Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уголовная ответственность за отмывание денежных средств». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В деле № А84-5896/2019 Фонд капремонта по решению ОСС вместо предусмотренного региональной программой ремонта внутридомовых инженерных систем провёл капитальный ремонт фасада и крыши дома. Формально он реконструировал пристройку, которая не входила в состав общего имущества в доме.
На рассмотрение Верховному Суду было направлено дело некоего Ивана Викторовича, осуждённого по п. «а», «г» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ на 10 лет, за 3 преступления, предусмотренные ч. 3 ст. 30, п. «а», «г» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, на 7 лет 6 месяцев за каждое, за 8 преступлений, предусмотренных ч.1 ст. 30, п. «а», «г» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ на 5 лет за каждое, по ч. 1 ст. 30, ч. 5 ст. 228.1 УК РФ на 6 лет 8 месяцев; по ч. 1 ст. 174.1 УК РФ к штрафу в размере 60 000 рублей. В совокупности было назначено 11 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Однако Тульский областной суд счёл необходимым внести изменения в вынесенный приговор и назначить наказание уже в виде 10 лет 9 месяцев лишения свободы. Такое решение было принято в связи с отменой приговора по ч. 1 ст. 30, п. «а», «г» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ (преступление от 20 января 2015 г. — приготовление к незаконному сбыту наркотических средств весом 2,62 и 2,26 грамм). Также исключено утратившее силу указание прежней редакции данной статьи — «за исключением преступлений, предусмотренных ст. 193, 194, 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ»; смягчено наказание И.В. по ч. 1 ст. 30, ч. 5 ст. 228.1 УК РФ с применением ч. 2 ст. 62, ч. 2 ст. 66 УК РФ до 5 лет лишения свободы.
Читайте свежий материал по теме: Запрет на необоснованное возбуждение уголовного дела за незаконный сбыт наркотических средств
Но и это решение было изменено: теперь за дело взялся Первый кассационный суд общей юрисдикции. Срок отбывания Ивана Викторовича в исправительной колонии строгого режима уменьшен до 10 лет 7 месяцев. Однако подобные изменения всё же не удовлетворили осуждённого, в связи с чем им была направлена кассационная жалоба в Верховный Суд РФ.
Нет. Если региональная программа не предусматривает такие работы
Решение по делу № А50-38815/2019 является показательным для отдельного вида споров. Часто работы относятся к капитальному ремонту, но не включены в региональную программу. Если выполнить такие работы, деньги на спецсчёт придётся вернуть.
ГЖИ провела внеплановую проверку и вынесла ТСЖ предписание о возврате денег на спецсчёт, владельцем которого было товарищество. Выяснилось, что виды и объёмы работ не соответствуют перечню работ по капремонту.
В отношении спорного дома региональная программа предусматривает определённый круг работ по капремонту. Собственники определили размер взносов на капремонт в размере минимального взноса. Из-за этого ТСЖ может расходовать деньги, накопленные на спецсчёте, только на работы, которые прописаны в региональной программе и в установленные ею сроки.
Если бы взносы были установлены выше минимальных, то деньги можно было бы потратить на другие работы, не входящие в перечень региональной программы.
Товарищество потратило 483 127, 59 рублей на ремонт участка циркуляции ГВС, на капремонт участков по замене стояков отопления по подвальному помещению, на кровельные работы. Все они относятся к капитальному ремонту, но не предусмотрены региональной программой. Расходовать на них деньги со спецсчёта было нельзя, товариществу придётся вернуть потраченные средства.
Да. На ремонт цоколя здания
Управляющей организации удалось доказать, что она правомерно потратила 299 096 рублей со спецсчёта на капитальный ремонт цоколя. ГЖИ настаивала, что такие работы относятся к текущему ремонту. Об этом дело № А63-1436/2019.
Согласно п. 5.5.16 ГОСТ Р 58033-2017, цоколь – это нижняя часть наружной стены здания, которая расположена непосредственно на фундаменте, или верхняя, надземная, часть ленточного фундамента.
Цокольная часть дома – это конструкция, которая защищает стены дома от воздействия внешней среды. Цоколь является конструктивным элементом общего имущества дома.
Суды указали, что ремонт цоколя здания не является ремонтом отдельной части строительной конструкции. Это конструктивный элемент общего имущества здания. Поэтому его ремонт относится к капитальному. Ремонт провели из-за физического износа и истечения срока службы цоколя и на основании решения общего собрания собственников.
Краткий обзор постановления: комментарий зампреда ВС РФ
Документ представляли на рассмотрение еще 15.06.15 года. Однако после ознакомления с текстом проект отправили на доработку. Окончательно редакционная комиссия одобрила выводы почти через месяц.
Постановление призвано утвердить единую позицию по применению ст. 174, 174.1 и 175 УК РФ. Нормы предусматривают наказание для лиц, занимающихся отмыванием криминальных доходов, а также скупкой имущества, полученного преступниками. Документ дополнил более ранний отчет ВС РФ. В ноябрьском постановлении от 2009 года вопросу посвятили всего 9 разделов из 27. Основная часть выводов касалась незаконного предпринимательства.
О подготовке и согласовании документа журналистам рассказал зампред ВС РФ. По словам Владимира Давыдова, после доработки текст сильно изменился. Авторы исключили из него пункт 11, предлагавший в качестве субъективной стороны по ст. 174 УК РФ рассматривать знания и опыт работников финансовых организаций. Судам предлагали оценивать осознание характера сделок клиента именно по этому критерию. Ранее выкладка получала одобрение у многих членов Пленума ВС РФ.
Отсутствует в окончательной редакции и пункт 21. В предыдущем варианте его посвятили использованию при реализации криминальных схем служебного положения. Позиция затрагивала случаи легализации с привлечением руководящих сотрудников кредитных или финансовых организаций. После доработки из перечня соисполнителей пропали государственные регистраторы, частные нотариусы. Новая редакция определяет их как пособников.
Ранний вариант постановления содержал пространное определение предмета преступлений. Под таковым понимали ценности, денежные средства, полученные в результате общественно опасного деяния. Споры вызвало отнесение к предмету капиталов, а также имущества, укрываемого от взыскания налоговых недоимок. Для точной юридической квалификации действий злоумышленников предписывалось установить природу возникновения требования. Под действие статей, по мнению разработчиков, такие попытки попадали при уголовном характере недоимки. Комиссию выкладки не устроили, а «налоговые» нормы из окончательной редакции исключили. Аргументом отказа от дальнейшей проработки направления стала необходимость внесения в законодательство ряда изменений.
Острые споры возникли при обсуждении пункта 2. Этот раздел посвятили порядку привлечения к ответственности за операции с объектами, ограниченными в обороте. Так, особые правила оценки предлагали применять, если в деле фигурируют:
- драгоценности;
- радиоактивные вещества;
- оружие;
- взрывчатые соединения и механизмы;
- наркотические препараты.
Адвокат по ст. 174 УК РФ: легализация денежных средств
Наличие такого количества подводных камней и нюансов требует обязательной юридической помощи, без защиты грамотного адвоката, вряд ли удастся справиться с такой ситуацией самостоятельно, а результат может быть весьма плачевным, когда условным сроком можно и не обойтись.
Только высококачественный юрист сможет обеспечить положительный исход в таком деле как легализация доходов. Все достаточно серьезно, поскольку наказание судом может быть максимально назначено даже в виде 15 лет ограничения свободы, если будут доказаны признаки отмывания денежных средств в сумме больше одного миллиона рублей и если будет осуществлено несколькими людьми, договорившимися заранее и имеющих общую заинтересованность.
Таким образом, чтобы не подвергнуться возможности четверть жизни провести в заключении, необходимо поручить свою судьбу адвокату, который имеет большой опыт и сталкивается в своей практике с такими ситуациями практически ежедневно. Адвокат по уголовным делам нашего Адвокатского бюро подготовит необходимый материал, соберет все необходимый документы и в процессе судебного производства сможет апеллировать весомыми контраргументами в защиту своего клиента.
Судебная практика против легализации доходов
10 июля 2020
08 июля 2021 года Президиум Верховного суда Российской Федерации утвердил Обзор судебной практики, посвященный теме легализации доходов, полученных в результате нарушений законодательства.
Поскольку в деятельности судов встречаются обращения недобросовестных участников гражданского оборота, Верховным судом РФ обобщена судебная практика и даны разъяснения о действиях судов, направленных на пресечение нарушений требований закона и противодействие незаконным финансовым операциям.
Целью принимаемых мер является пресечение легализации доходов, полученных в результате нарушения законодательства, вывода денежных средств за рубеж без соблюдения ограничений и правил, установленных Федеральным законом №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», валютным, налоговым и таможенным законодательством; предъявления поддельных исполнительных документов судов, а также придания правомерного вида доходам, полученным преступным путем.
В данном Обзоре Верховный суд приводит 10 основных выводов с примерами по конкретным делам.
Кратко сообщаем Вам о том, какие действия могут выполнять суды в рамках борьбы с незаконными финансовыми операциями:
- Суды вправе привлекать государственные органы к участию в деле
В случае если обстоятельства дела свидетельствуют о наличии признаков легализации доходов, полученных преступным путем, либо вследствие нарушения валютного законодательства или перемещения через таможенную границу наличных денежных средств, суд вправе привлекать к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Росфинмониторинг, налоговые органы или органы прокуратуры.
- В приеме заявления о выдаче судебного приказа может быть отказано если обращение в суд связано с намерением совершения незаконных финансовых операций.
Судебный приказ это судебный акт, который принимается судом в случае предъявления бесспорных требований, достоверность которых должна быть подтверждена письменными доказательствами. При наличии сомнений у суда о бесспорном характере требований, о возможном нарушении как прав и интересов ответчика, так и публичных интересов, суды откажут в выдаче судебного приказа и разъяснят о праве заявителя об обращении в порядке искового производства.
- Государственные органы вправе обратиться с требованием об отмене судебного акта, если участниками процесса было нарушено законодательство в сфере противодействия легализации доходов, полученных незаконным путем.
В случае если на момент судебного разбирательства государственный орган не был привлечен к участию в деле, но впоследствии будет установлено, что целью обращение в суд сторонами было придание правомерного вида незаконным финансовым операциям, имеющих значение для дела, данные обстоятельства могут быть признаны судом вновь открывшимися, а заявление государственного органа по указанным основаниям может быть удовлетворено.
- Суд вправе отказать в утверждении мирового соглашения и не принять признания иска стороной если имеются основания полагать, что лица, участвующие в деле, намерены совершить незаконную финансовую операцию при действительном отсутствии спора о праве между ними
Суд отказал в утверждении мирового соглашения между сторонами договора поставки, после того, как судом были получены сведения от налогового органа, что поставщиком деятельность не ведется, налоговая и бухгалтерская отчетность не сдается. Суд пришел к выводу, что признание ответчиком задолженности свидетельствует о создании видимости хозяйственного спора.
В другом деле, суд отказал в утверждении мирового соглашения между покупателем и продавцом земельного участка, где цена за данный участок была установлена в размере 500 миллионов рублей, а то время как кадастровая стоимость составляла 21 тысячу рублей.
- Если суд при рассмотрении дела обнаружит в действиях стороны или других участников процесса признаки экономического преступления, суд сообщает об этом в органы дознания или предварительного следствия.
- В случае если у суда возникают сомнения в том, что действия сделки связаны с намерением совершить незаконные финансовые операции, суд определяет круг обстоятельств, позволяющих устранить данные сомнения.
- Суд отказывает в удовлетворении требований, основанных на мнимой (притворной) сделке, совершенной в целях придания правомерного вида передаче денежных средств или иного имущества.
Суд отказал в удовлетворении требований по делам о взыскании задолженности по агентскому договору, где по запросу территориального управления Росфинмониторинга в материалы дела не были предоставлены доказательства, подтверждающие реальное исполнение функций агента.
В другом деле суд отказал в удовлетворении требований, где было установлено по сведениям кредитных организаций, что истец осуществляет сомнительную финансовую деятельность, направленную на «транзит» и обналичивание денежных средств.
- Требования, вытекающие из долговых обязательств (векселей), не подлежат удовлетворению, если судом установлено, что оформление долгового обязательства направлено на придание правомерного вида незаконным финансовым операциям.
Доказательствами тому, могут быть отсутствие подтверждения наличия суммы займа у займодавца, регистрация заемщика незадолго до заключения договора займа, внесение в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о генеральном директоре общества.
Кроме того, суд оценит движение денежных средств, предоставлялось ли какое-либо обеспечение, осуществлялась ли реальная финансово-хозяйственная деятельность либо имело место «транзитная» передача денежных средств, наличие аффилированности лиц, а также наличие реального отражения вексельных обязательств в бухгалтерской документации.
- Обход участниками гражданского оборота положений законодательства в противоправных целях, связанных с совершением незаконных финансовых операций, может являться основанием для вывода о недействительности сделки и отказа в удовлетворении требований, предъявленных в суд в этих целях.
Реальность обязательств по сделке не исключает право суда отказать в удовлетворении требований, основанных на сделке, если целью ее совершения являлся обход запретов и ограничений, установленных законодательством о противодействии легализайции (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; законодательством о банках и банковской деятельности; валютным законодательством.
- Суд отказывает в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда (иностранного арбитражного решения), в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, если действительной целью обращения в суд являлось создание видимости гражданско-правового спора и получение формального основания для перечисления денежных средств, в том числе из Российской Федерации в иностранные юрисдикции.
Основанием для отказа будет являться нарушение публичного порядка, которое выражается в создании видимости гражданско-правового спора, получение формальных оснований для упрощенного вывода денежных средств за рубеж в обход установленных законодательством правил и процедур контроля, создание фиктивной задолженности между организациями и последующей ее легализации.
Имея большой опыт судебной работы, будем рады ответить на Ваши вопросы.
Особенности скупки и сбыта краденного
Приобретение и продажа имущества, которое является краденным, возможны лицом, не имеющего представления о настоящем происхождении вещи. В таком случае не предусматривается наступления уголовной ответственности, однако необходимо будет доказать, что лицо действительно не осведомлено о том, что предмет украден.
На протяжении расследования уголовного дела лицо могут вызывать и задавать интересующие следователя вопросы. Также человек должен будет присутствовать на суде и сообщить ту же самую информацию, что была отражена в протоколах должностным лицом правоохранительного органа. Стоит отметить, что количество дел по категории, связанной с перепродажей имущества, невелико. В этом случае достаточно сложно установить человека, который осуществил сбыт ворованного.
Доказать факт осведомленности лица о том, что его покупка является вещью, которая была у кого-то украдена сложно, особенно когда приобретение происходит в ломбарде, на рынке или магазинах, реализующих товар, бывший в употреблении. При этом покупателю может грозить штраф или, а чаще всего и изъятие вещи.
Комментарий к Ст. 174 Уголовного кодекса
1. Предмет преступления — денежные средства, ценные бумаги в российской и иностранной валюте, иное движимое и недвижимое имущество, приобретенное заведомо преступным путем, имущественные права.
Заведомость означает, что субъекту достоверно известно, что он использует средства или иное имущество, которые были получены другим лицом в виде дохода от преступной деятельности.
Факт преступного приобретения денежных средств или иного имущества должен быть установлен. Сделать это возможно как во время, так и до судебного процесса, рассматривающего уголовное дело об отмывании преступных доходов (п. 4 — 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 7 июля 2015 г. N 32 «О судебной практике по делам легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем»).
2. Финансовая операция как сделка отличается от иных сделок только тем, что она связана с обращением денег, ценных бумаг и платежных документов через банки или иные кредитные организации.
Другие сделки с денежными средствами или имуществом представляют собой совершение любых гражданско-правовых сделок (дарение, мена, купля-продажа и т.д.), а равно создание видимости таких сделок.
В ч. 1 ст. 174 УК не определена минимальная стоимость легализуемого имущества, поэтому для привлечения к уголовной ответственности достаточно совершить одну финансовую или другую сделку, не оцениваемую как малозначительное деяние (ч. 2 ст. 14 УК).
3. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и специальной целью — придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или имуществом.
4. Субъектом преступления не может быть лицо, которое участвовало в совершении первичного (основного) преступления, поскольку его действия охватываются ст. 174.1 УК.
5. Под лицом, использующим свое служебное положение при легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, заведомо приобретенных преступным путем, понимается должностное лицо, служащий, а также лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации.
Ст 174 ук рф с комментариями 2021
1. Предмет преступления — денежные средства, ценные бумаги в российской и иностранной валюте, иное движимое и недвижимое имущество, приобретенное заведомо преступным путем, имущественные права.
Заведомость означает, что субъекту достоверно известно, что он использует средства или иное имущество, которые были получены другим лицом в виде дохода от преступной деятельности.
Факт преступного приобретения денежных средств или иного имущества должен быть установлен. Сделать это возможно как во время, так и до судебного процесса, рассматривающего уголовное дело об отмывании преступных доходов (п. 4 — 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 7 июля 2015 г. N 32 «О судебной практике по делам легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем»).
2. Финансовая операция как сделка отличается от иных сделок только тем, что она связана с обращением денег, ценных бумаг и платежных документов через банки или иные кредитные организации.
Другие сделки с денежными средствами или имуществом представляют собой совершение любых гражданско-правовых сделок (дарение, мена, купля-продажа и т.д.), а равно создание видимости таких сделок.
В ч. 1 ст. 174 УК не определена минимальная стоимость легализуемого имущества, поэтому для привлечения к уголовной ответственности достаточно совершить одну финансовую или другую сделку, не оцениваемую как малозначительное деяние (ч. 2 ст. 14 УК).
3. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и специальной целью — придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или имуществом.
4. Субъектом преступления не может быть лицо, которое участвовало в совершении первичного (основного) преступления, поскольку его действия охватываются ст. 174.1 УК.
5. Под лицом, использующим свое служебное положение при легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, заведомо приобретенных преступным путем, понимается должностное лицо, служащий, а также лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации.
1. Судебное толкование составов легализации дано в постановлении ПВС РФ от 07.07.2015 № 32 «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем», с изм. от 26.02.2019 (далее — постановление 2015 г.).
2. Предмет — денежные средства или иное имущество, приобретенные преступным путем. По разъяснению Пленума ВС 2015 г., это не только денежные средства или иное имущество, незаконное приобретение которых — признак конкретного состава преступления (например, хищения, получения взятки), но и денежные средства или иное имущество, полученные в качестве материального вознаграждения за совершенное преступление (например, за убийство по найму) либо в качестве платы за сбыт предметов, ограниченных в гражданском обороте. При этом, исходя из положений ст. 1 Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма от 16 мая 2005 г. и с учетом Рекомендации 15 ФАТФ предметом преступлений, предусмотренных статьями 174 и 174.1 УК РФ, могут выступать в том числе и денежные средства, преобразованные из виртуальных активов (криптовалюты), приобретенных в результате совершения преступления (п. 1 постановления 2015 г.).
3. Если имущество, приобретенное преступным путем (в результате совершения преступления), ограничено законом в гражданском обороте и ответственность за его незаконный оборот предусмотрена одной из статей Особенной части УК (в частности, статьями 186, 191, 220, 222, 222.1, 228.1), то совершение с ним сделки в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению следует квалифицировать только по соответствующей статье как приобретение либо сбыт оружия, боеприпасов, наркотических средств и т.д. без совокупности со статьями 174 и 174.1 УК. Последующее совершение в указанных целях финансовых операций и сделок с денежными средствами, полученными в результате преобразования такого имущества (к примеру, с денежными средствами, приобретенными в результате продажи наркотического средства), образует объективную сторону преступлений, предусмотренных ст. 174 или ст. 174.1 УК (п. 2 постановления 2015 г.).
1. Предмет преступления — денежные средства, ценные бумаги в российской и иностранной валюте, иное движимое и недвижимое имущество, приобретенное заведомо преступным путем, а также имущественные права.
2. Заведомость означает, что субъекту достоверно известно, что он использует средства или иное имущество, которые были получены другим лицом в виде дохода от преступной деятельности.
3. Факт преступного приобретения денежных средств или иного имущества должен быть установлен. Сделать это возможно как во время, так и до судебного процесса, рассматривающего уголовное дело об отмывании преступных доходов (п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г. N 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем»).
4. Под финансовыми операциями и другими сделками следует понимать действия с денежными средствами, ценными бумагами и иным имуществом, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав или обязанностей. Финансовая операция отличается от иных сделок тем, что она связана с обращением денег, ценных бумаг и платежных документов через банки или иные кредитные организации. Другие сделки с денежными средствами или имуществом представляют собой совершение любых гражданско-правовых сделок: дарение, мена, купля-продажа и т.д.
Для привлечения к уголовной ответственности достаточно совершить одну финансовую или другую сделку, не оцениваемую как малозначительное деяние (ч. 2 ст. 14 УК).
5. Преступление признается оконченным с момента совершения финансовой операции или иной сделки.
6. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом и специальной целью — придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или имуществом.
7. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет, совершившее финансовую или иную сделку с имуществом, приобретенным преступным путем, за исключением участвовавших в совершении первичного преступления.
Защита обвиняемого в легализации денежных средств
Комментарий под редакцией А.В. Бриллиантова
Объект преступления – установленный порядок осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.
Под легализацией доходов, полученных преступным путем, понимается совершение действий с доходами от криминальной деятельности таким образом, чтобы источники этих доходов казались законными, а равно действий, направленных на сокрытие незаконного происхождения таких доходов.
Вопросы уголовно-правовой борьбы с легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, регламентируются и ратифицированными Россией международными актами: Конвенцией ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (принята в г. Вене (Австрия) 19 декабря 1988 г.); Конвенцией ООН против транснациональной организованной преступности (принята в г. Палермо (Италия) 15 ноября 2000 г.); Конвенцией ООН против коррупции (принята в г. Мерида (Мексика) 31 октября 2003 г.); Конвенцией об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (принята в г. Страсбурге (Франция) 8 ноября 1990 г.) и т.д.
Предмет преступления – денежные средства или иное имущество, приобретенные преступным путем.
Денежные средства – это наличные или безналичные деньги в российской или иностранной валюте. Иное имущество – это движимые и недвижимые вещи (ст. 130 ГК РФ), имущественные права, ценные бумаги (ст. 142 ГК РФ).
Деньги и иное имущество должны быть приобретены преступным путем, т.е. в результате совершения любого преступления на территории России или за ее пределами (например, хищения, вымогательства, получения взятки).
Доходы, полученные иным незаконным путем, в частности в результате административного правонарушения, не являются предметами данного преступного посягательства.
Объективная сторона преступления выражается в действиях – совершении финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом.
В соответствии с п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г. N 23 “О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем” под финансовыми операциями и другими сделками, указанными в ст. ст. 174 и 174.1 УК РФ, следует понимать действия с денежными средствами, ценными бумагами и иным имуществом, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав или обязанностей.
Финансовыми могут являться операции с денежными средствами в наличной или безналичной форме: снятие со счета или зачисление на счет; обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства; размещение денежных средств во вклад (на депозит); их перевод на счет в другой банк; внесение физическим лицом в уставный капитал организации денежных средств и т.д.
Сделки – это действия граждан, юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК РФ). К ним могут относиться купля-продажа иностранной валюты, ценных бумаг, недвижимости, драгоценных камней, дарение, наследование, обмен, аренда и т.д.
Уголовная ответственность наступает и в случаях, когда виновным осуществлена лишь одна финансовая операция или одна сделка с приобретенными преступным путем денежными средствами или имуществом (абз. 2 п. 19 Постановления Пленума).
Если лицо осуществляет легализацию (отмывание) посредством совершения нескольких сделок в отношении денежных средств или имущества, добытых в результате одного преступления, то такие действия необходимо квалифицировать по одной ст. 174 УК РФ
Деяние в форме совершения финансовых операций является оконченным в момент, когда хотя бы одна соответствующая операция считается состоявшейся (например, зачисление денежных средств на банковский счет).
Преступление в форме совершения сделок является оконченным после совершения виновным действий, влекущих возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Момент признания сделки совершенной определяется гражданским законодательством (например, договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации (ч. 3 ст. 433 ГК РФ)).
Если финансовая операция или сделка не состоялись по независящим от этого лица обстоятельствам, то его действия являются покушением на преступление (ч. 3 ст. 30 УК РФ).
Состав преступления формальный.
Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что финансовые операции и иные сделки совершаются с имуществом, приобретенным другими лицами преступным путем, и желает этого.
Заведомость как обязательный признак данного состава преступления предполагает, что виновному достоверно известно, что денежные средства или иное имущество, с которыми совершаются финансовые операции, приобретены другими лицами преступным путем (абз. 2 п. 20 Постановления Пленума). Об этом может свидетельствовать, например, рассказ самого преступника или свидетелей.
Основным признаком деяния является цель его совершения – придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом. Реализовывая ее, виновный стремится создать “владельцу” денежных средств или иного имущества такие условия владения, пользования и распоряжения, которые позволяют, вводя в заблуждение участников правового оборота либо органы публичной власти, считать их полученными правомерным путем.
Уголовная ответственность за отмывание денежных средств
Они проводятся с разными видами денег. Выражаться они могут в снятии денежных средств, покупке какой-то недвижимости, обмене валюты. Также могут в отмывании использоваться сделки. Например, чтобы получить необходимую денежную сумму одна сторона по сделке другой продает объект имущества за чисто символическую цену. Это может быть не только договор купли-продажи, но и другие виды гражданско-правовых сделок, которые проводятся как бы для маскировки истинных целей. Например, договор дарения или оказания транспортных услуг населению.
Доказывать отмывания денег не всегда просто. Обычно это сложно и многоэтапные схемы, которые тщательно планируются и продумываются. И такие преступления относятся к экономическим общественно-опасным деяниям. Сделки либо финансовые операции обязаны быть осуществлены с имуществом, которое было получение в результате деяний, признанных преступными. Что это значит ?! Легализации должно предшествовать совершение преступления и в результате него добывается преступным путем имущество либо деньги. Помимо прочего совершение преступления доказано должно быть правоохранительными органами. Без этого фактора схемы с деньгам или имуществом по закону не могут быть признаны легализацией или отмыванием.
- Совершение основного преступного деяния, в ходе которого лица получают обманным путем деньги или имущество;
- Проведение финансовых операций или сделок с деньгами либо имуществом.
Адвокаты по легализации денежных средств в Москве. Ст. 174 УК РФ – наш профиль!
К серьезным преступлениям, совершаемым на территории РФ, относятся действия, связанные с отмыванием капиталов, иного имущества. Отмывание денег – это любые операции, связанные с финансами и имуществом, которое было приобретено в собственность незаконны способом. Уголовная ответственность и наказание за подобное преступление рассматриваются в статье 174 УК РФ.
Физические лица часто получают небольшой доход, с которого не платят налог.
Однако правоохранительные органы и налоговая инспекция обращает внимание лишь на беспричинное появление у физического лица внушительного состояния, поскольку такие деньги всегда добываются незаконным путем (разбоем, грабежом, мошенничеством и т.д.).
Законно же полученные средства можно всегда подтвердить соответствующими документами. Цель мошенника – получить такие документы на средства, добытые незаконным путем.
Наиболее распространенные способы легализации денежных средств, полученных преступным путем, для физического лица следующие:
- Оформить средства официально как выигрыш в казино.
- Перевести средства в офшоры, а затем легализировать их как доход с приобретения очень выгодных акций.
- Разделить капитал на не привлекающие внимание суммы и перечислить их на банковские карты множества доверенных лиц.
Юридические же и должностные лица, которые имеют возможность «прикарманить» денег из бюджета организации часто пользуются возможностью заключить договор с подставными организациями.
Подставные организации оказывают несуществующие услуги и берут за это необходимую должностному лицу плату. Операция производится официально с оформлением всех необходимых документов.
Затем со счета подставной организации средства переводиться на счет должностного лица, заказавшего отмывку.
Подробнее о схемах обналичивания денег мы расскажем в отдельной статье https://lexconsult.online/7093-shemy-obnalichivaniya-denezhnyh-sredstv
Все указанные схемы общеизвестны и в большей или меньшей степени такие незаконные операции отслеживаются правоохранительными органами. Но из-за привлечения иностранных банков и компаний, доказать вину правонарушителя бывает нелегко.
Регулируется уголовная ответственность за отмывание денег статьями УК РФ 174 и 174.1. Различия статей состоят в том, что статьей 174 предусмотрены наказания для людей, участвующих в отмывке денег, а статья 174.1 регулирует уголовную ответственность людей, не только отмывающих, но и участвующих в незаконном получении денег.
Для лиц, преступные деяния которых отражены в статье 174 УК РФ, предусмотрены меры наказания, соответствующие тяжести преступления:
- За преступление средней тяжести предусмотрен штраф в размере до 120 тысяч рублей либо суммы заработных плат за 12-месячнысный период, либо суммы прочих доходов за 1 год.
- За преступление, совершенное в особо крупном размере наказывается мерами от штрафа в размере от 12 до 24 заработных плат, до лишения свободы на срок до двух лет со штрафом до 50 тысяч рублей или без штрафа.
- За преступление, совершенное группой лиц или должностным лицом – меры наказания от лишения права заниматься предыдущим видом деятельности до 3 лет и штрафа размером до 500 тысяч до лишения свободы на срок до 5 лет или комбинация нескольких мер наказания.
- За преступление, совершенное организованной группой, а также группой лиц или должностным лицом в особо крупном размере предусмотрены меры наказания от принудительных работ на срок до 5 лет или штрафа размером до 1 миллиона рублей до лишения свободы на срок до 7 лет. Также методы наказания могут комбинироваться.
Безосновательные обвинения в отмывании денег выдвигаются редко, а истца, который мог бы забрать заявление в таких делах часто нет. Поэтому преступники, преступная деятельность которых была рассекречена, всегда несут уголовную ответственность за свои злодеяния. Такая закономерность характерна для преступлений любой степени тяжести.
Рассмотрим примеры из судебной практики:
Обратите внимание
Обналичивание денежных средств через ИП является наиболее распространенным, так как предприниматели могут переводить деньги из безнала в наличные почти без ограничений.
В статье здесь вы можете прочитать о том, как действуют мошеннические схемы обнала и какая за это предусотрена ответственность
Ответчик согласился на просьбу своего друга за некоторое вознаграждение «отмыть» деньги, которые последний заработал от продажи наркотических веществ.
Ответчик приобрел на средства планшет, затем перепродал его, а деньги вернул другу. Преступные действия были обнаружены и ответчик понес наказание согласно п.1 статьи 174 УК РФ.
Участники организованной группы для помощи бизнесменам в отклонении от уплаты налогов создавали ряд фиктивных организаций и за свои услуги получали определенное вознаграждение.
После выявление преступления сотрудниками правоохранительных органов преступно полученные денежные средства, а также имущество, предположительно приобретенное на такие средства (недвижимость и автомобили) были конфискованы, а для самих преступников было назначено уголовное наказание в соответствии п. 4 статьи 174 УК РФ.
Если у вас остались вопросы по теме статьи — задавайте их в х
Источник: https://lexconsult.online/8349-otmyvaniya-legalizatsii-denezhnyh-sredstv
Объектом является определённая законодательством экономическая деятельность в Государстве.
Объективную сторону выражают действия по осуществлению сделок или финансовых операций с преступным имуществом.
Создано данное положение в законодательстве для предотвращения самого процесса легализации и, соответственно, уменьшения роста теневой экономики в государстве.
Данная тенденция пришла на территорию РФ с развалом Советского Союза и приходом рыночной экономической системы – до принятия УК РФ данное негативное явление законодательно урегулировано не было, вопрос относительно новый.
Получается, что человек перед совершением правонарушения осознаёт, что в случае полной реализации преступного замысла по схеме, например, «хищение –> легализация –> использование результатов», он будет привлечён к ответственности по нескольким составам преступлений, однако, отказаться от одной из частей схемы, ввиду специфической деятельности, будет невозможно. В этом проявляется и превентивная функция нормы.
Совершению преступлений также способствует наличие на территории государства «зон свободной торговли», которые имеют льготный порядок регулирования операций.
Статистика по данному составу показывает небольшую тенденцию спада уровня преступности по данной категории дел.
Законодательную основу, помимо уголовного закона составляют:
- Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 номер 115-ФЗ.
- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 7 июля 2015 г. N 32 «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денег или иного имущества, приобретённых преступным путём, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путём».
- Дополнительной регулировкой также занимаются нормативно-правовые акты смежных областей, прямой целью которых не является противодействие легализации, такие как Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 N 173-ФЗ.
- Так как данные дела нередко связаны с международной преступностью, то Российская Федерация также заключила ряд двусторонних соглашений типа «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Исполнительной властью Грузии о сотрудничестве и взаимной помощи в области борьбы с незаконными финансовыми операциями, а также финансовыми операциями, связанными с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путём (Москва, 4 августа 1999 г.)» или «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Белоруссия о сотрудничестве и взаимной помощи в области борьбы с незаконными финансовыми операциями, а также финансовыми операциями, связанными с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путём (Москва, 12 февраля 1999 г.)».
С данной нормативно-правовой базой можно ознакомиться через систему Консультант Плюс и Гарант.
Теоретически углублялись в данную проблему такие Российские учёные, как Рарог А.И., Лебедев В.М., Бриллиантов А.В.
07.08.2001 года Федеральным Собранием Российской Федерации приняты Федеральные законы «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» и «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём», вступившие в силу с 01.02.2002 года, 17.07.2002 года распоряжением Правительства РФ № 983-р утверждены «Рекомендации по разработке организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». В соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ ст. 174 УК РФ получила новую редакцию.
Чтобы легализовать незаконное имущество
Написать комментарий
Система финансового мониторинга состоит из первичного и государственного уровней.
К субъектам первичного финансового мониторинга Законом отнесены:
- банки, страховщики (перестраховщики), страховые (перестраховочные) брокеры, кредитные союзы, ломбарды и другие финансовые учреждения;
- платежные организации, участники или члены платежных систем;
- товарные и другие биржи, которые проводят финансовые операции с товарами;
- профессиональные участники фондового рынка (рынка ценных бумаг), кроме лиц, осуществляющих деятельность по организации торговли на фондовом рынке;
- операторы почтовой связи, другие учреждения, оказывающие услуги по переводу средств (почтового перевода) и осуществления валютных операций;
- филиалы или представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности, которые предоставляют финансовые услуги на территории Украины;
- специально определенные субъекты первичного финансового мониторинга (кроме лиц, которые предоставляют услуги в рамках трудовых правоотношений):
- а) субъекты аудиторской деятельности;
- б) бухгалтеры, субъекты хозяйствования, предоставляющие услуги по бухгалтерскому учету;
- в) субъекты хозяйствования, осуществляющие консультирование по вопросам налогообложения;
- г) адвокатские бюро, адвокатские объединения и адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность индивидуально;
- г) нотариусы;
- д) субъекты хозяйствования, которые предоставляют юридические услуги;
- е) лица, оказывающие услуги по созданию, обеспечению деятельности или управлению юридическими лицами;
- е) субъекты хозяйствования, которые предоставляют посреднические услуги при осуществлении операций по купле-продаже недвижимого имущества, а также субъекты хозяйствования, которые предоставляют за вознаграждение консультационные услуги, связанные с куплей-продажей недвижимого имущества;
- ж) субъекты хозяйствования, осуществляющие торговлю за наличные драгоценными металлами и драгоценными камнями и изделиями из них;
- з) субъекты хозяйствования, предоставляющиех услуги в сфере лотерей и / или азартных игр;
- поставщики услуг, связанных с оборотом виртуальных активов;
- другие юридические лица, которые по своему правовому статусу не являются финансовыми учреждениями, но предоставляют отдельные финансовые услуги.
Субъектами государственного финансового мониторинга являются Национальный банк Украины, центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализацию государственной политики в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, Министерство юстиции Украины Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, Министерство цифровой трансформации Украины и специально уполномоченный орган.
Исполнение обязанностей субъекта первичного финансового мониторинга обеспечивается:
- адвокатскими бюро, адвокатскими объединениями и адвокатами, осуществляющими адвокатскую деятельность индивидуально, нотариусами, субъектами хозяйствования, которые предоставляют юридические услуги, если они участвуют, действуя от имени и / или по поручению клиента, в любой финансовой операции и / или помогают клиенту планировать или осуществлять операцию по:
- купли-продажи недвижимости или управлении имуществом при финансировании строительства жилья;
- купли-продажи субъектов хозяйствования и корпоративных прав;
- управления средствами, ценными бумагами или другими активами клиента;
- открытие и / или управление банковским счетом или счетом в ценных бумагах;
- привлечению средств, необходимых для создания юридических лиц и фондов, обеспечению их деятельности или управления ими;
- создание, обеспечение деятельности или управление юридическими лицами, фондами, трастами или другими подобными правовыми образованиями;
- субъектами хозяйствования, предоставляющими посреднические услуги при осуществлении операций по купле-продаже недвижимого имущества, а также субъектами хозяйствования, предоставляющими за вознаграждение консультационные услуги, связанные с куплей-продажей недвижимого имущества, при предоставлении консультационных услуг, подготовке и / или осуществлении сделок по купле-продаже недвижимого имущества;
- субъектами хозяйствования, которые осуществляют торговлю за наличные драгоценными металлами и драгоценными камнями и изделиями из них, если сумма финансовой операции равна или превышает 40 000 гривен, или сумму, эквивалентную указанной сумме, в том числе в иностранной валюте, банковских металлах, других активах, при проведении финансовых операций с предметами высокой стоимости (в частности, с драгоценными металлами, драгоценными камнями, антикварными вещами, предметами искусства и т.п.) или при организации торговли такими предметами, в том числе аукционной;
- субъектами хозяйствования, предоставляющими услуги в сфере лотерей и / или азартных игр при осуществлении финансовых операций по принятию или возвращению в совокупности или отдельно платы (ставок) непосредственно игроков, выплаты выигрыша (приза).
Предприятие, предоставляющее услуги в сфере лотерей и / или азартных игр, обязано также выполнять обязанности субъекта первичного финансового мониторинга при осуществлении финансовых операций по принятию или возврату платы (ставок), выплаты выигрыша (приза) , если такие финансовые операции осуществляются ��т его имени и по его поручению (на основании договора) третьими лицами.
Субъект первичного финансового мониторинга обязан отказаться от установления (поддержания) деловых отношений / отказать клиенту в открытии счета (обслуживании), в том числе путем расторжения деловых отношений, закрытия счета / отказаться от проведения финансовой операции в случае:
- если осуществление идентификации и / или верификации клиента, а также установление данных, позволяющих установить конечных бенефициарных владельцев, невозможно или если у субъекта первичного финансового мониторинга возникает сомнение относительно того, что лицо выступает от собственного имени;
- установление клиенту неприемлемо высокого риска или непредоставления клиентом необходимых для осуществления надлежащей проверки клиента документов или сведений;
- представление клиентом или его представителем субъекта первичного финансового мониторинга недостоверной информации или представление информации с целью введения в заблуждение субъекта первичного финансового мониторинга;
- выявления в порядке, установленном соответствующим субъектом государственного финансового мониторинга, что банк или другое финансовое учреждение, с которым установлены корреспондентские отношения, является банком-оболочкой и / или поддерживает корреспондентские отношения с банком-оболочкой
- если осуществление идентификации лица, от имени или в интересах которого проводится финансовая операция, и установка его конечного бенефициарного владельца или извлекающих выгоду (выгодоприобретателей) по финансовой операции невозможно.
Субъект первичного финансового мониторинга вправе отказаться от проведения подозрительной финансовой операции.
Законом увеличена пороговая сумма и уменьшено количество признаков для обязательной отчетности о финансовых операциях субъектами финансового мониторинга.
Финансовые операции является пороговыми, если сумма, на которую осуществляется каждая из них, равна или превышает 400 000 гривен (для субъектов хозяйствования, которые предоставляют услуги в сфере лотерей и / или азартных игр, — 30 000 гривен) или равняется или превышает сумму в иностранной валюте, банковских металлах, других активах, эквивалентную по официальному курсу гривни к иностранным валютам и банковских металлам 400 000 гривен на момент проведения финансовой операции (для субъектов хозяйствования, которые предоставляют услуги в сфере лотерей и / или азартных игр — 30 тысяч гривен), при наличии одного или более следующих признаков:
- зачисление или перевод средств, предоставление или получение кредита (займа), осуществление других финансовых операций в случае, если хотя бы одна из сторон — участников финансовой операции имеет соответствующую регистрацию, место жительства или местонахождение в государстве (юрисдикции), что не выполняет или ненадлежащим образом выполняет рекомендации международных, межправительственных организаций, задействованных в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма или финансированием распространения оружия массового уничтожения (в том числе дипломатическое представительство, посольство, консульство такой иностранного государства), либо одной из сторон — участников финансовой операции является лицо, имеющее счет в банке, зарегистрированном в указанном государстве (юрисдикции);
- финансовые операции политически значимых лиц, членов их семей и / или лиц, связанных с политически значимыми лицами;
- финансовые операции по переводу средств за границу (в том числе в страны, отнесенные Кабинетом Министров Украины к оффшорным зонам)
- финансовые операции с наличными (внесение, перевод, получение средств).
Финансовые операции или попытка их проведения независимо от суммы, на которую они проводятся, считаются подозрительными если субъект первичного финансового мониторинга подозревает или имеет достаточные основания для подозрения, что они являются результатом преступной деятельности или связаны, касаются финансирования терроризма или финансирования распространения оружия массового уничтожения.
При определении того, является ли подозрительной финансовая операция или деятельность, субъекта первичного финансового мониторинга учитывают типологические исследования, подготовленные специально уполномоченным органом и обнародованные им на своем сайте, а также рекомендации субъектов государственного финансового мониторинга.
Субъект первичного финансового мониторинга (ликвидатор (кроме Фонда гарантирования вкладов физических лиц), уполномоченное лицо Фонда гарантирования вкладов физических лиц) обязан немедленно, без предварительного уведомления клиента (лица), заморозить активы, связанные с терроризмом и его финансированием, распространением оружия массового уничтожения и его финансированием.
В день принятия решения о замораживании таких активов субъект первичного финансового мониторинга (ликвидатор (кроме Фонда гарантирования вкладов физических лиц), уполномоченное лицо Фонда гарантирования вкладов физических лиц) обязан одновременно с замораживанием таких активов сообщить специально уполномоченному органу и Службе безопасности Украины в установленном законодательством порядке про замороженные активы.
После замораживания активов субъект первичного финансового мониторинга сообщает клиенту (лицу) в письменной форме о таком замораживания на его (ее) письменный запрос.
Субъект первичного финансового мониторинга обязан немедленно разморозить активы:
- не позднее следующего рабочего дня со дня исключения лица или организации из перечня лиц;
- не позднее следующего рабочего дня со дня поступления от Службы безопасности Украины информации о том, что лицо или организация, которая имеет такое же или похожее имя (наименование), как и лицо или организация, включенная в перечень лиц и активы которой стали объектом замораживания, по результатам проверки не является включенной в указанный перечень.
Перечень лиц формируется в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины. Основанием для внесения лица в указанный перечень является:
- решение суда о включении физических лиц, юридических лиц и организаций, которые отвечают критериям, определенным резолюциями Совета Безопасности ООН, в указанный перечень;
- сведения, формируемые международными организациями или уполномоченными ими органами об организациях, юридических и физических лиц, связанных с террористическими организациями или террористами, а также о лицах, в отношении которых применены международные санкции.
ВС разъяснил, что нужно учитывать в приговорах по статье УК о легализации
- Юридические компании
- Юристы Киева
- Адвокаты Украины
- Нотариусы Украины
- Государственные нотариусы
- Частные нотариусы
1. Действие настоящего Закона распространяется на отношения, возникающие в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество, расположенное на территории Украины, и обременений таких прав.
Государственная регистрация права собственности на объект незавершенного строительства, обременений такого права проводится в порядке, определенном настоящим Законом, с учетом особенностей правового статуса такого объекта.
2. Действие настоящего Закона не распространяется на государственную регистрацию воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, космических и других объектов гражданских прав, на которые законом может быть распространен правовой режим недвижимого имущества.
1. В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
- 1) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и их обременений (далее — государственная регистрация прав) — официальное признание и подтверждение государством фактов приобретения, изменения или прекращения прав на недвижимое имущество, обременений таких прав путем внесения соответствующих сведений в Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество;
- 2) Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество (далее — Государственный реестр прав) — единая государственная информационная система, обеспечивающая обработку, хранение и предоставление сведений о зарегистрированных вещных правах на недвижимое имущество и их обременения;
- 3) заявитель:
- владелец, другой правоприобретатель, сторона сделки, в которых возникло, перешло ли прекратилось вещное право, или уполномоченные ими лица — при подаче документов для проведения государственной регистрации приобретения, изменения или прекращения права собственности и иных вещных прав;
- орган государственной власти, его должностное лицо, которым установлено, изменено или прекращено обременение, лицо, в интересах которого установлены, изменены или прекращены обременения, или уполномоченные ими лица — в случае подачи документов для проведения государственной регистрации приобретения, изменения или прекращения обременения имущественных прав;
- ипотекодержатель, лицо, в интересах которого установлена, изменена или прекращена ипотека, или уполномоченные ими лица — в случае подачи документов для проведения государственной регистрации приобретения, изменения или прекращения ипотеки;
- орган местного самоуправления — в случае постановки на учет бесхозного недвижимого имущества;
- лицо, за которым закреплен личный счет в похозяйственной книге соответствующего сельского, поселкового, городского совета или уполномоченное им лицо — в случае проведения государственной регистрации права собственности на индивидуальные (усадебные) жилые дома, садовые, дачные дома, хозяйственные (приусадебные) здания и сооружения , пристройки к ним, были закончены строительством в 5 августа 1992 и расположены на территориях сельских, поселковых, городских советов, которым в соответствии с законодательством осуществлялось ведение похозяйственного учета;
- частный партнер (концессионер) — в случае проведения государственной регистрации права государственной или коммунальной собственности на недвижимое имущество, вещные права на которое возникли в результате создания и / или строительства (нового строительства, реконструкции, реставрации, капитального ремонта и технического переоснащения), и / или управление (пользование, эксплуатация, техническое обслуживание) по договору, заключенному в рамках осуществления государственно-частного партнерства, в том числе концессионным договором;
- государственный партнер (концессиедатель) или по его поручению государственное или коммунальное предприятие, учреждение, организация или хозяйственное общество, 100 процентов акций (долей) которых принадлежат государству, Автономной Республике Крым, территориальной общине или другом хозяйственному обществу, 100 процентов акций (долей) которого принадлежит государству, — в случае подачи документов для проведения государственной регистрации приобретения права государственной или коммунальной собственности на земельный участок, необходимый для осуществления государственно-частного партнерства (реализации проекта, осуществляемого на условиях концессии), для проведения государственной регистрации приобретения, изменения или прекращения обременения прав на такой земельный участок;
1. Общими принципами государственной регистрации прав являются:
- 1) обеспечение государством объективности, достоверности и полноты сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и их обременения;
- 2) обязательность государственной регистрации прав в Государственном реестре прав;
- 2-1) одновременность совершения нотариального действия с недвижимым имуществом, объектом незавершенного строительства и государственной регистрации прав;
- 3) публичность государственной регистрации прав;
- 4) внесение сведений в Государственный реестр прав исключительно по основаниям и в порядке, определенным этим Законом;
- 5) открытость и доступность сведений Государственного реестра прав.
2. Вещные права на недвижимое имущество и их обременения, которые подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Законом, возникают с момента такой регистрации.
3. Имущественные права на недвижимое имущество и их обременения, возникшие до 1 января 2013 года, признаются действительными при наличии одного из следующих условий:
- 1) регистрация таких прав была проведена в соответствии с законодательством, действовавшим на момент их возникновения;
- 2) на момент возникновения таких прав действовало законодательство, которое не предусматривало их обязательной регистрации.
4. Любые действия лица, направленные на установление, изменение или прекращение прав на недвижимое имущество и их обременений, которые подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Законом, могут совершаться, если имущественные права на такое имущество зарегистрированы согласно требованиям этого Закона, кроме случаев, когда вещные права на недвижимое имущество, возникшие до 1 января 2013 года, признаются действительными в соответствии с частью третьей настоящей статьи, и в случаях, определенных статьей 28 настоящего Закона.
5. Государственная регистрация права собственности и других вещных прав проводится в пределах Автономной Республики Крым, области, городов Киева и Севастополя по местонахождению недвижимого имущества.
На основании решения Министерства юстиции Украины государственная регистрация права собственности и других вещных прав в определенных случаях может проводиться в пределах нескольких административно-территориальных единиц, определенных абзацем первым настоящей части, или независимо от местонахождения недвижимого имущества.
Государственная регистрация обременений вещных прав проводится независимо от местонахождения недвижимого имущества.
Государственная регистрация прав проводится по заявлениям в сфере государственной регистрации прав любым государственным регистратором с учетом требований, установленных абзацами первым — третьим этой части, кроме случая, предусмотренного статьей 32-1 настоящего Закона.
1. Государственной регистрации прав подлежат:
- 1) право собственности и право доверительной собственности как способ обеспечения исполнения обязательства на недвижимое имущество, объект незавершенного строительства;
- 2) вещные права на недвижимое имущество, производные от права собственности:
- право пользования (сервитут);
- право пользования земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис)
- право застройки земельного участка (суперфиций);
- право хозяйственного ведения;
- право оперативного управления;
- право постоянного пользования и право аренды (субаренды) земельного участка;
- право пользования (найма, аренды) зданием или другим капитальным сооружением (их отдельной части), что возникает на основании договора найма (аренды) здания или другого капитального сооружения (их отдельной части), заключенного на срок не менее трех лет;
- (Абзац девятый пункта 2 части первой статьи 4 исключен на основании Закона № 340-IX от 05.12.2019)
- право доверительной собственности (кроме права доверительной собственности как способа обеспечения исполнения обязательств);
- другие вещные права в соответствии с законом;
- 3) (Пункт 3 части первой статьи 4 исключен на основании Закона № 340-IX от 05.12.2019)
- 4) обременения прав на недвижимое имущество, объект незавершенного строительства:запрет отчуждения и / или пользования;
- арест;
- ипотека;
- требование нотариального удостоверения договора, предметом которого является недвижимое имущество, установленная собственником такого имущества;
- налоговый залог, предметом которого является недвижимое имущество, объект незавершенного строительства;
2. При определении долей в праве общей собственности или их изменения, изменения субъекта управления объектами государственной собственности, изменения правоприобретателя вещного права, производного от права собственности, срока действия такого вещного права, а также изменения обременителя, лица, в интересах которой установлено обременение прав, или изменения условий обременения проводится государственная регистрация таких изменений, при этом дата и время государственной регистрации прав, обременений прав остаются неизменными.
Распространение предоставления
Пункт 11 начинается вот с такого разъяснения:
«11. Распространение вредоносных компьютерных программ или иной вредоносной компьютерной информации заключается в предоставлении доступа к ним конкретным лицам или неопределенному кругу лиц любым способом, включая продажу, рассылку, передачу копии на электронном носителе либо с использованием сети “Интернет“, размещение на серверах, предназначенных для удаленного обмена файлами».
Давайте посмотрим на определение «распространения» и «предоставления» все в том же «треглавом»:
«8) предоставление информации — действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц;
9) распространение информации — действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц;»Как мы видим, разница принципиальная: «определенный» круг лиц получает информацию или «неопределенный». То есть, авторы постановления в пункте 11 делают утверждение уровня «белое это черное»…
Аналогичную трактовку «распространения» мы видим в 22-м пункте постановления, повествующем о распространении порнографии. Да и во многих других статьях УК предусмотрена ответственность за распространение информации. Включение туда еще и «предоставления» повлечет за собой привлечение к ответственности довольно большого числа людей, в действиях которых нет состава преступления. Но кого это волнует, когда нужно «легализовать практику»?
Кстати, с определением «распространения» связан еще один важный момент. Уже стало общепринятым мнение о том, что «распространение информации» — это длящийся процесс, который завершается только после того, как информация удалена, и именно с этого момента начинает течь срок давности.
Но посмотрите на приведенное выше определение. «Распространение», в соответствии с ним — это только и исключительно «действия». Состояние «доступности информации», которое после этих действий наступает, в состав «распространения» не включено и вообще никак на него не влияет. То есть, никакое оно не «длящееся», оно завершается с завершением действий и тогда же начинают течь сроки давности. Но об этом авторы постановления, разумеется, не пишут…
Есть у такой трактовки «распространения» и еще одно важное следствие: оно закончено даже в том случае, если передаваемую информацию не получил вообще никто — достаточно завершения самих «действий». Впрочем, именно это следствие нашим следствием как раз на практике и применяется, по понятным причинам…«Легализация» публичности
Вместо того, чтобы нормально урегулировать этот вопрос в УК, все было пущено на самотек, так что сейчас мы имеем несколько формулировок «про Интернет», добавленных в разное время и разными группами законотворцев. Причем при добавлении все они, не сговариваясь, просто опустили самый важный признак преступления, совершенного «через Интернет», ту самую доступность информации неопределенному кругу лиц. Через интернет ведь можно и приватное общение вести.
Вы, может быть, думаете, что «в Интернет» будет толковаться именно так, как задумывалось, то есть, как открытая публикация? Не-а, вот и Верховный суд в нашем постановлении (п. 20) толкует буквально:
«По указанному признаку квалифицируется и совершенное в соучастии преступление, если связь между соучастниками в ходе подготовки и совершения преступления обеспечивалась с использованием электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет» (например, при незаконном сбыте наркотических средств обеспечивалась связь между лицом, осуществляющим закладку наркотических средств в тайники, и лицом, передавшим ему в этих целях наркотические средства)».
Разговариваете о наркотиках не по телефону, а по «Телеграму»? Дополнительный квалифицирующий признак, другая часть статьи, больше ответственность.
Наши улучшаторы УК умудрились воткнуть признак «с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети “Интернет“» даже в статью 133, которая карает за «понуждение к действиям сексуального характера». Попытайтесь представить, как это преступление можно совершить при помощи «средства массовой информации», способ напишите пожалуйста в комментарии. (Гусары, не молчать! Мне и самому это очень интересно)…
Но этим наш зоопарк не ограничился. В ходе бессистемных доработок УК каждые легализаторы тянули сову на свой собственный глобус и в результате наприравнивали Интернет к чему попало:
-
«в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, средствах массовой информации либо совершенная публично с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет»» (ст. 128.1) — надстройка над исходной формулировкой УК;
-
«через средства массовой информации, в том числе электронные, информационно-телекоммуникационные сети (включая сеть «Интернет»)» (ст. 185.3) — а тут «сети» приравнены уже к «средствам массовой информации»;
-
«с публичной демонстрацией, в том числе в средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть «Интернет»)» (ст. 245, 282) — тут авторы вообще смешали все в кучу и «доработали» исходную формулировку УК, которая «публичную демонстрацию» и «СМИ» все-таки различала.
Вот видите, как богат на натяжки наш УК, всегда есть из чего выбрать. А еще у таких натяжек есть одно неожиданное следствие: когда вы вот так жестоко с совой поступили, открывается простор для дальнейших толкований. Потому что никто не знает, что такое «публичные действия в интернете», если вы их выдумали.
Похожие записи: