которые говорит главная героиня. Есть надежда на то, что люди станут лучше, и мир не будет таким жестоким.

Ксения Хоронская

Комментировать

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *