Подача жалобы в ФАС самостоятельно

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Подача жалобы в ФАС самостоятельно». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В течение двух рабочих дней с момента поступления жалобы контрольный орган рассмотрит ее или вернет из-за несоответствия 44-ФЗ, опубликует в ЕИС информацию и уведомит все стороны спора: заказчика, площадку и заявителя.

Сроки подачи жалобы по 44-ФЗ

Участник может направить жалобу в установленные сроки и до подписания контракта. Когда сроки истекут, обжаловать действия можно будет только в суде.

Предмет жалобы Кто может подать жалобу Сроки обжалования
Документация закупки. Любая компания, физлицо. До конца приема заявок.
Решение комиссии заказчика, которое указано в протоколе. Участник, который подавал заявку на участие. В течение пяти дней с момента публикации в ЕИС протокола.

Действия заказчика:

  • при рассмотрении заявок в запросах котировки и предложений;
  • при рассмотрении вторых частей заявок конкурса, аукциона;
  • при заключении контракта.
Участник, который подавал заявку. До заключения контракта.
Процедура аккредитации на площадке. Пользователь, который проходит аккредитацию. В течение 30 дней с момента обжалуемых действий.
Нарушения проведения торгов. Участник электронной процедуры. В течение пяти дней с даты проведения торгов на площадке.

Как можно обжаловать решение ФАС по жалобе?

Решение или предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражном суде в течение 3 месяцев со дня принятия антимонопольной службой решения или выдачи предписания. Для этого необходимо обратиться с исковым заявлением в арбитражный суд по месту нахождения отделения ФАС, выдавшего обжалуемое предписание.

Как и сама жалоба, исковое заявление должно быть составлено по правилам делового письма, кратко, лаконично и обоснованно. Лучше всего придерживаться следующей последовательности изложения:

  • шапка документа с указанием наименования суда, реквизитами истца и ответчика;
  • описательная часть заявления, раскрывающая обстоятельства дела;
  • мотивировочная часть, содержащая обоснование доводов и требований истца, в том числе ссылки на нормы закона;
  • просительная часть с указанием конкретных требований в отношении ответчика.

После подачи заявления в арбитражный суд исполнение предписания антимонопольного органа приостанавливается до вступления решения суда в законную силу.

Для физического лица размер госпошлины при обращении в арбитражный суд составит 300 рублей.

Основания для обращения в ФАС

К антимонополистам можно обратиться с жалобой по любому вопросу, так или иначе касающемуся создания препятствий в свободной конкуренции, а именно:

  • с жалобой на действия должностных лиц, отказывающих в регистрации товарного знака или торговой марки;
  • с жалобой на недобросовестность рекламы;
  • с жалобой на навязывание монополистом сопутствующих услуг, например, услуг страхования;
  • с жалобой на недобросовестность ценообразования, например, намеренное снижение цен с целью вытеснения с рынка конкурентов;
  • с жалобой на нарушения условий конкурсов на получение подряда (так называемые откаты);
  • с жалобой на результаты торгов и аукционов;
  • с жалобой на отказ заказчика признать результаты тендера;
  • с жалобой на сокрытие полностью или частично сведений о проводимых конкурсах, аукционах, тендерах и т.д.

ЖАЛОБУ В ФАС НА ДЕЙСТВИЯ ЗАКАЗЧИКА МОЖНО ПОДАТЬ.

При наличии признаков картельного сговора в процессе проведения закупки.

Заказчика подписывает контракт, не с участником, предложившим наименьшую цену.

У заказчика постоянно побеждает одна и та же компания либо пул связанных между собой компаний по очереди.

Читайте также:  Обеспечение жильем молодых семей

Заказчик ограничивает количество участников закупки, незаконными методами.

Все вышеперечисленные события могут являться основаниям для подачи жалобы в ФАС.

Решение Омского УФАС России от 25 июля 2019 г. № 055/06/69-630/2019 (закупка № 0152200004719000941)

Комиссией УФАС установлено, что в составе заявки на участие в электронном аукционе заявителем был представлен договор субподряда, который не может являться подтверждением наличия соответствующего опыта выполнения работ, установленного постановлением Правительства РФ № 99.

Вместе с тем, в соответствии с п. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

П. 1 ст. 706 ГК РФ предусмотрено, что если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков).

В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

Таким образом, в соответствии с положениями ГК РФ договор на выполнение строительных работ – это договор, заключенный генеральным подрядчиком непосредственно с заказчиком.

Из указанных норм следует, что постановлением Правительства РФ № 99 установлено требование к наличию опыта исполнения договора на выполнение строительных работ участником закупки в качестве прямого исполнителя (генерального подрядчика), а не в качестве субподрядчика. Правомерность данного вывода подтверждается судебной практикой и практикой УФАС.

Пример обжалования отклонения за непредоставления Протокола об одобрении крупной сделки.

Отклонение за непредоставление участником протокола одобрения крупной сделки не оспаривается, но только в том случае, если участник должен его предоставить по закону. В случае же, когда, например, участником запроса котировок является ИП, оно, разумеется, не требуется. К сожалению, некоторые заказчики об этом забывают, огульно отклоняя заявки без одобрения крупной сделки. При обжаловании таких отклонений, шансов доказать правоту у них нет.

К заявке на запрос котировок на поставку совковых лопат участник (ИП) не приложил Одобрение крупной сделки, которое и ранее никогда не прикладывал к тендерным заявкам. Заявка была отклонена. Участник обжаловал её и добился победы. В ФАСе заказчику указали, что, во-первых, Индивидуальный Предприниматель является сам себе хозяином и для принятия решения не должен получать ни от кого одобрения, а во-вторых, требование о предоставлении Одобрения крупной сделки распространяется только на юридических лиц, а ИП таковым не является.

Могут ли возвратить жалобу в ФАС?

Если жалоба в ФАС на заказчика была оформлена не по стандартам или нет прямого подтверждения описанным событиям и сведениям – прошение могут возвратить. Стоит отметить, что если совершенные отдельным лицом или объединением действия уже были приняты во внимание судом или контролирующим органом – жалоба теряет силу.

Самые распространенные причины для отказа принятия заявления:

Жалоба в антимонопольную службу на банк или другую коммерческую организацию может быть отклонена по следующим причинам:

  • в случае неуказанных анкетных данных в заявлении или обратного адреса, куда должен быть направлен ответ;
  • если человек пытается обжаловать судебное решение, вынесенное ранее (при отказе документ возвращается заявителю);
  • если обращение составлено с употреблением ненормативной лексики, оскорбительных выражений или угроз в сторону сотрудников ФАС;
  • в случае, когда жалоба в антимонопольную службу на недобросовестную конкуренцию и другие действия не читаема или не понятна. Также не рассматриваются документы, написанные заглавными буквами, без использования знаков препинания и других орфографических правил русского языка;
  • в ситуации, когда очередное обращение практически идентично предыдущим, на которые уже был направлен ответ, не содержит новых аргументов или доводов;
  • в ситуации, когда ответное письмо на запрос не может не содержать сведений, которые являются федеральной или государственной тайной.

Порядок рассмотрения жалоб в ФАС

При поступлении жалобы ФАС в течение 2-х рабочих дней после дня, когда жалоба поступила, размещает об этом информацию в ЕИС вместе с текстом жалобы, а также сообщает заявителю и заказчику (иному лицу, если обжалуются не действия заказчика) о месте, дате и времени рассмотрения жалобы.

Читайте также:  Коломна какая серия номеров выдается в мае в 2023 году

В назначенное время жалоба рассматривается на заседании комиссии контрольного органа.

При рассмотрении жалобы вправе присутствовать заявитель и заказчик, иные заинтересованные лица. При этом на заседание комиссии соответствующие лица будут допущены только при предъявлении документов, удостоверяющих личность. Также должны быть подтверждены полномочия представителей, в ином случае соответствующие лица смогут присутствовать, но не вправе будут давать пояснения.

Как происходит рассмотрение жалобы?

  1. Председатель комиссии открывает заседание и сообщает, какая жалоба будет рассматриваться;
  2. Разъясняются представителям сторон и заинтересованным лицам их права и обязанности;
  3. Далее определяется, в каком порядке будет рассматриваться жалоба. Сообщается о ведении аудиозаписи заседания и проведении внеплановой проверки соблюдения соответствующего законодательства РФ;
  4. Обеспечивается всестороннее и полное исследование доказательств и обстоятельств дела, разрешаются заявления и ходатайства;
  5. Заявитель сообщает о своих требованиях. При отсутствии заявителя доводы заявления сообщает сотрудник ФАС.
  6. По доводам жалобы заказчик вправе высказать свои возражения.
  7. Присутствующие заинтересованные лица могут дать свои пояснения.
  8. Комиссия, рассматривая жалобу, одновременно проводит внеплановую проверку.
  9. При необходимости может быть объявлен перерыв в заседании.
  10. По результатам рассмотрения комиссия принимает решение об обоснованности или необоснованности жалобы.

Все жалобы хранятся в реестре ЕИС. На сайте единой информационной системы можно посмотреть количество обращений в ФАС по тому или иному субъекту, заполнив соответствующие поля в фильтре: по закупке, заказчику, дате или номеру документа. У обращения может быть несколько статусов.

Жалоба не принята:

  • обращение не соответствует требованиям ФЗ № 44 или № 223;
  • документ не подписан или заверен не уполномоченным на то лицом;
  • истёк срок подачи обращения;
  • уже есть судебное решение.

Жалоба принята и удовлетворена:

  • заказчику предписывается изменить данные о закупках;
  • отменяется протокол выбора победителя;
  • подписанные договора с заказчиком по тендеру аннулируются.

Если решение ФАС по существу обращения никоим образом не повлияет на результаты выбора победителя, то предписание может не выдаваться.

Жалоба принята, но отклонена:

  • отсутствуют веские доводы со стороны поставщика;
  • недостаточно материалов для принятия решения по заказчику.

Если поставщик не согласен с решением антимонопольной службы, то он вправе его обжаловать в этой же инстанции, либо обратиться в суд.

За два рабочих дня после поступления жалобы контрольный орган решает, вернуть ее из-за несоответствия требованиям 44-ФЗ (ч. 11 ст. 105) или рассмотреть. В ЕИС публикуют уведомление и сообщают заказчику, поставщику и оператору торгов о решении.

Не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения спора его участники направляют в Антимонопольную службу возражения и обоснования. Контрольный орган на коллегиальной основе рассматривает информацию по делу в течение пяти рабочих дней с даты поступления документа о противоправных действиях. Он блокирует процесс заключения контракта, остальные действия заказчик обязан делать в срок, который определен законом о контрактной системе. Например, публиковать протоколы рассмотрения вторых частей заявок.

По результатам рассмотрения контролеры решают признать жалобу:

  1. Необоснованной.
  2. Частично обоснованной.
  3. Обоснованной.

В последних двух случаях, как правило, выдают предписание устранить нарушения, которые обнаружили в ходе разбирательства. Например, изменить закупочную документацию, пересмотреть итоги закупки или аннулировать их.

Решение и предписание ФАС публикует в ЕИС в течение трех рабочих дней с даты принятия и направляет их поставщику, заказчику и оператору. Если решение ФАС не удовлетворяет участников, они в течение трех месяцев обращаются в суд с заявлением (ч. 1, 4 ст. 198 АПК РФ).

Форма, порядок составления и образец жалобы в ФАС на Россети

Типового бланка для оформления обращения в ФАС нет. Примерные образцы размещены на сайтах территориальных отделений антимонопольной службы. На сайте представлен готовый бланк и образец с текстом жалобы в ФАС на Россети для практического использования. В заявлении обязательно указывают:

  • В правой верхней части листа: наименование органа ФАС, в который его подают, сведения о заявителе (название компании, ФИО гражданина) и адрес, контактные данные;
  • Имеющуюся у обратившегося лица информацию о нарушителе (наименование подразделения ПАО Россети, ФИО и должность работника);
  • Перечень допущенных противоправных действий со ссылкой на пункты нарушенных нормативных актов;
  • Описание заявляемых требований;
  • Список приложенных документов, обосновывающих позицию заявителя.
Читайте также:  Этапы разработки и элементы кадровой политики

Жалоба в ФАС электронно

Для обращения через сайт ФАС России корректно заполните форму обращения. Соблюдайте правила правописания.

Указывайте в обращении полные сведения, все факты и обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения вашего обращения.

Ответ на официальном бланке ФАС России направляется на почтовый адрес. При необходимости получения ответа на электронный адрес укажите это в обращении.

Жалоба в ФАС рассматривается в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации”.

Жалоба в ФАС РФ рассматривается в течение 30 дней. В исключительных случаях и в случае направления запроса о предоставлении необходимых для рассмотрения обращения документов и материалов срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на 30 дней.

Жалоба в ФАС по 44‑ФЗ / Сроки и порядок подачи жалобы в ФАС

Защищайте свои права, если нарушение заказчика или оператора ЭТП очевидно. В третьем квартале 2019 года обоснованной была признана каждая третья жалоба. Условия обжалования прописаны в законе о контрактной системе, а все жалобы и итоги их рассмотрения публикуются на официальном сайте. Подать жалобу при участии в госзакупках несложно.

Статья актуальна на 1 июля 2020

Анна Тресвятская Эксперт и автор статей для Контур.Торгов Обжалование результатов размещения — обращение в органы государственной власти и управления, уполномоченные на рассмотрение споров. Такими органами являются: ФАС, соответствующие органы Администраций субъектов РФ, Арбитражный суд.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) — федеральный орган исполнительной власти, который контролирует госзакупки и согласует применения закрытых способов отбора. Полномочия ФАС в основном касаются процедуры проведения закупок, рассмотрения жалоб, проведения проверок и привлечения участников к административной ответственности.

Участник может подать жалобу в ФАС только в определенные законом сроки, и пока не подписан контракт. Если сроки вышли, действия заказчика или оператора электронной площадки можно оспорить только в арбитражном суде.

Федеральный закон о контрактной системе в главе 6 устанавливает порядок, в котором участник закупки обжалует решения организатора закупки, и оператора площадки, на которой она проводится. Глава не содержит способов обжалования решений госзаказчиков закупок или поставщиков на этапе исполнения контракта.

Если госзаказчик считает незаконными действия участника, он отклоняет его заявку. Если нарушения исходят от контрагента на этапе исполнения, заказчику следует обратиться к нему с претензией, получить сатисфакцию за счет обеспечения контракта или обратиться в суд. Обращения в УФАС на этом этапе не предусмотрено, кроме одного случая: если поставщик не исполнил обязательства, из-за чего заказчик вынужден отказаться в одностороннем порядке от контракта, информация о ситуации доводится до УФАС заказчиком. А тот, в свою очередь, рассматривает вопрос о внесении организации-контрагента в реестр недобросовестных поставщиков.

Время, отведенное законом антимонопольной службе для принятия решения по жалобе, варьируется в зависимости от оснований жалобы. Так:

  1. жалобы, касающиеся нарушений антимонопольного законодательства, рассматриваются в срок от 30 до 60 дней;
  2. жалобы, касающиеся нарушений Закона РФ «О контрольной системе в сфере закупок, работ, услуг для обеспечения муниципальных и государственных нужд» – до 5 дней;
  3. жалобы, касающиеся нарушений в сфере рекламы, рассматриваются в срок от 30 до 60 дней;
  4. жалобы, касающиеся нарушений в градостроительной деятельности, рассматриваются в срок от 7 до 14 дней;
  5. жалобы, касающиеся нарушений в сфере закупок и услуг, регламентированной Законом РФ «О контрольной системе в сфере закупок, работ, услуг для обеспечения муниципальных и государственных нужд», рассматриваются в течение 7 дней.

В любом случае минимальное значение срока для рассмотрения является установленным по умолчанию. Дни свыше минимального срока могут быть использованы только при необходимости сбора дополнительной информации.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *