Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Таблица КБМ и правила расчета класса в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Коэффициентом водителя часто называют КМБ — показатель «бонус-малус». В переводе с латыни это означает «хороший-плохой». Этот показатель влияет на стоимость полиса ОСАГО в зависимости от страховой истории автовладельца. Водителю присваивается класс, который определяется количеством страховых случаев (СС), возникших по его вине за предыдущие периоды страхования. Он может как повышаться, так и понижаться.
Зачем нужен коэффициент «бонус-малус»
Рассмотрим пример. За предыдущий страховой период автовладелец с классом 6 и коэффициентом ОСАГО 0,85 не имел страховых случаев, приводящих к возмещению ущерба. На следующий год его КМБ составит 0, 80, а класс повысится до 7. Если это же лицо совершит ДТП со страховой выплатой, его класс понизится до 4, а коэффициент поднимается до 0,95. За два СС присваивается класс 2, КМБ — 1,40, за три страховые выплаты и более по ОСАГО нарушитель получает М-класс и повышающий коэффициент 2,45.
В России бонус-малус применяется с 2012 года. Тогда ввели в действие электронную систему АИС РСА. Здесь можно узнать данные обо всех страховых случаях для расчета КБМ с 2011 года. Всем страховым организациям вменено в обязанность пополнять базу ОСАГО, внося в нее данные о страхователе.
С 2014 года СК обязана корректировать АИС и передавать сведения о водителе в течение одного дня с момента заключения договора страхования. Такая система предотвращает злоупотребления СК при расчете стоимости полиса: автомобилист всегда сможет узнать точное значение своего коэффициента КБМ. Но и страховым организациям полезна электронная база. При желании страхователя уменьшить коэффициент ОСАГО и скрыть предыдущие страховые случаи обман будет быстро разоблачен.
В КМБ всего 15 классов страхования. Если страховка по ОСАГО ограниченного действия, коэффициент присваивается всем, указанным в списке. За общий КМБ берется самый низкий показатель. Для расчета стоимости неограниченной страховки применяется КМБ, равный единице.
Как рассчитать КБМ при неограниченной страховке
«Бонус-Малус» при открытом страховании, то есть без ограничений по количеству водителей, равен значению КБМ собственника автомобиля. Изменяется он по тем же правилам, что и для обычного полиса, но скидка распространяется только на конкретную машину.
Допустим, вы владелец автомобиля Nissan и оформили на него открытое ОСАГО. Через несколько лет вы получили категорию 10 и скидку 35%. Несмотря на то, что транспортом могут управлять и лица с другими классами – меньшими или большими – для расчета стоимости взносов используется ваш показатель. Но при покупке второй машины, например, Renault зарабатывать скидку придется «с нуля», с третьего класса, независимо от того, какая категория была на Nissan.
При этом для открытого ОСАГО применяется и другой специальный множитель. В 2019 году он равен 1,87. Это значит, что неограниченная страховка будет на 80% дороже обычной (без учета других коэффициентов).
От чего зависит класс водителя
Не только КБМ оказывает влияние на стоимость ОСАГО. Водительский класс формируется под влиянием целого ряда факторов.
На него прямо либо косвенно повлияет:
- Величина базовой ставки, которую государство назначает для каждого типа транспортного средства (легковой автомобиль, автобус и т.д.).
- Место регистрации клиента, так как в каждом регионе действует своя статистика ДТП.
- Марка автотранспортного средства (для каждой из них рассчитана определенная частота попадания в ДТП).
- Возраст клиента: чем старше, тем опытнее считается водитель.
- Стаж вождения: чем он выше, тем больше скидка.
- Число вписанных в страховку лиц: чем их больше, тем выше повышающий коэффициент.
- Статистика ДТП данного клиента.
Что такое КБМ и как его узнать?
У водителя имеется информация о собственном классе. Но класс, сам по себе, это не более, чем буквенное обозначение коэффициента КБМ (бонус-малус). Данный показатель является единственным способом уменьшения размера выплат по страховке. Вся информация, которую мы рассматривали о классах водителя, в большей мере относится и к коэффициенту КБМ.
Ранее КБМ использовался только для определенного автомобиля, поэтому при продаже транспортного средства скидка или лишняя стоимость по страховке пропадала. В таком случае водитель должен быть зарабатывать новые баллы для получения скидок. С 2008 года система поменялась, и в 2023 году КБМ присваивается не автомобилю, а непосредственно водителю. Это означает, что вне зависимости от транспортного средства или страховщика, КБМ у водителя остается единичным показателем.
Как проверить КБМ водителя по базе РСА? Для этого необходимо выполнить действия, описанные в предыдущем разделе, после чего приступать к вычислению собственной страховой ставки по ОСАГО. Для удобства наших читателей мы приведем в пример таблицу, в которой доступно разъясняется информация о коэффициенте КМБ как на нынешний период, так и на будущий год. Для того, чтобы пробить информацию о КБМ по данной таблице, достаточно лишь знать собственный класс и количество страховых компенсаций за год.
Выделяют несколько видов коэффициента:
- Начальный. Определяется для собственника или водителя ТС страховщиками при заключении нового договора полиса ОСАГО по таблице КБМ.
- Водительский. Определяется для каждого водителя, которого собственник допускает к управлению автомобилем и желает вписать в полис. Используется при расчете стоимости полиса с ограниченным количеством допуска водителей.
- Собственника ТС. Применяется в случае, когда оформляется полис с неограниченными условиями по количеству допущенных к управлению.
Следует отметить, что КБМ водителя невозможно превратить в КБМ собственника, но допустимо обратное.
- Расчетный. Окончательный коэффициент для итогового расчета страховой премии.
КБМ, или коэффициент «бонус-малус» — это параметр, который представляет собой скидку за безаварийное вождение. Его используют страховые компании, чтобы рассчитать стоимость полиса ОСАГО.
КБМ обновляется каждый год 1 апреля для всех автомобилистов. Он одинаков для всех видов транспорта, которыми вы владеете. Коэффициент не будет меняться в течение года, даже если вы покупаете новый полис на другой автомобиль. Проверить свой КБМ можно на сайте Российского союза автостраховщиков.
Как пользоваться таблицей
Основные колонки в таблице: класс, значение КБМ и 5 столбцов, по которым можно определить класс, в случае наличие или отсутствия ДТП за страховой период. Для удобства, мы добавили столбец, на котором наглядно видно изменение скидки с увеличением стажа.
Класс — это показатель безаварийности водителя, можно считать как рейтинг. Каждый водитель начинает страховую историю с 3 класса, что соответствует значению КБМ — 1,17. Далее, каждый год, класс растет, значение КБМ падает, что увеличивает скидку на ОСАГО.
Максимальный класс — 13, при значении КБМ — 0,46. Это максимальная скидка, которая уменьшает стоимость полиса ОСАГО почти на 61% от начального значения. Максимальную скидку можно получить через 10 лет непрерывного и безаварийного вождения. Водить необязательно, достаточно быть вписанным в действующий полис.
Таблица КБМ от РСА (Российского Союза Автостраховщиков) включает следующие столбцы: класс на начало годового страхования, КБМ (коэффициент бонус-малус) и класс по окончании годового срока страхования с учётом наличия страховых выплат, произошедших в период действия предыдущих договоров ОСАГО.
Класс | КБМ |
Подорожание Скидка |
Количество страховых случаев (выплат) | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | >3 | ||||
Класс, который будет присвоен | |||||||
M | 3,92 | 292% | M | M | M | M | |
2,94 | 194% | 1 | M | M | M | M | |
1 | 2,25 | 125% | 2 | M | M | M | M |
2 | 1,76 | 76% | 3 | 1 | M | M | M |
3 | 1,17 | 17% | 4 | 1 | M | M | M |
4 | 1 | нет | 5 | 2 | 1 | M | M |
5 | 0,91 | 9% | 6 | 3 | 1 | M | M |
6 | 0,83 | 17% | 7 | 4 | 2 | M | M |
7 | 0,78 | 22% | 8 | 4 | 2 | M | M |
8 | 0,74 | 26% | 9 | 5 | 2 | M | M |
9 | 0,68 | 32% | 10 | 5 | 2 | 1 | M |
10 | 0,63 | 37% | 11 | 6 | 3 | 1 | M |
11 | 0,57 | 43% | 12 | 6 | 3 | 1 | M |
12 | 0,52 | 48% | 13 | 6 | 3 | 1 | M |
13 | 0,46 | 54% | 13 | 7 | 3 | 1 | M |
Зачем нужна таблица КБМ?
Таблица — очень удобный и простой способ самостоятельно рассчитать свой КБМ. А именно от этого индекса напрямую зависит цена страховки. Нередко страховые агенты пользуются незнанием и неумением автовладельцев определить свой коэффициент и рассчитывают полис исходя из завышенного показателя.
N п/п | Минимальный коэффициент КБМ по договорам обязательного страхования, действующим на 1 апреля 2019 года или прекратившим свое действие в период с 1 апреля 2018 года по 31 марта 2019 года | Коэффициент КБМ на период с 1 апреля 2019 года по 31 марта 2020 года в зависимости от количества страхового возмещения, осуществленного страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования | ||||
страховых возмещений |
1 страховое возмещение |
2 страховых возмещения |
3 страховых возмещений |
Более 3 страховых возмещений | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | 2,45 | 2,3 | 2,45 | 2,45 | 2,45 | 2,45 |
2 | 2,3 | 1,55 | 2,45 | 2,45 | 2,45 | 2,45 |
3 | 1,55 | 1,4 | 2,45 | 2,45 | 2,45 | 2,45 |
4 | 1,4 | 1 | 1,55 | 2,45 | 2,45 | 2,45 |
5 | 1 | 0,95 | 1,55 | 2,45 | 2,45 | 2,45 |
6 | 0,95 | 0,9 | 1,4 | 1,55 | 2,45 | 2,45 |
7 | 0,9 | 0,85 | 1 | 1,55 | 2,45 | 2,45 |
8 | 0,85 | 0,8 | 0,95 | 1,4 | 2,45 | 2,45 |
9 | 0,8 | 0,75 | 0,95 | 1,4 | 2,45 | 2,45 |
10 | 0,75 | 0,7 | 0,9 | 1,4 | 2,45 | 2,45 |
11 | 0,7 | 0,65 | 0,9 | 1,4 | 1,55 | 2,45 |
12 | 0,65 | 0,6 | 0,85 | 1 | 1,55 | 2,45 |
13 | 0,6 | 0,55 | 0,85 | 1 | 1,55 | 2,45 |
14 | 0,55 | 0,5 | 0,85 | 1 | 1,55 | 2,45 |
15 | 0,5 | 0,5 | 0,8 | 1 | 1,55 | 2,45 |
Причины некорректных значений КБМ
Ошибки, связанные с неправильным отображением коэффициента, могут возникать в нескольких случаях.
Обработкой и передачей данных о водителе в Российский союз автостраховщиков занимается страховая компания. Из-за неполадок на ее стороне в РСА могут передаваться неточные сведения. Например, при ошибке работника страховщика.
Неверный расчет коэффициента КБМ возможен из-за потери страховой истории водителя. Это происходит в случае замены водительского удостоверения, когда новые данные не поступили страховщику. Во избежание подобных ситуацию страхователь должен в письменной форме уведомлять страховщика в случае изменения данных, указанных при заключении договора. Это важно для внесения корректной информации в реестр РСА и правильного расчета коэффициента в будущем.
Подать жалобу на КБМ по ОСАГО
Составлять жалобу стоит тогда, когда были выявлены нарушения при учёте КБМ. Например, если необходимо вернуть переплату по ОСАГО.
Жалоба может быть составлена от руки или в электронной форме, она должна включать следующую информацию:
- сведения об автовладельце;
- адрес проживания;
- контактная информация;
- описание претензии.
Подать жалобу можно в:
- РСА;
- ЦБ РФ;
- Специализированную компанию, которая занимается такими вопросами.
Если автовладелец решил написать жалобу в Центробанк на КБМ по ОСАГО, необходимо помнить о следующем:
- заполнять шаблон формально, без эмоций, в вежливой форме;
- предоставить доказательства, подтверждающие нарушение прав.
Некоторые важные нюансы бонус малуса
За безаварийную езду в любом случае владелец машины получает бонус. При этом существуют варианты того, когда после дорожно-транспортного происшествия водитель все же мог одержать скидку от страховщика. Это касается лишь тех событий, когда его вина в произошедшем не была доказана. В расчет берется только те случаи, при которых производилась страховая выплата.
Важно отметить, что ДТП, оформляющиеся по европротоколу, в расчет не попадают. В рейтинге аварийности они не учитываются из-за того, что о них не уведомляется Государственная Инспекция безопасности дорожного движения. Это отдельный случай, так что его рассматривать не станем.
У многих водителей нередко возникает вопрос о том, класс собственника ТС что это такое и зачем его нужно знать. В страховке данный показатель играет весомую роль, но его обычно рассчитывают компании, а не те, кто пользуется полисами. Такие мысли посещают каждого водителя, который пытается разобраться в сложившейся ситуации.
На самом деле вся проблема заключается в том, что далеко не все страховики имеют добросовестную репутацию. Именно поэтому они нередко предлагают своим клиентам завышенные тарифы. Вследствие этого обязательно укажите если известно свой класс при оформлении полиса ОСАГО.
Также стоит отметить, что сбои и ошибки технических средств – это тоже не редкость. Компьютер может просто ошибочно посчитать, категория какой страховки подходит конкретному водителю. К тому же в систему могут быть внесены неверные сведения, что иногда объясняется невнимательностью работников организации.
Изменение тарификации страховки.
Пожалуй, одним из спорных моментов новшеств является расширение тарифного диапазона. Ранее этот коридор составлял 3 432 – 4 118 рублей. При этом не допускалось назначать меньшую или большую стоимость. Однако, с января 2021 года эти цифры могут меняться в обе стороны на 20%.
Очевидно, что при более широком разбросе ставок, страховые компании заинтересованы в увеличении собственной прибыли. Тем не менее, необоснованно задирать цены им не позволят. Для каждого региона учитывается аварийная статистика, которая учитывается при формировании ценовой планки:
Зеленые регионы с низким числом ДТП будут ориентироваться на нижний порог. Например, Псковская, Новгородская, Курская области и республика Карелия. В некоторых из них возможно даже понижение тарифов по сравнению с предыдущим отрезком.
Красные регионы с высокоаварийными показателями применят ставки, близкие к максимальным. К ним, пожалуй, можно отнести Ярославскую, Омскую и Владимирскую области.
А вот, нейтральные со средней аварийностью назначат базовый тариф по «экватору» коридора. Среди них Санкт-Петербург и Ленинградская область.
Как самостоятельно узнать коэффициент
Если водитель желает узнать собственный КБМ на следующий год страхования, то ему необходима таблица, по которой он сможет все увидеть.
Здесь необходимо знать следующее. В первом году страхования водитель получает 3 класс. В этом случае его коэффициент равняется единице и не оказывает никакого влияния на стоимость ОСАГО.
Если, например, по вине данного водителя за первый год вождения не случилось ни одной аварии, то свое внимание надо обратить на выделенную строчку в таблице и на столбик с наполнением «0 страховых выплат», где стоит цифра 4.
Это означает, что в следующем году водителю будет присвоен вместо 3-го – 4-ый класс, а коэффициент его уменьшается на 5%, т.е. уже будет равен не единице, а 0,95.
Благодаря безаварийной езде водитель получает 5% скидку в случае продления договора ОСАГО. В случае если второй год езды по страховке для водителя не будет столь удачным, и он попадет в ДТП по своей вине, то класс его понижается и становится 2, а КБМ поднимается до 1,4.
Это значит, что при продлении полиса ОСАГО его цена вырастет на 40%. Для того чтобы вернуть водителю 3 класс, ему нужно будет весь следующий год проездить без ДТП (по крайней мере, по его вине) и тогда он не будет переплачивать за страховой полис.