«Вездеход — это возможность выпустить пар»: кто и зачем создает сверхпроходимые машины в Хабаровске

«Вездеход — это возможность выпустить пар»: кто и зачем создает сверхпроходимые машины в Хабаровске

Огромные внедорожники или «проходимцы», как их еще называют, не раз появлялись на дорогах Хабаровска. Когда видишь такие машины, невольно возникает мысли в голове: «Зачем они нужны? Что это за культура? Дорого ли это?» Для того, чтобы разобраться с этими вопросами мы обратились к Виталию Муште, бессменному директору хабаровского клуба 4х4 и человеку, который официально положил начало джиперскому движению в нашем городе. 

– Здравствуйте, Виталий, расскажите, что такое Хабаровский клуб 4х4? 

– Это общественная организация, которая дала возможность официально общаться с администрацией разного уровня для проведения соревнований, тяжелых, но познавательных трофи-рейдов (соревнование по преодолению бездорожья —прим. авт.) и для организации досуга людей, неравнодушных к автомобильному спорт. А сейчас еще и к фитнесу, и к скандинавской ходьбе. Клуб позволяет реализовать своих проекты и начинания. Одно из направлений клуба 4х4 – это организация маршрутов, помощь сотрудникам дальневосточной тайги. 

”Мы делаем из внедорожников проходимцев, чтобы не только доехать до какого-то места, но и еще целым вернуться оттуда” 

– Клуб основывался на заработке или на идее? 

– Вездеход — это возможность выпустить пар и реализовать свое суперэго. Мне хватило участия в соревнованиях на первых порах, потом мне стало интересно именно организовывать такие мероприятия. Порой организация и прокладывание трасс более трудное занятие, чем сами соревнования. Спортсмен едет по готовому маршруту, но его надо придумать, надо проложить, разметить, а потом только запускать спортсменов. Так что, в организации бывало адреналина больше. 

– Насколько доступно поучаствовать в соревнованиях? 

– Абсолютно доступно, есть три класса машин. Абсолютный сток – полностью неподготовленная к заездам машина, взял и поехал. Потом машины любительского класса. У них уже есть определенная степень подготовки. И профи – машины, которые создавались только для соревнований, ребята даже на рыбалку на таких редко ездят, такие корчи были (серийная машина, переделанная под соревнования – прим. авт.). Бывало, люди собирали машины из говна и палок. И ехали. 

– Сколько участников состояло в клубе в лучшие времена? 

– В лучшие время – это был 2005-2010 год – было порядка 50 человек. Тогда было просто и дешево организовывать соревнования, был драйв, мы были молоды, было много совместных интересов. 

– Что поменялось сейчас? 

– Мы стали старше. Изменился круг общения. Мне перестало нравится делать такие мероприятия. Намного меньше стало машин, которые не жалко убить на соревнованиях, люди стали скупее в плане затрат на что-то. У Высоцкого есть такие слова: «Настоящих буйных мало, вот и нету вожаков» – сейчас нет людей, за которыми интересно идти. 

– Были ли у вас проблемы из-за того, что проводили много времени с машинами? 

– По этой причине в 2001 году я развелся с первой женой. Не всегда жены, особенно в молодых семьях, разделяют твои увлечения. Некоторые – мирятся, некоторые – в штыки. Ведь если есть потребность неизведанного, а внедорожник всегда едет в неизведанное, это работает как наркотик. Моя вторая, любимая, жена – любительница походить на хоккейные матчи. И вот она сказала, что моя страсть к машинам – это как сходить на хороший матч. Вот как с любимой командой: когда она забивает, возникает офигенное чувство. Вот у меня такое за поездку возникает раз двадцать. 

– Есть ли у клуба проблемы на данный момент? 

– У клуба проблем не было никогда и сейчас нет. Клуб это четыре человека, которые так или иначе двигают или активно участвуют в его жизни. Клуб трансформировался. Сейчас это не обязательно внедорожные соревнования. Теперь мы проводим соревнования по скандинавской ходьбе. Это же тоже 4х4? Правильно – 4х4. Две палки две ноги, формула одна и та же. 

– Есть ли будущее у этой сферы?  

– Я считаю, что будущее, конечно, есть. Люди будут ездить как минимум по трем причинам. Первая – с познавательной целью, второе-рыбалка, охота, то есть добыча чего-либо и с пользой для кого-то, например, я езжу для академии наук, спрашиваю нужно ли вам обновить данные по какой-то территории, я готов съездить. 

– Как вам удалось столько продержаться на рынке при конкуренции? 

– У меня уникальные услуги. Я не ремонтирую машины, я решаю проблемы. Ко мне приходят владельцы машин, за которые другие мастера не берутся, либо которые кто-то коряво сделал и нужно переделать, либо люди, которые уже знакомы со мной и знают, что я быстро решаю проблемы. Сейчас стоит машина на подъёмнике, ее хозяин приходит ко мне уже с третьей машиной. Он знает, что я сделаю машину, знает, что это будет не дешево, но он уедет и больше не будет возвращаться к тем проблемам, с которыми приехал. 

– На данный момент сколько проектов вы ведете? 

– Сейчас, к сожалению, проектов мало, редко-редко, кто приезжает. На следующей неделе будет один доделываться в кругосветку, в остальном даже тюнинга мало. В основном, занимаюсь ремонтом и обслуживанием. Не хватает рабочих рук, я не могу дать больше предложения, потому что не смогу удовлетворить спрос. Мастерская – это не бизнес и не зарабатывание денег, это самоудовлетворение, которое просто компенсирует расходы. 

– Занимаетесь ли вы сами работой? 

– Я умею это все делать, я представляю весь процесс, но сам, в основном, не работаю руками: лень, времени мало, да и поднадоело уже. Есть у меня один интересный проект. Сейчас делаю из жигулей машину для рыбалки, чисто под себя. Лебедку поставлю, рифы, колеса. Это увлекательный проект и этим интересно заниматься, мозг не покрывается корочкой. Потому что, когда ты уходишь в ремонт автомобиля – это одна рутина. Нужны проекты для разгрузки.  

– Что может стать составляющими для «проходимца»? 

– Это зависит от машины – куда она сможет заехать. У каждой машины свои возможности. Вот составляющие идеальной машины для бездорожья: первое – это вес машины. Это либо большая машина, в которую много чего вмещается, либо легкая машина, которая сама везде поместится. Должен быть достаточно мощный мотор, то есть соотношение тяги мотора и веса соответственное. Колесо таким размером, чтобы помещалось в арку. Размер определит давление колеса на грунт, чем тяжелее машина, тем больше нужно ставить колесо, чтобы она не проваливалась на грунте. Поэтому легкая машина – более проходимая при всех остальных равных условиях. Соответственно, когда мы выбрали машину, ставим оптимальные колеса. Если поставить слишком большие колеса не будет достаточного давления, ты не сможешь подняться в горку, будешь стоять шлифовать. Затем после колес идет лебедка. Колесом мы крутим, куда-то заезжаем, чтобы продвинуться вперед нужно средство для самовытаскивания. Говорят, ставишь блокировку и все. Нет,  

“блокировка без должного мастерства и везения быстро приближает нас к центру земли, то есть просто закапывает”  

Лебедка круче по своим внедорожным качествам. Если мы едем в степь, нам нафиг не нужен силовой бампер, если едем в лес – ставим. Соответственно, если он тяжелый, мы должны увеличить колесо. Вот и вся концепция. 

– Как строится работа над проектом? 

– Сначала задаю клиенту вопрос – Что нужно делать с машиной, на что жалуетесь, что видно, что слышно. В зависимости от ответа, мы либо ремонтируем, либо начинаем создавать проект «проходимца». Дальше задаем вопрос, для чего нужна машина: спринт, триал, трофи (поездка на рыбалку – прим. авт.). Допустим клиент хочет трофи. Берем машину, желательно не очень тяжелую с силовыми обвесами. Ставим колеса не громадные, машина начинает ехать по бездорожью от 35 размера. Обязательно ставим лебедку, а лучше две. Обязательно одна блокировка или две – зависит от прокладки. Каркас безопасности тоже обязательно нужен, ремни любые – можно 4-х стоечные, можно обычные 3-х стоечные. По энерговооруженности: либо турбо-дизель, либо бензин, если бензин, то с автоматом. Вот основная концепция. 

– Сколько будет стоить подобный проект?  

– Дорого. Такие проекты дешево не стоят. Я беру деньги за знания, я не сделаю лишних шагов, ничего не придется переделывать. Если человек займется этим сам в гараже у соседа, он будет брать информацию из интернета. В итоге работа будет идти долго, но все равно придется многое переделывать. Я сделаю один раз. Нужно понимать для чего будет проект, где автомобиль будет ездить и обязательно возможен ли апгрейд или перевод в другую категорию (спорт, рыбалка). 

– Откуда берете запчасти и комплектующие? 

– У нас есть поставщики в Казахстане, Кыргызстане, Москве иногда со штатов заказываю. Где они есть там и покупаю. 

– Какое качество у запчастей и комплектующих? 

– Качество всегда достоверное, чтобы мне не пришлось из-за эти запчастей ремонтировать машину где-то в болоте. Комплектующие тоже с запасом прочности на сколько это возможно. Я не ориентируюсь на отзывы в интернете, только на свой опыт и опыт людей, которым я доверяю 

– Бывают ли у «проходимцев» проблемы с законом? Если да, то какие? 

– В законе давно прописано, что нельзя эксплуатировать машину с внесенными в конструкцию изменениями. Все подлежит регистрации. Я делаю так, чтобы все мои проекты были оформлены. Четыре года назад, я получил дополнительное образование, как эксперт по работе с тех. регламентом ТР ТС 018, у меня есть удостоверение. Я сам ходил с ребятами, помогал им оформлять машины. Я обосновывал инспектору, почему на авто стоит это, это и это, я доставал госты и показывал им. Есть требования, они все прописаны, их можно соблюдать. 

– Как вы относитесь к отечественному автопрому? 

– Не очень хорошо, потому что те, кто конструируют эти машины точно так же к ним относятся. Вот если бы они относились по-другому, все было бы иначе. Вот взять УАЗ «Патриот». Его делали маркетологи, собирали по кусочкам. Ты, когда берешь три конструктора разные набора «Лего»: роботы, самолеты, вертолеты – ты можешь собрать хорошую машину или хорошего робота? Нет. Вот УАЗ «Патриот», если умножить еще на отношение… Я их ремонтировал это кошмар. Нива –хорошая машина, но только в стоковом состоянии, не знаю почему, но, когда их начинаешь модифицировать они все «летят». Не рассчитаны на дополнительные нагрузки. 

Максим Косых

Комментировать

2 Comments

  1. Удачных проектов клубу. “Проходимцы” внушают уважения – это как танк, только от автопрома!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *