Как феминизм меняет кино: тропы женских персонажей

Как феминизм меняет кино: тропы женских персонажей

По данным Научно-исследовательского центра по изучению роли женщин на телевидении и в кино, процент девушек-главных героев неизменно растет с каждым годом. А ведь еще в 2015 году женщины играли ведущую роль только в 22% случаев. При этом сами персонажи за это время практически не изменились. В этот праздничный день говорим о типичных образах женщин в кино, которые давно уже набили оскомину. 

Manic Pixie Dream Girl (Маниакальная девушка мечта) или «Бесплатный психотерапевт»

Она эксцентричная, она непосредственная, живёт здесь и сейчас, любит жизнь во всех проявлениях и готова на любые безумства. А ещё она – тот самый инструмент, с помощью которого главный герой сможет самосовершенствоваться. Главный герой рядом с такой «девушкой мечты» обычно особо контрастен: он в подавленном депрессивном состоянии, сил на яркие эмоции у него нет, как и вкуса к жизни. И кажется, что ничто не сможет помочь выбраться из этого состояния, как появляется Она. 

Маниакальная девушка мечта введена в сюжет именно для этой миссии – спасти главного героя. Кто-то спросит: «А что в этом плохого, если один человек помогает другому?!». Помогают друг другу двое сознательных самостоятельных людей. А manic pixie dream girl – это показательный пример синдрома спасателя. Романтизация этого явления очень опасна, ведь реальные девушки примеряют это амплуа и бросаются на поиски жертвы, которую непременно нужно спасти. 

(«Скотт Пилигрим против всех», реж. Эдгар Райт)

Сюжет двигается, герой перевоспитывается, наступает хэппи энд. Становление главного героя-мужчины вполне понятно, но что до его «спасительницы»? Здесь-то и становится ясно, что это полностью фэнтезийный персонаж: у «девушки мечты» нет истории, у её эмоциональных состояний нет подоплёки, а её желания и цели никогда не освещаются в сюжете. Как итог – персонаж не проработан, она лишь контрастный фон для главного героя. 

Есть режиссеры, которые по-другому используют силу таких персонажей. Например, Марк Уэбб в картине «(500) Days of Summer» («500 дней лета») искусно разрушает стереотипный образ, наделяя главную героиню Саммер интересами и желаниями, отличными от желаний главного героя. Благодаря этому, персонаж становится живым и многогранным, как в реальности. В любом случае Manic Pixie Dream Girl водится только в кино. Разобрались с первым тропом: да, условный друг, такие девушки только в кино.

«500 дней лета», реж. Марк Уэбб

Cool girl (Крутая девчонка) или «Расслабься, бро»

Такая девушка – «своя в доску». Она не упрекнет парня в компьютерной зависимости, с радостью поиграет с ним футбол, а правым глазом сможет открыть 0,5 Heineken. При этом она женственная, горячая, раскованная, с идеальной фигурой и уж точно «не такая, как все девушки». Она – отражение всех увлечений и взглядов главного героя. Её и в бар к друзьям привести не стыдно – всё равно за свою примут. Как и у «маниакальной девушки мечты» у неё нет вектора развития кроме роли «любовного интереса главного героя». 

«Трансформеры», реж. Майкл Бэй

Безусловно, существует множество женщин, которые любят спорт, компьютерные игры и выпивать в барах по субботам. Но проблема в том, что в кино женского персонажа могут наделить такими интересами, только вкупе с превосходной внешностью. Образ классной девчонки разрушается, как только она перестает выглядеть привлекательно (самый яркий пример – Сандра Буллок в «Мисс Конгениальность»), или когда она открыто высказывает своё мнение и демонстрирует какое-то недовольство. Ведь кредо действительно «классной девчонки» – «don’t be nervous, just chill out».(Не нервничай, просто расслабься)

 «Мисс Конгениальность», реж. Дональд Питри

В знаменитом фильме Финчера «Gone girl» («Исчезнувшая») речь идет о деструктивных последствиях типажа «крутой девушки». Героиня Розамунд Пайк несколько раз повторяет, что её муж видел в ней только созданный образ. Она не могла позволять себе вольности, во имя цельности архетипа. Если вспомнить, к чему привели годы притворства героини, то мало кто из парней захочет, чтобы его пара попыталась стать «крутой девчонкой». Да, реальность может быть довольна неприятна, и снова, друг прости: такие девушки – только в кино.

«Исчезнувшая», реж. Дэвид Финчер

Weird girl (странная девчонка) или «Мне плевать»

Это та самая девчонка, сидящая в одиночестве у окна, рисующая на парте и закатывающая глаза при каждом упоминании её имени. А ещё она вся в чёрном. А ещё её презирают остальные, но ей совершенно наплевать. Если вы видели девочек-подростков, которые всегда ходят в наушниках и сторонятся людей, то знайте, их бы вдохновили эти музы из фильмов девяностых: Лидия Дитц («Битлджус»), Нэнси Даунс («Колдовство»), Дарья (мультсериал «Дарья»), Элисон Рэйнолдс («Клуб завтрак»)… Но не каждая weird girl этакая панк-рок-отшельница. Другие примеры – Фиби Буффе (телесериал «Друзья) и Полумна Лавгуд («Гарри Поттер»).

«Странная девчонка» может представлять опасность для общества – она высказывает непопулярные идеи, ведёт себя эксцентрично или чересчур драматично, плюет на гетеронормативность (гораздо реже), равнодушна к мэнсплэйнингу (явление, когда мужчина снисходительно объясняет женщине тему, в которой она и так разбирается). Проще говоря, такая героиня неудобна. А раз она настолько неудобна, то перед сценаристами встаёт важная задача: показать, что таким девиантам уготована неутешительная участь. Эти героини, как правило, несчастны. У них могут быть проблемы в семье, проблемы психологического характера, проблемы в отношениях с людьми. Режиссер показывает, чтобы найти счастье – нужно стать «нормальной». И тут можно вспомнить двух ярких героинь, чей отказ от образа был вознаграждён.

Элисон, «Клуб завтрак»

Персонаж Элли Шиди (Элисон Рейнолдс) был одним из самых любимых для многих. «Клуб завтрак» в далёком 1985 году ломал представления о типичном подростковом кино, потому что раскрывал участников событий более многогранно, чем «мачо», «ботан» и «преступник». Что же ждало Элисон? Идея сценаристов ясна и понятна, а транслируемые ценности тем более: чтобы быть красивой и нравится мальчикам нужно просто перестать быть чудаковатой. 

Даша Васнецова, «Папины дочки»

Даша Васнецова – тоже яркий пример превращения из готки, гуляющей по кладбищу, в послушную домохозяйку с мужем и детьми. На этом развитие ее персонажа останавливается, героиня получает свой закономерный хеппи энд. 

Раньше «странные девчонки» могли стать счастливыми только этим путем, но сегодня у них есть иной выбор, который не подразумевает отказ от индивидуальности. 

В сериале Sex Education («Половое воспитание») от Netflix есть хороший пример. Лили – как раз та weird girl, чьи сексуальные предпочтения многим кажутся дикими. Но в итоге она находит гармонию со своим телом, осознаёт свои желания и у неё появляется вторая половинка, с которой она может быть откровенна. Такой персонаж не отвергается, находит отражение своих фантазий в творчестве и имеет счастливую любовную линию. Виват, деконструкция! А мы снова говорим: прости, но ты вряд ли готов к настоящей странной девчонке. Увы, жизнь не сценарное клише.

Лили, «Половое воспитание»

Аделина Артюшкина

Фото из сети Интернет

Комментировать

2 Comments

  1. Даже не замечала, что в кино так часто можно встретить похожие архетипы персонажей. Интересно было узнать. Теперь при просмотре буду следить за этим.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *