Статья 29.7. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 29.7. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Административные дела рассматриваются в суде по нормам КоАП РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ. На заседании присутствует судья и правонарушитель. Участие секретаря судебного заседания и ведение протокола заседания законом предусмотрено. Если дело рассматривает другой уполномоченный орган, а не суд, процесс проходит аналогично. Должностное лицо рассматривает ситуацию.

Комментарии к ст. 22.1 КОАП РФ

1. В комментируемой статье закреплен перечень видов органов, которые могут быть наделены правом рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, а также законами субъектов РФ об административных правонарушениях. Перечень таких органов, объем полномочий каждого конкретного органа, перечень должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, установлены нормами главы 23 Кодекса. Законами субъектов РФ об административных правонарушениях также должны быть установлены в пределах их компетенции перечни органов, должностные лица, которые вправе рассматривать дела об административных нарушениях. При этом вопрос о полномочиях того или иного органа в области рассмотрения дел об административных правонарушениях должен решаться законодателем с учетом положений комментируемой статьи, а также других статей главы 22 Кодекса.

2. Ведущее положение в системе органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, ныне занимают суды.

К исключительной подсудности судов общей юрисдикции и арбитражных судов отнесены дела об административных правонарушениях, предусмотренных почти половиной статей Особенной части Кодекса. Кроме того, в случае необходимости применения административного наказания в виде конфискации предмета, явившегося орудием совершения или предметом административного правонарушения, лишения специального права, предоставленного физическому лицу, административного ареста, административного выдворения иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации, дисквалификации, а также административного приостановления деятельности на рассмотрение судей могут быть переданы дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями, перечисленными в ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ.

Дела, отнесенные к юрисдикции судей, распределяются между мировыми судьями (большая часть дел), районными судьями, гарнизонными военными судьями и арбитражными судьями (см. комментарий к ст. 23.1).

3. В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изм. и доп.) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав входят в федеральную систему органов, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Комиссии образуются в порядке, определяемом законодательством РФ и законодательством субъектов РФ (подробнее о составе, полномочиях и порядке деятельности комиссий по делам несовершеннолетних см. комментарий к ст. 23.2). Подведомственность дел об административных правонарушениях указанным комиссиям устанавливается настоящим Кодексом, а также законодательством субъектов РФ.

4. Наиболее многочисленным видом органов, должностные лица которых уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, являются федеральные органы исполнительной власти, их структурные подразделения, территориальные органы и их структурные подразделения, а также иные государственные органы, осуществляющие мероприятия по государственному контролю и надзору.

Как правило, федеральные органы исполнительной власти (в ряде случаев — федеральные службы) реализуют свои полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях через свои специальные структурные подразделения, возглавляемые главными государственными инспекторами в соответствующей отрасли. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица территориальных органов, осуществляющих полномочия соответствующего федерального органа на территории одного или нескольких субъектов РФ или на иной закрепленной за ними территории. В качестве примера можно привести федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. От его имени рассматривать соответствующие дела вправе: 1) главный государственный инспектор труда РФ, его заместители; 2) главный государственный правовой инспектор труда РФ; 3) главный государственный инспектор РФ по охране труда; 4) руководители структурных подразделений указанного федерального органа, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда); 5) руководители территориальных органов данного федерального органа, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда); 6) руководители структурных подразделений территориальных органов этого федерального органа, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда); 7) главные государственные инспекторы труда; 8) старшие государственные инспекторы труда; 9) государственные инспекторы труда (ст. 23.12).

К иным государственным органам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, следует отнести, в частности, военные комиссариаты (ст. 23.11).

5. К субъектам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, относятся также органы и учреждения уголовно-исполнительной системы (ст. 23.4).

6. Отдельно выделены органы, осуществляющие федеральный пробирный надзор и государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней (ст. 23.54).

7. Кроме того, некоторые категории дел об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, рассматривают органы исполнительной власти субъектов РФ, указанные в гл. 23, в случае передачи им полномочий РФ на осуществление государственного контроля и надзора (см., напр., ст. ст. 23.22.1, 23.23.1, 23.24.1, 23.26 и др.).

8. Следует также иметь в виду, что в статьях гл. 23 не используются официальные наименования федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений, учреждений и территориальных органов. Законодатель лишь указывает отрасль государственного управления, с осуществлением государственного контроля (надзора) в которой связывается право рассматривать дела о тех или иных административных правонарушениях.

Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти решаются Президентом РФ в соответствии со ст. 112 Конституции РФ, ст. ст. 12 и 32 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с изм. и доп.).

9. Аналогичным образом с учетом положений Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изм. и доп.) должен решаться вопрос о полномочиях органов и учреждений органов исполнительной власти субъектов РФ в области рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных законодательством соответствующего субъекта РФ.

10. Наряду с определением компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ и учреждений этих органов субъекты РФ могут создавать для рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, также административные комиссии и иные коллегиальные органы.

Рассмотрение административными комиссиями дел об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена Кодексом, ныне не предусмотрено.

Исчисление срока лишения специального права

  1. Течение срока лишения специального права начинается со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права.
  2. В случае уклонения лица, лишенного специального права, от сдачи соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов срок лишения специального права прерывается. Течение срока лишения специального права начинается со дня сдачи лицом либо изъятия у него соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов.
  3. Течение срока лишения специального права в случае назначения лицу, лишенному специального права, административного наказания в виде лишения того же специального права начинается со дня, следующего за днем окончания срока административного наказания, примененного ранее.

ПРОТОКОЛ судебного заседания

гор. Майск

«02» июля 2003 года

Мировой судья судебного участка N 1 г. Майска Попов И.Н.

с участием старшего оперуполномоченного ОМ-21 г. Майска Тимошина А.Д., лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, — Гамова Ивана Степановича, при секретаре Семиной Ю.В., в открытом судебном заседании рассмотрел материалы дела об административном правонарушении в отношении Гамова Ивана Степановича, 18.03.1985 года рождения, учащегося Майского торгового училища, проживающего по адресу: г. Майск, ул. Светлая, д. 28.

Судья открыл судебное заседание, объявил, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности.

Секретарь судебного заседания доложил о явке.

В судебное заседание явились: лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, — Гамов И.С., старший оперуполномоченный ОМ-21 г. Майска Тимошин А.Д., свидетель Малыхин В.П., свидетель Соболев А.В.

Судья разъясняет лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности.

Права и обязанности участникам понятны.

Заявлений, отводов не имеется.

В судебном заседании оглашается протокол об административном правонарушении от 20.06.2003.

Гамов И.С. — В протоколе все записано правильно. Я действительно вместе с Яковлевым Андреем вызвал скорую помощь на адрес нашего соседа Малыхина. Это мы сделали, желая пошутить над ним. О том, что так делать нельзя, я знаю. Но не знал, что за это может наказать милиция. Больше так делать не буду.

Оперуполномоченный Тимошин А.Д. — 20 июня 2003 года, находясь на дежурстве, я получил вызов по адресу: ул. Светлая, 24. По прибытии на место меня встретил Малыхин и пояснил, что Гамов и Яковлев, желая подшутить над ним, вызвали скорую помощь. Также он пояснил, что ранее Гамов и Яковлев дразнили его, приставали, бросали в него окурки сигарет и всячески выражали к нему свою неприязнь.

Гамов И.С. пояснил мне, что действительно вызвал скорую помощь, желая подшутить над Малыхиным. Тогда я составил протокол об административном правонарушении в отношении Гамова И.С.

В судебное заседание приглашается в качестве свидетеля Малыхин В.П.

Малыхин В.П. — 20 июня 2003 года примерно в 19 часов 50 минут ко мне домой приехала бригада врачей скорой медицинской помощи. Я объяснил им, что «скорую» не вызывал. Медработники уточнили мой адрес и фамилию. Поняв, что вызов ложный, они уехали. Когда я вышел на улицу, Гамов и Яковлев подбежали ко мне, стали обзывать меня и говорить, что я больной, поэтому они вызвали мне скорую помощь. Раньше они тоже подшучивали надо мной и дразнили меня. Решив пресечь их действия, я обратился в милицию. Когда милиция приехала, то на Гамова составили протокол. При этом он признался, что специально вызвал скорую помощь.

В судебное заседание приглашается в качестве свидетеля Соболев А.В.

Соболев А.В. — 20 июня 2003 года я дежурил в составе бригады на машине скорой помощи. Примерно в 19 часов 30 минут поступил вызов на ул. Светлая, д. 24. Прибыв по указанному адресу, мы поняли, что вызов был ложным. Я еще раз связался с дежурным врачом, чтобы уточнить адрес и фамилию пациента. Он повторил: «Малыхин, ул. Светлая, 24». После этого мы уехали.

Судья выясняет, имеются ли у сторон какие-либо дополнения.

У сторон дополнений нет.

Суд переходит к выслушиванию судебных прений.

Оперуполномоченный Тимошин А.Д. — Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что 20 июня 2003 года примерно в 19 часов 27 минут 18-летний Гамов И.С. совместно с 16-летним Яковлевым А.А. решили подшутить над своим соседом Малыхиным В.П.: позвонить по телефону службы скорой медицинской помощи «03» и вызвать бригаду врачей для Малыхина. Набрав телефонный номер, Гамов И.С. сообщил дежурному медработнику о том, что неотложная медицинская помощь требуется по адресу: г. Майск, ул. Светлая, 24. По поступившему вызову на указанный адрес прибыла машина скорой помощи. Убедившись в том, что вызов был ложным и в действительности оказание неотложной помощи не требуется, врачи уехали. Гамов и Яковлев в это время наблюдали за происходящим с крыльца дома N 26 по ул. Светлой г. Майска. После того как машина скорой помощи уехала, Гамов и Яковлев стали дразнить Малыхина, признавшись при этом, что скорая помощь была вызвана ими. Услышав это и учитывая предыдущее поведение Гамова и Яковлева, Малыхин вызвал сотрудников милиции, которым сообщил о ложном вызове скорой помощи.

С учетом изложенного полагаю, что действия Гамова обоснованно и правильно квалифицированы как заведомо ложный вызов специализированных служб, то есть по ст. 19.13 КоАП РФ.

Думаю, что виновность Гамова в совершении данного административного правонарушения нашла свое полное подтверждение в судебном заседании.

Учитывая возраст Гамова, его характеристики, а также признание и раскаяние в содеянном, полагаю, что в качестве наказания ему следует назначить штраф в минимальном размере, предусмотренном законом за свершение данного правонарушения, — 10 МРОТ.

Гамов И.С. — Я признаюсь, что позвонил в «скорую помощь», чтобы пошутить над Малыхиным. Больше так делать не буду. Но не согласен с тем, чтобы за ложный вызов скорой помощи назначали такое наказание — штраф 10 МРОТ. Я не в состоянии выплатить такой большой штраф, так как являюсь студентом. Моя стипендия составляет 500 рублей.

Сторонам предоставляется право на реплики. Реплик нет.

Судья удаляется в совещательную комнату.

По выходе из совещательной комнаты оглашено постановление о наложении административного наказания.

Участникам процесса разъяснен порядок обжалования постановления, а также право на ознакомление с протоколом судебного заседания и принесение замечаний на протокол судебного заседания.

21 июня 2003 года примерно в 23 часа 40 минут Гуров И.С., находясь в нетрезвом состоянии, пришел к общежитию N 3 Ткацкого комбината г. Майска, расположенному по ул. Мира, 4, г. Майска, где стал требовать у вахтера позвать его знакомую Шмелеву И.А., поясняя, что накануне он с ней поссорился, а теперь пришел мириться. На это вахтер общежития Мишина М.М. ответила Гурову, что в ночное время посещение общежития запрещено и он может встретиться и поговорить со Шмелевой утром.

Гуров, продолжая требовать, чтобы его впустили в общежитие, стал выражаться в адрес Мишиной М.М. нецензурной бранью, высказывать угрозы применения физического насилия, после чего взял лежавший на дороге камень, разбил им стекло и самовольно проник на первый этаж общежития.

Проснувшиеся в это время Ларин С.А. и Ларина А.М., проживающие в комнате 7 указанного общежития, задержали Гурова И.С. и вывели его на улицу.

Читайте также:  Хочу сохранить свой номер при продаже авто: как это сделать

Вызванные Мишиной М.М. сотрудники милиции доставили Гурова в ОМ-21 г. Майска, где составили в отношении него протокол об административном правонарушении.

В судебном заседании Гуров И.С. признался в содеянном, пояснил, что совершил данное правонарушение, так как был пьян.

Выслушав мнение сторон, объяснение свидетелей Шмелевой И.А., Мишиной М.М., Ларина С.А., проанализировав представленные материалы дела об административном правонарушении, нахожу, что производство по делу об административном правонарушении в отношении Гурова И.С. подлежит прекращению, поскольку в его действиях усматривается состав уголовного преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 213 УК РФ.

Исходя из обстоятельств, установленных в судебном заседании, Гуров И.С. совершил грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, которое сопровождалось угрозами применения насилия, а также повреждением чужого имущества, что не позволяет рассматривать содеянное Гуровым как мелкое хулиганство.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ,

О презумпции невиновности

При рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в ст. 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности – презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.

Как проходит судебное заседание по административному делу?

При рассмотрении административного дела судом, как правило, судья единолично рассматривает административное дело с участием правонарушителя. При рассмотрении не присутствует секретарь судебного заседания и не ведется протокол заседания. Аналогичным образом рассматриваются дела иными уполномоченными органами, т.е. дело рассматривается должностным лицом.

При этом до того, как правонарушитель зайдет в кабинет к судье или в зал, с него берут подписку о разъяснении ему его прав.

При рассмотрении дела судья объявляет, кто рассматривает дело и какое дело рассматривается. Устанавливается личность лиц, которые явились на рассмотрение дела, разъясняются их права и обязанности, разрешаются поступившие ходатайства и отводы. Далее судья заслушивает пояснения правонарушителя, при необходимости задает вопросы, после чего удаляется в совещательную комнату и выносит судебный акт по делу.

Сколько длится судебное заседание по административному делу?

Ответить на вопрос, сколько длится судебное заседание по административному делу, невозможно, поскольку заседание может длиться 5 минут, а может и несколько часов.

Длительность рассмотрения административного дела зависит от состава правонарушения, от того признает ли лицо свою вину или нет, от пояснений лица по вопросу привлечения его к ответственности, от количества доказательств по делу, от заявляемых ходатайств и т.п. Также на длительность судебного заседания будет влиять время нахождения судьи в совещательной комнате.

Например, когда мировыми судьями рассматриваются аналогичные административные дела, тогда у них уже имеется выработанная практика по принятию решений по таким делам и судебные акты выносятся однотипные, меняется только ФИО правонарушителя, поэтому рассмотрение дела происходит в течение 5 минут. Если же на рассмотрение поступило дело по какому-то новому для судьи составу правонарушения, тогда потребуется немного больше времени, поскольку необходимо будет не только разобраться в деле, но и напечатать судебный акт, скажем так, не по типовой форме.

Судебный порядок рассмотрения дел

В суде, рассматривающем дело, на основании статьи 29.7:

  • объявляется состав суда;
  • Определяется, обеспечена ли явка гражданина или представителя организации, в отношении которых решается вопрос. В ряде случаев допускается заседание в отсутствии лица;
  • проверяются полномочия представителей;
  • разъясняются права и обязанности;
  • слушаются ходатайства и заявления, а также возможные отводы;
  • зачитывается протокол, а также слушаются доводы сторон, показания иных лиц, призванных к участию в процессе, объяснения экспертов и проверяются все факты и основания, которые определяют правовую возможность наказать виновное лицо.

Не явился в суд по административному делу

Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, должностным лицом органа, ведущего административный процесс, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.Протокол об административном правонарушении И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя. Ф. Ницше «По ту сторону добра и зла» (с) Обзор суд практики за 4кв. 2006 Вопрос 11: Каковы сроки и порядок привлечения лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ? Ответ: Часть 1 ст. 20.25 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неуплату административного штрафа, в срок предусмотренный Кодексом.Неявка в суд по административному правонарушению Согласно ст.

Какой суд рассматривает административные правонарушения

от 29.05.85 г.

16.10.85 г. 19.05.89 г.

15.09.89 г. 29.07.91 г.

15.11.91 г. 23.12.93 г. 15.11.94 г.

05.10.2000 г. 05.04.2001 г.) Статья 277. Сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях.

Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом (должностным лицом), правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 422, частью первой статьи 44, статьями 44\ 1061, 1062, 162, 173,173\ 178, 185, частью первой статьи 1853, статьями 1857, 18510, 18822, 203-2061, рассматриваются в течение суток, статьями 146,160,1602,1851, 2127-21220 — в трехдневный срок, статьями 461, 51 и 176 — в пятидневный срок, а статьями 101-103 настоящего Кодекса — в семидневный срок.

Остановимся на основных сроках рассмотрения дела в первой инстанции на разных этапах арбитражного производства. Принятие иска к рассмотрению решается судьей единолично в течение пяти дней после поступления искового заявления в арбитражный суд (ст. 127 АПК РФ). Время на подготовку к судебному разбирательству определяется судьей, учитывая обстоятельства конкретного спора, а также то, какие нужно совершить процессуальные действия (ст. 134 АПК РФ). Срок рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции не превышает шести месяцев со дня поступления иска (ст. 152 АПК РФ).

Специальные сроки рассмотрения установлены:

  • по делам, вытекающим из административных и иных публичных правоотношений (статьи 194, 200, 205, 210, 215 АПК РФ);
  • по делам о банкротстве (пункты 2 и 6 ст. 42, статьи 51 и 62 Закона № 127-ФЗ).

При пересмотра дела в апелляционной или кассационной инстанциях, рассмотрение жалобы осуществляется в течение двух месяцев со дня поступления. Два месяца считается вместе с подготовкой к разбирательству и принятием решения (статьи 267 и 285 АПК РФ).

Подсудность административных правонарушений

Определение 1

Подсудность административных правонарушений — компетенция конкретных судов судебной системы по рассмотрению дел об административных правонарушениях по первой инстанции.

Выделяют родовую и территориальную подсудность:

  1. Родовая подсудность административных правонарушений – распределение их между судами различных уровней

    Дела об административных деликтах могут рассматривать:

    • районные суды
    • мировые судьи;
    • гарнизонные военные суды
    • судьи арбитражных судов
  2. Территориальная подсудность административных правонарушений – разграничение рассмотрения дел об административных правонарушениях судами одного звена, но на разной территории.

Общим является правило рассмотрения административного дела судом территориального расположенного там же, где и орган, осуществлявший расследование.

Подведомственность
означает распределение всех дел об
административных правонарушениях между
органами административной юрисдикции,
уполномоченными рассматривать дела и
назначать административные наказания.

В административных
производствах нередко одни органы
(должностные лица) имеют полномочия
возбуждать и расследовать дела, другие
— рассматривать их и принимать
постановления, третьи — исполнять эти
постановления. То есть в данном случае
речь может идти о постадийной
подведомственности.

Кроме того, выделяют
родовую, видовую, территориальную и
должностную подведомственность (см.
Бахрах. Д.Н Административное право.
Учебник. М: «БЕК», 1993.).

  • Родовая
    подведомственность определяет, в рамках
    какого юридического процесса
    (административного или судебного)
    рассматривается дело (само дело
    рассматривается в административном
    порядке, а жалоба на постановление — в
    суде).
  • Видовая
    подведомственность указывает, какой
    вид органов исполнительной власти
    расследует и рассматривает дела и
    исполняет постановления по ним.
  • Территориальная
    подведомственность определяет, какие
    территориальные органы уполномочены
    производить действия по делу (транспортная
    милиция).
  • Должностная
    подведомственность определяет, кто из
    должностных лиц органа исполнительной
    власти имеет полномочия возбуждать,
    расследовать дела, принимать постановления
    по ним, исполнять эти постановления.

Комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав
являются основными органами,
рассматривающими дела об административных
правонарушениях лиц в возрасте от 16
до18 лет. Они образуются главами района,
городской, районной (в городе) администрации.

  1. КОАП предусматривает
    случаи, когда уполномоченные органы, в
    том числе административные комиссии,
    органы местного самоуправления, судьи,
    органы внутренних дел, пограничной
    службы вправе передавать дела о
    правонарушениях несовершеннолетних
    на рассмотрение комиссиям по делам
    несовершеннолетних и защите их прав.
  2. Однако некоторые
    дела, например, о неповиновении законному распоряжению сотрудника милиции,
    разрешаются судьями и не подлежат
    передаче в комиссии по делам
    несовершеннолетних и защите их прав.
  3. Комиссии по делам
    несовершеннолетних и защите их прав
    могут рассматривать также дела в
    отношении родителей (и лиц, их заменяющих),
    не обеспечивших надзор за несовершеннолетними.

Судьи
(мировые судьи) рассматривают наиболее
сложные дела об административных
правонарушениях с повышенной общественной
опасностью.

Они полномочны применять
наиболее суровые административные
наказания: административный арест,
лишение специального права, конфискация
и возмездное изъятие предметов,
административное выдворение из пределов
РФ иностранных граждан и лиц без
гражданства, дисквалификация.

  • В их компетенцию
    входит рассмотрение дел о правонарушениях,
    посягающих на права граждан; здоровье;
    санитарно-эпидемиологическое благополучие
    населения и общественную нравственность;
    институты государственной власти и
    порядок управления; общественный порядок
    и общественную безопасность; правонарушение
    в области коммерческой деятельности,
    в области финансов и налогообложения.
  • Органы внутренних
    дел
    рассматривают дела об административных
    правонарушениях, предусмотренных значительным числом статей КОАП РФ.
  • В частности, к
    ведению милиции отнесено рассмотрение
    дел о незаконном обороте наркотических
    средств, нарушениях правил, связанных
    с обеспечением безопасности и
    функционировании транспортных средств
    и объектов, о нарушениях правил дорожного
    движения, нарушениях в сфере торговли,
    нарушениях общественного порядка и
    порядка управления и др.
  • Рассматривать
    дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания
    могут следующие должностные лица органов
    внутренних дел:
  • а) начальники
    органов внутренних дел и их заместители;
  • б) начальники или
    заместители начальников районных,
    городских, районных (в городах) отделов
    (управлений) внутренних дел;
  • в) начальники
    (заместители) органов внутренних дел
    на транспорте;
  • г) начальники
    городских, поселковых, линейных (на
    транспорте) отделений милиции;
  • д) начальники
    (заместители начальников) отделений
    (отделов, управлений) ГИБДД, командиры
    подразделений дорожно-патрульной
    службы, их заместители, инспекторы
    ГИБДД, автомобильные инспекторы дорожного
    надзора и другие работники ГИБДД, имеющие
    специальные звания;
  • е) уполномоченные
    инспекторы милиции.
  • Виды конкретных
    дел об административных правонарушениях,
    рассматриваемых должностными лицами
    милиции, размер санкций по этим делам
    определены КАОП РФ.

Органы государственной
противопожарной службы осуществляют
специальный вид государственной
надзорной деятельности. В соответствии
с Федеральным законом РФ «О пожарной
безопасности» от 12 декабря 1994 г.

определен
перечень должностных лиц, полномочных
возбуждать и рассматривать дела об
административных нарушениях правил
норм и стандартов в области пожарной
безопасности и назначать административные
наказания.

Кроме перечисленных, КОАП
РФ закрепляет юрисдикционные полномочия
значительного числа других органов
исполнительной власти и их должностных
лиц.

Нормативные акты
и литература

  1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.

  2. Кодекс РФ об административных правонарушениях (введен в действие с 1 июля 2002г.).

  3. Законодательные акты субъектов РФ об административных правонарушениях (по выбору студентов).

  4. Учебники и учебные пособия по административному праву.

  5. Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях (под ред. Е.Н. Сидоренко, изд. 2, исп. и доп.). М., 2002.

Сроки и решения в административном судопроизводстве

При правильной подготовке документов и подаче административного иска истцом суд обязан вынести одно из нижеследующих процессуальных решений:

  1. О принятии иска к производству и подготовке дела к судебному разбирательству. Такое решение принимается судьей в течении 3-х дней с момента поступления ему иска, копии иска и необходимые приложения направляются ответчику для ознакомления.
  2. Об отказе в принятии иска. Такое решение выносится в форме мотивированного определения, на основании норм, установленных статьей 128 КАС РФ. Определение может быть обжаловано в частном порядке, повторная подача административного иска не допускается.
  3. Об оставлении искового заявления без движения в связи с необходимостью исправления недостатков, в частности касается документов, прилагаемых к иску и определении судебных расходов. Очень важно соблюдение сроков, установленных судьей для исправления недостатков, в противном случае иск будет возращен заявителю и считается не поданным. После исправления ошибок заявление принимается к производству и сроки по рассмотрению дела начинают течь с момента подачи иска первоначально.
  4. О возвращении иска заявителю. Как правило, такое решение принимается при несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора, при нарушении правил подсудности и прочие.

Срок рассмотрения административного дела не должен превышать 2-х месяцев с момента поступления искового заявления в суд. В случае, если дело рассматривает Верховный суд, то срок рассмотрения не должен превышать 3-х месяцев. Указанные сроки могут быть продлены не более чем на один месяц председателем суда, при этом истец не может воспользоваться правом на подачу заявления об ускорении рассмотрения дела в судебном процессе.

Отложение судебного разбирательства по административному делу

Обычный порядок осуществления судебного разбирательства по административному делу является наиболее оптимальным и часто встречающимся вариантом, поскольку представляет собой достаточно быстрый и эффективный способ защиты нарушенного права. Однако, в ряде случаев в ходе судебного заседания судьей может быть вынесено определение об отложении разбирательства по следующим основаниям:

  • в силу необходимости осуществить другие процессуальные действия, например, назначить экспертизу или пригласить специалиста;
  • если одна из сторон подала ходатайство о предоставлении дополнительных доказательств по делу;
  • в случае, если судом было признана обязательная явка лица, которое отсутствует в судебном заседании, при условии, что это лицо было извещено надлежащим образом;
  • если, по мнению суда, данное административное дело не может быть рассмотрено в назначенном судебном заседании.

Во всех указанных выше случаях суд выносит определение об отложении судебного разбирательства и назначает дату и время нового судебного заседания, которое в следующий раз начинается сначала.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *