Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое и чем занимается служба Роспотребнадзор?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Функции и полномочия Роспотребнадзора определены в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным Постановлением № 322 Правительства РФ от 30.06.2004 года.
Правила поведения при проверках
- Организовано подойдите к плановым ревизиям. Выполните все нужные предписания заранее, иначе ваш штат не сможет привыкнуть к новым правилам вовремя. Нелишним будет небольшой тренинг.
- Ведите съемку всего мероприятия. В дальнейшем вы сможете выявить все нарушения проверяющих и показать это в суде как доказательство вашей правоты.
- Изучите распоряжение, выданное вам в случае внеплановых осмотров: причину, дату проведения, другие имеющиеся данные.
- Если процедура проходит некорректно со стороны служащих, обратитесь к адвокату при дальнейших разбирательствах.
- Вежливость – самое главное. Но во всем знайте меру, отстаивайте права в случае их нарушения.
В течение пятнадцати календарных дней ИП может подать заявление о пересмотре результатов в прокуратуру, приложив доказательства.
Закон РФ «О защите прав потребителей» был одним из первых законом, принятых Российской Федерацией, как вновь созданным государством.
Аналогичного закона в СССР и на ранних этапах развития Российской Федерации не существовало, хотя в середине 80-х годов была попытка разработать проект закона, который регламентировал бы право потребителей на получение качественных товаров и услуг.
Несмотря на отсутствие прямого закона, который защищал бы права потребителей, органами, которые de facto осуществляли функции защиты, являлись:
- санитарно-эпидемиологический надзор, действовавший в рамках Положения о Госсаннадзоре в СССР, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР в 1963 году, Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 1991 года и одноименного Закона РФ, принятого в 1999 году;
- Госинспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, образованная в 1993 году при Комитете по торговле. Одной из задач инспекции являлось недопущение в оборот некачественных товаров.
С принятием в 1993 году Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» были впервые установлены на законодательном уровне:
- принципы и понятие санитарного и эпидемиологического благополучия населения;
- права и обязанности предприятий и граждан в рамках, относящихся к сфере потребления и санитарно-эпидемиологического благополучия;
- ответственность за неисполнение норм, относящихся к социально-эпидемиологическому благополучию населения.
Таким образом сложилась ситуация, при которой были, по сути, разобщены полномочия государственных органов в сфере санэпидемиологии и в сфере контроля за соблюдением правил торговли и общепита, ценообразования, качеством и безопасностью товаров и т.д.
По сути санитарно-эпидемиологический надзор и Госинспекция по торговле и качеству товаров действовали раздельно.
Унификация произошла в 2004 году на основании Указа № 314 Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», во исполнение которого была создана Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, то есть Роспотребнадзор.
Какие виды бизнеса проверяет Роспотребнадзор
Чаще всего проверке Роспотребнадзором подвергаются следующие организации:
-
Гостиницы, хостелы, кемпинги.
-
Организации по оказанию бытовых услуг: например, ремонт обуви, ателье, автомастерские и т.п.
-
Парикмахерские и салоны красоты.
-
Организации общественного питания: рестораны, кафе, кондитерские.
-
Торговые точки по продаже продуктов, косметики, игрушек, одежды, стройматериалов.
-
Транспортные компании по перевозке пассажиров и грузов.
-
Предприятия по пошиву одежды.
-
Организации по производству обуви, изделий из кожи.
-
Фирмы по изготовлению изделий из дерева, изготовлению мебели.
-
Туристические агентства.
-
Компании по ремонту и обслуживанию газового оборудования, лифтов.
Функции Роспотребнадзора
РПН исходит из того, что невозможно осуществлять производство и продажу качественных товаров в некондиционных условиях, не соответствующих технологическим картам. Представляется невозможным «выловить» весь некачественный товар на прилавках, но гораздо эффективнее будет выявить предприятия, которые допускают у себя грубые нарушения условий производства и торговли, и пресечь их деятельность. Тогда и некондиционный товар исчезнет сам собой. Поэтому в рамках указанной логики Роспотребнадзор осуществляет следующие функции:
- Разрабатывает нормативы и требования для производителей и продавцов товаров и услуг (в том числе, образовательных и медицинских).
- Осуществляет контроль за соблюдением указанных требований на предприятиях и торговых точках.
- Отслеживает деятельность собственных подразделений на местах для формирования единообразного стандарта качества во всех сферах.
- Принимает сигналы от граждан по подтвержденным фактам нарушения законодательства в области прав потребителей.
- Выявляет и изымает партии некачественного (в том числе, контрафактного, то есть, просто незаконного) товара.
- Привлекает к ответственности предприятия и конкретных должностных лиц, которые допускают злостные нарушения технологических требований, в результате чего на рынок попадает некачественная продукция.
Отдельно необходимо выделить борьбу с коррупцией в собственных рядах. Многие недобросовестные руководители предприятий предпочитают не вкладывать средства в совершенствование технологических процессов, а «откупаться» от приходящих к ним проверяющих. Именно такая ситуация в конечном итоге приводит к радикальному ухудшению качества продукции на рынке, и именно на профилактику таких действий в собственных рядах направлены основные усилия руководства Роспотребнадзора.
Ведь если руководитель предприятия в своих действиях прав и уделяет максимум усилий поддержанию качества продукции на должном уровне, то и давать взятки здесь становится бессмысленным занятием.
Применяемые меры наказания
Каждая компания должна знать, чем занимается Роспотребнадзор РФ, так как от этого зависит законность деятельности. Многие фирмы при открытии должны получать разрешение на работу от этой организации. Дополнительно в процессе работы должны учитываться разные санитарные нормы. Если во время проверки выясняется, что конкретная организация нарушает требования законодательства или права и интересы потребителей, то она будет привлечена к ответственности. Работники Роспотребнадзора могут воспользоваться разными мерами наказания, к которым относятся:
- за нарушение санитарно-эпидемиологических норм уплачивается фирмами от 200 до 300 МРОТ, причем обычно проверке подвергаются именно организации общественного питания, продающие населению готовые блюда;
- если не соблюдаются профилактические санитарные нормы, то штраф за такое нарушение находится в пределах от 300 до 400 МРОТ;
- если незаконные действия ИП или фирмы привели к тому, что массово заболели люди или животные, то это не только является основанием для взыскания штрафа в размере от 100 до 200 МРОТ, но и для привлечения руководителя фирмы и должностных лиц к уголовной ответственности, для чего назначается лишение свободы на срок от 2 до 5 лет;
- во время определения наказания учитываются последствия нарушения, выявленного в работе компании или предпринимателя;
- если поступает какая-либо жалоба на работу предприятия, то работники Роспотребнадзора могут потребовать составления объяснительной;
- при выявлении грубых нарушений в работе компании организация может приостановить деятельность до устранения всех обнаруженных недостатков.
За счет того, что учреждение обладает многочисленными полномочиями, правами и возможностями, многие предприниматели опасаются взаимодействовать с работниками Роспотребнадзора. Поэтому компании должны знать, что проверяет и чем занимается Роспотребнадзор, чтобы защитить себя от возможных трудностей в будущем.
Права Роспотребнадзора
Поскольку управление Роспотребнадзора является государственным органом и должно осуществлять непосредственную защиту свобод, прав, а также законных интересов населения, оно всегда выступает в качестве третьего, незаинтересованного лица.
Поэтому данная служба наделена достаточно обширными правами: может знакомиться с различными материалами дела, давать объяснения, заявлять ходатайства, представлять разнообразные доказательства, участвовать в изучении доказательств, просить и требовать о привлечении новых участников процесса; возможно и обжалование судебного решения.
Также организация может совершать другие различные процессуальные действия, которые предусмотрены частью 2 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Все вышеуказанные права, разумеется, распространяются только на те области, которые затрагивает компетенция Роспотребнадзора.
Кроме того, в отсутствие руководителя предприятия или старшего работника на объекте проверка не может производиться.
Компетенция в области защиты прав потребителей
Помимо контроля за санэпидобстановкой Роспотребнадзор выявляет нарушения в области защиты прав потребителей. Согласно ст. 40 закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-I на него возложены соответствующие обязанности по реализации полномочий по надзору. Кроме составления протоколов об административных нарушениях и выдачи предписаний Служба также представляет свои интересы в суде, в том числе в целях защиты прав, законных интересов потребителей.
Наглядно представить, чем занимается Роспотребназдор в области защиты прав потребителей, можно, изучив судебную практику по данному вопросу.
Пример
Любопытно дело по иску кредитной организации к Роспотребнадзору о признании незаконным и недействительным предписания в части установления банку обязанности оформлять все заключаемые им с клиентами кредитные договоры шрифтом определенного кегля.
Согласно материалам дела Роспотребнадзором проведена проверка договора, заключенного банком с гражданином, в результате которой установлено нарушение банком требования санитарных норм о размере шрифта (то есть договор напечатан более мелким шрифтом, чем закреплено в правилах). А согласно закону № 2300-I информация о реализуемых товарах должна доводиться до покупателя в доступной и наглядной форме.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В настоящее время, когда курс государственной политики в сфере осуществления органами государственной власти контрольно-надзорных функций нацелен на переход от собственно самого надзора к мерам профилактического характера, со стороны государства необходимо принимать параллельные меры, позволяющие не только не допускать ухудшения достигнутого уровня защиты прав потребителей, но и всячески его повышать. Соответствующий уровень защиты прав потребителей может быть достигнут, в том числе, за счет усиления кадрового потенциала Роспотребнадзора, укрепления его материально-технической базы, связанной с возможностью оперативного проведения высокоточных исследований и экспертиз самого широкого спектра.
Закон РФ «О защите прав потребителей» (который. отметим, достаточно устарел с момента его принятия в 1992 г.) постоянно актуализируется новыми положениями и дополняется новыми актами нормативного характера. Тем не менее, несмотря на произведенную работу по модернизации правового регулирования сферы защиты прав потребителей в сложившейся системе законодательного регулирования осталось достаточное количество пробелов и коллизий отдельных федеральных законов между собой. Данные факты зачастую порождают правовую неопределенность (и противоречивую правоприменительную практику), следствием которой являются случаи злоупотреблений, причиняющих ущерб потребителям, в том числе и в сфере здравоохранения.
Многочисленные изменения законодательства РФ, касающегося защиты прав потребителей (включая сферу оказания медицинских услуг, реализации лекарственных препаратов) свидетельствуют о необходимости системной переработки указанного законодательства, определения терминологического аппарата с последующей кодификацией обширного массива норм, регулирующих правоотношения с участием потребителей, и их актуализации с учетом международного права.
На наш взгляд, особую роль в национальной системе защиты прав потребителей призваны играть общественные объединения потребителей-пациентов (например, Совет общественных организаций при Минздраве), являющиеся ее важнейшим составным и одновременно связующим элементом. Такие организации согласно ст.3 Закона №212-ФЗ от 21.07.2014 «Об основах общественного контроля в РФ» вправе осуществлять контроль за деятельностью государственных органов здравоохранения в форме мониторинга, публичного обсуждения и иных предусмотренных законом форм. Тем не менее права и функции этих объедении должны быть четко ограничены — чтобы исключить любые проявления потребительского экстремизма и злоупотребления правом (что, к сожалению, очень часто встречается в нашей реальной жизни: некоторые объединения потребителей используют свои права для шантажа медицинских организаций или отдельных медицинских работников). Учитывая необходимость защиты прав пациентов-потребителей, следует четко ограничить возможность вмешательства их объединений в деятельность медицинских организаций — иначе мы рискуем получить ситуацию, когда общественные объединения потребителей начнут подменять собой функции государственного органа (Роспотренадзора) — что совершенно недопустимо.
По нашему мнению, необходимо и дальше продолжать принимать соответствующие меры по обеспечению поступления на рынок безопасных лекарственных средств, в том числе путем разработки нормативных правовых актов, касающихся безопасности и качества таких товаров, которые должны периодически пересматриваться для обеспечения их соответствия общепризнанным международным нормам.
Актуальной проблемой, над которой необходимо продолжить серьёзную работу государственным органам всей системы федерального государственного надзора – это предотвращение оборота лекарственных препаратов, чья маркировка содержит заведомо недостоверные сведения, и контрафактной продукции, которая представляет угрозу для здоровья и безопасности потребителей и состояния окружающей среды, а также снижает доверие потребителей к рынку.
Особую роль в настоящее время также приобретает социально-гигиенический мониторинг, актуальный при оценке эффективности и результативности достижения национальных целей и решения стратегических задач развития РФ на период до 2024 года, определенных Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204.
Во многом усилению роли социально-гигиенического мониторинга как государственной межведомственной системы наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания, устранению вредного воздействия на население факторов среды обитания человека в ближайшие 10 лет будет способствовать реализация «Концепции развития системы социально-гигиенического мониторинга в РФ на период до 2030 года» (утверждена приказом Роспотребнадзора от 26.08.2019 № 665). Концепция направлена на совершенствование существующей государственной межведомственной системы социально-гигиенического мониторинга. По сути, Концепция — это документ, в котором изложены механизмы повышения эффективности и результативности информационно-аналитического обеспечения принятия управленческих решений на федеральном, региональном и местном уровнях, а также на уровне субъекта хозяйствования по приоритетным направлениям государственной политики в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей.
Но при этом не стоит забывать, что события текущего года вносят периодически коррективы и изменения в большинство ранее принятых и утвержденных Стратегий и Концепций, так как пандемия существенным образом меняет планы и задачи, стоящие перед государством в настоящий момент времени. Так, целевые показатели, которые согласно принятых Стратегий должны были быть достигнуты к 2024 году, теперь сдвинуты до 2030 года. Совсем недавно Президент РФ внес изменения в ключевые целевые показатели по уровню жизни россиян и по продолжительности жизни, к 2024 году планировалось достигнуть показатель средней продолжительности жизни – 78 лет, теперь же данный показатель сдвинут к 2030 году (ранее к 2030 году планировалось увеличить ее уже до 80 лет).
В рамках реализации Концепции и Стратегии, пусть и с вносимыми в свете последних событий изменениями, ключевыми должны стать мероприятия, предусматривающие:
- актуализацию организационно-функциональной модели обеспечения развития системы социально-гигиенического мониторинга на всех уровнях ее функционирования;
- совершенствование с учетом адаптации и гармонизации с международными требованиями научно-методического, лабораторного, технического, информационного программно-аппаратного обеспечения социально-гигиенического мониторинга и принятие управленческих решений на его основе;
- информационно-аналитическую поддержку внедрения и совершенствования системы управления риском для здоровья населения;
- дальнейшее развитие риск-ориентированной и профилактической модели надзорной деятельности в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей;
- создание единой системы оценки эффективности и результативности деятельности органов государственной власти, муниципальной исполнительной власти и хозяйствующих субъектов на основе учета критериев состояния среды обитания, здоровья населения, защиты прав потребителей, функционирования систем управления риском для здоровья населения;
- интегрирование системы социально-гигиенического мониторинга в единую информационно-аналитическую систему (ЕИАС) Роспотребнадзора.
С учетом всего изложенного выше, несмотря на помехи и неудобства, вызванные пандемией коронавирусной инфекции, которая отвлекла на себя большую часть сил и ресурсов Роспотребнадзора, мы считаем важным и необходимым дальнейшее усовершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность Роспотребнадзора, равно как и продолжение развития двустороннего и многостороннего международного сотрудничества в целях снижения угроз здоровью и благополучию населения нашей страны и продвижения национальных интересов в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, биологической безопасности и защиты прав потребителей в сфере здравоохранения.
Функции Роспотребнадзора
Функциональные обязанности Роспотребнадзора регламентированы положением № 322 от 30.06.2005 года, утвержденным постановлением Правительства РФ.
Надзорная деятельность Роспотребнадзора разнообразна, и имеет ряд направлений, включающих в себя функции других надзорных органов и ведомств. И так что такое Роспотребнадзор и чем он занимается. Вот список основных направлений его деятельности.
- Сан-эпидем надзор;
- Надзор за соблюдением прав потребителей;
- Санитарный мониторинг, гигиенический мониторинг;
- Выдача санитарно-эпидемиологических заключений;
- Аттестация работников непосредственно контактирующих с пищевыми продуктами;
- Координацию деятельности других территориальных подразделений;
- Ведение различных учетов и сбор статистических данных.
Проведение мероприятия по контролю проверки
Перед непосредственным проведением проверки должностное лицо, проводящее мероприятие по контролю, обязано предъявить Вам свое служебное удостоверение вместе с распоряжением о проведении мероприятий по контролю (проверке). На распоряжении должна быть подпись руководителя территориального подразделения Роспотребнадзора. В тексте распоряжения в обязательном порядке должны быть указаны сведения о периоде проводимого мероприятия по контролю, адреса объектов, где будет проводиться проверка и данные представителей Роспотребнадзора, которые непосредственно будут проводить проверку. Инспектора не указанные в распоряжении проверку проводить не имеют права.
Максимальный срок проверки 20 дней. Этот срок может быть продлен, но только по письменному распоряжению руководства Роспотребнадзора, и только в определенных случаях. Если подобные мероприятия считаются необходимыми, то предприниматель или руководитель предприятия уведомляется об этом в письменной форме. Проверка малого предприятия осуществляется в течение не более 50 часов, проверка микропредприятия не более 15.
Вообще продолжительность проверки одного юридического лица рассчитывается сложением затраченного надзорными органами времени (в часах) на сам процесс проверки, которая проводится только в рабочие дни и строго в рабочие часы, выходные дни в учет не берутся и в эти дни проверки не осуществляются.
Деятельность Роспотребнадзора
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. № 154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» и на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».
Правовые основы деятельности Федеральной службы установлены федеральными законами «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О защите прав потребителей», другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. Также Роспотребнадзор издает приказы по вопросам, входящим в его компетенцию.
Какие имеются полномочия?
Функции Роспотребнадзора являются действительно многочисленными, так как специалисты этого учреждения наделяются уникальными полномочиями. Эта служба является государственной, поэтому имеет право проводить проверки в отношении разных предприятий, работающих с непосредственными потребителями.
Полномочия Роспотребнадзора заключаются в следующем:
- Проверка документов компаний, к которым относятся трудовые соглашения, медицинские книжки сотрудников или документы об образовании, принадлежащие наемным работникам.
- Изучение оснащенности предприятий необходимыми элементами, к которым относится пожарная сигнализация или другие важные элементы.
- Проверка журнала, в котором перечисляются все мероприятия, имеющие отношение к контролю над деятельностью сотрудников предприятий.
- Оценка разных лицензий, сертификатов и других разрешительных документов, на основании которых осуществляется деятельность компаний.
- Изучение работоспособности ККТ, используемой компаниями.
- Проведение контрольных закупок, основной целью которых выступает изучение законности и правильности работы организаций.
- Выдача предписаний, на основании которых предприниматели обязаны устранять все выявленные проблемы и нарушения.
- Составление протоколов на основании проведенных проверок.
- Привлечение нарушителей к ответственности, для чего с них взимаются штрафы или вовсе принимается решение о приостановке или прекращении работы фирм.
Благодаря таким действиям обеспечивается контроль над деятельностью государственных и коммерческих предприятий. Функции и полномочия Роспотребнадзора устанавливаются на законодательном уровне.
Когда проводятся внеплановые проверки?
Существуют определенные ситуации, при которых требуется внеплановая ревизия компании. Наиболее часто процедура выполняется в следующих случаях:
- в конце прошлой проверки были выявлены серьезные нарушения, на основании которых выносилось предписание, поэтому по окончании установленного срока проводится повторная проверка, призванная определить, были ли устранены все проблемы;
- в Роспотребнадзор поступила жалоба от граждан на работу конкретной организации или предпринимателя;
- в результате работы компании наносится вред здоровью или жизни людей;
- возникли ЧС, имеющие отношение к техногенным или природным катастрофам.
Каждый предприниматель должен разбираться в том, чем занимается Роспотребнадзор, чтобы понять, по каким причинам могут проводиться проверки. Во время данных ревизий Роспотребнадзор выступает третьим незаинтересованным участником разбирательства между потребителями и компаниями.