Главные вопросы о военном образовании в России

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Главные вопросы о военном образовании в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Демонизировать его не стоит. Психологическая готовность кандидата к обучению в военно-учебном заведении определяется специалистами подразделения психологического отбора на основании изучения и оценки военно-профессиональной направленности, общего интеллектуального развития, адаптационных способностей и нервно-психической устойчивости кандидатов.

Какое зрение накладывает ограничение на службу в армии?

Многие интересуются, с какими глазными болезнями и каким зрением не берут в армию. Существует целый ряд серьезных офтальмологических заболеваний, которые накладывают запрет на пребывание в армии. При сильных физических нагрузках они могут прогрессировать и вызвать серьезные осложнения, вплоть до отслоения сетчатки и потери зрения. Их перечень указан в специальном документе «Расписание болезней», который используют врачи при принятии решения о годности или непригодности призывника. В нем конкретно указано, при каком зрении не берут в армию.

Зачастую полностью непригодным к службе считается призывник с серьезными глазными заболеваниями, при которых существует значительный риск потери зрения.

Заболевания, при которых нельзя служить:

  • Острота зрения менее 0,09 на одном глазу, а также слепота на одном глазу и острота менее 0,3 на другом;
  • Любые нарушения сетчатки;
  • Глаукома;
  • Нарушение функционирования мышц глаза;
  • Болезни слезных путей;
  • Травмы глаз;
  • Хронический конъюнктивит;
  • Дальтонизм (неправильное восприятие цветов);
  • Анатомическая деформация глаз (врожденная);
  • Любые прогрессирующие офтальмологические заболевания.

Медицинское освидетельствование

Изначально нужно понимать, что медкомиссия не имеет цели Вас дискриминировать или унизить. Немало было случаев, когда военнослужащий просто умирал на утренней физзарядке или полевом выходе от непосильной для него нагрузки. Вскрытие показывало – проблемы с сердцем. Геморрой на всю голову получал командир подразделения, и у него возникал вполне справедливый вопрос: а куда смотрела медкомиссия?

Самые серьёзные требования к состоянию здоровья – в военно-учебных заведениях по подготовке лётчиков и штурманов. Ограничения по состоянию здоровья изложены в приказе Минобороны России 1999 г. № 455 «Положение о медицинском освидетельствовании лётного состава авиации ВС РФ» (приказ имеется в справочно-правовой системе «Консультант-Плюс», доступ к которой есть в любой районной библиотеке). Цитата из приказа: «На освидетельствование для определения годности к поступлению в военно-учебные заведения, осуществляющие подготовку летного состава, направляются граждане, имеющие нормальное цветоощущение, остроту зрения не ниже 1,0 на каждый глаз без коррекции, артериальное давление не выше 130/80 и не ниже 105/60 мм рт.ст., индекс массы тела не ниже 19, массу тела не более 90 кг, рост не менее 160 см и не более 186 см, длину ног не менее 80 см, длину рук не менее 76 см, рост в положении сидя не менее 80 см и не более 97 см.».

Во все другие военно-учебные заведения требования по здоровью практически одинаковые. Разница лишь по остроте зрения (военно-морские и пограничные – 0,8; воздушно-десантные и танковые – 0,6; все остальные 0,5), и по росту: РВВДКУ – не ниже 170 см, пограничные – не ниже 155 см, все остальные – не ниже 150 см. Противопоказание для поступления в военно-морские, пограничные и воздушно-десантное училища – даже небольшое искривление позвоночника. Следите за осанкой с детства! Подробнее читайте в постановлении Правительства РФ от 04.07.2013 № 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» (вступит в действие с 1 января 2014 года), и приказе Министра обороны РФ, который будет издан во исполнение этого постановления.

Учтите сразу, что обмануть медкомиссию (в сторону улучшения состояния здоровья) Вам не удастся. В XXI веке применяются всё более совершенные методы медицинской диагностики, и даже на шоферской комиссии требуют результат ЭЭГ (электроэнцефалограмма). Так что, вызубрив взаимное расположение семи букв (Ш, Б, М, Н, К, Ы, И) в таблице Сивцева, Вы вряд ли введёте в заблуждение офтальмолога, потому что таблицы не будет – буквы вразнобой проецируются на белую стену при нажатии кнопки. Наглотавшись гипотензивных таблеток и нормализовав на короткий срок артериальное давление, с состоянием глазного дна Вы ничего поделать не сможете, и услышите приговор – «да у Вас гипертония, дружок!». Проблемы с сердцем выявит эхо-ЭКГ и так далее.

Военная академия РВСН имени Петра Великого берет начало от офицерского отделения Артиллерийского училища, открытого 25 ноября (7 декабря) 1820 года в Санкт-Петербурге и является одним из старейших учебных заведений и считается одной из основоположниц высшего военного и технического образования в России. С 1849 года именовалась Михайловским артиллерийским училищем в честь своего основателя – Великого князя Михаила Павловича, с 1855 года – Михайловской артиллерийской академией. В первые сто лет своей деятельности академические научно-педагогические школы фактически были единственными отечественными центрами по развитию теории оружия, выработке основ проектирования и производства огнестрельных, ракетных, минных устройств – средств поражения и уничтожения противника.

В академии, наряду с традиционной артиллерией, активно развиваются направления подготовки кадров в областях зенитной артиллерии, электротехники и связи, механизации и моторизации, боевой химии, военной промышленности.

Всемирную известность получили оригинальные и эффективные системы вооружения, созданные на основе работ питомцев академии: артиллерийские системы В.Г. Грабина, М.Я. Крупчатникова и Ф.Ф. Петрова; тяжелые танки и самоходные артиллерийские установки Ж.Я. Котина; магазинная винтовка С.И. Мосина; стрелковые автоматы В.Г. Федорова и А.И. Судаева.

При каком зрении не берут в армию

Наша работа – помогать призывникам в получении военного билета по болезням зрения. Среди патологий, с которыми я встречаюсь, можно выделить:

  • Близорукость (миопия) – расстройство, при котором предметы вдали видно хуже, чем объекты вблизи.
  • Дальнозоркость (гиперметропия) – болезнь, при которой предметы вблизи видно хуже, чем объекты вдали.
  • Астигматизм – нарушение формы хрусталика или роговицы.
  • Амблиопия – дефект, из-за которого один глаз не участвует в процессе зрения.
  • Косоглазие – отклонение глаз в сторону от нормального угла зрения.
  • Дальтонизм – проблема с восприятием цвета.

Призывник с болезнями глаз может получить одну из 5 категорий годности: «А», «Б», «В», «Г» или «Д». Итоговая категория будет зависеть от заболевания и показателей зрения.

Дальнозоркость и освобождение от армии

Ещё одно заболевание, о котором я слышу от призывников — дальнозоркость или гиперметропия. Оно характеризуется тем, что изображения предметов фокусируются не на сетчатке, а за ней. Из-за этого призывник видит хорошо лишь те объекты, которые находятся вдали от него.

Если верить статистике, дальнозоркость встречается у 34-45% людей старше 18 лет. Несмотря на это, непризывные показатели этого заболевания встречаются у молодых людей не очень часто.

Чтобы помочь призывнику в получении военного билета, необходимо, чтобы гиперметропия любого глаза в одном из меридианов была более 8,0 диоптрий.

В Расписании болезней сказано следующее:

  • С дальнозоркостью от 8 до 12 диоптрий я смогу получить для клиента категорию годности В.
  • Категория Д по зрению ставится со значением более 12 диоптрий.

Если зрение призывника не соответствует ни одному из перечисленных пунктов, я уточню у призывника два момента. Во-первых, нет ли у него смежного заболевания (к примеру, астигматизма). Во-вторых, как давно была диагностирована гиперметропия.

Бывает, что призывник показывает мне устаревшие данные. В таком случае зрение могло упасть (и тогда моя работа может иметь смысл) или наоборот — улучшиться из-за перенесенной операции. Именно поэтому я прошу призывников приносить на консультацию актуальные медицинские документы. Так моя оценка будет более точной.

Категории годности зрения

Если у призывника имеется слабая или средняя степень аномалии рефракции или некоторые особенности век и конъюнктивы, согласно «Расписанию болезней», он пригоден к службе (категория А).
Призывники с хроническими непрогрессирующими заболеваниями радужки, роговицы, сетчатки, хрусталика и зрительного нерва, а также болезнями глазных мышц и глаукомой на ранних стадиях, как правило, считаются пригодными, но с некоторыми ограничениями (категории «Б» и «В»). Они направляются на службу в определенный тип войск. Когда идет речь об особых условиях, подразумевается сниженный уровень физической нагрузки, более благоприятный климат и прочие факторы.
В некоторых случаях юноша может получить временную отсрочку от армии, например, при обострении офтальмологического заболевания или в послеоперационный период, когда требуется реабилитация (категория Г).

В положении о военно-врачебной медицине также определен перечень болезней, наличие которых позволяет утверждать о полной непригодности к службе.

Некоторые из них могут диагностироваться сразу, а некоторые — через определенное время, установленное нормативными документами. В этом случае молодой человек считается непригодным к службе.

Статья включает описание состояний при поражении рефракции и аккомодации.

Категория Д

Близорукость и дальнозоркость, когда хотя бы в одном меридиане выявляется отклонение более 12D. Астигматизм любого глаза c разницей в рефракции двух основных меридианов более 6 D.

Категория В

Близорукость, дальнозоркость, когда хотя бы в одном меридиане выявлено отклонение более 8 D, но менее 12D. Астигматизм при разнице рефракции двух основных меридианов 4-6 D.

Близорукость хотя бы одного глаза 6-8 D.

Категория Б-3

  • Миопия хотя бы одного глаза 3-6 D, гиперметропия – 6-8 D, астигматизм при разнице рефракции двух основных меридианов 2-4 D.

Категория годности «А3»

Для такой подкатегории допустимы незначительные проблемы со зрением, которые не нужно корректировать ни для обычной жизни, ни для военной службы. Общие требования такие же, как и для уровня «А2».

Рост – не меньше 180 см, нормальный вес или алиментарное ожирение первой степени, ограничение зрительного поля не более 20 градусов. Требований по идеальному распознаванию оттенков не предъявляется, шепот можно слышать на расстоянии от 5 метров.

С категорией «А3» можно служить почти везде, но скорее всего, отправят в Росгвардию (бывшие Внутренние войска МВД), в химические и караульные части, в ракетные войска (например, управлять пусковой установкой), в мотострелковые войска, в просторечии по-прежнему называемые пехотой. Там призывник может служить членом экипажа или водителей боевой машины или бронетранспортера.

Общеобразовательная подготовка

Подготовку к ЕГЭ, а также к дополнительным экзаменам «повышенной сложности» Вы уже ведёте в рамках школьной программы под руководством школьных учителей, а некоторые даже с репетиторами. Причём очень серьёзно нужно относиться к подготовке даже если Вы или «блатной», или же имеете законное право на внеконкурсное поступление. Отношение к курсантам в военных вузах за последние пять лет принципиально изменилось – если раньше тащили, что называется «за уши», то теперь за плохую учёбу отчисляют без сожаления.

Читайте также:  Последние новости для военных пенсионеров: пенсии в 2023 году

Подход точно такой же, как и в ОФП – не «вообще учиться», а целенаправленно готовиться к поступлению. Например, можно составить очень простую обзорную таблицу оценок (методика стара, как мир, она описана в «Автобиографии» Бенджамина Франклина, который, в свою очередь, ссылается на Пифагора; в приведённой форме её автор – Глеб Архангельский).

Предмет Текущие оценки

Русский язык 5 5 4 5

Математика 4 4

Иностранный язык 5 4 5

Проблемное направление сразу видно, это математика. Что нужно сделать, чтобы его выправить? Очевидно, получить минимум три пятерки. Нацеливаем усилия именно на этот предмет, уделяем математике больше времени и сил, активно тянем руку на уроках. Закрываем проблемное направление, смотрим вокруг и перенацели­ваем усилия на другой предмет. И так далее — поддержива­ем баланс, гибко меняя приоритеты по ходу подготовки. Задачи – высокие баллы ЕГЭ по предметам, вынесенным на вступительные испытания, высокий средний балл документа об образовании.

Профессионально-психологический отбор

Демонизировать его не стоит. Психологическая готовность кандидата к обучению в военно-учебном заведении определяется специалистами подразделения психологического отбора на основании изучения и оценки военно-профессиональной направленности, общего интеллектуального развития, адаптационных способностей и нервно-психической устойчивости кандидатов.

Это набор обычных военкоматских тестов – «Опросник военно-профессиональной направленности», методики «Аналогии», «Числовые ряды», «Зрительная память» («Фигуры»), «Образное мышление» («Узоры»), «Арифметический счет», «Вербальная память», «Установление закономерностей», «Подбор слов», а также многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А.Г. Маклакова. Все они представлены в сети Интернет. В лётных, военно-морских, танковых и др. училищах дополнительно проводятся тесты на быстроту реакции (зажглась лампочка – нажми кнопочку) и другие, в зависимости от профиля вуза.

Основными профессионально важными для офицера качествами являются: развитые организаторские и познавательные способности, сообразительность; ясная и разборчивая речь; умение ориентироваться в сложной обстановке, выделять главное и принимать правильные решения в короткий срок; решительность, смелость, самообладание, инициативность, ответственность, требовательность, принципиальность, самостоятельность.

Все эти качества можно и нужно развивать, поэтому в начале 10 класса попросите школьного психолога протестировать Вас (объяснив ему, зачем это нужно). Определите недостаточно развитые психологические качества и отрицательные черты характера, попросите у психолога рекомендовать вам необходимые упражнения и снова – занимайтесь, занимайтесь, занимайтесь.

Я поступал в академию целенаправленно. Само учебное заведение изначально нашли родители. Я почитал о нем, мне понравилось, и я начал готовиться. С подготовкой особенных проблем не возникло: мне предстояло сдать экзамены по русскому языку, математике, физической культуре и истории, кажется (точно не помню). Соответственно, при поступлении засчитывались результаты ЕГЭ, но я его не сдавал, поэтому сдал все экзамены на четверки.

Не скажу, что билеты были сложными, но была пара вопросов, например, по математике, ответы на которые я вообще не знал (к счастью, они не мне попались). Однако это, скорее всего, — упущение среднего образования, потому что мои сослуживцы их знали.

Кроме того, мы проходили различные комиссии, начиная с уролога и заканчивая наркологом. Самым сложным испытанием для всех (но не для меня) была физическая культура. Ее сдавали все, потому что ЕГЭ по ней не существует. Там нам предстояло сдать нормативы: подтягивание и бег на три километра. С этим у меня тоже проблем не было, потому что я всю свою сознательную жизнь занимался спортом. Короче говоря, если ты не «сосиска», то 15 раз подтянешься и 3 километра минут за 12 пробежишь.

В первую очередь, академия отличается от других вузов разносторонними кафедрами. Я пошел на кафедру баллистики: она была только в этой академии и МГТУ имени Баумана. Конечно, при поступлении меня также привлекли статус академии и ее история.

На моей кафедре мы вычисляли траектории полета межконтинентальных баллистических ракет с учетом аэродинамических характеристик. Все занятия были в таком роде — сплошная высшая математика. У нас бывало по 6 предметов высшей математики за семестр, начиная с теории вероятности и заканчивая пространственной геометрией. Практические занятия, конечно, тоже были, причем во всем, начиная со строевых и стрельб и заканчивая испытаниями полета в баллистической трубе, макетами ракет и расчетами данных. Макеты были уже готовыми, суть нашей работы с ними заключалась не столько в самих ракетах, сколько в сборе различных характеристик — от сопротивления воздуха до аэродинамических показателей самой ракеты. Смог бы я сам собрать ракету? Представьте устройство, которое должно пролететь тысячи километров, с точностью до метра попасть в цель и устроить настоящий холокост. Я даже представлять этого не хочу, даже теоретически. О том, что и как мы изучали на этих занятиях, нам не стоит вести речи.

Математика всегда была моим любимым предметом. На всех олимпиадах в школе я занимал первое место, на районных — второе и третье. В общем, чтобы продержаться в академии, нужно обязательно учить математику. Иначе там никак не протянуть. Ну, и конечно, быть физически готовым.

Люди со мной учились разные — от детдомовцев, кадетов и суворовцев до сыновей генералов и мажоров. Со всеми я старался поддерживать «ровные» отношения. Со всеми, с кем я близко общался в академии, сейчас встречаемся по возможности.

Читайте также:  Установление фактов, имеющих юридическое значение

Условия поступления в учебное заведение

Для поступления в академию, абитуриентам предстоит пройти комплекс отборочных мероприятий, проводимых приемной комиссией. В него входят следующие этапы:

  1. Проверка соответствия кандидатов, предъявляемым критериям.
  2. Прохождение медицинской комиссии для оценки текущего состояния здоровья.
  3. Оценка знаний, имеющихся у кандидатов по итогам обучения в общеобразовательном учреждении.
  4. Выполнение норм физической подготовки.
  5. Профессиональное и психологическое тестирование.

Ежегодно число курсантов, которые могут быть зачислены на первый курс академии, корректируется Главным управлением кадров Министерства обороны России.

Организацией приема занимается приемная комиссия академии, однако, первичный отбор кандидатов возложен на территориальные отделы военных комиссариатов. После рассмотрения личных дел абитуриентов, военкоматы оформляют допуск к сведениям, содержащим военную тайну, и передают документы в приемную комиссию академии.

Крайние сроки подачи заявления и личного дела в военкомат или руководителю военной части:

  • 1 апреля — для выпускников суворовских училищ и общегражданского населения;
  • 20 мая — для действующих военнослужащих, находящихся за пределами Российской Федерации;
  • до 1 марта — для действующих военнослужащих, части которых размещаются на территории России.

Плохое зрение в расписании болезней

Чаще всего проблемы со зрением выражаются в виде близорукости (миопия), дальнозоркости (гиперметропия) и астигматизма. Зачастую встречаются проблемы, связанные с остротой зрения.

  • Близорукость (миопия) — это нарушение зрительного восприятия, при котором объекты лучше видно вблизи, хуже — вдали.
  • Дальнозоркость (гиперметропия) — это нарушение зрительного восприятия, при котором объекты лучше видно на расстоянии, чем вблизи.
  • Астигматизм — это нарушение зрительного восприятия из-за искривления сферичности роговицы, при котором лучи света фокусируются не в одной точке, а в двух, за счет чего изображение нечеткое на всех расстояниях. Выделяют три вида астигматизма: простой, сложный и смешанный. Одна из самых распространенных причин низкого зрения. Часто астигматизм сочетается с близорукостью (миопический астигматизм) или с дальнозоркостью (гиперметропический астигматизм).
  • Острота зрения — это способность глаза воспринимать две точки, расположенные на условном расстоянии друг от друга.

Порядок определения годности кандидатов к поступлению в вуз по состоянию здоровья

Одним из основных требований, предъявляемых к граж­данам, поступающим в военно-учебные заведения, является оценка состояния их здоровья по результатам медицинского освидетельствования. Граждане, поступающие в военно-­учебные заведения, должны по состоянию здоровья соответст­вовать требованиям, установленным для граждан, поступаю­щих на военную службу по призыву, т.е. годными к военной службе или годными к военной службе с незначительными ог­раничениями.

До медицинского освидетельствования граждане прохо­дят обязательные диагностические исследования в объеме, ус­танавливаемом Министерством обороны Российской Федера­ции.

Медицинское освидетельствование граждан, поступаю­щих в вуз, проводится по статьям и графам расписания болез­ней и раздела г) табеля дополнительных требований (ТДТ) к состоянию здоровья граждан, поступающих в училища и военно-учебные заведения (приложение к Положению о военно-­врачебной экспертизе 2003 г. № 123). В спорных ситуациях по­вторно могут проводиться лабораторные, рентгенологические и другие исследования.

Окончательное медицинское освидетельствование граж­дан, поступающих в вуз проводится нештатной временно действующей военно-врачебной комиссией (ВВК), созданной приказом начальника ВУНЦ СВ «ОВА ВС РФ».

Рекомендации к действию

При прохождении медицинской комиссии вряд ли удастся имитировать плохое зрение, но если проблемы действительно есть, то необходимо указать на них военному врачу. Чтобы представлять себе, имеются ли какие-либо отклонения в работе органов зрения, сначала следует сходить в поликлинику и пройти полное обследование. Желательно также получить заверенные копии результатов исследования, которые при необходимости можно будет предъявить.

При посещении военкомата, необходимо взять с собой все оригиналы документов. Копии на всякий случай лучше оставить дома. Офтальмологу из комиссии также нужно предъявить все справки, однако никто из врачей не верит на слово. Чаще всего врач посылает на медицинское переосвидетельствование.

Если в результате повторного освидетельствования получены те же результаты, то это убедит призывную комиссию, и призывник может быть полностью или частично освобожден от прохождения военной службы. Далее молодой человек получает военный билет и отправляется в запас вооруженных сил.

Острота зрения и армия

От армии может спасти и нарушение остроты зрения. Посмотрим на 35-ю статью Расписания.

35 статья Расписания болезней Слепота, пониженное зрение, аномалии цветового зрения: Категория годности (1-я графа):
а) острота зрения одного глаза 0,09 и ниже или его слепота при остроте зрения другого глаза 0,3 и ниже, а также отсутствие глазного яблока при остроте зрения другого глаза 0,3 и ниже или острота зрения обоих глаз 0,2 и ниже Д
б) острота зрения одного глаза 0,09 и ниже или его слепота при остроте зрения другого глаза 0,4 и выше, а также отсутствие глазного яблока при остроте зрения другого глаза 0,4 и выше или острота зрения одного глаза 0,3 при остроте зрения другого глаза от 0,3 до 0,1 В
в) острота зрения одного глаза 0,4 при остроте зрения другого глаза от 0,3 до 0,1 В
г) дихромазия, цветослабость III — II степени Б-2


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *