Триер

«Великий и ужасный»: фильмы Ларса фон Триера вновь на больших экранах

 

К 65-летию знаменитого датского режиссёра Ларса фон Триера «Русский репортаж» возвращает его картины в кинотеатры. Пока вы думаете идти в кино или нет, напомним некоторые факты о Триере: почему о нём все говорят и почему стоит успеть оценить ретроспективы. 

 

Почему за Триером закрепилась слава скандального режиссёра? 

Всё что делает Ларс фон Триер – действительно скандально. Его режиссёрский почерк, его высказывания, его поведение – продолжать можно до бесконечности. Например, во время показа фильма «Дом, который построит Джек» многие уходили из кинотеатра, а в соцсетях развернулись протесты против ультражестокого зрелища. Кстати, не только эта картина режиссёра имела такую участь. В 2011 Триер был объявлен персоной нон грата на Каннском кинофестивале«Я очень хотел быть евреем, – сказал тогда эксцентричный режиссер публике, – но потом выяснилось, что я нацист. Потому что семья была родом из Германии». Это только часть скандальной речи, произнесенной Триером на кинофестивале. Но, несмотря на всю неоднозначность датского режиссера, его имя прочно обосновалось в истории кинематографа. Это произошло благодаря движение «Догма 95», которое Ларс фон Триер и Томас Винтерберг основали в 1995 году. Но это уже совсем другая история.  

 

Фильмы Триера правда всегда такие мрачные и тяжелые? 

«Кино должно быть неудобным как камешек в ботинке»,  это одно из правил режиссёра. И он в полной мере оправдывает это правило из фильма в фильм: множество сексуальных откровений и отсылок в «Нимфоманке», эксперименты с декорациями в «Догвилле», шокирующий «Антихрист»... Тем не менее, во многих его картинах присутствует изрядная доля иронии. Она может быть воспринята превратно или вовсе не замечена, но она есть. В любом случае, мрак и тревожность, которую зритель ожидает перед просмотром не должны отталкивать: иначе велик риск упустить «великое и ужасное» путешествие. 

 

Неужели Ларс фон Триер ненавидит женщин? 

Такое мнение действительно есть, так как во многих картинах режиссёра большое количество экранного времени уделяется истязаниям женщин. И тем не менее, в большинстве картин Триера главные героини – женщины, а мужчины – это больше второстепенные персонажи, которые гораздо слабее по духу и способностям справляться с проблемами. Такие сильные женские персонажи – это редкое явление в кинематографе, даже учитывая все современные веяния. Воспринимать контекст происходящего в кинокартинах Триера можно по-разному, и невозможно определить, чье мнение будет верным, а чье – нет.  

 

На съемочной площадке, с актёрами Триер – настоящий тиран. 

На самом деле, каждый режиссёр на съемочной площадке может быть тираном. Стоит вспомнить хотя бы эпизоды с Альфредом Хичкоком или Стэнли Кубриком. 

 В знаменитом «Сиянии» Кубрика актриса Шелли Дюваль прошла несколько кругов ада, чтобы впечатлить режиссёра убедительной игрой. Хичкок, в свою очередь, часто говорил, что актёры, в его представлении, – всего лишь реквизит.  

Слава Триера как тирана и врага актёров идёт во многом из-за жестокости его фильмов и из-за трагичной участи его героев. Тем не менее, та же Николь Кидман (сыгравшая Грейс в «Догвилле») говорила: «Ларс успокаивал: Все уладится. Этот человек может быть необыкновенно нежным и очень строгим. Во время съемок я часто плакала, но ему удавалось моментально меня успокоить. Напряжение ощущалось, но оно было продуктивным, творческим. Мы – исполнители – векторы режиссерского воображения». 

 

В марте и апреле у хабаровчан появится возможность оценить «Идиотов», «Европу», «Танцующую в темноте» и «Элементы преступления» в кинотеатрах. Советуем воспользоваться шансом увидеть на большом экране картины, которые совершенно точно отвечают термину – интеллектуальное кино, а затем обсудить с друзьями все возможные трактовки и символы. 

 

Аделина Артюшкина