Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приватизация придомовой территории в МКД». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Жители МКД становятся полноправными собственниками участка, а значит, они получают дополнительные возможности распорядиться своей общей землей. Права собственности на землю, по словам юристов, опрошенных редакцией «РБК-Недвижимости», не ограничиваются. Собственники вправе принять решение даже о строительстве на участке в установленном законом порядке либо передаче части участка в аренду, поясняют они.
На каком основании земля принадлежит собственникам
Если территория поставлена на кадастровый учет и сформирована до вступления в силу Жилищного кодекса (то есть до 01.03.2005), то владельцы квартир в многоквартирном доме считаются ее собственниками со дня вступления в силу этого кодекса, рассказал «РБК-Недвижимости» представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (Росреестр).
Если же участок сформирован и занесен в кадастр после принятия кодекса, то право совместной собственности появляется в силу закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ». Данные положения были неоднократно подтверждены судами, а также министерствами и ведомствами России, добавил он.
«В силу закона о государственной регистрации недвижимости доказательством существования права на недвижимое имущество является государственная регистрация такого права в Едином государственном реестре недвижимости», — рассказали юристы, опрошенные «РБК-Недвижимостью». По их словам, для того чтобы это право собственности на землю являлось официальным, его необходимо оформить и внести соответствующие данные в государственный реестр.
Однако оформить землю под многоквартирным домом в Москве непросто и часто возможно только через суд, отмечают юристы. Основными проблемами они называют то, что на кадастровой карте столицы под многими домами не сформирован земельный участок, часто его границы не определены.
Согласно действующему законодательству (№ 189-ФЗ от 29.12.2004) формированием земельных участков, на которых расположен многоквартирный жилой дом, занимаются органы государственной власти или местного самоуправления. В Москве таким уполномоченным органом является департамент городского имущества, который в рамках своих полномочий утверждает границы участка на кадастровой карте территории, если участок размежеван.
Как оформить землю у дома в собственность
Земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом с прилегающей территорией, может быть оформлен в общую долевую собственность владельцев помещений многоквартирного дома (МКД). По словам Михаила Кюрджева, основанием для регистрации права является решение собственников МКД, а также кадастровый паспорт земельного участка.
Необходимо проверить по публичной кадастровой карте, сформирован ли земельный участок под конкретным домом. Если сформирован и вы знаете его номер, надо отправить запрос на получение сведений об участке на сайте Росреестра. После оплаты и получения выписки с паспортом и свидетельством о праве собственности на жилое или нежилое помещение в этом доме (сейчас вместо свидетельства о праве собственности выдают выписку и ЕГРН) обратиться в Центр предоставления государственных услуг «Мои документы». В центре госуслуг следует оплатить госпошлину 600 руб. и сдать документы, через три дня выписка о праве на долю в общедолевой собственности на участок должна быть готова.
Если участок под домом не сформирован, то регистрацией права занимаются сами жильцы. Обычно они организуют общее собрание, заключают договор с кадастровым инженером, оплачивают подготовку межевого плана, назначают представителя. Последний заполняет заявление и сдает пакет документов в Росреестр.
Для того чтобы оформить кадастровый паспорт на земельный участок, необходимо осуществить межевание земельного участка. Кадастровый инженер готовит проект межевания. Далее необходимо согласовать проект границ с собственниками соседних участков (если такие есть) или с правительством Москвы (если вся земля вокруг принадлежит городу), описывает процедуру Михаил Кюрджев.
Как правило, кадастровый инженер берет данные об обслуживаемой территории у эксплуатирующей организации (то есть учитывается та площадь, которую по факту содержат собственники МКД, оплачивая расходы на эксплуатацию и уборку самого дома и прилегающей территории), поясняет Михаил Кюрджев.
Межевой план утверждается департаментом городского имущества Москвы и затем выносится на публичные слушания, на которых абсолютным большинством голосов собственники жилого дома утверждают (или не утверждают) проект межевания. «Данная процедура законна и прописана в ст. 46 Гражданского кодекса. Она существует для того, чтобы собственники могли ознакомиться с межевым планом, задать вопросы проектировщикам, внести свои предложения. После утверждения проекта начинаются собственно межевые работы. Как правило, они стоят около 30–40 тыс. руб. с одного дома.
После этого с межевым планом на руках собственники обращаются в Росреестр, чтобы их участок был поставлен на кадастр», — дополняет Мария Литинецкая.
Нужно сформировать границы придомового участка. Для этого представители собственников обращаются в местную администрацию (а точнее, в Департамент городского имущества) с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, и о его постановке на кадастровый учет.
Следом необходимо пригласить кадастрового инженера, который подготовит межевой план территории: в нем отображаются границы земельных участков и их проектные площади. Важно при этом согласовать границы территории с собственниками соседних участков и подписать с ними акт согласования. Если в ходе работ возникнут споры, то решить их может только суд.
После того как границы участка согласованы, межевой план направляется в Росреестр и, если замечаний к его оформлению нет, его утверждают.
Что понадобится для оформления придомовой земли
Следует обратиться в Росреестр (лично или через МФЦ) с пакетом документов:
- заявление о регистрации права общей долевой собственности;
- паспорт представителя собственников;
- протокол общего собрания собственников;
- межевой план территории;
- технический паспорт дома (можно взять в управляющей компании);
- постановление об утверждении схемы расположения участка (выдается администрацией);
- квитанция об уплате госпошлины (составляет 200 рублей);
- документы, подтверждающие права всех собственников на помещения в доме;
- документ, где в свободной форме будут указаны сведения о собственниках, их долях в праве общей собственности, площадях квартир и дома.
Если все прошло успешно, то в течение 30 дней Росреестр предоставит выписку из ЕГРН, которая даст собственникам помещений право распоряжаться придомовой территорией.
Заявление на приватизацию
Заявление на приватизацию придомовой территории многоквартирного дома – документ, наличие ошибок в котором приводит к отказу в оформлении земли в собственность и возврату всего пакета бумаг. Именно поэтому составлять его необходимо с особой внимательностью и в строго установленной форме. Документ должен обязательно содержать:
- Наименование органа-получателя.
- ФИО, место проживания или пребывания заявителя.
- Суть заявления. В тексте его необходимо указать данные одного или нескольких собственников МКД, адрес, по которому расположено строение, а также кадастровый номер объекта недвижимости. Далее по тексту излагается сама просьба предоставить в собственность земельный участок, на котором возведено здание, а также прилегающую к нему территорию.
- Перечень бумаг, прилагаемых к заявлению.
- Дату составления и подпись заявителя.
✅ Нужно ли и зачем приватизировать участок под многоквартирным домом?
Переоформление придомовой территории малоэтажных многоквартирных домов означает перевод земли в распоряжение участников долевой собственности. Чтобы составить общую картину, рассмотрим плюсы и минусы процедуры.
Преимущества | Недостатки |
---|---|
Создание инфраструктуры
Вместо невыгодных жильцам ТЦ, магазинов, баров, ночных клубов и платных стоянок можно создать парковую площадь, бесплатную стоянку, детскую площадку, спортивную зону, место для гаражей и т.д. |
Налоги
Основной недостаток владения землей под многоквартирным домом – обязанность платить поземельный налог. Сумма определяется в соответствии со ст. 392 НК РФ. Кроме того, если земля сдаётся в коммерческую аренду, собственники обязаны уплачивать налог на прибыль. Оплата происходит ежегодно после получения квитанций от уполномоченного налогового органа. |
Защита земли
Неприватизированная земля принадлежит муниципалитету – власти могут в любое время изъять участок для своих нужд. Перевод в собственность придомовой территории защитит землю от принудительного изъятия органами местного самоуправления. Ну а если изъятие неминуемо, жильцы получат обязательную денежную компенсацию от муниципалитета. |
Штрафы
Ненадлежащая эксплуатация приватизированной придомовой территории может привести к санкциям со стороны администрации. Обычно это выражается в виде штрафов. Например, за несвоевременную уборку снега или за организацию неположенной парковки для автомобилей. |
Коммерческий интерес
Иногда участок под домом имеет выгодное местоположение, чем привлекает разного рода предпринимателей. Владельцы долевого имущества на землю могут договориться друг с другом и сдать такую землю в коммерческую аренду. Это отличная возможность застроить территорию инфраструктурой для района, и одновременно получить прибыль от коммерческой аренды. |
Процедура приватизации земельного участка под многоквартирным домом
Приватизация придомовых территорий в 2022 году ничем не ограничена. Это значит, что жильцы домов могут самостоятельно организоваться и оформить землю возле дома в собственность. На сегодняшний день далеко не все земельные участки были приватизированы и более того, многие люди не имеют малейшего представления о том, как происходит процесс.
Сегодня мы расскажем о том, как происходит приватизация земли под многоквартирным домом, какие плюсы и минусы это дает будущим владельцам.
Вам не нужно будет тратить свое время и нервы — опытный юрист возмет решение всех ваших проблем на себя!
Приватизация представляет собой передачу права собственности на землю возле жилого дома. Если мы говорим о придомовых территориях, то собственность на участок будут распределена между всеми жильцами дома. Прежде чем решаться на этот шаг, необходимо принять коллективное решение.
Далее мы обсудим плюсы и минусы, проанализировав которые, нужно сделать вывод. Забегая наперед, отметим, что это позволит дополнительно защитить землю и даст возможность свободно распоряжаться участком. Одновременно с этим появятся дополнительные заботы и затраты.
Поскольку речь идет о многоквартирном доме, то собственность будет коллективная. Это значит, что каждый зарегистрированный в доме человек будет наделен частью от общей доли. Отметим, что продать свою часть невозможно.
Как правило, обслуживание делегируется управляющей компании, которая выполняет все необходимые работы за определенную плату.
Пошаговая инструкция приватизации
Оформление в собственность территории, прилегающей к МКД, производится по следующему алгоритму:
- Проведение общего собрания собственников многоквартирного дома, к которому прилегает земельный участок. Мероприятие считается действительным только при условии, что в нем участвовало более 50% собственников всех помещений, расположенных в МКД, а сама приватизация возможна при поддержке более половины присутствующих.
- По результатам проведенного собрания оформляется протокол, отражающий повестку и окончательное решение, а также утверждается лицо, которое будет действовать от имени всех владельцев.
- Далее происходит подача заявления установленного образца в комитет земельных ресурсов.
- Проведение процедуры межевания земельного участка, прилегающего к МКД, компетентной организацией.
- Получение паспорта объекта и постановка прилегающей к многоквартирному дому территории на кадастровый учет.
- Регистрация права собственности в Росреестре.
- Получение Свидетельства, подтверждающего право собственности на прилегающий земельный участок.
ВАЖНО
Для успешного проведения приватизации придомовой территории многоквартирного дома необходимо тщательно проверять правильность заполнения документов на всех этапах процедуры, поскольку наличие ошибок и неточностей значительно затянет оформление.
В законодательстве закрепляется, что собственник недвижимого имущества, расположенного на территории, принадлежащей государству или муниципалитету – имеет возможность выкупить или арендовать земельный надел, где расположен этот объект.
Устанавливается, что на безвозмездной основе человек имеет возможность приватизировать в течение жизни лишь один участок. Остальные процедуры подобного рода проводятся платно.
Отказать в проведении рассматриваемой процедуры могут только, когда участок изымается или ограничивается в обороте. Также отказ предусматривается в ситуации, когда на этой территории планируется возведение другого объекта. Решение об отказе может быть обжаловано заявителем посредством подачи иска в судебный орган.
Окончательное решение относительно проведения приватизации должно быть озвучено заявителю не позднее двух недель с момента подачи запроса в соответствующий орган. В то же время следует отметить, что такой орган имеет правомочия отвечать на запрос в течение 2 месяцев.
КС РФ признал не соответствующими Конституции РФ часть 3 статьи 16 ФЗ 189 в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
«…Предусмотрев в части 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», что в случае если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, не был сформирован до 1 марта 2005 года, любое уполномоченное общим собранием собственников помещений в этом доме лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании такого земельного участка, федеральный законодатель преследовал цель обеспечить предоставление собственникам помещений в многоквартирном доме права собственности на общее имущество в этом доме, включая земельный участок, предусмотренного частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Между тем в силу различий в статусе жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и обусловленных этим различий интересов собственников соответствующих помещений, при том, что все они фактически пользуются земельным участком, на котором расположен такой дом, принятие общим собранием решения становится практически невозможным. В рамках действующего правового регулирования это означает, сохранение на неопределенное время различного правового режима земельных участков под такими домами и нарушение одного из основных принципов земельного законодательства, единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Кроме того, собственники помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, земельный участок под которым не сформирован, не несут связанное с использованием земельного участка налоговое бремя, хотя, как показывает правоприменительная практика, в некоторых случаях собственники нежилых помещений вынуждены уплачивать арендную плату за пользование этим земельным участком.
Следовательно, вытекающая из части 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» зависимость формирования земельного участка под многоквартирным домом (и, следовательно, перехода его в общую долевую собственность) от решения, принимаемого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, ведет к нарушению защищаемых статьями 35 и 36 Конституции Российской Федерации прав собственников, а также к искажению принципа всеобщности и равенства налогообложения (статьи 19 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации, статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации)».
По мнению Конституционного суда, «… Признание конкретного земельного участка, не имеющего, как правило, естественных границ, объектом гражданских прав, равно как и объектом налогообложения невозможно без точного определения его границ в соответствии с федеральными законами, как того требует статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьями 11 и 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
Именно поэтому федеральный законодатель обусловил переход земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимостью формирования данного земельного участка по правилам земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, возложив его осуществление на органы государственной власти или органы местного самоуправления».
С момента выхода указанного постановления КС РФ до внесения в федеральное законодательство необходимых изменений собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков. Такие заявления будут являться основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. «…Обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция».
Ну, а федеральному законодателю рекомендовано Конституционным судом РФ следующее: «…с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, — внести в жилищное законодательство изменения, направленные, как на уточнение порядка рассмотрения заявления о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в случае если с таким заявлением обращается собственник жилого или нежилого помещения в этом доме, не уполномоченный на то решением общего собрания, так и на регулирование соответствующих действий органов публичной власти, в том числе в части определения предельных сроков их совершения».
С вопросом о законности ст.36 ЖК РФ и ст.16 ФЗ 189 внесена ясность рассмотренным Постановлением КС РФ. Но сам порядок оформления и согласования границ придомовой территории при МКД, конкретно не прописан в жилищном законодательстве, что не всегда позволяет определить ее размер и оформить право собственности на земельный участок придомовой территории собственникам МКД. Провозглашенное в статье 36 ЖК РФ право собственников помещений на придомовую территорию не конкретизировано более подробно в ЖК и других законах и не всегда реализуемо на практике.
Обязанность по подготовке всей кадастровой документации на возведенное жилое здание возлагается на застройщика. Жильцы могут переехать в новое жилье на правах хозяев сразу после введения многоквартирного здания в эксплуатацию. Кроме собственнических прав на сами квартиры они также приобретают право на владение придомовой территорией.
Если строительство многоэтажного дома было окончено давно, а именно до 2005 года, то владельцем территории вокруг здания является администрация. В таком случае жильцы могут организовать процесс приватизации, однако приватизации принадлежит лишь часть земли.
Под приватизацию не подпадают:
- проезды;
- кабельные сети;
- коммуникации;
- скверы, парки.
Муниципалитет оставит в своей собственности все места, подходящие под понятие общего пользования, даже если они находятся на территории многоквартирного здания.
Процедура приватизации придомовой территории строго регламентируется такими законодательными актами, как:
- ФЗ №1541-1 от 4 июля 1991 года, подробно описывающий процедуру передачи имущества от государства в частную собственность;
- Постановление Правительства № 491 от 13 августа 2006 года, описывающее правила пользования общим имуществом в МКД;
- Жилищный кодекс РФ, описывающий все аспекты жилищно-коммунальной сферы;
- Обзор практики Верховного Суда РФ, с пояснениями высшей инстанции.
Кроме того, при оформлении земельного участка, прилегающего к МКД, как муниципалитет, так и собственники должны следовать следующим нормативно-правовым документам:
- Конституция РФ;
- Земельный кодекс РФ;
- СанПин РФ;
- СНиП;
- Градостроительный кодекс РФ.
Заключение: основные выводы
Очевидно, что приватизация земельного надела, расположенного под жилым зданием многоквартирного типа, может осуществляться собственниками квартир на законных основаниях. Такая процедура характеризуется как положительными особенностями, так и явными недостатками. Как уже упоминалось ранее, жильцы, получившие земельные доли в собственность по итогам приватизации придомовой территории, не смогут осуществить их правомерное отчуждение, то есть заложить, подарить, обменять или продать.
Решение о целесообразности участия всех жильцов в приватизации придомового надела земли принимается на общем собрании граждан, являющихся собственниками жилья в многоквартирном доме. Между тем, каждый владелец квартиры вправе единолично приватизировать собственную доли земли, законно ему причитающуюся. Если муниципалитет все же вознамерится произвести снос дома, компенсация долей в земельном наделе, расположенном под зданием, будет выплачиваться лишь тем жильцам, которые ранее осуществили их приватизацию.
Варианты использования земли
Приватизированную территорию владельцы могут использовать по-разному:
- обустройство мест для досуга, проживающих в доме людей (спортивные, игровые, детские площадки);
- сдача в аренду;
- устройство гаражей для инвалидов и ветеранов;
- установка ограждений, тротуаров, озеленение;
- обустройство автопарковок.
Размещение на территории запланированных объектов предполагает учитывание прав жильцов, расположенных по соседству домов.
В противном случае конструкция может быть демонтирована по решению суда.
Планирование обустройства придомовой территории должно производиться с учетом градостроительных, гигиенических, противопожарных, санитарных и социальных норм.
При приватизации во владение собственников жилых помещений МКД не переходит территория общего пользования (скверы, инженерные и кабельные сети, проезды).
Если земля под МКД не является собственностью владельцев квартир, то распоряжаться ею будет кто-то еще.
Но если права собственности на такую территорию принадлежат жильцам, то без их согласия что-то построить на ней не удастся.
В чем особенности приватизации квартиры с несовершеннолетними детьми до 18 лет? Куда подавать документы на приватизацию квартиры в Москве? Узнайте здесь.
К благоустройству территории относятся:
- уборка участка от снега, мусора;
- озеленение (оформление клумб, уход за цветами и растениями);
- устройство металлических ограждений;
- поддержание в порядке фасадов.
Если качество предоставляемых услуг по благоустройству придомовой территории не устраивает собственников, то они имеют право подать заявку на пересмотр расценок.