«Мам, нам нужен гербарий на завтра», — эти слова уже в прошлом для родителей учеников неформальной школы «КИТ»

«Мам, нам нужен гербарий на завтра», — эти слова уже в прошлом для родителей учеников неформальной школы «КИТ»

В Хабаровске открыли первую школу неформального образования. А точнее, Центр поддержки семейного образования. Дети там находятся с утра до вечера, учатся слушать свои эмоции и не получают оценки. Мы поговорили с основателями «Школы КИТ», Женей Стрельниковой и Катей Петровой, и выяснили, чему там учат, и почему дети начали ходить в школу с удовольствием. 

Что мотивировало вас открыть такую революционную для Хабаровска школу?

– На открытие школы нас мотивировали самые дорогие нам люди – наши дети. Мы не только педагоги, но и мамы. Поэтому ситуацию с нынешним образованием мы смогли оценить с двух сторон. Это и побудило нас на открытие школы неформального образования.

Объясните, пожалуйста, что такое неформальное образование? Звучит как что-то непонятное и далекое. 

– Неформальное образование – это про такой подход, в котором детей не принуждают, не заставляют, а действуют через их личный интерес. Так мы показываем детям, что мир вокруг них классный и познавательный, с обширными возможностями, которые можно и нужно использовать уже в их возрасте. 

Их не заставляют учиться, а формируют у них тягу к знаниям

Какие вы используете методы работы с детьми?

– В своей работе мы и тьюторы (наставники, которые направляют детей в обучении) придерживаемся двух образовательных методик. Это неформальный подход Димы Зицера и вероятностный подход Александра Михайловича Лобока. Это два наших соотечественника, педагоги, психологи. Вообще, педагогика – это профессия творческая. Неформальное образование как раз про то, что педагог – это творец и человек напротив него – тоже творец. Поэтому ребята вместе с тьюторами находят самые интересные возможности изучать этот мир. Мы не придерживаемся чего-то конкретного –
 в этом плане у нас границ нет. Если наставник видит, что его методика интересная, она заходит ребятам, то он её использует. Если что-то не работает и не вызывает интереса, то направление меняется, мы ищем другие возможности вовлечь ребят в учебный процесс. Всё очень индивидуально.

Сколько уже работает школа?

– Мы открылись в этом году. Сейчас у нас дети от 5 до 9 лет. Это «подготовишки», второй и третий класс. Конечно, мы планируем расширяться. Но мы не просто откроем среднее и старшее звено, а вырастим его. То есть те ребята, которые сейчас с нами, через какое-то время станут средним, а далее и старшим звеном.

Сколько учеников в год вы можете принять?

– Ежегодно мы будем набирать 15 маленьких ребят, дошкольников. И таким образом постепенно вырастем.

Открыты ли родители для неформального образования?

– Люди ещё с древних времен настороженно относятся ко всему новому. Поэтому сказать, что все родители открыты к неформальному образованию, нельзя. Потому что десятилетиями и столетиями складывалась система всем привычной школы. И люди думают, что это единственное правильное, и не верят, что может быть по-другому. И для того, чтобы понять, готовы ли люди прийти в нашу школу, мы проводим предварительные собеседования со всей семьей. Если хоть один член семьи не разделяет наш подход, то такую семью, мы, к сожалению, в школу не берем. 

Поскольку не все люди готовы дать своим самым любимым людям свободу. А в рамках нашего образовательного подхода это очень важный момент

Какие самые популярные стереотипы об альтернативном образовании?

– Первый стереотип – это то, что мы всех тут выращиваем как в тепличке: оценок нет, никого не ругаем, всё тут можно – без каких-либо рамок. И что же они дальше буду делать с жизнью после школы? Но на самом деле в той самой обычной жизни оценок нет. И со звонком в туалет тоже никто не ходит. Когда мы сидим в кафе и едим, мы часто ведём очень активные разговоры. Хотя нас с детства учат правилу «когда я ем, я глух и нем». Второй стереотип – это уже вышеупомянутая вседозволенность. Это про то, что, мол, мы им тут всё-всё разрешаем и никаких рамок нет. Но на самом деле рамки здесь есть, и самое важное, что эти рамки создаются совместно со всеми людьми. Совместно со взрослыми, с маленькими, с педагогами, с администрацией. Мы создаём эти рамки вместе. Мы думаем, какие ограничения нужно создать, чтобы пребывание в нашем пространстве было комфортным для всех участников процесса.

Что сложнее для ребенка: обучение в обычной школе или в неформальной?

– Обучение в неформальной школе сложнее для ребёнка. Здесь нужно больше думать, чем в школе. Порой дети здесь принимают сложные самостоятельные решения, для которых нужно слушать и чувствовать себя. Зачастую мир взрослых не учит этому. Ведь гораздо проще маленькому человеку сказать, как надо. А вот в нашей школе ребёнку часто приходится самому думать, как поступить в той или иной ситуации, не нарушая при этом вышеупомянутых правил. Сделать выводы, проанализировать произошедшее. А это глубокая работа в течение всего школьного дня. То есть отсидеться и отмолчаться не получится. Так и происходит обучение коммуникации и построение сложных общественных связей. Дети с такими навыками всегда будут знать, что они хотят от жизни, и будут достигать целей через корректное общение с людьми.

А где сложнее преподавать педагогу: в обычной школе или неформальной?

– Здесь всё зависит от человека: если человек творческий и готов придумывать и создавать что-то новое, то в нашей школе он просто обретает крылья. У нас есть такие примеры среди наших педагогов. Они пришли из системы, которая их «душила». А сейчас у них в «КИТе» полёт творчества и фантазии: они делают такие невероятные штуки для детей и кайфуют от этого. А те, кто привык к рамкам государственной системы образования и любит работать по уставу, не смогут перестроиться на неформальное обучение.

Обычная система и система неформальная – это как два разных полюса

Поэтому тут всё зависит от человека.

Как решаются конфликты между детьми?

– Замените слово дети на слово люди. И вы поймёте, что у маленьких людей, так же, как и у взрослых, конфликты разрешаются по-разному. Конфликты – это норма жизни. Мы не можем всё время быть плюшевыми мишками и улыбашками. Мы все разные, и здорово, что все мы именно такие.

– У вас есть какие-то инструменты для выявления количественных показателей, которые говорят в пользу неформального образования?

– Мы не первопроходцы в этом образовательном подходе. Есть школа «Апельсин» в Питере, которая уже 11-й год существует. Есть школа «Мандарин» в Новосибирске, которая седьмой год существует. А в прошлом году, в соседнем регионе во Владивостоке тоже открылась неформальная школа «Моя школа». Ребята, которые получают образование в таком формате, сдают государственную ежегодную аттестацию и подтверждают, что их уровень знаний не ниже, а порой даже выше, чем у людей, получающих образование в классической системе.

Можете назвать топ-5, чем «Школа КИТ» лучше обычной средней школы?

– Первое – это атмосфера. В нашей школе атмосфера располагает к себе. Здесь людям комфортно, у них отсутствует страх, они чувствуют поддержку окружающих. И это очень важно для получения знаний, потому что, когда я чувствую себя в безопасности, я ни на что не отвлекаюсь.

Второе – это личный интерес. Всё, что мы делаем, исходит из личного интереса ребят. Если мы видим, что им что-то не заходит, то мы спрашиваем про их желания и учитываем их в дальнейшей деятельности.

Третье – это выбор. У нас есть выбор в питании, есть уроки по выбору. Мы учим этих людей делать выбор. А это очень важно, ведь чтобы сделать выбор, нужно послушать себя, нужно провести анализ. Нужно взять на себя ответственность.

Четвёртое – внеурочная деятельность. Вся внеурочка организована у нас в школе. У нас большое количество кружков – около двенадцати. 

Пятое – отсутствие оценок. А значит, и отсутствие у людей страха ошибиться. К ошибке мы относимся как к важному жизненному опыту, который учит нас чему-то новому. Ну и у нас отсутствуют домашние задания, которые зачастую делаются по ночам и расстраивают погоду в доме. Всю учебную деятельность наши подопечные успевают осуществить в школе. А дома пусть родители и дети проводят время за совместными семейными делами, а не школьными.

Аделина Артюшкина.

Редактор: Полина Никулина.

Фото из архива школы «КИТ».

Комментировать

2 Comments

  1. Нужно больше КИТов хороших и разных, тогда будет творческое развитие детей! Автору огромное спасибо за информативную статью.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *