Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как сдавать налоговую отчётность при реорганизации в форме присоединения?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как и в частных фирмах, все операции и результаты деятельности в некоммерческих компаниях фиксируют бухгалтерскими проводками. Как и в коммерческих фирмах, бухгалтерские записи оформляют двойным методом: одновременно по дебету одного счёта и кредиту другого.
Ответственность за представление в налоговый орган недостоверных сведений в составе бухотчетности
На основании пп. 5.1 п. 5 Письма ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 в ходе выездных налоговых проверок налоговые органы осуществляют контроль представленной образовательными учреждениями бухгалтерской отчетности.
В случае выявления фактов представления в составе бухгалтерской отчетности недостоверных сведений, приведших к искажению информации о доходах, расходах и (или) объектах налогообложения, по решению налогового органа образовательное учреждение может быть привлечено к следующим видам ответственности:
Правонарушение |
Вид административной ответственности |
Обоснование |
Грубое нарушение правил учета доходов, расходов и (или) объектов налогообложения при отсутствии признаков налогового правонарушения в течение одного налогового периода |
Штраф в размере 10 000 руб. |
Пункт 1 ст. 120 НК РФ |
Грубое нарушение правил учета доходов, расходов и (или) объектов налогообложения при отсутствии признаков налогового правонарушения в течение более одного налогового периода |
Штраф в размере 30 000 руб. |
Пункт 2 ст. 120 НК РФ |
Грубое нарушение правил учета доходов, расходов и (или) объектов налогообложения, повлекшее занижение налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов) |
Штраф в размере 20 % от суммы неуплаченного налога (страховых взносов), но не менее 40 000 руб. |
Пункт 3 ст. 120 НК РФ |
За нарушения, связанные с заполнением нового отчёта, будут назначаться штрафы. Причём за отдельные его части они будут разными.
Если нарушение связано с Разделом 1, назначат штраф по ст. 14 закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ. Его сумма – 500 рублей за каждое застрахованное лицо, в отношении которого информация не была представлена вовремя, оказалась неполной либо недостоверной. Если же страхователь должен подавать электронный отчёт, но вместо этого сдал бумажный бланк, то штраф составит 1000 рублей.
Штрафов можно будет избежать, если исправить ошибку в отчёте до получения уведомления о ней из фонда. Ещё один способ – сдать уточнённый отчёт в течение пяти рабочих дней с даты получения уведомления об ошибке.
За непредставление Раздела 2 назначат штраф по ст. 26.30 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ. Его размер – за каждый полный или неполный месяц просрочки 5% от суммы взносов, начисленной за последние 3 месяца. Минимум 1000 рублей, максимум – 30% от расчётной суммы взносов.
Итак, мы разобрались, что представляет собой новая форма ЕФС-1 – отчёт, который с 2023 года заменит привычные нам формы. А также показали, как будет выглядеть бланк, привели примеры и образцы заполнения Раздела 1 для типичных случаев. При возникновении вопросов наши пользователи могут обратиться на бесплатную консультацию к специалистам 1С.
Даже малейшие ошибки при заполнении утвержденных форм налоговой отчетности недопустимы. При их большом количестве или несвоевременном исправлении на организацию или конкретное должностное лицо будет наложен штраф.
Бухгалтерская отчетность – это структурированная информация о результатах экономической деятельности организации в отчетный период. Она представляет собой свод таблиц с данными финансового и оперативного учета экономического субъекта. А именно — отчета о прибыли убытках, об изменении капитала, для некоторых организаций — о целевом использовании средств, о движении средств.
Будучи итогом экономической деятельности, налоговая отчетность должна отвечать ряду критериев:
- Содержать достоверную и полную информацию о финансовом положении налогового агента;
- Все существенные показатели, которые оказывают прямое влияние на оценку финансовых результатов деятельности организации, должны быть отражены в отчетности отдельными строками;
- Данные, содержащиеся в отчетности, не должны касаться каких-либо интересов третьих лиц и организаций;
- Вся информация должна быть приведена в соответствии с утвержденными стандартами, а также быть сопоставимой по времени.
Отличительные черты бухгалтерской отчетности реорганизованных или ликвидированных учреждений
Если относительно учреждения вынесено решение о ликвидации, реорганизации, слиянии с другим предприятием, преобразовании или разделении, необходимо сформировать бухгалтерскую отчетность на момент изменения статуса учреждения и подготовить следующую документацию:
-
ликвидационный баланс бюджетного учреждения (по форме 0503830);
-
отчет об обязательствах учреждения (по форме 0503738);
-
справку о консолидируемых расчетах учреждения (по форме 0503725);
-
отчет об исполнении планирования по финансово-хозяйственной работе (по форме 0503737);
-
отчет о финансовом исходе функционирования учреждения (по форме 0503721);
-
пояснительный документ к Балансу учреждения (по форме 0503760);
-
справка о составлении счетов бухгалтерского учета настоящего финансового года (по форме 0503710).
Бухгалтерская отчетность формируется согласно общим правилам ее ведения, установленным Минфином, но с учетом нижеперечисленных особенностей:
-
Отчетность предоставляется двум ответственным лицам: учредителю, в ведомстве которого находилось данное учреждение до момента изменения его типа, а также учредителю, ответственному за организацию с новым статусом (расформированную или присоединенную к другой).
-
Данные, предоставляемые в отчетности учреждения, подлежащего ликвидации или реорганизации, должны быть подтверждены в ходе инвентаризации активов.
-
В текстовый раздел поясняющей записки к Балансу учреждения нужно включить сведения о правопреемственности в отношении всех обязательств реорганизуемого или ликвидируемого предприятия.
Отчетность государственных организаций
До 2013 г. бюджетники передавали бухотчетность в вышестоящие органы по отраслевым нормативно-правовым актам. С 2013 г., согласно пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ, бюджетные учреждения обязаны сдавать отчеты еще и в ИФНС.
Ответственным за формирование и соблюдение правил УП назначается главный бухгалтер или иной сотрудник, отвечающий за бухучет на предприятии.
Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» трижды в течение 2021 года претерпел изменения, последние были внесены перед самым новым годом Федеральным законом от 30.12.2021 № 443-ФЗ. В статье поговорим о том, кто, куда и какие формы отчетности должен представлять, рассмотрим их состав и порядок заполнения, руководствуясь актуальными изменениями в бухгалтерском законодательстве.
При предоставлении на территории России казенными учреждениями в аренду федерального имущества налоговая база по НДС определяется как сумма арендной платы с учетом налога (п. 3 ст. 161 НК РФ в редакции Закона № 83-ФЗ).
Следовательно, необходимо учитывать, что получая безвозмездно в 2013г. объекты нефинансовых активов от государственных (муниципальных) органов, от учредителя бухгалтерские записи необходимо составлять с использованием счета 4 40110 180 «Прочие доходы».
Государственные организации подразделяют на казенные, бюджетные, автономные. В зависимости от типа организации сдают определенные формы.
У некоторых организаций есть обязанность предоставлять бухотчетность в Росстат. К ним относятся, в частности, юридические лица, отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне. Стандартного механизма, позволяющего определить, с какой причиной должны отражаться проводки исправления ошибок прошлых лет – «03» или «07», в учете не предусмотрено.
По общему правилу отчетным периодом будет являться период с 1 января по 31 декабря, то есть календарный год. Исключение предусмотрено для новых организаций, образованных в последнем квартале года, — после 30 сентября. В этом случае у фирмы есть выбор — годовая бухотчетность может быть сдана вместе со всеми либо отложена на один год.
Не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на основании бюджетной сметы.
Отражение на соответствующих счетах аналитического учета счета 1 107 10 000 «Недвижимое имущество учреждения в пути» зданий (помещений) до государственной регистрации прав на указанные объекты недвижимого имущества не допускается.
Согласно пункту 1.3 Письма в Отчете (ф. 0503127) на 1 октября 2020 года показатели прогноза доходов, группирующие детализированные виды доходов, в графе 4 раздела 1 «Доходы бюджета» Отчета (ф. 0503127) не отражаются.
Отражение на соответствующих счетах аналитического учета счета 1 107 10 000 «Недвижимое имущество учреждения в пути» зданий (помещений) до государственной регистрации прав на указанные объекты недвижимого имущества не допускается.
Внимание! Актуальный комплект регламентированной бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений содержит формы в объеме годовой отчетности. При формировании отчетности за 9 месяцев 2020 года следует руководствоваться требованиями Письма.
Цель создания казенной организации — оказание государственных или муниципальных услуг. Финансирование производится на основании бюджетной сметы за счет средств федерального или местного бюджета.
Решение о применении перечисленных послаблений следует раскрыть в учетной политике и пояснениях к отчетности.
Бухгалтерские проводки при учете
Начисление налога на прибыль и уплата его в бюджет бюджетными учреждениями отражается проводками, указанными в таблице.
Операция | ДЕБЕТ | КРЕДИТ |
Начислен налог на прибыль организации: | ||
● с доходов от продажи нефинансовых активов | 2.401.10.172 | 2.303.03.730 |
● с доходов от аренды | 2.401.10.120 | |
● с доходов от платных работ/услуг | 2.401.10.130 | |
● с других доходов (к примеру, с безвозмездных поступлений) | 2.401.10.180 | |
Уплачен налог на прибыль в бюджет | 2.303.03.830 | 2.201.11.610 |
Уменьшение забалансового счета 17 (по коду КОСГУ 130 или 180 — в зависимости от учетной политики предприятия) |
Типичные ошибки при расчете
Ошибка №1. Бюджетное предприятие определяет сумма дохода с учетом НДС, налога с продаж и акцизов.
Доходы от реализации товаров, выполненных работ и оказанных услуг, доходы от реализации имущественных прав и внереализационные доходы бюджетных учреждений определяются в порядке, установленном ст. 249 Налогового кодекса РФ (без учета НДС, акцизов, налога с продаж).
Ошибка №2. Некоторые расходы бюджетного учреждения, которые не имеют отношение к предпринимательской деятельности и должны были быть профинансированы из средств целевого финансирования, были покрыты за счет предпринимательской деятельности того же предприятия.
Направлять средства на покрытие затрат бюджетного учреждения, которые должны быть покрыты из средств целевого финансирования, разрешается только из чистой прибыли от коммерческой деятельности (после выявления финансовых результатов и уплаты налога на прибыль).
Ответы на распространенные вопросы
Вопрос №1. Как в целях налогообложения доказать налоговым органам, какие денежные средства имели целевую направленность в деятельности бюджетного учреждения, а какие были направлены на ведение предпринимательской деятельности?
Именно для того, чтобы не возникало споров с контролирующими органами касательно данного вопроса, налоговые органы обязывают бюджетные учреждения вести раздельный учет доходов и расходов по бюджетной и коммерческой деятельности.
Вопрос №2. Какие расходы можно учесть для уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль?
Налоговую базу можно уменьшить только на расходы, которые:
- обоснованы и экономически оправданы,
- подтверждены документально (бумаги оформляются в соответствии с законодательными нормами РФ),
- возникли в рамках коммерческой деятельности.
Существуют такие затраты, которые невозможно однозначно отнести к ведению предпринимательской деятельности, из таковых учитываться при уплате налога могут только расходы на коммунальные услуги, транспортное обеспечение административно-управленческого аппарата, услуги связи. Затраты должны быть учтена пропорционально доле средств, полученных от коммерческой деятельности в общем объеме средств.
Временные налоговые отклонения
- В виде части амортизации, начисленной на стоимость амортизируемого внебюджетного имущества учреждения. Причинами возникновения отклонений показателей налогового учета учреждения от бюджетного в этом случае могут быть следующие:
- до 01.01.2002 налоговая база по налогу на прибыль для бюджетных учреждений определялась в соответствии с Инструкцией N 48, согласно которой вместо амортизации основных средств и нематериальных активов в бюджетном учете начислялся их износ, а их стоимость списывалась на уменьшение налоговой базы по данному налогу единовременно в момент пуска данных активов в эксплуатацию. С вступлением в действие гл. 25 НК РФ ранее начисленные на указанные активы суммы износа были признаны их амортизацией, которая уже не подлежала повторному списанию на уменьшение налоговой базы, так как была уже ранее списана при приобретении данного имущества;
- согласно ст. 257 НК РФ начиная с 01.01.2002 отраженные в бюджетном учете суммы увеличения (уменьшения) первоначальной стоимости основных средств и нематериальных активов учреждения в процессе их переоценок не подлежат отнесению на уменьшение облагаемой базы учреждения по налогу на прибыль, что ведет к необходимости организации налогового учета таких отклонений;
- в отличие от требований бюджетного учета, согласно которым с 01.01.2005 амортизация основных средств начисляется исходя из максимального срока их полезного использования (Письмо Минфина России от 13.04.2005 N 02-14-10а/721), в целях налогообложения прибыли учреждение вправе самостоятельно определить сроки полезного использования данных активов в пределах, установленных для соответствующей амортизационной группы ст. 258 НК РФ. То есть сроки полезного использования амортизируемого имущества в налоговом учете могут быть установлены ниже, чем в бюджетном, в результате возникает необходимость учета формируемых в результате этого отклонений. По мнению автора, в целях снижения трудоемкости ведения учета целесообразно установить сроки полезного использования для бюджетного и налогового учета, по возможности, одинаковыми.
- Аналогично при амортизации основных средств и нематериальных активов разный порядок списания затрат может быть принят и в части списания материальных запасов (например, для целей налогового учета — по средней себестоимости, а для целей бюджетного учета — по фактической себестоимости). В целях оптимизации учета указанная проблема, как правило, решается путем принятия для бюджетного и налогового учета идентичных принципов списания соответствующих затрат.
- В виде сумм убытков по объектам обслуживающих производств и хозяйств, включая объекты жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы в части, превышающей предельный размер, определенный ст. 275.1 НК РФ. Согласно указанной статье, в случае возникновения в процессе внебюджетной деятельности обслуживающих производств и хозяйств учреждения убытков последние подлежат списанию на уменьшение облагаемой базы по налогу на прибыль не единовременно, а переносятся на срок не более десяти лет с направлением в этот период на погашение данного убытка доходов от деятельности обслуживающих производств и хозяйств. Единовременное списание такого убытка на уменьшение облагаемой базы по налогу на прибыль на основании этой статьи, конечно, возможно, если услуги обслуживающих производств и хозяйств осуществляются на условиях и по ценам, аналогичным оказываемым специализированными организациями, а затраты учреждения на их производство также сопоставимы с затратами данных специализированных организаций. Однако механизм определения указанных специализированных организаций для сравнения их расценок, затрат и условий оказания соответствующих услуг с обслуживающими производствами и хозяйствами учреждения фактически отсутствует. Поэтому применение на практике данного положения действующего законодательства РФ по налогообложению сопряжено с серьезными налоговыми рисками.
Применяя его к деятельности бюджетного учреждения, отметим, что речь здесь может идти именно о внебюджетных убытках обслуживающих производств и хозяйств, ведь деятельность таких подразделений, как правило, финансируется не только из полученных ими внебюджетных доходов, но и за счет бюджетных ассигнований. Кроме того, учитывая существующую, как правило, плановую убыточность деятельности обслуживающих производств и хозяйств учреждения, последнему зачастую нецелесообразно ждать подтверждения этого факта десять лет. Поэтому учреждения могут прописать в своей учетной политике, что убытки обслуживающих производств и хозяйств являются не временным, а постоянным отклонением затрат, принимаемых для налогообложения прибыли, от затрат для целей бюджетного учета, и на этом основании сразу исключать данные затраты из расчета налоговой базы.
- В виде разницы в оценке объемов незавершенного производства для целей бюджетного учета и налогообложения. Согласно требованиям ст. 318 НК РФ в целях налогообложения прибыли учреждения стоимость незавершенного производства определяется исходя только из прямых затрат. В бюджетном учете, особенно по работам и услугам, выполняемым в рамках государственного заказа, для обеспечения государственного контроля за расходованием средств заказчики, как правило, требуют организации пообъектного учета затрат, исходя из всех расходов учреждения.
Кроме того, в практике бюджетных учреждений могут возникать и другие различия в организации бюджетного и налогового учета.
Сроки сдачи бухгалтерской отчетности в ИФНС бюджетными учреждениями
Годовая бухотчетность бюджетной организации составляется на отчетную дату 1 января следующего после отчетного года, нарастающим итогом, в рублях, с точностью до сотых.
Отчетность подписывает руководитель и главный бухгалтер; если содержатся плановые и аналитические показатели, то необходима подпись еще и руководителя финансово-аналитической службы (если она есть в составе организации) или ответственного за данные показатели.
Отчетность составляется на основе данных главной книги и прочих регистров бухучета после проведения предварительной сверки показателей аналитического и синтетического учета и проверки показателей отчетности по контрольным соотношениям, публикуемым на сайте Федерального казначейства. В отчетность нужно включать данные деятельности всех филиалов и подразделений, вне зависимости от того, где они находятся.
По общему правилу годовая бухгалтерская отчетность компании должна быть передана в налоговую инспекцию не позднее 3 месяцев после окончания календарного года.
Штраф за несдачу бухотчетности в налоговую равен 200 руб. за каждую форму (ст. 126 НК РФ). Возможен также административный штраф на должностных лиц 300-500 руб.
Декларации по налогам бюджетники сдают на общих основаниях. График сдачи можно посмотреть здесь.
Несвоевременная сдача налоговой отчетности — повод для штрафа со стороны налоговиков. Подробнее об этом — в нашем материале «Размеры штрафов за несдачу отчетности в налоговую».
Проверка базы 1С на ошибки со скидкой 50%
Указанные документы содержат список форм, которые входят в состав отчетности бюджетных организаций. О составе отчетных форм бюджетников рассказали Минфин и Казначейство в своем совместном письме от 03.07.2020 № 02-06-07/58289/07-04-05/02-13139.
Некоммерческим организациям необходимо сдать бухгалтерский баланс и отчёт о целевом использовании средств с приложением. Отдельным видам НКО разрешено представлять отчётность в упрощённой форме, кроме тех организаций, которые выполняют функции зарубежного представителя в РФ.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Информации Минфина России N ПЗ-3/2015 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности»).
Изменения законодательства с 2021 года для бухгалтера
В первом интервью новый глава ФНС Даниил Егоров рассказал о результатах первых месяцев работы — в том числе о проекте перехода российской деловой среды к 2024 году на электронный документооборот.
«В начале 2020 года, еще до эпидемии, мы запустили исследование, задачей которого было представить, как мы можем реализовать проект для внедрения 100% электронного документооборота в сегменте b2b в России в целом и, собственно, какую ценность это может дать и кому. Мы полагаем, что наш проект сэкономит для бизнеса около 3,5 трлн руб. Да, порядок цифр верный, это триллионы.
Отменен отчёт о среднесписочной численности. Теперь данные о среднесписочной численности нужно сдавать один раз в год в составе РСВ, начиная с отчётности за 2020 год. Впервые сведения о среднесписочной численности персонала в составе РСВ нужно указать в расчёте за 2020, который сдаётся до 1 февраля 2021 года включительно. Новый РСВ применяется с 1 января 2021 года, с отчётности за 2020 год. Закон от 28.01.2020 № 5-ФЗ.
С отчётности за 2020 год нужно заполнять новую форму декларации по налогу на прибыль. Приказом ФНС от 11.09.2020 № ЕД-7-3/655 внесены изменения в декларацию, её электронный формат и порядок заполнения. Применяется с отчётности за 2020 год.
Основные изменения в представлении налоговой и бухотчётности с 2021 года
С 2018 года состав промежуточных квартальных отчетных форм, представляемых на 1 апреля, значительно уменьшился. Но даже в таком «усеченном» варианте квартальная отчетность — это прежде всего ответственность за достоверность представленных данных.
По состоянию на 1 апреля 2020 года казенные учреждения представляют следующие документы:
- Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125).
- Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127).
- Пояснительная записка (ф. 0503160). Текстовая часть, а также отдельные формы Пояснительной записки в следующем составе:
- сведения об исполнении бюджета (ф. 0503164);
- сведения об остатках денежных средств на счетах получателя бюджетных средств (ф. 0503178);
- сведения об исполнении судебных решений по денежным обязательствам (ф. 0503296);
- сведения об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173).
Состав форм у бюджетных и автономных учреждений:
- Справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725).
- Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737).
- Пояснительная записка к балансу учреждения, текстовая часть (ф. 0503760) и отдельные формы:
- сведения об остатках денежных средств учреждения (ф. 0503779);
- сведения об исполнении судебных решений по денежным обязательствам учреждения (ф. 0503295);
- сведения об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773).
В отчетности за 2019 год форма ведений об изменении валюты баланса на основании требований к составлению и представлению годовой отчетности дополнена графой 10 с кодом причины «Исправление ошибок прошлых лет, выявленных по результатам внешнего (внутреннего) государственного (муниципального) контроля».
- Письма Минфина России № 02-06-07/103995, Федерального казначейства № 07-04-05/02-29148 от 31.12.2019, № 02-06-07/103996, Казначейства России № 07-04-05/02-29166 от 31.12.2019 (см. изм. от 20.02.2020).
Приказами 11н и 13н новая графа официально добавлена.
Напомним, периодичность представления Сведений (ф. 0503173, ф. 0503773) не только годовая:
- при проведении в течение финансового года реорганизации, ликвидации субъекта отчетности, исправления в течение финансового года ошибок прошлых лет, а также пересчета показателей отчетности в связи с выявленными ошибками порядка формирования отчетности Сведения (ф. 0503173, ф. 0503773) формируются и представляются в течение финансового года на дату реорганизации, ликвидации и (или) по решению субъекта отчетности о раскрытии информации об исправлении им выявленных ошибок (п. 170 Инструкции 191н, п. 72 Инструкции 33н).
Если субъект отчетности в течение I квартала выявит и исправит ошибку прошлых лет, то в составе отчетности уже за I квартал необходимо будет представить и Сведения об изменении валют баланса.
Ошибкой прошлых лет признается ошибка отчетного периода, выявленная после даты утверждения годовой бухгалтерской отчетности за этот период (п. 33 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»).
Ситуация: учреждение уже сдало отчетность за 2019 год — ошибки за 2019 год оно будет исправлять в период (на дату), когда обнаружит ошибки, применяя специальные счета исправления ошибок прошлых лет, предусмотренные Инструкцией 157н.
- Новые формы первичных документов и регистров: изменения в Приказе № 52н
- Бухгалтеру бюджетной сферы: топ‑5 изменений за ноябрь
- Топ‑5 изменений для бухгалтера бюджетной сферы за октябрь
- Как компенсировать расходы по борьбе с коронавирусом за счет ФСС и отразить в учете и отчетности учреждения
- Дайджест по налогам № 47. Новая форма отчетности по НДФЛ
- 8 правил инвентаризации для бухгалтера учреждения: как действовать в условиях пандемии
Отчетность в электронном виде с 2021 года
Срок сдачи декларации по налогу на имущество за 2020 год
Сроки сдачи отчетности за 1 квартал 2018 года
Новая декларация 3-НДФЛ для ИП за 2020 год
Срок сдачи 3-НДФЛ для ИП
В 2020 году было принято немало законов, в связи с которыми в 2021 г. бухгалтеров организаций и предпринимателей ожидает немало нововведений, связанных с отчетностью. Некоторые отчетные формы объединят, в другие вносятся поправки, третьи отменяются полностью. Изменения в отчетности в 2021 году коснутся как юридических, так и физических лиц.
При формировании бухгалтерской отчетности организации должны руководствоваться основным федеральным законом № 402-ФЗ от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете», разными положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ), нормами Налогового Кодекса РФ. Организации и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечить достоверность о финансовом положении своей фирмы. Это сказано в статье 13 федерального закона № 402-ФЗ от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете».
Согласно пункту 1 статьи 23 Налогового Кодекса РФ, организации обязаны сдавать бухгалтерскую отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года. То есть бухгалтерская отчетность сдается 1 раз в год до 01.04.2021 включительно, так как 31.03.2021 является выходным днем. Бухгалтерскую отчетность можно сдавать на бумаге или в электронном виде. Если бухгалтерская отчетность сдается в бумажном виде, то подпись главного бухгалтера на ней можно не ставить. А вот начиная с 2021 года, бухгалтерскую отчетность будут принимать только в электронном виде, кроме малого бизнеса. В электронном виде малый бизнес обязан будет сдавать бухгалтерскую отчетность, начиная с 2021 года. Это сказано в федеральном законе № 444-ФЗ от 28.11.2021.
В Федеральном законе “О внесении изменений в Федеральный закон “О бухгалтерском учете” № 292-ФЗ от 02.11.2013 внесены изменения касательно сдачи бухгалтерской отчетности. В настоящий момент бухгалтерская отчетность предоставляется в налоговую инспекцию по месту своего нахождения и в органы Росстата (статистику). Начиная с 2021 года обязанности сдавать бухгалтерскую отчетность в статистику отпадет. Организации и индивидуальные предприниматели должны будут сдавать бухгалтерскую отчетность только в налоговую инспекцию.
Акционерные общества, чья годовая отчетность подлежит обязательному аудиту, должны разместить ее в интернете, в публичном доступе вместе с аудиторским заключением, не позже 3 дней с даты составления аудиторского заключения. В органы статистики также необходимо будет предоставить аудиторское заключение. Это сказано в пункте 2 статьи 18 федерального закона № 402-ФЗ от 06.12.2011. Согласно пункту 2 статьи 18 федерального закона № 402-ФЗ от 06.12.2011, аудиторское заключение представляется в органы Росстата вместе с годовой бухгалтерской отчетностью или не позднее 10 рабочих дней после даты аудиторского заключения и при этом не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.
С 2021 года в России планируется запустить «Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности». Этот ресурс будет собирать данные по годовой бухгалтерской отчётности предприятий и индивидуальных предпринимателей.
Финансовая отчетность подается организациями ежегодно до 31 марта года, следующего за отчетным.
Подать отчетность можно разными способами:
- Непосредственно в ИФНС. Датой подачи в этом случае будет считаться день представления отчетности.
- По почте. В этом случае день сдачи отчетности — дата почтового отправления (обычно это ценное письмо с описью).
- В электронной форме по ТКС. Днем подачи будет считаться дата, указанная в подтверждении отправки.
Бухгалтерский баланс. Является основным отчетом, отражающим результаты финансовой деятельности организации. Он состоит из 5 разделов:
- Внеоборотные активы.
- Оборотные активы.
- Капитал и резервы.
- Краткосрочные обязательства.
- Долгосрочные обязательства.
В каждом из них показатели отражаются построчно. При этом указываются данные на конец отчетного года и года, предыдущего отчетному. То есть в балансе за 2020 год указываются данные на 31 декабря 2019 года и на 31 декабря 2020 года.
Отчет о финансовых результатах. Включает информацию о доходах и расходах юридического лица, а также о прибыли или убытке. Приводятся данные за отчетный и предыдущий годы.
Отчет об изменении капитала. Отражает движение капитала организации. Особенность — указываются данные за отчетный год, а также два предшествующих года. Таким образом, в отчете за 2020 год будут присутствовать показатели 2018—2019 годов.
Отчет о движении денежных средств. Отражает движение финансов организации и их эквивалента. Включаются данные за отчетный и предыдущий годы.
Пояснительная записка. Содержит пояснения к балансу и отчету о финансовых результатах. Может иметь вид текста или таблицы. В последнем случае состав пояснений определяется самим юридическим лицом.
При заполнении форм годового финансового отчета нужно придерживаться следующих правил:
- Все поля заполняются только на русском языке.
- Все суммы отражаются в рублях.
- Суммовые показатели отражаются в зависимости от оборотов в тысячах либо в миллионах рублей без десятичных знаков.
- Числовые показатели указываются за вычетом регулирующих величин, то есть в нетто-оценке.
- Если в каких-то полях показатель отсутствует, ставится прочерк. Документы отчетности не должны содержать пустых полей.
- Не допускаются исправления и помарки.
- Показатели, которые вычитаются, или отрицательные величины указываются в круглых скобках.
- Оценка статей отчетов производится согласно правилам, установленным ПБУ.
- Не допускается зачет активов и пассивов в балансе, прибыли и убытка в отчете о финансовых результатах.
- Данные должны быть сопоставимы с аналогичными показателями предыдущих годов.
- Отчет подписывается руководителем организации. Подпись главного бухгалтера не нужна.
Бухучет должен достоверно и полно отражать информацию о состоянии имущества и обязательств организации и их изменений. Все хозяйственные операции должны быть учтены методом двойной записи, то есть по дебету и кредиту соответствующих счетов бухгалтерского учета. В итоге актив баланса должен быть равен его пассиву. Если это тождество не исполняется, в учете были допущены ошибки, и баланс составлен неверно.
Контролирующие органы проверяют формы отчетности на их сопоставимость, то есть правильную увязку между собой. Подобные контрольные соотношения есть и в налоговой отчетности — ФНС их регулярно публикует. А вот по бухгалтерской отчетности Налоговая служба такие публикации не делает. Поэтому контрольные соотношения разрабатываются экспертами. В следующих таблицах даны некоторые из них.
Баланс | Отчет о движении денежных средств | |
---|---|---|
Строка 1250 «Денежные средства и эквиваленты» за 2019 год | = | Строка 4500 за 2019 год |
Строка 1250 «Денежные средства и эквиваленты» за 2020 год | = | Строка 4450 за 2019 год |
Строка 1250: «Денежные средства и эквиваленты» значение на 31 декабря 2020 года минус значение на 31 декабря 2019 года | = | Строка 4400 «Сальдо денежных потоков за отчетный период» |
Налоги, уплачиваемые бюджетными учреждениями
Со временем предпринимательская деятельность, осуществляемая бюджетными учреждениями, получила широкое развитие, стала довольно значимым направлением их работы, надежным и стабильным источником доходов, позволила компенсировать недостающие средства бюджета. Благодаря данному виду деятельности у бюджетных учреждений появилась возможность закупать необходимое оборудование, решать вопросы социального характера, улучшить качество работы и обслуживания населения. Также предпринимательская деятельность позволила увеличить налоговые и неналоговые доходы бюджетов всех уровней.
Налоговое законодательство во многом послужило причиной расширения предпринимательской деятельности бюджетных организаций, а также увеличения доходов от нее. Это связано с тем, что уже первыми законодательными актами Российской Федерации по налогам и сборам был предложен широкий спектр льгот по налогообложению доходов от предпринимательской деятельности бюджетных учреждений.
Учетная политика некоммерческих организаций
Главный документ для учета в любой организации, в том числе и в НКО – учетная политика. В ней обязательно указывается порядок учета целевых поступлений и их расходования.
Кроме того в учетной политике НКО следует закрепить (п. 4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»):
- на какую дату вы будете отражать на счете 86 «Целевое финансирование» средства на ведение уставной некоммерческой деятельности: на дату фактического поступления денежных средств или на дату начисления;
- какие счета используются для отражения расходов, 20 или 26 (а, может быть, и оба);
- базу для распределения общехозяйственных затрат, относящихся к коммерческой и некоммерческой деятельности (например, пропорционально заработной плате, прямо относящейся к каждому из видов деятельности, или пропорционально доле поступлений целевых средств, доходов от коммерческой деятельности в общей сумме поступлений) (Письмо Минфина России от 21.02.2002 N 16-00-14/67);
- конкретный перечень применяемых упрощенных способов ведения бухгалтерского учета.
План счетов некоммерческих организаций
Особенности разработки рабочего плана счетов в НКО связаны:
- с необходимостью детализированного учета поступления и использования целевого финансирования — средств, полученных на ведение уставной некоммерческой деятельности;
- необходимостью вести раздельный учет поступлений и расходов по некоммерческой деятельности и доходов и расходов по коммерческой деятельности, если такая деятельность ведется;
- выбором упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, если НКО вправе их применять.
НКО утверждают рабочий план счетов в составе учетной политики организации (п. 4 ПБУ 1/2008). Его разрабатывают на основе утвержденного Минфином России Плана счетов с учетом Инструкции по его применению.
Укажите в нем полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов бухгалтерского учета, которые будете использовать.
При их выборе руководствуйтесь тем составом хозяйственных операций, которые осуществляете постоянно или намерены осуществлять в ближайшем будущем.
Так, например, к счету 86, на котором НКО отражают поступление и использование средств целевого финансирования, могут быть открыты субсчета для ведения учета в разрезе источников поступления целевых средств. А к субсчету, на котором отражаются пожертвования, можно предусмотреть субсчета по их целевому назначению.
Если ваша организация наряду с уставной некоммерческой деятельностью ведет и коммерческую деятельность, то к счетам учета затрат введите соответствующие субсчета (п. п. 1.1, 2.1.14 специальной части Рекомендаций по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в сельскохозяйственных потребительских кооперативах). Например, к счету 20 «Основное производство» можно открыть:
- субсчет 20-1 «Затраты по некоммерческой деятельности». К нему можно открыть субсчета второго и третьего порядка или организовать аналитический учет иным способом для отражения расходования целевых средств по каждой целевой программе в разрезе статей затрат;
- субсчет 20-2 «Затраты по коммерческой деятельности». К нему можно открыть субсчета второго и третьего порядка или организовать аналитический учет иным способом для отражения затрат по видам коммерческой деятельности в разрезе статей затрат.