Взыскание и возмещение реального ущерба

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Взыскание и возмещение реального ущерба». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (п.1 статьи 15 ГК РФ). Данную норму следует рассматривать во взаимосвязи с положениями статьи 400 ГК РФ («Ограничение размера ответственности по обязательствам»): 1. По отдельным видам обязательств и по обязательствам, связанным с определенным родом деятельности, законом может быть ограничено право на полное возмещение убытков (ограниченная ответственность). 2. Соглашение об ограничении размера ответственности должника по договору присоединения или иному договору, в котором кредитором является гражданин, выступающий в качестве потребителя, ничтожно, если размер ответственности для данного вида обязательств или за данное нарушение определен законом и если соглашение заключено до наступления обстоятельств, влекущих ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.

Если кратко, то реальный ущерб – это один из видов убытков, наряду с упущенной выгодой.

Исходя из пункта 2 статьи 15 ГК РФ, реальный ущерб — расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, а также утрата или повреждение имущества лица.

В соответствии со статьей 393 ГК РФ, Должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.

При этом (пункт 2 статьи 307 ГК РФ), обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в ГК РФ. В качестве иных оснований статья 8 ГК РФ («Основания возникновения гражданских прав и обязанностей») указывает: решения собраний, акты государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; события, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий и др.

Как работает ОСАГО по вопросу износа

Несмотря на то, что обязательное страхование автогражданской ответственности установлено с целью обеспечения защиты прав потерпевших в результате ДТП граждан, в том числе в части возмещения причиненного вреда, предусмотренные законом об ОСАГО суммы, далеко не всегда покрывают понесенные потерпевшей стороной расходы.

Да и выплаты по полису ОСАГО носят несколько отсроченный характер. Иными словами, страховая компания возмещает не сразу и не все, например, износ запчастей и деталей кузова.

Важно! Согласно разработанной Банком России Единой методике расчета величины расходов, связанных с восстановлением поврежденного в ДТП транспортного средства, при определении суммы ущерба и затрат на ремонт:

  • учитывается износ отдельных запасных частей и деталей кузова;
  • износ не учитывается на работы и услуги автосервиса.

В итоге получалось, что водитель помимо того, что ежегодно оплачивал немалую стоимость страховки, еще и вынужден был в случае аварии доплачивать за ремонт транспортного средства из собственного кармана.

И так было на протяжении двадцати лет, пока Конституционный суд не пришел к иному выводу и не вынес соответствующее разъяснительное постановление.

Как работает ОСАГО по вопросу износа?

В первую очередь, нам нужно понимать, что ОСАГО призвано страховать ответственность водителя при наступлении страхового случая. Проще говоря, если вы оказались в результате ДТП должны кому-то денег за причинённый ущерб, то ОСАГО платит за вас… Но не всё (и не сразу, к сожалению)!

Речь идёт об износе. Существует Единая методика расчёта РСА возмещения по автогражданке. И эта методика предусматривает, что:

  • выплата или ремонт осуществляются с учётом износа запчастей и деталей кузова,
  • износ не учитывается на работы и Услуги автосервиса.

Что же получается, мы платим за страховку, порой немалую сумму, которая растёт с каждым годом, но ещё и сами должны доплачивать за восстановление авто после аварии? Именно так и работало ОСАГО почти 20 лет. Пока не пришёл Конституционный суд и не стукнул молотком, вынеся соответствующее постановление.

Пошаговая инструкция возмещения

Пока судебным органом не будет установлен истинный виновник аварии, ни о каких взысканиях ущерба речи не может идти. Протоколом только устанавливается факт допущенного лицом нарушения, а вину может признать только суд.

После судебных разбирательств, выносится постановление, в нем определена степень ответственности и меры, применяемые во исполнение решения суда к стороне ответчика по иску. Это может быть как натуральная компенсация денежных средств, так и полная оплата сервисных работ по восстановлению автомобиля.

В 2023 году судом дается 10 суток на подачу кассационной жалобы, если второй участник процесса не согласен с вынесенным решением. По истечении всех сроков на обжалование, решение вступает в законную силу, и только после этого можно начинать процедуру взыскания ущерба с виновника ДТП:

  • Если ответчик в добровольном порядке не спешит выплачивать причитающуюся сумму ущерба, то истец обращается в суд за возбуждением принудительного исполнительного производства по компенсации денежных средств.
  • Судебные приставы исполнители дают ответчику еще 10 суток на добровольное погашение долга, если этого не случается, то могут конфисковать часть личного имущества в счет покрытия долгов перед истцом. Но обычно выплаты компенсируются со всех видов заработка виновного лица в принудительном порядке.
  • Средства перечисляются на банковский счет, предварительного оговоренного в заявлении о возбуждении исполнительного производства.

После исполнения судебного постановления о взыскании ущерба с виновника ДТП производство прекращается, и дело в отношении собственника виновного авто закрывается.

Учитывается ли износ сейчас?

На данный момент все спорные вопросы разрешил Конституционный суд. Он разложил по полочкам все спорные моменты по вопросам взыскания ущерба без износа.

До этого суд принимал желание автовладельца выбрать качественные детали или увеличить сумму выплат за необоснованное обогащение, и выплаты назначались только с учётом износа по единой разработанной ранее методике.

Постановление №6-П, вступившее в силу в марте 2017 года, определило порядок назначения страховой суммы, запретив использовать расчёты с учётом износа автомобиля, так как полученная сумма была недостаточной для покрытия убытков. Принятые нормы позволили устранить ущерб в полном объёме за счёт компании-страховщика.

Читайте также:  Когда и как отмечать День ГАИ России (ГИБДД МВД РФ) в 2023 году

Теперь данные нормы перестали противоречить ГК РФ. Даже Федеральный закон «Об ОСАГО» и Единая методика не имеет прямых указаний на запрет расчёта суммы компенсации без учёта износа. То есть если суммы выплат по договору ОСАГО не достаточно для восстановления автомобиля, то недостающую сумму должен восполнить виновник аварии.

Для того чтобы правильно понять расчёт и методику выплаты разницы в стоимости восстановления, лучше рассматривать реальную ситуацию. Возьмём случай, когда произошло ДТП с участием 2-х автомобилей, у каждого из которых заключен договор обязательного страхования ОСАГО.

В первую очередь сотрудник ГИБДД или же аварийный комиссар заполняет все документы по аварии, которые вы обязаны отнести в собственную страховую компанию для подачи заявления на получение компенсации.

И так, в результате проведённых расчётов и восстановлении автомобиля, выплат не хватает. Что делать дальше?

Далее обращаемся в независимую экспертизу, где проводят полноценную оценку ущерба по общеизвестным единым критериям. Заполняют все документы с обозначением расчётов и стоимости восстановления автомобиля.

С этими документами обращаемся в суд с гражданским иском в отношении виновника аварии, будет открыто дело, где будут рассмотрены все документы с расчётами от страховой компании и независимого эксперта. В результате рассмотрения будет назначена сумма дополнительной компенсации, которую уже обязан выплатить виновник аварии.

Виновный так же будет извещён о вашем иске в суд и приглашён для участия в заседании.

Назначенная сумма может быть выплачена пострадавшему любым удобным способом. В случае отказа от выплат долг может быть переведён на рассмотрение судебных приставов.

Обязательно сохраняйте все полученные документы от страховой компании и от суда.

Износ автомобиля не должен учитываться судом, но сумму причинённого ущерба суд может снизить. Это делается на основании использования новых деталей в ремонте авто.

Оценка ущерба узлов и деталей, которые имеют нормальный и регулярный износ может быть снижена, так как они должны периодически меняться владельцем при эксплуатации авто вне зависимости от факта аварии.

Если виновник документально представит доказательства о соразмерном уменьшении стоимости ремонта, например если использовать детали другого производителя или менее дорогостоящие услуги по восстановлению, то сумма выплат может быть также снижена.

Нюансы взыскания материального ущерба

Наиболее часто при ДТП наносится урон автомобилям или другому имуществу граждан, поэтому требуется взыскание материального ущерба. Если виновник не обладает действующим страховым полисом ОСАГО, то ему придется самостоятельно выплачивать компенсацию другому участнику аварии. Взыскание ущерба с виновника ДТП может осуществляться двумя способами:

  • мирное решение вопроса, для чего виновник аварии соглашается выплатить другой стороне компенсацию в оптимальном размере, причем нередко для ее расчета обращаются участники аварии в автомастерские для оценки нанесенного урона;
  • если не желает автовладелец покрывать нанесенный ущерб, то пострадавшая сторона может обратиться в суд для принудительного взыскания средств.

Если используется судебный порядок, то это приводит к увеличению размера суммы, которую придется в итоге перечислить виновнику. Это обусловлено тем, что прибавляются судебные расходы и оплата услуг оценщика.

Как происходит оценка ущерба?

Для взыскания материального ущерба с виновника ДТП требуется определить, какие расходы пришлось понести другому участнику аварии для восстановления своего автомобиля. Процедура проводится в присутствии непосредственного автовладельца, виновника аварии и представителя страховой компании. Для этого они предварительно договариваются о месте и времени осуществления процесса.

Для проведения оценки, позволяющей определить нанесенный урон, автовладелец должен подготовить определенные документы:

  • паспорт;
  • ПТС;
  • свидетельство о регистрации автомобиля;
  • если еще не закончился срок гарантийного обслуживания, то дополнительно подготавливается сервисная книжка, в которой имеются отметки о прохождении ТО;
  • справка о ДТП, полученная от сотрудника ГИБДД, где приводятся все повреждения машины.

Для оценки используется единая методика, на основании которой определяется стоимость ремонта автомобиля, после чего происходит взыскание суммы ущерба с виновника ДТП. Выполняется процедура оценки только экспертом-техником, обладающим нужной лицензией. На основании выполненного процесса формируется специальный акт осмотра. С его помощью определяются не только расходы на восстановление автомобиля, но и утрата товарной стоимости машины. Подписывается акт экспертом, виновником и потерпевшим в аварии.

Нередко виновники аварии не приезжают на осмотр, а в этом случае в акте ставится нужная отметка. К этому документу прилагаются фотографии автомобиля.

Ещё один рабочий способ возмещения без учёта износа

Это уже старый способ, если вы о нём ещё не знаете.

Дело в том, что, потерпевший в ДТП вправе рассчитывать восстановление автомобиля до доаварийного состояния. Что же делать, если страховщик посчитал выплату с учётом износа на законных основаниях?

Здесь в игру вступает статья 1072 Гражданского кодекса РФ. Она прямо указывает, что в случае, если денег на восстановление имущества потерпевшего со страховой выплаты не хватает, то остаток обязан возместить причинитель вреда – то есть виновник ДТП.

Такое же заключение сделал однажды Кассационный суд, и за ним пошла вполне успешная судебная практика по взысканию разницы между расчётом страховой компании с учётом износа и без его учёта с виновников аварий.

О порядке взыскания, в каких случаях это возможно, а когда – нет, как правильно действовать в этих целях, вы можете подробно ознакомиться в нашей отдельной статье.

Если речь идет о европротоколе

Что касается варианта с использованием европротокола, то на основании этого документа потерпевшая сторона соглашается на получение выплат от страховой компании без права возмещения дополнительных расходов.

На первый взгляд, разницы между оформлением европротокола и фиксацией факта ДТП с участием сотрудников Госавтоинспекции нет.

Расчет компенсации и в том, и в другом случае производится в соответствии с утвержденной методикой, если бы не один нормативно-правовой акт.

Согласно п. 39 Постановления Пленума Верховного суда № 2 от 25.01.2015:

  • европротокол является упрощенным способом исполнения обязательств страховщиком;
  • вследствие применения упрощенного порядка оформления ДТП потерпевшая сторона лишается права предъявления требований относительно возмещения износа после осуществления выплат страховой компанией виновного водителя.

В своем постановлении Верховный суд ссылается на положения статьи 408 Гражданского кодекса РФ, что фактически приравнивает европротокол к расписке, выдаваемой должником своему кредитору, на основании которой последний вправе потребовать исполнения обязательств виновника аварии у страховщика.

В свою очередь страховая компания производит выплату средств, после чего обязательства виновного водителя считаются надлежаще исполненными.

Таким образом, соглашаясь на упрощенный порядок оформления дорожно-транспортного происшествия, потерпевшая сторона лишает себя права возмещения разницы между расчетом с учетом износа и расчетом без износа.

Читайте также:  Приватизация квартиры в 2023 году — общая информация

Итак, на стоящий автомобиль некоего Саиляна наехал другой автомобиль. Вина второго была установлена. Саилян обратился к своему страховщику за прямой выплатой. Страховщик организовал осмотр автомобиля, по результатам которого специалист составил акт. В акте было указано, что объем повреждений с технической точки зрения не соответствует заявленным событиям и получен при иных обстоятельствах. На этом основании страховщик отказал в направлении на ремонт или выплате страхового возмещения.

Пострадавший провел независимую оценку, а затем предъявил страховщику претензию, страховщик повторил свой отказ по тем же основаниям. Тогда Саилян обратился в суд с просьбой взыскать страховое возмещение в размере 346 300 рублей, неустойку, штраф и прочее.

Районный суд назначил судебную автотехническую экспертизу. Согласно ее заключению, часть повреждений автомобиля соответствует заявленному механизму столкновения. Стоимость восстановительного ремонта автомобиля истца по повреждениям, полученным в этой аварии, в соответствии с Единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт, утвержденной Центробанком, составляет без учета износа 346 300 рублей, с учетом износа — 256 500 рублей. Районный суд взыскал со страховщика сумму без учета износа, а также штраф 100 000 рублей, неустойку до заседания суда в размере 100 000, компенсацию морального вреда (1000 рублей), а также судебные расходы.

Кроме того, со страховщика в пользу пострадавшего взыскана неустойка за каждый день просрочки до дня фактического исполнения решения суда, но не более 300 тысяч.

Апелляционный суд, в который обратился страховщик, оставил это решение без изменения. Однако Второй кассационный суд определение апелляционного суда отменил и направил дело на новое рассмотрение, указав, что страховое возмещение взыскано в денежном эквиваленте, а следовательно, размер расходов на запчасти должен определяться с учетом износа. Это решение обжаловал в Верховном суде Саилян.

И Верховный суд указал, что по закону об ОСАГО страховщик после осмотра машины или проведения независимой технической экспертизы выдает потерпевшему направление на ремонт и осуществляет оплату стоимости восстановительного ремонта. При этом стоимость такого ремонта оплачивается без учета износа комплектующих.

Перечень случаев, когда страховое возмещение по выбору потерпевшего, по соглашению потерпевшего и страховщика либо в силу объективных обстоятельств вместо организации и оплаты восстановительного ремонта осуществляется в форме страховой выплаты, установлен законом об ОСАГО.

Страховщик не направил машину на ремонт, поэтому должен компенсировать его стоимость

Обстоятельств, в силу которых страховая компания имела право заменить без согласия потерпевшего организацию и оплату восстановительного ремонта на страховую выплату, судами не установлено.

Страховщик не исполнил своих обязательств по организации восстановительного ремонта, в связи с чем должен возместить потерпевшему стоимость такого ремонта без учета износа комплектующих. Поэтому Верховный суд отменил предыдущие решения и направил дело на новое рассмотрение во Второй кассационный суд.

Это новое слово в судебной практике, которое автовладельцам, конечно, выгоднее. Страховщикам дороже обойдется отказ от своих обязательств.

В рамках ОСАГО полученные в аварии повреждения оценивались с учетом износа комплектующих (за исключением отдельных групп). Рассчитанная страховщиком сумма обычно не покрывала всех затрат на ремонт автомобиля. Если при оценке оказывалось, что ремонт обойдется в сумму, которая превышает лимит компенсации по ОСАГО, разницу взыскивали с виновника аварии. Износ запчастей при этом также учитывался и пострадавший вынужден был искать б/у запчасти для ремонта своего авто.

В марте 2017-го года Конституционный суд постановил, что при взыскании ущерба с виновного в ДТП водителя степень износа комплектующих учитывать не стоит. В сумму компенсации включается стоимость новых запчастей и фактически понесенных расходов. При этом страховщик компенсирует ущерб как раньше, рассчитывая размер выплаты по Единой Методике (следует читать «по кривым справочникам РСА») да еще и с учетом степени износа.

Последствия этого решения Конституционного суда однозначно негативные для всех участников ДТП, кроме страховщиков:

  • бремя компенсации убытков в большей степени возлагается на виновника ДТП (чья автогражданская ответственность должна быть защищена полисом ОСАГО). Страховая компания возмещает ущерб по Единой Методике ЦБ РФ, учитывая износ комплектующих (при денежной выплате). При натуральном возмещении лимит компенсации по ОСАГО продолжает действовать. Если пострадавший в аварии автовладелец не удовлетворен, он не может предъявлять финансовые претензии к страховщику, а вынужден обращаться к виновнику ДТП, не учитывая износ комплектующих. Например, если на 20-летней иномарке повреждено и должно быть заменено ржавое крыло, ответчик должен будет оплатить стоимость новой кузовной детали;
  • для пострадавших водителей получение компенсации усложняется. Требовать возмещения убытков от виновника ДТП можно только через суд. Финансовые претензии при этом нужно обосновать, выполнив оценку повреждений, рассчитав стоимость восстановительного ремонта. Даже если суд примет решение в пользу истца, нет гарантий, что компенсация будет получена пострадавшим — исполнительное производство может затянуться на годы.

Единая методика обязательна для применения экспертами страховщика при расследовании последствий ДТП. Это собрание требований к порядку проведения экспертиз и методикам расчета. Там же установлены типовые коэффициенты пробега и износа. Утвержден документ в 2014 г. Несмотря на то, что в названии методики используется заглавие одного документа, она связывает три:

  1. «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» N 432-П.
  2. «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства» N 433-П.
  3. Электронная база стоимости запчастей.

Всего в документе 7 глав и 10 приложений-справочников. В главах подробно изложен порядок экспертиз после ДТП, процесс установки характера дефектов, описаны алгоритмы расчетов стоимости ремонта. В справочниках изложены:

  • № 1 — требования к проведению фотосъемки;
  • № 2–3 — перечень типовых повреждений и рекомендации производителей по ремонту кузова (иномарки);
  • № 4 — цены на запасные части по регионам. Всего определено 13 зон, в каждой из которых действуют свои цены. Например, запчасти в Санкт-Петербурге и Москве значительно дороже, чем в среднем по России;
  • № 5–6 — коэффициенты износа, дополнительные сведения;
  • № 7 — детали, для которых износ не предусмотрен (показатель износа — 0);
  • № 8 — данные по среднегодовому пробегу машины по регионам;
  • № 9 — коэффициенты эксплуатации;
  • № 10 — коэффициенты механических повреждений.

Эта методика применяется только для физлиц при страховании автогражданки. Результат каждой экспертизы должен быть оформлен в виде акта.

В настоящее время методика используется для того, чтобы рассчитать ущерб после ДТП, если экспертам СК необходимо выехать на место аварии при наступлении страхового случая. Методики ЕМРУ должны использовать эксперты при проведении независимой оценки повреждения автомобиля. Лицензированные частные специалисты или государственные эксперты во время судебного разбирательства также придерживаются утвержденных правил.

Независимая экспертиза

В случае обращения пострадавшего, за оценкой ущерба в независимую экспертизу, виновник снова будет обязан выплатить разницу сверх лимита по ОСАГО. Судебная практика показывает, что такие исковые заявления встречаются довольно часто. Независимая экспертиза была введена для снижения различий в результатах оценки, так как введена общая схема расчета страховых выплат.

ВНИМАНИЕ !!! Но, разница в сумме оценки бывает довольно существенной, что вызвано отличиями в характере и объеме нанесенных повреждений, без учета износа, судебная практика показывает следующий результат, виновному в аварии придется компенсировать сумму, превышающую сумму выплаты по страховке собственными силами.

Обязательное страхование гражданской ответственности введено с целью повышения защиты пострадавших в ДТП при использовании транспортных средств и не может приводить к уменьшению денежных компенсаций.

Взыскание ущерба с виновника ДТП с учетом износа

Размер страхового возмещения по полису ОСАГО рассчитывается по единой методике, утвержденной ЦБ РФ 19.09.2014 года. Страховая компания определяет сумму расходов на запасные части с учетом их износа, но в пределах утвержденного лимита. Ранее, если страховая компания определяла размер страхового возмещения и он не превышал 400 000 рублей, то пострадавшее лицо теряло право взыскания с виновника ДТП каких-либо сумм.

Оно могло обратиться в суд только в том случае, если подсчитанная страховщиком выплата была больше 400 000 рублей. Оставшуюся сумму должен был заплатить виновник аварии. Действия пострадавшей стороны находились в зависимости от того, в какую сумму выльется возмещение, подсчитанное страховщиком.

После вмешательства Конституционного суда ситуация изменилась. Автовладельцы из Краснодарского края вынуждены были обратиться за защитой своих интересов в Конституционный суд. Оказавшись пострадавшими в результате ДТП, они безуспешно пытались получить возмещение без учета износа замененных запасных частей. Все судебные инстанции отказывали им в удовлетворении их требований.

Конституционный суд посчитал их позицию обоснованной. Он признал, что ФЗ об ОСАГО можно применять только к отношениям между пострадавшим и страховщиком по поводу получения возмещения. Все остальные вопросы, возникающие между виновником аварии и пострадавшим должны рассматриваться по нормам ГР РФ.

Статьи 15 и 1064 ГК РФ предусматривают обязанность причинителя вреда возместить убытки в полном объеме. Статья 1072 ГК РФ четко оговаривает , что потерпевший должен получить ту сумму невосполненного ему ущерба, которая определяется как разность между суммой полученного возмещения и фактическим размером убытков, если страховая выплата не покрыла их.

Конституционный суд обратил внимание на то, что при определении по указанному выше методу размера выплат он не соответствует действительным затратам. Ведь стандартный подход исключает возможность принятия во внимание индивидуальность каждого автомобиля и особенностей, присущих каждому страховому случаю.

Итак, для получения разницы между страховой выплатой и фактическим ущербом потерпевший может подать иск к виновнику ДТП.

Что нужно предпринять для возмещения вам ущерба без учета износа:

  • правильно оформить документы после совершения ДТП. Сделать это можно, вызвав на место аварии сотрудников ГИБДД. Если позволяют условия, то составьте европротокол;
  • подайте заявление страховщику для получения возмещения или направления автомобиля на ремонт;
  • при покупке новых запасных частей сохраняйте все квитанции в подтверждение ваших расходов на доплату. Она определяется как разница между их реальной стоимостью и суммой, оплаченной страховщиком;
  • составьте претензию в адрес виновника аварии о возмещении вам сумм, потраченных на покрытие указанной выше разницы;
  • направьте претензию виновнику аварии почтой или вручите ему ее лично. Главное, иметь документы, подтверждающие получение им претензии с указанием даты ее вручения;
  • не забудьте приобщить к претензии копии всех подтверждающих документов;
  • при неполучении ответа или отказе виновника аварии готовьте иск в суд.

Чем будет руководствоваться суд при рассмотрении вашего иска?

Он будет учитывать рекомендации Конституционного суда и принимать во внимание следующее:

  • насколько эти расходы были необходимы и обоснованны;
  • условия использования автомобиля;
  • какие требования установлены производителем автомобиля;
  • имелся ли помимо замены запчастей на новые другой способ устранения повреждений автомобиля: более экономичный и вполне доступный;
  • подтверждены ли документально эти расходы.

Вместе с тем суд принимает во внимание сумму реального ущерба, указанную в исковом заявлении потерпевшим, только при условии, что она подтверждена доказательствами. Обязанность ее доказывания лежит на истце.

Первый проверенный способ получить выплату без износа

Итак, выше мы рассмотрели первый способ получить выплату по ОСАГО без учета износа. Алгоритм действий такой:

  • 1. Обратиться в страховую компанию после наступления страхового случая за возмещением ущерба.

В заявлении не нужно конкретизировать способ возмещения ущерба.

Страховщик в течение 20 дней, отведенных законом, производит оплату восстановительного ремонта с учётом износа (в кассе страховщика или денежным переводом на Ваш банковский счёт).

Поскольку оснований (за исключением оснований для денежной компенсации, указанных в п. 16.1. ст. 12 Закона об ОСАГО) для выплаты не было, то Вам должны были выдать направление на ремонт. Расчёт должен был быть произведён без учёта износа.

Таким образом, и при выплате деньгами расчёт также должен быть произведен без износа.

  • 2. Подать заявление о разногласиях в страховую компанию с требованием доплатить разницу в ремонте с учетом износа и без учета износа.
  • 3. При отказе страховой компании в доплате обратиться к финансовому уполномоченному.
  • 4. При отказе финансовым уполномоченным в удовлетворении требований обратиться в суд.

В суде в зависимости от конкретных обстоятельств дела можно добиваться дополнительных компенсаций:

  • за немотивированный отказ в страховой выплате – 0,05% от страховой суммы за каждый день просрочки;
  • за просрочку направления на ремонт или выплаты – 1% от суммы за каждый день;
  • за затянувшийся ремонт – 0,5% в день.

Справедливости ради стоит отметить, что у страховой компании имеются различные законные основания для уклонения от полного возмещения ущерба пострадавшему. Так, п. 15.2 ст.12 Закона об ОСАГО указывает на возможность возмещения вреда в форме страховой выплаты в случае, если у страховщика нет станций СТО, отвечающих требованиям данного закона. Например, нет автостанции в пределах 50 км от ДТП или места жительства потерпевшего или официальных дилеров для автомобилей младше 2 лет. Другим законным основанием может быть заключение соглашения с потерпевшим о денежном страховом возмещении, при выплате которого амортизация также учитывается.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *