История развития страхования в России

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «История развития страхования в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Развитие страхования в России представляет собой непростой и долгий процесс. Медленное развитие рынка обусловлено длительным существованием крепостного права и трудным экономическим развитием. Общинная взаимопомощь – первый пример страхования в России, нормы которой можно найти в первых источниках российского права. Например, в Русской правде регламентирована норма о взаимопомощи членов общины при выплате штрафа, если кого-то из членов общины обвинят в убийстве. Государственное страхование в России начинает развиваться в XVI веке. В 1551 году Стоглавый собор принял решение о выкупе пленных за счет казны. Специально для этой цели был введен целевой налог. Так, выкуп пленных за счёт средств, собранных посредством налога, можно считать примером первого в России обязательного государственного страхования.

История развития страхования в России

В России страхование развивалось медленнее, чем в других странах, что объясняется длительным сохранением крепостничества и постоянно возникающими препятствиями на пути развития частнокапиталистической экономики. Первые страховые общества создавались для страхования от пожаров. Старейшее из них — Рижское общество взаимного страхования от пожаров — было организовано в 1765 г. по образцу немецких обществ. Постепенно в эту сферу стали внедряться западные страховые компании, предлагавшие свои услуги состоятельным гражданам. В результате отток денег за границу в виде страховых премии достиг настолько ощутимых размеров, что правительство решило ограничить доступ иностранных страховщиков на российский рынок и попыталось организовать государственную систему страхования от пожаров.

Уже на этапе ранней государственности и Крещения Руси активно применялись первичные формы самострахования. В первом российском сборнике законов, «Русской Правде», разработанном при князе Ярославе Мудром, предусматривалось что виру (плату за убийство) родственникам погибшего выплачивала община, если она не находила виновника. Чуть позднее стали создаваться фонды аккумулирования средств, за счет которых выкупались русские люди, попавшие в плен в Золотую Орду.

Несмотря на то, что татаро-монгольское иго было сброшено, и во времена Ивана Грозного продолжались набеги на Русь и похищение пленников. Статус фондов был признан официально «Стоглавом» — сборником законов времен этого царя, он был принят Избранной Радой в 1551 году. Фонды, согласно 72-1 главе Стоглава, формировались в государственной казне, и размер взносов рассчитывался уравнительно по принципу «от каждой сохи». Произошел переход от самострахования к созданию общего государственного фонда. Чуть позже, уже при первых Романовых, в 1649 году принятое Соборное уложение определило твердую сумму выкупа за каждого попавшего в плен, в зависимости от социального статуса. Интересно, что сумму выкупа за боярина его семья могла определить самостоятельно.

Период Гражданской войны и НЭПа

Новая Советская республика решительно расправлялась с реликтами прошлого, не миновали этой судьбы и многочисленные страховые конторы. Декретом Совнаркома в 1918 году все страховые конторы были национализированы. Государство в лице ВСНХ получило все активы, фонды и имущество как российских, так и зарубежных страховщиков, действовавших на территории России.

Право на самострахование сохранили только кооперативы. Но военные события показали неспособность большевиков самостоятельно заниматься сложным бизнесом. В итоге в 1919 году отменено страхование жизни, в 1920 — имущественное. Пострадавшим в огне хозяйством государство выдавало помощь натурой, продовольствием и скотом. После окончания войны государство вернулось к идее монополии и создало Госстрах. Это произошло на волне Новой экономической политики, именно тогда, в 1921 году был издан Декрет «О государственном имущественном страховании», на основании которого оно стало обязательным.

Вплоть до середины 18-го века никаких особенных изменений со времен утверждения “Стоглава” в истории не произошло.

А вот начиная с середины этого века, в Москве и Санкт-Петербурге начали учреждаться филиалы английских страховых компаний. Однако это оказывало неблагоприятное воздействие на экономику страны – ведь платежи страховщикам, вносившиеся золотом, уходили за рубеж.

Остальные ключевые даты:

  • 1765-й год – создание первого общества взаимного страхования от огня;
  • 1781-й год – издание “Устава купеческого водоходства”, который включал в себя нормативные положения о морском страховании;
  • 1786-й год – установление страховой монополии на государственном уровне, не позволяющей иностранным страховщикам осуществлять деятельность по страховке капитальных строений от рисков их повреждения огнем;
  • 1786-й год – открытие Страховой экспедиции при Государственном заемном банке, которая была немногим далее упразднена – в 1822-м году;
  • 1797-й год – открытие Страховой конторы при Ассигнационном банке, закрытой в 1805-м году.

Первый этап развития закончился крахом идеи госстрахования, поэтому уже на втором начали появляться частные акционерные организации.

В 1913 г. во всех страховых учреждениях России было застраховано имущество на сумму 21 млрд.руб., в том числе на долю акционерных страховых обществ приходилось 65% этой суммы, земств — 15%, взаимных городских обществ — 8%. Российские акционерные страховые общества собрали в 1913 г. 129 млн.руб. страховых платежей, иностранные акционерные — 12, городские взаимные — около 14 млн.руб. Доля операций губернского страхования и государственных сберегательных касс составляла около 15,5 млн.руб. Всего в 1913 г. было собрано по всем видам страхования 204,9 млн.руб. страховых платежей.

Финансовые ресурсы страховых обществ стали важным источником крупных инвестиций, преимущественно в государственные займы и акции торгово-промышленных компаний и коммерческих банков. Особую значимость эти ресурсы имели в обслуживании государственного внутреннего и внешнего долга.

Начавшаяся в 1914 г. Первая мировая война и последовавшие за ней крупнейшие экономические и политические потрясения в российском обществе привели к глубочайшему финансово-экономическому и политическому кризису. Падение покупательной способности рубля, начавшееся в годы Первой мировой войны, обесценивало страховые суммы заключенных договоров, страховые платежи.

В результате инфляции к началу 1915 г. официальный курс рубля снизился до 80 коп., к концу 1916 г. — до 60 коп., к марту 1917 г. — до 27 коп. Купюры бумажных денег выпускались без номеров. Функции денег стали выполнять денежные суррогаты. Финансовая сфера России находилась в полном хаосе. К октябрю 1917 г. денежная масса почти удвоилась, а цены поднялись на 224%, покупательная способность рубля в это время не достигала 10 довоенных копеек.

На фоне усиливающегося недовольства в обществе на политическую сцену вышла партия большевиков, которая в качестве одного из требования своей экономической программы пролетарской революции выдвинула идею национализации банков и страхового дела. Установление Советской власти в 1917 г. позволило большевикам претворить эти идеи в жизнь.

Национализация страхового дела осуществлялась на фоне других крупных мероприятий финансовой политики Советской власти — национализации банков, промышленности, транспорта, связи, установления государственной монополии на внешнюю торговлю, аннулирования царских государственных займов.

Практическая сторона национализации страхового дела в Советской России отчетливо выделила два основных этапа: 1) установление государственного контроля над всеми видами страхования; 2) объявление страхования во всех видах и формах государственной страховой монополией.

Благодаря ранее осуществленной национализации банков был обеспечен фактический контроль со стороны государства за деятельностью и денежными операциями страховщиков, что существенно ограничивало возможности использования средств страховых компаний на цели финансирования нужд оппозиции правящему режиму.

Еще в декабре 1917 г. правления страховых обществ выдали своим служащим жалованье за два месяца вперед в целях поддержки и поощрения саботажа новой власти. Организовывалась выдача средств с текущих счетов и вкладов. Выписывались чеки на получение денежных средств без указания цены.

Между тем в Москве, Петрограде и некоторых других городах страховые общества включились в общую кампанию саботажа новой власти. Предпринимались попытки переправить капиталы за границу. Учитывая создавшуюся экономическую и политическую ситуацию в стране, В.И.Ленин подписал 23 марта 1918 г. Декрет Совета Народных Комиссаров «Об установлении государственного контроля над всеми видами страхования, кроме социального». Введение государственного контроля рассматривалось правительственным кабинетом в качестве временной, переходной меры на пути к последующей национализации, вызванной объективно сложившимися обстоятельствами.

Был организован Совет по делам страхования, назначавшийся Совнаркомом. Аппаратом Совета стал Комиссариат по делам страхования во главе с комиссаром. По рекомендации В.И.Ленина на пост комиссара по делам страхования был выдвинут государственный и политический деятель партии большевиков М.П.Елизаров, до революции какое-то время работавший генеральным страховым агентом и знавший основы страхового дела.

Ввиду того, что новая власть аннулировала все обязательства по царским государственным внешним займам, сохранилась реальная угроза, что иностранные банки наложат арест на капиталы российских страховых обществ, размещенные за границей (в основном по заключенным договорам перестрахования). Чрезмерно поспешная национализация страхового дела могла обречь на арест и конфискацию этих денег в счет погашения внешнего государственного долга царской России.

На первом этапе социалистических преобразований страхового дела по-прежнему сохранялась коммерческая основа старых организационных форм страхования, ставившая, по мнению властей, во главу угла извлечение прибыли. Общее направление экономической политики этого времени характеризовалось «красногвардейской атакой на капитал». Поэтому с введением государственного контроля над страхованием доходы от страховых операций подверглись прогрессивному налогообложению на общегосударственные нужды. Их плательщиками выступали центральные правления страховых обществ. Комиссариат выполнял порученные контрольные функции, проверял балансы, другую бухгалтерскую отчетность, следил за полнотой и своевременностью уплаты налогов.

Читайте также:  Имеет ли срок давности оскорбление личности?

Согласно декрету о государственном контроле над всеми видами страхования, кроме социального, начисленные за 1917 г. дивиденды акционеров акционерных страховых обществ и пайщиков, обществ взаимного страхования были конфискованы в доход государства.

Одновременно в центре и на местах, там, где была установлена Советская власть, осуществлялась организационная перестройка страхового дела. Земское и взаимное страхование переходило в ведение страховых органов исполнительных комитетов местных Советов и Совнархозов и преобразовалось в советско-народное. Упразднялась акционерная форма страхования. Личное страхование граждан концентрировалось в сберегательных кассах Народного банка РСФСР. К началу 1918 г. в Республике Советов насчитывалось до 1500 земских страховых агентств, которые были включены в структуры советско-народного страхования.

Гражданская война и иностранная военная интервенция потребовали принятия чрезвычайных мер во всех областях хозяйственной жизни. Они ускорили национализацию страхового дела.

28 ноября 1918 г. Совнарком принял Декрет «Об организации страхового дела в Российской Республике». Согласно этому декрету страхование во всех видах и формах объявлялось государственной монополией и достоянием Республики.

Все частные страховые компании и общества были ликвидированы, сохранялось только взаимное страхование товарно-материальных ценностей кооперативных организаций. Однако этим декретом не была создана государственная страховая организация. При Всероссийском Совете Народного Хозяйства был образован пожарно-страховой отдел, которому поручалось проводить имущественное страхование. Долгосрочное страхование жизни передавалось в ведение сберегательных касс, а договоры, заключенные на сумму свыше 10 000 руб., аннулировались без каких-либо возвратов страхователям накопившихся резервов взносов.

С началом 90-х годов, сразу после распада СССР, люди теряли работу, а найти новую было проблематично. Что уж говорить о русских, приехавших из бывших советских республик. В результате в одной из страховых компаний, в районном отделении агентами работали исключительно интеллигентные мужчины: бывшие преподаватели истории КПСС и марксистско-ленинской философии, кандидаты технических наук, руководители предприятий, отошедших новым русским. Та еще компания собралась. Хоть в Совет Министров, хоть в Думу.

Были среди агентов и приезжие из средней Азии и молодой русский мужчина, которому тоже надо было кормить семью. Поскольку народ собрался неглупый, он и к страхованию отнесся серьезно. Собирались, обсуждали, что лучше предлагать клиентам, на чем можно заработать, как лучше уговаривать людей купить то, чего не знают. И так они хорошо друг друга убеждали, что с первой же приличной зарплаты (а у агентов она появляется не сразу), приходили страховать себя и своих близких.

Еще бы! Времечко-то было лихое, а ребята ходили с портфелями, иногда набитыми не хилыми деньгами. Получить по башке можно было легко. Поэтому начинали страховать свою жизнь, потом детей. Удивил нас всех тот самый приезжий. Сначала оформил семейную страховку, а потом и говорит:

— А теперь давайте посчитаем, сколько будет стоить ритуальное страхование моей тещи!

Тут со всех сторон посыпались шуточки про тещу, чисто страховые: что, решил бабушку пришить? Достала?

— Вот придурки! Почему сразу – как теща, так обязательно змея? Моя теща мне за мать. Она свою квартиру продала, чтобы нам помочь, сейчас приехала с детьми сидеть.

— А почему именно ритуалка? Она что, старая и больная?

— Да ну вас! Ей едва за 50, она йогой занимается. Дай Бог, еще лет 50 проживет. Но есть у нее один бзик – пенсия маленькая, не с чего на смерть откладывать. А я ей страховку покажу, она и успокоится.

— Молодец, зятек. Давай, посчитаем, сколько в месяц платить.

Посчитали ежемесячный взнос на десятилетнюю страховку. Зять согласился.

— Я все подготовлю, но теща должна сама прийти, чтобы выгодоприобретателя назначить.

Пришла милая, стройная, моложавая женщина. Тоже с восторгом говорила о своем зяте, его выгодоприобретателем и назначила. Пыталась совать деньги, но мы ей объяснили, что уже за все заплачено.

Прожила она еще лет 5, зять исправно платил взносы. А потом случилась беда. У тещи произошел инсульт, ее вытащили, потом все повторилось, и спасти ее не удалось.

Зять получил страховку. Когда он снова вышел на работу, после положенных соболезнований коллеги его спросили:

— На похороны-то хватило?

— И на хорошие похороны хватило, и на памятник, и еще нам в наследство приличная сумма осталась. Какая была женщина! Всю жизнь нам помогала, помогает и после смерти.

Пожалуй, это все, что нужно знать о страховании жизни: в трудную минуту, когда вам или вашим близким край нужны будут деньги, а взять их неоткуда, вам поможет страховая компания.

Страховое дело в дореволюционной России

Первое страховое общество в Российской империи было создано в 1765 году в Риге и называлось «Рижское общество взаимного страхования от пожаров». В период с 1786 по 1820 годы также были созданы несколько страховых компаний, наиболее известными из которых были: Страховая экспедиция при Государственном заемном банке, появившаяся в 1786 году и проводившая страхование строений и товаров, и Страховая контора при Государственном ассигнационном банке, также проводившая страхование товаров. Обе страховые компании просуществовали относительно недолго – Страховая экспедиция закрылась в 1822 году, застраховав за все время деятельности всего лишь 95 строений на общую сумму 1,6 млн рублей, а Страховая контора при Государственном ассигнационном банке не просуществовала и 10 лет, закрывшись в 1805 году, через 8 лет после своего появления.

До конца XVII века страховой рынок был представлен иностранными страховыми компаниями, обеспечивающими все потребности в страховой защите

В 1827 году было учреждено «Первое Российское страховое от огня общество» (получившее от правительства монополию на ведение страховых операций на 20 лет в Санкт-Петербурге, Москве, Одессе и других крупных городах) и в 1846 году – товарищество «Саламандра» (получившее монополию на 12 лет на страхование от пожаров в Закавказье, на Дону и в Сибири).

Классификация видов страхования.

Видом страхования называется конкретизация объектов в определенном объеме страховой ответственности по соответствующим тарифным ставкам (например, смешанное страхование жизни или страхование гражданской ответственности владельцев автотранспорта).

В зависимости от различий в объектах защиты страхование делится на четыре основные отрасли:

личное страхование – в качестве объекта страхования выступают жизнь, здоровье и трудоспособность человека;

имущественное страхование – объектом страхования выступает имущество в его различных видах);

страхование ответственности – объектом защиты выступает ответственность перед третьими лицами, которым может быть причинен ущерб (вред) вследствие какого-либо действия или бездействия страхователя;

страхование экономических рисков – страхование от возможных убытков, где объектом страховой защиты выступает результат предпринимательской деятельности – прибыль или доход.

Каждая отрасль делится в свою очередь на подотрасли и виды страхования.

Личное страхование подразделяется на страхование жизни и страхование от несчастных случаев.

Имущественное страхование делится на несколько подотраслей в зависимости от форм собственности и категорий страхователей: страхование государственного, частного, арендуемого имущества и имущества отдельных граждан на правах личной собственности.

В страховании ответственности выделяют две подотрасли – страхование гражданской ответственности и страхование профессиональной ответственности.

В страховании предпринимательских рисков также две подотрасли – страхование риска прямых потерь и страхование риска косвенных потерь.

В зависимости от того, по чьей инициативе осуществляется страхование, выделяют обязательную и добровольную формы страхования.

При обязательном страховании не требуется согласия страхователя и страховщика. Виды, условия и порядок обязательного страхования определяются соответствующими законами. Обязательное страхование обеспечивает устойчивость страхового фонда при незначительных размерах страховых тарифов и гарантирует возмещение ущерба. В то же время оно имеет принудительный, налоговый характер и не учитывает финансовые возможности страхователя. В странах с рыночной экономикой обязательное страхование всегда считалось фактором, сдерживающим конкуренцию. Поэтому его применение ограничивается защитой только социально-значимых интересов.

Добровольное страхование осуществляется на основе договора между страхователем и страховщиком. Основой для заключения договора является инициатива граждан или хозяйствующих субъектов, которые самостоятельно решают вопрос о потребности в страховой защите. Правила добровольного страхования устанавливаются страховщиком самостоятельно в соответствии с действующим законодательством. Добровольное страхование в полной мере соответствует характеру рыночных отношений, поэтому именно оно является основной формой страхования в рыночной экономике.

Сострахование и перестрахование.

Страховой бизнес создан для уменьшения рисков экономической деятельности, но он сам по себе является весьма рискованным видом предпринимательства. Поэтому возникает необходимость страховать само страхователя. Для этого система первичного страхования дополняется системами сострахования и перестрахования.

Первичное страхование – это предоставление страховой защиты клиентам из других отраслей (физическим и юридическим лицам). Большинство страховых компаний занимается именно первичным страхованием.

В случае, если страхуемый риск очень велик для отдельной страховой компании, она может привлечь в качестве состраховщиков другие компании и осуществить «совместное страхование» или сострахование (Рис. 1). Сострахование – это деление риска между разными фирмами самой сферы страхования. Каждый участник такого договора несет перед страхователем ответственность только за свою часть страхуемого риска. При этом для страхователя условия и тарифы устанавливаются единые во всех компаниях-страховщиках.

Особенности развития страхования в современной России.

Страхование является одной из наиболее динамично развивающихся сфер бизнеса в Российской Федерации. Объемы страховых операций неуклонно возрастают, а страховые компании играют в экономике все более значимую роль. Так, по данным Всероссийского союза страховщиков, прирост сборов страховых платежей в 2003 по отношению к 2002 составил 51,3 %, а страховые выплаты возросли на 18%. Быстрее всего в 2003 росли сборы по страхованию жизни – на 59 %. Страховые резервы приближаются к 90 млрд. рублей. Число работников, занятых в отрасли, составляет 250–300 тысяч человек (около 0,5% от общей численности занятых).

Читайте также:  Расчет НДФЛ изменился: как это повлияет на аванс по зарплате в 2023 году

В «Концепции развития страхования в Российской Федерации» отмечено, что доля средств от страхования в валовом внутреннем продукте страны выросла с 1,6% в 1988 до 3% в 2001.

Признавая успехи в развитии страховой деятельности, специалисты отмечают, что за годы рыночных реформ пока еще не удалось в полной мере сформировать устойчивый, соответствующий современным потребностям общества рынок страховых услуг.

Основными проблемами современного страхового рынка России являются:

– низкий уровень платежеспособности и спроса граждан и юридических лиц на страховые услуги;

– отсутствие надежных инструментов долгосрочного размещения страховых резервов;

– информационная закрытость рынка страховых услуг, создающая проблемы для потенциальных страхователей в выборе устойчивых страховых организаций;

– ограничение конкуренции в некоторых секторах рынка страховых услуг и на территориях путем создания уполномоченных страховых организаций и барьеров для иностранных страховщиков;

– несовершенство правового и организационного обеспечения государственного страхового надзора;

– низкий уровень капитализации страховых организаций, а также неразвитость национального перестраховочного рынка, приводящие к необоснованному оттоку значительных сумм страховой премии за границу.

К отрицательным явлениям российской действительности относится большое количество страховых суррогатов. На место псевдостраховых продуктов, рассчитанных на выплату заработной платы сотрудникам предприятия через страхование жизни, которое было широко распространено в 1990-е, стали приходить финансовые схемы с применением страхования имущества и ответственности юридических лиц. Взносы предприятия, выплаченные по этим видам страхования и отнесенные на себестоимость продукции (то есть не облагаемые налогами), используются для выплаты дополнительных вознаграждений своим сотрудникам через страховые компании.

Современный рынок перестрахования в России характеризуется малой емкостью, что вынуждает первичных страховщиков перестраховывать риски в зарубежных перестраховочных компаниях. Однако в последние годы перестрахование за рубежом доступно только крупным страховым компаниям, так как в связи с глобальными убытками на международном страховом рынке, существенно возросли тарифы по перестрахованию. Ужесточаются и условия перестрахования: например, уточняется ряд стандартных исключений из покрытия (терроризм, убытки вследствие компьютерных вирусов и др.), более жесткими становятся требования к сбалансированности договоров. Правда, все эти события способствуют развитию отечественного рынка перестрахования, стимулируют создание перестраховочных пулов. Так, например, шесть ведущих российских страховых компаний учредили специализированный Российский антитеррористический пул, емкость которого на сегодняшний день составляет 11 млрд. долл.

Таким образом, трудности развития российского страхования связаны не только с общими проблемами развития данной отрасли, но и с некоторыми особенностями российской переходной экономики. Развитие отношений страхования адекватно степени развития рыночных отношений, уровню жизни населения и состоянию инфраструктуры.

История страхования жизни в США

Соединенные Штаты Америки решили опробовать у себя страхование жизни, основываясь на опыте и знаниях англичан, так как это могло помочь людям в трудных ситуациях. Свою первую компанию по страхованию жизни они решили создать на основе английской модели, действующей в то время. Первая компания по страхованию жизни в США была основана в южной колонии Чарльстон, Южная Каролина в 1735 году. Где-то 20 лет спустя многие колонии перенимали опыт Чарльстона. Препятствием в развитии страхования жизни в то время было то, что многие религиозные группы, выступали против этого, так как считали кощунством, предвосхищать собственную смерть тем более, если учесть тот факт с каким религиозным рвением продвигалась христианство в североамериканских колониях. Фактически страхования жизни, как мы его знаем, возникло в США в 1840 году, так как религиозные группы успокоились и не вмешивались больше в государственные дела. Одной из основных причин распространения страхования жизни, стали города Нью-Йорк и Чикаго, в каждом из двух городов пожар унес огромное количество жизней. После этого все больше и больше компаний обратили внимание на отрасль страхования жизни и в 1900-х годах их количество существенно выросло. Люди хотели быть защищены в случае смерти от несчастного случая. Двадцатый век это эпоха роста отрасли страхования жизни. Войны продолжались, и многие люди решили застраховать себя, чтобы обеспечить финансовое будущее для своих семей, в случае их гибели. Еще больше укрепило их в этом, событие этого века, когда террористы атаковали Всемирный торговый центр. Люди решили, что защита этого стоит, и что лучше платить небольшие взносы каждый месяц, чем оставить семью без средств к существованию.

—>

Страховщики активно отбивают удары кризиса и адаптируются к изменившимся условиям. В ходе опроса, проведенного рейтинговым агентством «Эксперт РА», компании сообщили, что идет интенсивная работа по поиску альтернатив для зарубежного перестрахования, по импортозамещению в сфере IT, по пересмотру планов, бюджетов, приоритетов по проектам, контролю за растущими расходами и убыточностью, а также по поддержанию спроса на страхование. На момент проведения анкетирования (апрель 2022-го) никто из респондентов не ожидает роста страхового рынка в текущем году. В наибольшей степени, по мнению опрошенных, кризис сказался на страховании автокаско. В то же время влияние текущей ситуации на бизнес своей компании страховщики оценили более оптимистично, чем на бизнес всех участников страхового рынка в целом.

По результатам проведенного опроса мы выделили шесть ключевых проблемных направлений, о которых сообщают страховые компании.

Помимо этого, в феврале вступает ряд региональных изменений, в том числе для жителей Петербурга. Льготники из Северной столицы начнут получать компенсации исходя из фактических расходов на оплату услуг ЖКХ.

Если раньше сумму рассчитывали по усредненному показателю, то сейчас расходы будут компенсировать индивидуально. Размер выплаты будет зависеть от льготной категории, а ее сумма составит 30, 40 или 50% от расходов.

В Свердловской области в свою очередь решили расширить перечень получателей льгот на газификацию. Соответствующие изменения были внесены в региональные законы.

Нововведения предусматривают компенсацию 90% затрат жильцов в период с 1 января 2023 по 31 декабря 2030 года. Таким образом, люди смогут вернуть часть средств на подключение жилых помещений к газовым сетям и на покупку бытового газового оборудования.

Рыночные преобразования в экономике России вызвали коренное изменение роли и места страхования в системе мер, обеспечивающих безопасность хозяйствующих субъектов, населения и российского государства в целом. Развитие отечественного страхового рынка стало одной из важных задач экономического реформирования страны. Развитие страховой деятельности способно во многом обеспечить непрерывность общественного воспроизводства и снижение всех групп рисков, что существенно повысит инвестиционную привлекательность экономики Российской Федерации.

Механизм передачи риска посредством страхования позволяет не просто решать конкретные проблемы по защите имущественных и иных интересов физических и юридических лиц, но и имеет далеко идущие последствия и влияет на экономику страны в целом.

Обеспечивая и поддерживая уровень жизни и благосостояния хозяйствующих субъектов, страхование выступает инструментом обеспечения финансовой и социальной защиты. Стоит также отметить, что коммерческое страхование выступает одной из форм социальной помощи, позволяющей сохранить достигнутый уровень благосостояния.

В условиях рыночной экономики страхование становится едва ли не единственным инструментом, гарантирующим финансовую защиту интересов от случайных негативных событий.

Даже в том случае, если договор страхования заключен, страховая премия уплачена, а страховое событие не произошло (платеж остался у страховщика), у страхователя формируется чувство уверенности и защищенности.

С данной позиции страхование является не просто компенсационным механизмом возникших ущербов, но и средством воспитания человека для нормальной жизнедеятельности в условиях рыночной экономики, что особенно важно в предпринимательской деятельности.

Система воздействия на страховой рынок со стороны государства в России до сих пор окончательно не сформировалась. Неустойчивость этой системы вызвана не только внутренними факторами его развития, но и является прямым следствием макроэкономических процессов, наблюдаемых в реформирующейся экономике страны. Суждение такого рода основано на том, что собственно нормативно-законодательная база страхования постоянно совершенствуется, вносятся изменения в деятельность самого государственного регулятора, происходят существенные институциональные и структурные преобразования на рынке страховых услуг, а вместе с ними изменяется и рыночная конъюнктура.

Актуальность темы данного исследования обусловлена необходимостью совершенствования механизмов и инструментов страхования, повышения финансовой стабильности страховщиков и создания унифицированной технологии, позволяющей не только обеспечить защиту интересов страхователей, но и стать стимулом развития экономических процессов в стране.

Методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в данной области, статистические данные, периодическая литература, интернет-ресурсы, а также справочная информация мегарегулятора финансового рынка – Центрального Банка Российской Федерации. В отечественной экономической литературе организация страхового дела и технология страхования изучались С.А.Ефимовым, В.А.Суховым, В.В.Шаховым, А.К.Шиховым. Историческое развитие и теория страхования нашли свое отражение в трудах К.Г.Воблого, Б.Г.Данского, В.К.Райхера, М.И.Рейтмана, М.И.Туган-Барановского. В их исследованиях анализируется широкий спектр информации о рынках различных стран, организации работы страховых компаний и органов страхового надзора, нормативных актах, регулирующих страхование, проблемах глобализации страхового рынка и его регулирования.

Целью курсовой работы является всестороннее рассмотрение влияние страхования на экономические процессы государства и возможности использования страховой деятельности в качестве катализатора темпов роста экономики Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • Рассмотрение теоретических основ организации страхового дела в Российской Федерации
  • Проведение анализа страхового рынка в качественном и количественном выражениях.
  • Определение основных групп риском сегмента страхования в РФ в период нестабильности
  • Определение ключевых направлений развития страхования в контексте стимулирования экономических процессов.

Объектом исследования в данной курсовой работе выступает страховой рынок как элемент финансового рынка государства.

Предметом исследования являются тенденции, процессы и механизмы страховой деятельности, призванные обеспечить устойчивый рост экономики и повысить инвестиционную привлекательность экономики страны в целом.

Читайте также:  Отцы или дети: чьи права защищает семейная реформа

Страхование осуществляется преимущественно в двух формах: в добровольной и обязательной. Добровольное страхование осуществляется на основе договора между страхователем и страховщиком. Правила добровольного страхования определяются страховщиком самостоятельно в соответствии с новой редакцией закона «Об организации страховой деятельности в Российской Федерации» и ГК РФ[15],[16]. Конкретные условия страхования определяются при заключении договора страхования. Обязательным является страхование, осуществляемое в силу закона в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства. Виды, условия и порядок проведения обязательного страхования определяются соответствующими законами РФ.

Законом могут быть предусмотрены случаи обязательного страхования жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям). К сфере обязательного страхования также относятся: обязательное медицинское страхование граждан; обязательное личное страхование пассажиров от несчастных случаев на воздушном, железнодорожном, морском, внутреннем водном и автомобильном транспорте; обязательное государственное личное страхование военнослужащих; обязательное государственное личное страхование сотрудников государственной налоговой службы РФ; должностных лиц таможенных органов РФ; обязательное страхование работников с особо опасными условиями работы (пожарные дружины, летно-подъемный состав гражданской авиации, спасатели Министерства чрезвычайных ситуаций, работники железнодорожного транспорта и др.);

Условиями лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации определена классификация по видам страховой деятельности. Эта классификация по видам страховой деятельности используется в страховом деле РФ. Классификация предусматривает 15 видов страховой деятельности: страхование от несчастных случаев и болезней, страхование транспортных средств и других видов имущества, ответственности за неисполнение обязательств, страхование коммерческих рисков и др. Условно эти виды можно объединить в четыре группы: личное страхование, имущественное страхование, страхование ответственности, страхование коммерческих рисков.

Личное страхование. Перечень объектов страхования и возможных страховых случаев по договору личного страхования определен ст. 4 закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации»[17]. В статье сказано, что объектами личного страхования могут быть «имущественные интересы, связанные с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением страхователя или застрахованного лица».

К видам личного страхования относятся: страхование жизни, детей в возрасте до 16 лет, воспитанников детских домов, жизни на случай родов, на случай болезни, на случай хирургического вмешательства, от несчастных случаев и др. Личное страхование осуществляется в форме добровольного и обязательного страхования.

Имущественное страхование. В современных условиях имущественное страхование приобретает все большее значение. По договору имущественного страхования могут быть, в частности, застрахованы следующие имущественные интересы: риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества; риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов.

Наиболее распространенными видами имущественного страхования являются: страхование имущества предприятий, организаций, учреждений, граждан; страхование грузов; противопожарное страхование; страхование самолетов и морских судов. Договор страхования перевозки грузов заключается с ответственностью за все риски или без ответственности за повреждения. Обязательным является страхование грузов при международных перевозках. Федеральным законом «О пожарной безопасности»[18] предусмотрено проведение как добровольного, так и обязательного противопожарного страхования. Затраты на страхование от пожаров выводятся из-под налогообложения предприятий.

Распространенным видом имущественного страхования стало страхование автотранспортных средств (на случай угона, аварий, взрыва, пожара, повреждений и т. п.), воздушных и морских судов.

С 1998 г. появился такой вид имущественного страхования, как страхование жилья (жилого фонда). Распространенными видами являются добровольное страхование домашнего имущества, страхование домашних животных, семей пчел. К виду страхования домашнего имущества относится страхование изделий из драгоценных металлов[19].

При страховании ответственности объектом выступает ответственность перед третьими лицами, которым может быть причинен ущерб (вред) вследствие какого-либо действия или бездействия страхователя. В соответствии со ст. 931 Гражданского кодекса РФ[20] по договору страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, может быть застрахован риск ответственности самого страхователя или иного лица, на которое такая ответственность может быть возложена. Страхование ответственности является разновидностью имущественного страхования. Наибольший интерес в этом страховании вызывает страхование ответственности за жизнь пассажиров и сохранность их багажа при воздушных, морских и речных перевозках. Страхование имеет целью обеспечить выплату потерпевшим денежного возмещения за причиненный ущерб в случае гибели, повреждения имущества или несчастного случая с физическим лицом.

Страхование коммерческих рисков. Сущность этого вида страхования заключается в уменьшении риска осуществления предпринимательских сделок за счет страхования. Наиболее распространенным является страхование банковских кредитных рисков. Объектами страхования кредитных рисков являются банковские ссуды, обязательства и поручительства, инвестиционные кредиты. При невозврате кредита кредитная организация (кредитор) получает страховое возмещение, частично или полностью компенсирующее размер кредита. Объектом страхования могут выступать коммерческие операции (договоры, соглашения и т. п.) на случай возможных убытков вследствие нарушения одной из сторон (контрагентом) своих обязательств. В данном случае к убыткам относятся неполучение ожидаемых доходов, повреждение или утрата имущества, которое являлось предметом коммерческой операции.

Особое место среди видовых разновидностей обязательств по страхованию занимают сострахование, двойное страхование и перестрахование.

Сострахование — страхование одного и того же объекта страхования несколькими страховщиками по одному договору страхования. Таким образом, это — договор, в котором объект страхования застрахован совместно несколькими страховщиками. Права и обязанности каждого из состраховщиков могут быть определены в самом договоре; в противном случае они солидарно отвечают перед страхователем (выгодоприобретателем) за соответствующие страховые выплаты по договору имущественного или личного страхования[21].

В настоящее время страховые агенты, заключающие от имени страховых организаций стра­ховые договоры, не входят в круг поднадзорных Банку России финансовых организаций. Ве­дение реестра страховых агентов, контроль за их деятельностью и применение к ним санкций осуществляет сам страховщик. Законом установлено лишь небольшое число правил деятель­ности страховых агентов при продаже финансовых продуктов, направленных на защиту по­требителей. Значительная часть таких правил (предоставление информации потребителю, по­рядок взаимодействия с ним и так далее) закреплена в базовом стандарте СРО страховых организаций.[39] Однако ни Банк России, ни СРО не могут применять меры воздействия непо­средственно к страховым агентам.

Указанная ситуация увеличивает риски продажи потребителям страховых продуктов, не со­ответствующих их потребностям (мисселлинг). Особенно большие возможности для миссел­линга имеются у финансовых организаций, обладающих развитой филиальной сетью, клиент­ской базой и доверием среди потребителей[40].

Полагаем, что повышению ответственности финансовых организаций – страховых агентов и снижению рисков для потребителей может способствовать введение для таких организаций обязанности вступать на правах специальных членов в СРО страховых организаций. На специ­альных членов СРО будут распространяться правила продажи страховых продуктов, установ­ленные в базовом стандарте, СРО будут контролировать соблюдение специальными членами этих правил.

Целесообразно, чтобы специальные члены имели особый статус по сравнению с обычными членами СРО: их право голоса на общем собрании может быть ограничено во­просами, касающимися их интересов, для них могут быть установлены особые условия уплаты членских взносов. Указанный подход будет соответствовать опыту Японии[41].

Стоит также рассмотреть два альтернативных варианта решения проблемы.

Первый вариант предполагает, что стандарты распространения финансовыми организа­циями – страховыми агентами страховых продуктов будут разработаны СРО таких финансо­вых организаций. Например, если страховым агентом является брокер, то стандарты его дея­тельности должны быть разработаны СРО брокеров. В этом варианте не требуется создавать конструкцию специального членства в СРО. При этом нужно учесть, что СРО разных видов финансовых организаций могут выработать различные правила распространения страховых продуктов и сформировать практику их применения. Сотрудники соответствующих «нестра­ховых» СРО могут не быть достаточно компетентными, чтобы контролировать распростране­ние страховых продуктов.

При втором варианте деятельность финансовых организаций – страховых агентов будет под­надзорной Банку России. Однако нужно учитывать, что передача такой деятельности под надзор Банка России требует ее детальной регламентации в законодательстве.

Преимущества данного варианта – в системном подходе к защите инвесторов и более высоком уровне защиты, предо­ставляемой государственным регулированием, по сравнению с саморегулированием. С другой стороны, такой подход может повысить регуляторную нагрузку на финансовые организации, вы­ступающие страховыми агентами, и сделать правила их поведения менее гибкими.

Кроме того, вызывает озабоченность недостаточная защищенность инвесторов при про­даже им иных видов финансовых продуктов и услуг агентами, привлекаемыми финансовыми организациями, а также при взаимодействии с иными посредниками в области финансовых продуктов.

Так, в законодательстве полностью отсутствуют правила поведения для агентов по заключению пенсионных договоров. Законодательство устанавливает правила об инвести­ционном консультировании в отношении сделок с финансовыми инструментами, но не с иными инвестиционными продуктами (например, с договорами инвестиционного страхования жизни, пенсионными договорами). Допускаем, что для решения данной проблемы могут быть исполь­зованы предложенные выше подходы к регулированию финансовых организаций – страховых агентов.

Следует отметить, что в странах с развитыми финансовыми рынками существовали си­стемы, где одни виды посреднической деятельности регулируются публичным регулятором, а другие – только СРО. Однако развитые зарубежные юрисдикции постепенно отказываются от таких систем, так как они приводят к регуляторному арбитражу и снижают уровень защи­ты потребителей.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *