Не эко: гринвошинг в магазинах Хабаровска

Не эко: гринвошинг в магазинах Хабаровска

Почему бумажный пакет приносит больше вреда, чем пластиковый? Как предприниматели обманывают неравнодушных к экологии покупателей? Почему баки для раздельного сбора перед Хабаровскими магазинами совершенно бесполезны? Обо всем этом поговорили с городскими экоактивистами, приложили несколько фотоулик и чек-лист для тех, кто не хочет попасться на удочку маркетологов.

Гринвошинг (англ. greenwashing, по аналогии с whitewash — «отбеливание») — маркетинговый ход, цель которого ввести потребителя в заблуждение, представив компанию как экологически-ориентированную и безопасную для природы.

Такие компании обманывают своих покупателей. Узнав правду, потребители могут потерять доверие не только к данному продукту, но и вообще ко всем брендам, пропагандирующим защиту природы. Таким образом могут пострадать и этичные бренды, которые вкладывают много сил и финансов для того, чтобы их деятельность не вредила природе.


Все требования, связанные с сокращением вредного воздействия на окружающую среду, – дорогостоящие, — говорит руководитель Хабаровского краевого отделения «Всероссийское общество охраны природы» Владимир Сидоров. — Вместо того, чтобы потратить миллиард рублей и оснастить свои предприятия очистными сооружениями, компания тратит сто тысяч и проводит экологический субботники, рисует плакаты, собирает батарейки и крышечки. Такие проекты не уменьшат вредное воздействие на состояние природной среды, которое предприятие нанесло в ходе своей деятельности.
Большую роль в этом вопросе играет общественный контроль, социальные сети. Многие общественники, активисты, знатоки в области экологии объединяются в экспертные группы, которые следят за пиар-проектами крупных корпораций, и критикуют такие проекты в информационном поле, – они знают, какие предприятия ведут политику гринвошинга».

Эта проблема актуальна и для Хабаровска. Крупные региональные заводы стабильно выходят на субботники и высадку деревьев, не заботясь о переоборудовании производства. Крупные торговые сети и некоторые маленькие точки выставляют баки для сбора батареек и лампочек, урны для раздельного сбора отходов. О том, почему это не решает экологические проблемы рассказал хабаровский экоактивист Станислав Чашков:

С неверной маркировкой встречаюсь довольно часто. Буквально вчера купил мидии, где на пачке стоит знак переработки PET пластика. Фактически, пластик был не PET (термопластичный полиэфир), а PP (полипропилен). Если неподготовленный потребитель захочет сдать такую упаковку на переработку, то это может испортить всю партию вторсырья.
Иногда гринвошинг бывает вполне осознанным, например, один из производителей посуды из «биоразлагаемых» материалов утверждал, что срок разложения составляет 9 месяцев. Я специально провёл эксперимент и убедился, что посуда не разложилась, а осталась такой же.

Такие баки, стоящие возле минимаркетов, часто служат примером гринвошинга. Нередко мы видим, как подъезжающая машина для сбора мусора ссыпает всё содержимое этих баков в один общий контейнер. Конечно, так поступают не во всех магазинах, и для того, чтобы в этом точно убедиться, необходимо плотно пообщаться с администрацией этого места.

Да и сами люди, чаще всего, выбрасывают в такие баки кассовые чеки, которые в нашем городе сдать на переработку невозможно.

Также к гринвошингу относятся яркие лозунги, попытки вызвать яркую эмоцию у покупателя: «Вы спасёте нашу планету» и т.п.
Мало конкретики: сколько и где перерабатывают отходы, какие конкретно экологические мероприятия проведены и какие намечены на будущее?
Если этого всего нет, то вероятность попасть на гринвошинг очень велика.

Чек-лист: как распознать гринвошинг

Яркая упаковка с надписью «био», «эко», «органик», «натуральное», «органическое», «natural», «bio».

Такие обозначения сами по себе ничего не значат. Продукт должен иметь определённый сертификат, признанный на федеральном уровне, и утвержденный Федеральным законом отличительный знак.

Использование зелёного цвета

Зелёный ассоциируется у нас с природой и хитрые маркетологи могут манипулировать вами, привлекая внимание к их товару в зелёной упаковке как к чему-то экологичному. Также упаковка зелёного цвета может сопровождаться изображениями листьев, растений, лесов. Советуем внимательно изучать состав: экологически чистый продукт не должен содержать парабены, SLS, консерванты.

Псевдоэкологичная упаковка

Например, бумажные пакеты и стаканчики. Миф, что они более безопасны для экологии, один из самых распространённых. На самом деле при производстве бумажных пакетов образуется в 5 раз больше отходов и тратится больше воды, чем при производстве такого же количества пластиковых пакетов.

Лучший способ избежать производства такой упаковки, сократить потребление товаров, продающихся в ней. Для этого, по возможности, берите с собой сумку или уже приобретённый пластиковый или бумажный пакет. Вы всегда можете отказаться от пакета на кассе. А уж если приобрели, то использовать по максимуму в быту.


Применение методов гринвошинга не всегда говорит о том, что продукт плохой. Компания может выпускать качественный продукт с хорошим составом, но прибегать к «зелёной упаковке» лишь для увеличения продаж.


Чтобы быть уверенным на все 100% в безопасности бренда для природы рекомендуем скачать приложение Ecolabel Guide на андроид или ios и самостоятельно проверять товары на экологичность.

Александра Пашенко.

Редактор: Полина Никулина.

Фото автора.

Комментировать

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *