Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок оформления полномочий адвоката в различных видах судопроизводства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении представляет собой определенную последовательность процессуальных действий, направленную на защиту прав и законных интересов лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, и установление объективной истины. Прежде чем перейти к рассмотрению дела по существу, субъект, уполномоченный рассматривать дело, должен установить наличие всех условий, необходимых для рассмотрения дела об административном правонарушении.
Комментарий к ст. 29.7 КоАП
Субъект, уполномоченный рассматривать дело, объявляет, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению и каковы правовые основания привлечения к административной ответственности.
Далее необходимо установить факт явки лиц, участвующих в рассмотрении дела. Факт присутствия лиц подтверждается удостоверением личности, служебным удостоверением, доверенностью либо иными документами.
Важно установить наличие полномочий законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя. Родственные связи или соответствующие полномочия лиц, являющихся законными представителями физического лица, удостоверяются документами, предусмотренными законом. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение. Полномочия защитника или представителя удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, либо доверенностью, оформленной в соответствии с законом.
Важным условием рассмотрения дела по существу является наличие участников производства по делу об административном правонарушении. В случае их отсутствия необходимо принять решение либо о рассмотрении дела, либо об отложении рассмотрения дела. Решение о рассмотрении дела в отсутствие некоторых участников производства по делам об административном правонарушении (лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законных представителей физического и юридического лица) возможно лишь в том случае, если имеются данные о надлежащем извещении данных лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от этих участников не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Лицам, участвующим в рассмотрении дела, разъясняются их права и обязанности и рассматриваются заявленные отводы и ходатайства.
По итогам проверки наличия условий, необходимых для рассмотрения дела, могут быть вынесены определения трех видов: об отложении рассмотрения дела; о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела; о передаче дела на рассмотрение по подведомственности.
Основанием вынесения определения об отложении рассмотрения дела может быть: поступление заявления о самоотводе или отводе лица, рассматривающего дело; отвод специалиста, эксперта или переводчика; необходимость явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов, назначения экспертизы.
В том случае, если все условия, необходимые для рассмотрения дела по существу, соблюдены, необходимо огласить протокол об административном правонарушении и иные материалы дела. Затем заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания иных участников рассмотрения дела. Именно на данной стадии устанавливается факт противоправности совершенного деяния, виновности субъектов, привлекаемых к административной ответственности, наличие отягчающих или смягчающих обстоятельств.
Основные положения о судебном представительстве
Перед тем как познакомиться с особенностями рассматриваемого типа услуги, необходимо уточнить основные понятия, фигурирующие в судопроизводстве:
-
1. Доверитель – данный статус получает сторона, доверившая защиту собственных прав и интересов третьему уполномоченному лицу.
-
2. Представитель в суде – сторона, которая выступает в рамках заседания от лица доверителя, а ее деятельность направлена на достижение максимально возможного положительного исхода дела.
-
3. Представительство в суде – разновидность правовой деятельности, осуществляемой законным представителем в целях защиты интересов и прав доверителя.
Необходимость обязательного представительства юриста в судебном заседании может возникать по следующим причинам:
- при недостижении доверителем совершеннолетнего возраста, частичной или полной недееспособности доверителя;
- при отсутствии возможности личного присутствия в суде по уважительным причинам;
- при отсутствии желания личного присутствия в суде вследствие морально-этических принципов или трудовой занятости;
- при отсутствии знаний и навыков самостоятельного представительства собственных интересов и прав в суде.
Адвокат, участвующий в судебном заседании, берет на себя широкий перечень функций, условно разделяющихся на общие и специальные. Различие между функциями заключается в том, что выполнение общих не предполагает обязательного оформления доверенности, тогда как специальные функции осуществляются только по доверенности.
Не имея доверенности в рамках осуществления основных функций для последующего представительства доверителя на заседании в суде, адвокат может:
- изучать обстоятельства дела;
- знакомиться с фото- и видеоматериалами;
- собирать информацию и направлять необходимые запросы;
- собирать доказательную базу;
- назначать необходимые экспертные исследования;
- участвовать в заседании суда.
Что касается специальных полномочий, то для подготовки и непосредственного присутствия на официальном судебном разбирательстве адвокату необходимо получить нотариально заверенную доверенность от клиента для выполнения следующих функций:
- признания, подписания, направления искового заявления, сокращения списка или полного отказа от требований по иску;
- передачи дела на рассмотрение в Третейском суде;
- оспаривания решений суда;
- передоверения адвокатских полномочий;
- представления имущественных прав доверителяи так далее.
Кто еще может представлять интересы сторон в судебном заседании?
На сегодняшний день Гражданский кодекс Российской Федерации предполагает четыре ключевых разновидности представительства доверителей в суде с учетом положений Гражданско-процессуального кодекса. Данная классификация обуславливается в первую очередь способом установления представительства. Например, участие в суде может быть:
- добровольным. В данном случае представительство основывается на договоре о представительстве, заключенном на добровольном основании. Представительство может быть платным либо бесплатным. Так, последний вариант часто организуется знакомыми или родственниками доверителя, которые располагают соответствующими знаниями. Бесплатное представительство допустимо при условии оформления определенного перечня полномочий в официальном порядке с нотариальным заверением. При отсутствии близких друзей и родственников, способных выполнять роль адвоката на основании соответствующего уровня образования и опыта, воспользоваться добровольным представительством можно посредством обращения в проверенную юридическую компанию. Специалисты Московской муниципальной коллегии адвокатов всегда готовы предложить квалифицированную помощь своим клиентам независимо от сложности и специфики дела;
- законным. Действующее законодательство Российской Федерации наделяет полномочиями законного представителя несовершеннолетних детей, а также частично или полностью недееспособных лиц – родителей, официальных попечителей или усыновителей. Если речь идет о споре, где одной из сторон является юридическое лицо, намеренное прекратить коммерческую деятельность, то в рамках представительства данного лица в заседании суда участвует член ликвидационной комиссии. Аналогичным образом, интересы компании, объявившей себя банкротом, представляет арбитражный управляющий. Обратите внимание на то, что законные представители уполномочены на совершение любых действий от лица доверителя. Законный представитель может делегировать собственные полномочия юристу;
- общественным. В данном случае речь идет о судебных заседаниях, где одна из сторон является общественной организацией или объединением, деятельность которых направлена на защиту интересов участников данных образований. Например, правом общественного представительства наделяются профсоюзы, сообщества по защите прав людей и так далее;
- по назначению. Случается, что установление фактического места нахождения ответчика в целях уведомления о заседании в суде невозможно. Таким образом, суд может назначать представителя данному ответчику. В случае получения ответчиком уведомления о заседании и уклонения от явки на процесс представитель не назначается.
Подготовительная часть судебного разбирательства
Подготовительная часть судебного разбирательства представляет собой систему процессуальных действий, направленных на то, чтобы выявить возможность рассмотрения дела по существу.
КАС подробно регулирует последовательность действий, совершаемых на каждом этапе судебного разбирательства. Подготовительная часть судебного разбирательства начинается с открытия судебного заседания. Председательствующий объявляет об открытии слушания дела и оглашает, какое административное дело подлежит рассмотрению. После этого суд проверяет явку лиц, вызванных в судебное заседание. Секретарь судебного заседания докладывает, кто явился, сообщает, извещены ли неявившиеся лица о времени и месте судебного заседания, вручена ли копия искового заявления ответчику и третьим лицам, было ли произведено извещение неявившихся участников процесса в срок, достаточный для своевременной явки в суд и подготовки к делу. Вслед за этим суд устанавливает личность явившихся в судебное заседание участников процесса, проверяет полномочия должностных лиц и представителей. При установлении личности явившихся в судебное заседание участников процесса надлежит выяснить их фамилию, имя, отчество, дату рождения, место работы и жительства. Суд устанавливает личность гражданина на основании исследования паспорта, служебного удостоверения или иного документа, удостоверяющего личность. Кроме того, в отношении должностного лица или его представителя выясняется объем полномочий, а также наличие обстоятельств, исключающих возможность участия в суде; в отношении эксперта — сведения о его профессиональной компетентности (образование, занимаемая должность, стаж работы по специальности). В целях определения допустимости свидетельских показаний у свидетелей выясняется, в каких отношениях они состоят со сторонами (родственные или иные отношения).
Разовая доверенность представителя, ордер, представленный адвокатом, приобщаются к делу. Общая доверенность у представителя не изымается, но в протоколе судебного заседания отражается, когда, кем и на какой срок она выдана, точно фиксируются так называемые специальные полномочия, особо оговоренные доверителем. Личность свидетелей устанавливается непосредственно перед допросом каждого из них, при этом выясняются их родственные или иные отношения со сторонами.
При участии в процессе переводчика председательствующий разъясняет ему обязанности и предупреждает об ответственности за заведомо неправильный перевод. Совершение этого действия в самом начале судебного разбирательства объясняется стремлением законодателя полностью исключить возможность тех нежелательных последствий, которые могут обусловливаться незнанием языка судопроизводства. В случае уклонения переводчика от явки в суд или от надлежащего исполнения своих обязанностей он может быть подвергнут штрафу в размере до 1 тыс. руб.
Следующее действие — удаление явившихся свидетелей из зала судебного заседания. Председательствующий принимает меры к тому, чтобы допрошенные и еще не допрошенные свидетели не общались между собой. Закон не исключает возможности вторичного допроса свидетеля, однако при оценке доказательства суду надо учитывать, что повторные показания свидетель мог дать под влиянием известных ему показаний других свидетелей.
После удаления свидетелей председательствующий объявляет состав суда, сообщает, кто участвует в судебном разбирательстве в качестве прокурора, секретаря судебного заседания, представителей сторон, а также в качестве эксперта, специалиста, переводчика, и разъясняет лицам, участвующим в деле, их право заявлять отводы.
Окончание административного дела без вынесения решения
Как правило, судебное разбирательство заканчивается вынесением решения по существу дела. Однако в силу некоторых обстоятельств суд в порядке отступления от этой нормы оканчивает дело без вынесения решения. Судебное административное процессуальное право предусматривает две формы такого окончания процесса: прекращение производства по делу и оставление заявления без рассмотрения. Названные формы различаются между собой как по основаниям, так и по процессуальным последствиям их применения. Административное судопроизводство прекращается, когда отсутствует право на обращение за судебной защитой, что полностью исключает возможность возобновления дела. Поводом оставления заявления без рассмотрения служит не отсутствие права на обращение за судебной защитой, а только несоблюдение условий его реализации, установленных законом. Поэтому административный истец может вновь обратиться в суд с тождественным требованием после устранения обстоятельств, послуживших причиной оставления его первого заявления без рассмотрения.
Прекращение производства по делу есть форма окончания административного дела, обусловленная предусмотренными КАС обстоятельствами, которые полностью исключают осуществление административного судопроизводства.
Согласно ст. 194 КАС суд должен прекратить производство по делу, если:
— административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 128 КАС;
— имеется вступившее в законную силу решение суда по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, определение суда о прекращении производства по этому административному делу в связи с принятием отказа административного истца от административного иска, утверждением соглашения о примирении сторон или определение суда об отказе в принятии административного искового заявления. Суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), нарушающих права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, если имеется вступившее в законную силу решение суда, принятое по административному иску о том же предмете;
— административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом;
— стороны заключили соглашение о примирении и оно утверждено судом;
— наступила смерть гражданина, являвшегося стороной в административном деле, при условии что спорное публичное правоотношение не допускает правопреемства;
— ликвидация организации, являвшейся стороной в административном деле, завершена при условии, что публичное правоотношение не допускает правопреемства.
Суд также вправе прекратить производство по административному делу в случае, если оспариваемые нормативный правовой акт, решение отменены или пересмотрены и перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Суд прекращает производство по административному делу и в иных предусмотренных КАС случаях.
О прекращении производства по делу суд выносит мотивированное определение. В определении указывается на правовые последствия прекращения производства по делу и невозможность повторного обращения в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям. В определении также указывается о возврате государственной пошлины.
Определение о прекращении производства по делу может быть обжаловано в суд вышестоящей инстанции.
Оставление заявления без рассмотрения — это форма окончания административного дела, вызываемого фактом несоблюдения административным истцом установленных законом условий возбуждения и нормального развития административного судопроизводства.
Статья 196 КАС предусматривает основания к оставлению заявления без рассмотрения, к которым относятся следующие случаи:
— административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел;
— административное исковое заявление подано лицом, не обладающим административной процессуальной дееспособностью;
— административное исковое заявление не подписано или подписано и подано в суд лицом, не имеющим полномочий на его подписание и (или) подачу в суд, либо лицом, должностное положение которого не указано;
— в производстве этого или другого суда либо арбитражного суда имеется возбужденное ранее дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям;
— производство по данному административному делу возбуждено по административному исковому заявлению с нарушением требований, предусмотренных ст. 125 и 126 КАС, и эти нарушения не были устранены в установленный судом срок либо в случае, если после изменения административным истцом исковых требований им не представлены документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основаны измененные требования, при условии что административный истец не освобожден от обязанности доказывания данных обстоятельств.
Суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения и в иных предусмотренных КАС случаях.
Оставление заявления без рассмотрения осуществляется определением суда. В определении суд обязан указать способы устранения обстоятельств, препятствующих рассмотрению дела, решить вопрос о возврате государственной пошлины, распределении судебных расходов (ст. 197 КАС).
После устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без рассмотрения, заинтересованные лица вправе вновь обратиться в суд с заявлением в общем порядке. На определение суда об отказе в удовлетворении такого ходатайства может быть подана частная жалоба.
РАЗДЕЛ I 1. Подведомственность дел об административных правонарушениях судьям
- В соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, разрешение которых законом отнесено к компетенции судебной власти, рассматриваются мировыми судьями.
- При этом следует помнить, что в ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ перечислены дела об административных правонарушениях, находящиеся в исключительной компетенции мировых судей (см. приложение N 1) , а ч. 2 этой же статьи содержит перечень дел об административных правонарушениях, которые рассматриваются мировыми судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение мировому судье (см. приложение N 2) .
Не приводится.
Не приводится.
Исключение:
- Дела об административных правонарушениях, указанных в частях 1 и 2 статьи 23.1 КоАП РФ и совершенных военнослужащими, гражданами, призванными на военные сборы, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов.
- Дела об административных правонарушениях, производство по которым осуществлено в форме административного расследования, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации, рассматриваются судьями районных судов.
- Судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.14, 7.24, 14.1, 14.10, 14.14, частями 1 и 2 статьи 14.16, частями 1, 3 и 4 статьи 14.17, статьями 14.18, 14.21, 14.23, 15.10, частями 1 и 2 статьи 19.19 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.
- В случае временного отсутствия мирового судьи дела об административных правонарушениях, совершенных на его участке, рассматриваются судьями соответствующего районного суда.
- В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:
- доставление;
- административное задержание;
- личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;
- изъятие вещей и документов;
- отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;
- медицинское освидетельствование на состояние опьянения;
- задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;
- арест товаров, транспортных средств и иных вещей;
- привод.
- Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
- Доставление — принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным. Доставление вправе осуществлять только органы, перечисленные в п. п. 1 — 11 ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ.
Примечание: доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок. О доставлении либо делается отметка в протоколе об административном правонарушении, либо составляется отдельный протокол.
- Административное задержание — кратковременное ограничение свободы физического лица, которое применяется в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание праве осуществлять только органы, перечисленные в п. п. 1 — 7 ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ.
Примечание: перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.
Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.
Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.
Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания.
Протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись.
Срок административного задержания не должен превышать 3 часов. На срок до 48 часов административному задержанию может быть подвергнуто:
- лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест;
- лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения.
- В случаях, если после выявления административного правонарушения в области антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, валютного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, в области налогов и сборов, таможенного дела, охраны окружающей среды, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безопасности, дорожного движения и на транспорте осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование.
- Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором — в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.
- В определении о возбуждении дела об административном правонарушении указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
- Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения.
- Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил — начальником вышестоящего таможенного органа на срок до шести месяцев.
- По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.
- Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении.
- Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения).
- В случае если протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом, а также в иных случаях, предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от судьи, рассматривающих дело об административном правонарушении. Материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются судье в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков.
- При наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в ст. 24.5 КоАП РФ, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных статьей 29.10 КоАП РФ.
Особенности административного судопроизводства
Важно! Дела административного судопроизводства до 15 сентября 2015 г. рассматривались исключительно в рамках норм Гражданского процессуального кодекса РФ, в последующем был принят новый Кодекс и дела стали рассматриваться в порядке КАС РФ. Важно! При принятии административного иска к рассмотрению стороны и лица, участвующие в деле, обязательно извещаются о времени и месте судебного заседания повесткой либо другим способом, позволяющим зафиксировать факт того, что информация ими получена.
- копия нормативно-правового акта;
- реквизиты документа, которому приложенный акт противоречит;
- указывается какие права уже нарушены или в сумме угроза их нарушения в будущем;
- доказательства факта, что истец является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативно правовым актом и другое, предусмотренное статьей 209 КАС РФ.
В каких случаях допустимо назначение закрытого судебного заседания
Статья 123 Конституции РФ, статья 10 Гражданского процессуального кодекса РФ, статья 241 Уголовно-процессуального кодекса РФ и статья 11 Арбитражного процессуального кодекса РФ устанавливают, что заседания во всех судах России открытые.
Это означает, что любой человек, в том числе и журналист, может присутствовать на заседании суда.
в административном процессе — если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой за- коном тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц;Заседания суда могут быть закрытыми лишь в следующих случаях, предусмотренных законом: В случае проведения открытого судебного заседания судья вправе удалять из зала судебного заседания граждан, только если они нарушали порядок в зале суда. В соответствии со статьей 159, ч. 2 ГПК РСФСР судья вправе удалить лицо, присутствующее при разбирательстве дела, лишь в случае повторного нарушения им порядка в судебном заседании, после того как нарушителю уже было сделано предупреждение.
Особенности судопроизводства при рассмотрении административного дела об оспаривании решений органа власти, действий должностного лица
В отличие от обсуждения возможностей подачи иска о признании недействующим правовых актов иск об оспаривании решений органа власти может быть подан только тем лицом, чьи права он непосредственно затрагивает. При этом до обращения в суд такое лицо вправе обратиться непосредственно к вышестоящему должностному лицу для урегулирования спора. Административный иск по таким делам может быть подан в течение 3-х месяцев с момента, когда стало известно о нарушении прав истца, а на действия судебных приставов – в течении 10 дней. Если срок был пропущен, суд рассмотрит причины этого, в том числе уважительной причиной будет являться, если в досудебном порядке жалоба заявителя была рассмотрена несвоевременно. В случае, если причина пропуска признается судом неуважительной, в удовлетворении требований истца будет отказано. В качестве меры предварительной защиты применяется – приостановление действий решения в той части, которая относится к истцу, воздержания от совершения оспариваемого действия. На ответчика возлагается доказывание законности решения, в частности, наличие на это полномочий и соблюдение процедуры вынесения решений. Административное дело об оспаривании решений органа власти должно быть рассмотрено в суде в течение 1 месяца со дня подачи иска, если иск подан на судебного пристава-исполнителя, то в течении 10 дней. В ходе рассмотрения дела суд не может быть связан доводами и требованиями иска, он проверяет законность оспариваемого решения или действия в полном объеме.
Управление транспортным средством в состоянии опьянения – примеры выигранных дел
В данном разделе представлены примеры выигранных нами дел следующих категорий:
● Управление транспортным средством в состоянии опьянения – ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ; ● Передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, – ч. 2 ст. 12.
8 КоАП РФ; ● Употребление алкоголя, наркотических или психотропных веществ водителем после ДТП, к которому он причастен, – ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ; ● Повторное вождение в нетрезвом виде – ст. 264.
1 УК РФ.
Хотите, чтобы и Ваше дело закончилось благополучно, — обращайтесь!
Ситуация из серии «не сдал права после лишения». В Железнодорожном районном суде г.
Пензы отменено постановление мирового судьи и прекращено исполнение ранее вынесенного постановления о лишении водительских прав по ч. 1 ст. 12.
8 КоАП РФ (управление транспортным средством в состоянии опьянения) по основанию, предусмотренному ч. 1 ст. 31.9 КоАП РФ: истечение срока давности исполнения постановления.
В Первом кассационном суде общей юрисдикции удовлетворена жалоба на решения нижестоящих судов и прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренным ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ (управление ТС в состоянии опьянения).
Водитель стал виновником ДТП с пострадавшим, был направлен на медицинское освидетельствование, выявившее в биопробе фенобарбитал (следствие приёма лекарственного препарата).
Однако кассационный суд пришёл к выводу, что законных оснований для направления водителя на медицинское освидетельствование у сотрудника ГИБДД не имелось, а само по себе участие в ДТП таким основанием не является, что собственно и доказывалось защитой на протяжении всего процесса.
В судебном участке № 30 Московской области (г. Долгопрудный) прекращено производство по делу о передаче управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии алкогольного опьянения.
У инспектора ДПС не было (и не могло быть!) доказательств совершения правонарушения, а мировой судья не стал соглашаться с высосанным из пальца обвинением.
Ещё одна история из нашей практики, которой хотелось бы поделиться.
Отменено постановление о лишении прав за алкогольное опьянение после ДТП
В Чамзинском районном суде Республики Мордовия отменено постановление мирового судьи о лишении права управления транспортными средствами за употребление алкоголя после ДТП (ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ), производство по делу – прекращено. Ещё один гражданин с нашей помощью смог избежать незаслуженного наказания.
Более подробного описания пока нет, но ознакомиться с решением можно уже сейчас!
Обвинение в управлении ТС в состоянии наркотического опьянения опровергнуто
В судебном участке № 3 г. Заречного Пензенской области оправдан водитель, обвинявшийся в управлении ТС в состоянии наркотического опьянения. Производство по делу прекращено за отсутствием состава административного правонарушения, хотя была реальная угроза лишения водительских прав. Спасла генетическая экспертиза (и своевременное обращение за юридической помощью).
В Московском городском суде успешно обжалованы постановление мирового судьи, в соответствии с которым водитель был лишён прав за алкогольное опьянение по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, и решение судьи районного суда. Производство по делу прекращено за истечением срока давности привлечения к административной ответственности. Ещё одно долгое дело с непростой, но очень интересной судьбой. 🙂
Дело об управлении ТС в состоянии алкогольного опьянения прекращено
Мировой судья судебного участка № 5 Железнодорожного района г. Пензы прекратил производство по делу, возбуждённое по факту управления ТС в состоянии алкогольного опьянения (ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ). К счастью, удалось доказать, что судят совсем не того, кто был за рулём на самом деле. Или история о том, как друг оказался «вдруг»…
Повторное вождение в нетрезвом виде (ст. 264.1 УК) – снижено наказание
В Железнодорожном районном суде г. Пензы по результатам обжалования приговора удалось снизить наказание по ст. 264.1 УК РФ за повторное вождение в нетрезвом виде. 300 часов обязательных работ и 2 года лишения права управления транспортными средствами заменены на 120 часов обязательных работ и 1 год и 3 месяца «лишения прав».
В каких случаях запрещается использование конференц-связи?
Часть 6 статьи 29.14:
6. Судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, отказывает в удовлетворении ходатайства об участии в судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи в случаях, если:
1) отсутствует техническая возможность для участия в судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи;
2) рассмотрение дела об административном правонарушении осуществляется в закрытом судебном заседании.
Использование видеосвязи невозможно в следующих случаях:
1. Отсутствует техническая возможность. То есть либо в суде, где будет проходить заседание, либо в суде, откуда водитель хочет принять участие в заседании нет оборудования для конференц-связи.
2. Судебное заседание является закрытым. Заседание может быть закрытым в следующих случаях (статья 24.3 КоАП):
1. Дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц.
Использование информации конференц-связи в качестве доказательств
Часть 4 статьи 26.2 КоАП:
4. В качестве доказательств допускаются объяснения участников производства по делу об административном правонарушении, полученные путем использования систем видео-конференц-связи.
То есть объяснения водителя, которые он дал через систему видеосвязи являются доказательствами в деле об административном правонарушении. Это говорит о том, что конференц-связь должна использоваться не «для галочки», а для принятия верного решения по делу.
В заключение предлагаю рассмотреть пример участия водителя в судебном заседании с помощью системы видео-конференц-связи:
Предположим, что водитель Иванов Иван Иванович остановлен сотрудниками ГИБДД в Новосибирской области за выезд на встречную полосу движения. Водитель не согласен с нарушением, то есть хочет обжаловать наказание в суде. Однако он не подумал о том, что следует подать ходатайство о рассмотрении дела по месту его жительства.
Поэтому дело будет рассматриваться в суде Новосибирской области, а водитель в это время отправится в Москву, где он и проживает.
Поскольку водитель желает оспорить штраф, он должен принять участие в судебном заседании и отстоять там собственную точку зрения. При этом личное присутствие на заседании — это не самая лучшая идея, т.к. придется преодолеть почти 3 000 км. Иван Иванович подает ходатайство в суд Новосибирской области об участии в заседании путем использования систем видео-конференц-связи. Ходатайство он направляет заказным письмом.
Судья в Новосибирске рассматривает данное ходатайство и выносит определение о возможности удаленного участия в заседании водителя Иванова. Копия определения по почте направляется Иванову и в московский суд по месту жительства водителя. После этого водителю остается лишь явиться в суд города Москвы в назначенное время.
В заключение хочу еще раз напомнить, что изменения КоАП, связанные с использованием конференц-связи, вступают в силу 23 ноября 2018 года. Однако на оборудование судов системами видеосвязи может уйти гораздо больше времени. Так что не исключено, что удаленное участие в судебных заседаниях станет общедоступно не в самое ближайшее время.
Удачи на дорогах!
Можно ли не явиться на судебное заседание по административному делу
В случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении, разбирательство дела откладывается.
Если лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания, суд откладывает разбирательство дела в случае признания уважительными причин их неявки.
Стороны обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Суд вправе рассмотреть дело в отсутствии ответчика, если сведения о причинах неявки отсутствуют, либо если суд признает причины неявки неуважительными, либо если ответчик умышленно затягивает производство по делу.
Стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копии решения суда. Суд может признать обязательным участие сторон в судебном заседании, если это необходимо по обстоятельствам дела.
Неявка представителя лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте судебного разбирательства, не является препятствием к рассмотрению дела.
Приступая к судебному разбирательству, надлежит установить, извещены ли неявившиеся лица о времени и месте судебного заседания с соблюдением требований закона (ст.106, 107), вручены ли копии искового заявления ответчику и извещений всем участвующим в деле лицам, представителям в срок, достаточный для своевременной их явки в суд и подготовки к делу.
Если неявившиеся лица были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, следует также выяснить причину их отсутствия, имея в виду, что уважительными причинами неявки в судебное заседание могут быть признаны болезнь, нахождение в командировке либо другие причины, дающие основания полагать, что лицо, извещенное о времени и месте судебного заседания, было лишено возможности явиться в суд по независящим от него обстоятельствам.
Признав причину неявки сторон в судебное заседание уважительной, суд в определении об отложении разбирательства дела должен указать мотивы, по которым он пришел к этому выводу.Обязанность поставить суд в известность о причинах неявки, а равно представить доказательства уважительности отсутствия, при условии надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания, лежит на сторонах.
Суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, в отношении которого имеются сведения о времени и месте судебного заседания, в трех случаях: 1) если причины неявки отсутствуют; 2) если причины неявки являются неуважительными и 3) если ответчик умышленно затягивает производство по делу.
Умышленное затягивание ответчиком производства по делу является самостоятельным случаем, допускающим рассмотрение дела в отсутствие ответчика.
Для применения указанного правила не имеет значения, какова причина неявки ответчика в судебное заседание, о времени и месте которого он надлежащим образом извещен.
Однако суд должен располагать данными о том, что ответная сторона совершала умышленные действия, направленные на затягивание рассмотрения дела, например, уклонялась от получения повесток и других извещений, сообщала о причинах прежних неявок, не соответствующих действительности, скрывала или уничтожала находившиеся у нее доказательства, что приводило к неоднократному отложению дела, путем обмана, насилия либо угрозы воздействовала на свидетелей с целью воспрепятствовать их явке в суд для дачи показаний.
В любом случае суд должен мотивировать свое решение о рассмотрении дела в отсутствие ответчика.
Сторона может изменить свое отношение к личному участию в судебном разбирательстве, о чем обязана сообщить суду заблаговременно.
В то же время суд вправе, несмотря на заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие кого-либо, признать обязательным участие сторон или одной из них в судебном заседании.
В отличие от обсуждения возможностей подачи иска о признании недействующим правовых актов иск об оспаривании решений органа власти может быть подан только тем лицом, чьи права он непосредственно затрагивает. При этом до обращения в суд такое лицо вправе обратиться непосредственно к вышестоящему должностному лицу для урегулирования спора.
Что будет, если не подать ходатайство о рассмотрении в своё отсутствие
Если лица, участвующие в деле, не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными.
В случае неявки в судебное заседание без уважительных причин на лиц, участие которых при рассмотрении административного дела в силу закона является обязательным или признано судом обязательным, налагается судебный штраф в порядке и размере, предусмотренных статьями 122 и 123 КАС РФ.
В случае повторной неявки в судебное заседание без уважительной причины:
- административного ответчика, он может быть подвергнут приводу в порядке, предусмотренном статьей 120 КАС РФ, при этом рассмотрение административного дела откладывается;
- представителя, на виновное лицо налагается судебный штраф в порядке и размере, предусмотренных статьями 122 и 123 КАС РФ.