История нашего детства: тайны создания любимых мультфильмов

История нашего детства: тайны создания любимых мультфильмов

В рамках Большого фестиваля мультфильмов в Хабаровске мы посетили лекцию Констатина Голубкова, работника «Союзмультфильма», сценариста и режиссёра, и выяснили у него интересные подробности о родных мультфильмах.

Желающих послушать про историю анимации оказалось немало. До начала лекции оставалось несколько минут, но на задних рядах две женщины уже вовсю обсуждали, насколько же нынешние мультфильмы отличаются от тех, что снимали раньше. Более юные слушатели с интересом разглядывали экран, где заманчиво высвечивался первый слайд презентации.

Я не исследователь кино, не лектор, не знаток мультипликации, но я режиссёр. Действующий режиссёр, – начал своё выступление Константин Голубков, – Работаю на «Союзмультфильме» и занимаюсь проектом «Зебра в клеточку». Кроме сериалов, у меня есть ещё и фильмы.

Константин рассказал, что учился на художественном факультете и буквально за несколько месяцев до защиты диплома перешёл на кафедру мультиплиакции. Темой дипломной работы стало творчество художника Михаила Цехановского (Прим.: Михаил Цехановский – советский художник и режиссёр мультипликации, оказавший существенное влияние на развитие советской анимации, создал такие мультфильмы, как «Сказка о рыбаке и рыбке», «Почта», «Каштанка и т.д). У слушателей лекции появилась возможность увидеть первый мультфильм в истории России на большом экране. Мультфильм «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами», автора Владислава Старевича, вышел в 1912 году и рассказал о жизни и борьбе насекомых. Тогда знаний мультипликации были малы и мировая пресса озадачивалась вопросом, как же возможно выдрессировать насекомых таким образом, чтобы они такое вытворяли на экарне. Как позже рассказал Константин Голубков, Старевич не спешил раскрывать тайну и поддерживал мистический ореол вокруг своего произведения.

Видеть, как насекомые странным образом двигаются и выполняют привычные для людей действия, было странно. Тем не менее, именно с этого первого мультфильма началось погружение в лекцию об истории анимации.

Далее Константин рассказал, что буквально за несколько дней до лекции нашёл в интернете цветной мультфильм 1938 года, авторства Мстислава Пащенко.

Это поразительно. Я увидел этот мультфильм лет 25 назад и я был сражён тем, насколько он прекрасен. Цветной, яркий, музыкальный. Вот настолько он чудесен. Насколько позволяет регламент лекции, я бы хотел, чтобы мы посмотрели его целиком, – такими словами Константин заинтриговал зрителей перед началом действа на экарне.

Далее 12 минут на киноэкране разворачивалась история злой старухи Джябжи, её внучки, собаки и лягушки. Особым интересом отличается концовка истории – стремясь уйти от вечного недовольства старухи, маленькая девочка с животными сбегает на луну. Как потом рассказал Констатин, именно такой исход истории привлёк его внимание 25 лет назад. Зрители привыкли к тому, что зло остаётся побеждённым на земле, но точно существует мало историй, где герои ищут спасение в другом мире – на луне.

Рядом сидящая девушка как только закончилось действие на экране тут же обратилась к лектору с замечаниями:

– Вы видели? Там нанайские узоры, ковры… Такое уж всё колоритное вышло!

– Видел, видел. Помимо колорита здесь ещё и практически что экзистенциальный момент вышел. Бегство на луну, как в мир чего-то потустороннего, – подчеркнул Константин.

После просмотра «Джябжи» посетители лекции вновь были заворожены очередной историей, только теперь это была история реального человека, Бориса Дёжкина (автор «Шайбу! Шайбу!», «Матче реванш», «Необыкновенный матч»). Подробности, которые рассказал Констатин, действительно могли заворожить. Это была история о темпераментном человеке, который ни дня не мог обходиться без трюков, в своих действиях он был похож на своих персонажей. Начинал он работать за час до конца рабочего дня – до этого времени Дёжкин слонялся по улицам, кормил голубей, играл в футбол с местной детворой, дарил женщинам цветы, выпрыгивая из-за скамеек с акробатическими кульбитами. И лишь последний час посвящал работе, которую он неизменно начинал с подбрасывания карандаша.

– К слову, зарабатывал он больше всех, – со смехом подытожил Константин Голубков.

Рассказ подходил к концу, но никто из зрителей не спешил прощаться с лектором. У каждого слушателя всё возникали и возникали вопросы про мультфильмы, про Хабаровск, про будущее российской анимации. Одна из зрительниц сердечно поблагодарила Константина:

– Спасибо вам и за лекцию, и за творчество! Мой сын обожает «Зебру в клеточку»!

У меня тоже нашлось несколько вопросов, с которыми я и обратились к Константину.

– Как вы думаете, на страны какого региона, азиатского или европейского, больше всего оказала влияние советская анимация?

– Кстати, когда я готовился к лекции, как раз хотел об этом упомянутть. Вы, конечно, знаете Хаяо Миядзаки. Так вот, он одно время сомневался в выборе профессии, но определяющим для него стал советский мультфильм «Снежная королева», 1957-го года. Я считаю, что именно благодаря ей («Снежной королеве») существует большая часть хорошей японской анимации.

– Это которая сейчас будет идти «Снежная королева»? В «Гранд-иллюзионе?» (кинозал в кинотеатре «Совкино»), – уточнила рядом стоящая девушка, которая тоже осталась после лекции, чтобы задать вопросы.

– Да-да, она самая! Отреставрированная версия. Так что всем советую сейчас пройти в соседний зал, — с улыбкой подтвердил Константин.

– Как вы думаете, почему большинство советских мультфильмов так трагично заканчиваются? – продолжаю задавать вопросы.

– Это да, – смеётся Констатин, – Хотя почему, большинство хорошо заканчиваются…

– У меня в детстве с одним из таких мультфильмов травма связана. Я как-то посмотрела мультфильм «Лошарик», где в конце эта лошадка из цирковых шариков рассыпается – то есть умирает, — решаю поделиться впечатлением, которое никак не даёт покоя.

– Ну мне кажется, это единичный случай. Но правда вот «Варежка ещё есть», да… Но там же изначально был воображаемый друг. Но я был расстроен в детстве. А ещё какие вы мультфильмы помните?

– Вот мультфильм «Пингвины»…

– Ой, да! Там тоже плохая концовка. Это же там, где один пингвин умирает, когда пытается спасти лже-яйцо, да? И правда грустный конец. Немногие конечно так заканчиваются, но всё же они есть, верно.

– А какой мультфильм на вас оказал влияние?

– Не буду оригинальным и скажу, что в своё время меня потряс «Ёжик в тумане». До сих пор помню, как ходил по школе и меня буквально трясло – так мне хотелось поделиться своими эмоциями от просмотра. А меня тогда никто не понимал – все в один голос говорили: «Ну, это фигня какая-то скучная…», — вспоминает Константин.

Просмотр подошёл к концу, занимать время вопросам уже тоже было нельзя, так что мы поспешили покинуть зал. Но один мальчик всё-таки остался рядом с режиссёром – ему хотелось побольше узнать о предстоящих сериях любимого мультсериала.

Аделина Артюшкина.

Редактор: Полина Никулина.

Фото из архива кинотеатра «Совкино».

Комментировать

1 Comment

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *