Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обзор для специалиста по охране труда за период с 01.01.2021 г. по 31.01.2021 г.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Начало 2021 года запомнилось рядом событий в области охраны труда. Сначала утратили силу более сотни нормативных актов, а теперь и порядка 113 правил по охране труда разом превратились всего в 40. Все это настолько взбудоражило специалистов по ОТ, что многие до сих пор пребывают в некотором шоке. Чтобы развеять сомнения и опасения специалистов и руководителей компаний, чиновники дали по этому вопросу свои разъяснения.
Обязательность использования СИЗ
С 1 марта 2022 года для работников вводится обязательное использование средств индивидуальной защиты (СИЗ) на работах с вредными или опасными условиями труда. В случае невыполнения данной обязанности работника не допустят до выполнения работ.
По новым правилам работодатель обязан отстранить от работы любого сотрудника, не применяющего выданные ему в установленном порядке СИЗ, применение которых является обязательным при выполнении работ с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях (новая редакция ст. 76 ТК РФ).
Причем за период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата сотруднику начисляться не будет.
Корректировки с сентября 2022 года
По новым правилам переобучение охране труда не нужно проходить, когда у сотрудника изменяется должность или структурное подразделение, название рабочего места, но остаются прежними риски, трудовая функция, требования к безопасности труда. Также не нужно переобучаться, когда срок действующего обучения не закончился.
Нужно учитывать, что правила обучения по охране труда касаются лишь трудовых отношений.
Кроме того, с сентября 2022 года действуют новые правила аккредитации центров, а с марта 2023 года действие старых аккредитаций приостановят. Если компания не успеет переаккредитоваться по новым правилам, с сентября 2023 года она будет исключена из реестра. Соответственно, при заключении договора на обучение по охране труда на следующий год нужно проверять актуальность аккредитации в реестре Минтруда.
Обучение требованиям охраны труда
Данное обучение подразумевает:
- Обучение общим вопросам охраны труда и работе системы управления охраной труда. Его проходят директор и его замы, на которых возложены обязанности по охране труда, специалисты по охране труда, члены комиссий по охране труда и аттестационных комиссий, а также иные уполномоченные сотрудники представительных органов. Все указанные лица проходят обучение в учебных центрах.
Обучение общим требованиям охраны труда проходят начальники структурных подразделений и их замы, но обучаться можно в своей компании.
Обучение проводится не меньше 16-ти часов, один раз в три года и в течение 60-ти календарных дней с даты трудоустройства работника.
- Обучение безопасным методам и способам выполнения работ при наличии вредных или опасных производственных факторов. Обучение связано со спецоценкой и оценкой профессиональных рисков.
Данный вид обучения проходят начальники структурных подразделений и их замы, специалисты по охране труда, члены аттестационных комиссий и комиссий по охране труда, лица, которые проводят инструктажи по охране труда, а также уполномоченные лица по охране труда профсоюзов и иные уполномоченные сотрудники представительных органов. Все указанные лица проходят обучение в учебных центрах.
Кроме того, обучаться должны конкретные специалисты и рабочие, и они могут проходить обучение в организации.
В процессе обучения четверть времени должно быть в форме практических занятий при общей длительности программы в размере 16-ти часов. Обучение осуществляется один раз в три года и не позже 60-ти календарных дней с даты трудоустройства работника.
- Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, имеющих повышенную опасность. Проводится по тем сотрудникам, которые выполняют работы повышенной опасности, а также по лицам, которые ответственны за организацию, исполнение и контроль работ, характеризующихся повышенной опасностью.
С 01.03.2022 женщины смогут работать в авиационной отрасли (авиационным механиком, инженером по техническому обслуживанию самолетов и вертолетов и др.)11.
Также уточнены конкретные профессии, по которым не могут работать женщины при выполнении котельных, холодноштамповочных, волочильных и давильных работ, на работах по монтажу и обслуживанию технологического оборудования, ремонта нефтепромыслового оборудования. К ним относятся: котельщик; токарь на ручных токарно-давильных станках; чеканщик на работах ручным пневматическим инструментом; слесарь по монтажу и ремонту оснований морских буровых и эстакад; слесарь-ремонтник, занятый монтажом и обслуживанием технологического оборудования и ремонтом нефтепромыслового оборудования; электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, занятый обслуживанием и ремонтом технологического оборудования.
Кроме этого, исключено положение о необходимости подтверждения безопасности условий труда заключением государственной экспертизы (при желании женщин работать в запрещенных профессиях). Теперь будет достаточно результатов специальной оценки условий труда.
В целом срок действия перечня работ, на которых ограничен труд женщин, установлен до 01.03.2028.
Проверьте аптечки на предприятии и в служебных автомобилях — к ним пересмотрели требования. Теперь в аптечках для предприятий больше современных средств для оказания первой помощи. Добавили еще одно изотермическое спасательное покрывало и упаковку стерильных салфеток. Изменили требования к бинтам: понадобятся 4 штуки размером 5 м × 10 см и 4 штуки — 7 м × 14 см. Фиксирующий лейкопластырь нужен шире — размером не менее чем 2 × 500 см. Из состава аптечек исключили стальные английские булавки со спиралью, пакет перевязочный медицинский с герметичной оболочкой, блокнот для записей формата А7, авторучку.
В автомобильных аптечках бинты малых размеров, стерильные бинты и бактерицидные пластыри исключили из состава, а медицинские маски добавили (требования, утв. приказом Минздрава от 08.10.2020 № 1080н). В футляр также потребовали вложить инструкцию по оказанию первой помощи с аптечкой, ее разработал и утвердил Минздрав (Инструкция Минздрава от 09.10.2020).
Если срок годности ваших аптечек еще не закончился, продолжайте их использовать. Годными комплектами на предприятии и в автомобилях можно пользоваться до 2025 года. Если нужны новые аптечки, приобретайте их в соответствии с введенными правилами.
Посмотрите, какие требования по охране труда исключили
Проверьте, какие избыточные требования отменили, относящиеся к деятельности вашего предприятия. С 1 января 2021 года 68 НПА по охране труда прекратили действовать. Перечень неактуальных требований утвердило Правительство (постановление Правительства от 04.08.2020 № 1181). Например, перестал действовать перечень запретных для женщин работ (утв. постановлением Правительства от 25.02.2000 № 162).
Также с 1 января 2021 года не действуют устаревшие санитарные нормы и правила. В перечень внесли 111 СанПиН, СП и изменений в них. Под «гильотину» попали СанПиН 2.2.2/2.4.1340–03 для работающих за компьютерами. Теперь инспекторы не смогут придраться, если у работодателя нет в офисе подставок для ног. Требования к расстоянию между мониторами и рабочими столами, уровню освещения рабочих мест и медосмотрам также признали избыточными. При проверке остановите инспектора, если он решил узнать о выполнении требований недействующего документа.
Что должна обеспечивать политика работодателя в области охраны труда?
Политика по охране труда обеспечивает:
а) приоритет сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности;
Данный приоритет зафиксирован на законодательном уровне и является одним из фундаментальных принципов, на основе которого выстраивается вся система охраны труда в любой организации.
б) соответствие условий труда на рабочих местах требованиям охраны труда;
Помимо того, что данный порядок зафиксирован на государственном уровне, следование данному принципу позволяет не только избежать штрафа, если рассматривать данный вопрос в плоскости соблюдения законодательства, но и является профилактикой развития профессиональных заболеваний и травматизма на рабочих местах.
в) выполнение последовательных и непрерывных мер (мероприятий) по предупреждению происшествий и случаев ухудшения состояния здоровья работников, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, в том числе посредством управления профессиональными рисками;
Данный пункт подразумевает не только формальное соблюдение законодательства в сфере охраны труда, но и постоянное совершенствование процессов внутри организации, которое позволит сводить негативные ситуации на минимум или вообще исключит их возникновение.
г) учет индивидуальных особенностей работников, в том числе посредством проектирования рабочих мест, выбора оборудования, инструментов, сырья и материалов, средств индивидуальной и коллективной защиты, построения производственных и технологических процессов;
Индивидуальный подход всегда является преимущественным, и вопросы охраны труда не являются исключением. Чем больше факторов будет учтено, чем подробнее будет изучен тот или иной вопрос, тем более эффективное решение можно будет подобрать.
д) непрерывное совершенствование и повышение эффективности системы управления ОТ;
Управление охраной труда постоянно совершенствуется, соответственно и совершенствуется политика работодателя в вопросах охраны труда. Достижение новых целей, изменения законодательства, смена сферы деятельности и многие другие факторы — все это влияет на охрану труда, и она должна учитывать все текущие изменения.
е) обязательное привлечение работников, уполномоченных ими представительных органов к участию в управлении охраной труда и обеспечении условий труда, соответствующих требованиям охраны труда, посредством необходимого ресурсного обеспечения и поощрения такого участия;
Любая инициатива работодателя не будет эффективной без получения обратной связи от сотрудников, на условия труда которых, собственно, и направлена политика организации. Именно их предложения, отзывы, критика и прочие формы связи позволяют работодателю понимать, насколько хорошо и правильно реализуется политика организации в области охраны труда.
ж) личную заинтересованность в обеспечении, насколько это возможно, безопасных условий труда;
В любой организации подход к охране труда не должен быть формальным “для галочки” или направленным лишь на исключение возможности получения штрафов. На первом месте должна быть самодисциплина сотрудников в вопросах охраны труда. Если подход работодателя будет формальным, то и отношение работников будет соответствующее. Если же работодатель будет действительно проводить качественную работу в части охраны труда, находиться в постоянном взаимодействии с сотрудниками в части данных вопросов, то они ощутят всю важность данного аспекта их работы и их отношение будет более ответственным.
з) выполнение иных обязанностей в области охраны труда исходя из специфики своей деятельности.
Многие работники отвечают за целые этапы в работе организации, и порой для обеспечения полноценного контроля требуется привлечение дополнительных сил, в том числе в лице сотрудников, которые хорошо знакомы с этими этапами. Выстраивание системы контроля, обучения и так далее с правильным распределением обязанности более эффективно, чем работы по так называемым “шаблонам”.
Что делать руководителям после изменений, по указанию Генерального прокурора
Стоит отметить, что проверкам будут подвергаться не только сотрудники, но и руководящий состав, который должен эти самые проверки организовывать, дабы исключить допуск к работе лиц, не знающих основных инструкций, и все возможные последствия такой некомпетентности.
Соответствующее распоряжение уже было дано генеральным прокурором РФ Игорем Викторовичем Красновым, со ссылкой на нелицеприятную статистику, согласно которой, только за прошлый год было зафиксировано более 70 тыс. серьезных нарушений, связанных с несоблюдением действующего законодательства по ОТ.
И теперь руководители предприятий различных форм собственности обязуются:
- проходить обучение и проверку знаний по ОТ (ст 225 ТК РФ);
- лично проводить проверку сотрудников на тот объем знаний, который соответствует их должности;
- протоколировать полученные в ходе проверки результаты;
- оформлять/не оформлять удостоверение по итогам проверки;
- отстранять от исполнения должностных обязанностей сотрудников, которые демонстрируют недостаточный уровень знаний;
- организовать работу по актуализации документации в соответствии с обновленным законодательством.
Также следует помнить, что с начала года сроком на 6 лет вступили в действие обновленные санправила СП 2.2.3670–20, согласно которым работодатели обязуются обеспечить безопасность трудового процесса, осуществляя так называемый производственный контроль и профилактику негативных последствий от воздействия вредного производства и других потенциально опасных факторов на рабочем месте.
Нововведения в разделе X ТК РФ “Охрана труда”
Переходим к подробному разбору изменений разделе, посвященному охране труда. Еще раз отметим, что меняется структура раздела: стало на 1 главу и 9 статей больше — вместо 29 статей, будет 38.
1.Скорректирована статья 209 ТК РФ “Основные понятия”.
- Уточнены понятия: вредный производственный фактор; опасный производственный фактор; СИЗ; профессиональный риск; управление профессиональными рисками.
- Внесены понятия: опасность; средства коллективной защиты.
2. В частности, глава 33 ТК РФ расширена новой статьей 209.1,которая закрепила основные принципы обеспечения безопасности труда, среди которых:
- предупреждение и профилактика опасностей, который подразумевает, что работодатель систематически должен реализовывать мероприятия по улучшению условий труда включая ликвидацию или снижение уровней профессиональных рисков или недопущение повышения их уровней);
- минимизация повреждения здоровья работников, то есть у работодателя должны быть предусмотрены меры, обеспечивающие постоянную готовность к локализации (минимизации) и ликвидации последствий реализации профессиональных рисков.
3. В статью 210 ТК РФ “Основные направления государственной политики в области охраны труда” в качестве основных направлений добавлены:
- предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
- формирование основ для оценки и управления профессиональными рисками;
- разработка мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
- создание условий для формирования здорового образа жизни работников;
- обеспечение социальной защиты работников посредством обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и экономической заинтересованности работодателей в снижении профессиональных рисков.
Здесь особо важно отметить выделение направления по оценке и управления профессиональными рисками в отдельное направление государственной политики в области охраны труда.
Это говорит о том, что основной акцент деятельности смещается именно в пользу профилактики и обеспечения безопасности на рабочем месте. Расширена и самостоятельность работодателей, а работники более плотно вовлечены в управление охраной труда.
4. Глава 34 переименована в “Государственное управление охраной труда и требования охраны труда”.
5. Стали разграничены полномочия Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда:
- ТК РФ Статья 211. Государственное управление охраной труда
- ТК РФ Статья 211.1. Полномочия Правительства Российской Федерации в области охраны труда
- ТК РФ 211.2. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области охраны труда
- ТК РФ Статья 211.3. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.
6. В статье 212 ТК РФ “Государственные нормативные требования охраны труда и национальные стандарты безопасности труда” уточнены нормативно-правовые акты (НПА), содержащие государственные нормативные требования охраны труда, а именно:
- Федеральные законы;
- Законы субъектов РФ;
- Постановления правительства;
- НПА, утверждаемые Министерством труда и социальной защиты РФ, в том числе правила по охране труда, единые типовые нормы бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты;
- НПА органов исполнительной власти субъектов РФ.
Отмечается, что национальные стандарты безопасности труда разрабатываются и утверждаются в целях содействия соблюдению правил по охране труда.
7. В статье 213 ТК РФ “Государственная экспертиза условий труда” уточнены основания для проведения государственной экспертизы условий труда, к ним отнесли:
- определения судебных органов;
- обращения органов исполнительной власти;
- комиссий по расследованию несчастных случаев;
- работодателей, объединений работодателей;
- работников;
- профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов (при наличии таких представительных органов),
- государственных внебюджетных фондов Российской Федерации,
- организаций, проводящих специальную оценку условий труда.
8. Введена новая статья 213.1 ТК РФ “Соответствие зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов и материалов государственным нормативным требованиям охраны труда”, которой устанавливается:
- запрет на применение вредных и (или) опасных веществ, материалов, продукции, товаров, токсикологическая (санитарно-гигиеническая, медико-биологическая) оценка которых не проводилась.
- обязанность работодателя разрабатывать меры по сохранению жизни и здоровья работников до начала использования указанных веществ в случае использования новых или ранее не применявшихся у работодателя вредных и (или) опасных веществ.
9. Глава 35 переименована в “Права и обязанности работодателя и работника в области охраны труда”, в нее вошли восемь статей.
10. В статью 214 ТК РФ “Обязанности работодателя в области охраны труда” добавлены обязанности, согласно которым работодатель обязан обеспечить:
- систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку;
- разработку мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценку уровня профессиональных рисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест;
- реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
- разработку и утверждение локальных нормативных актов по охране труда с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии такого представительного органа);
- ведение реестра (перечня) нормативных правовых актов (в том числе с использованием электронных вычислительных машин и баз данных), содержащих требования охраны труда, в соответствии со спецификой своей деятельности, а также доступ работников к актуальным редакциям таких нормативных правовых актов;
- при производстве работ (оказании услуг) на территории, находящейся под контролем другого работодателя (иного лица), работодатель, осуществляющий производство работ (оказание услуг), обязан перед началом производства работ (оказания услуг) согласовать с другим работодателем (иным лицом) мероприятия по предотвращению случаев повреждения здоровья работников, в том числе работников сторонних организаций, производящих работы (оказывающих услуги) на данной территории.
Как проводить инструктажи по охране труда
Сразу отметим, что Правила 2464 разрешают освобождать от первичного и повторного инструктажа на рабочем месте сотрудников, чья деятельность связана только с компьютерами, ксероксами, чайниками и микроволновками (п. 13 Правил). Эта армия офисных работников может проходить только вводный инструктаж, на котором и узнает, как пользоваться техникой.
Других послаблений по сравнению с Порядком 1/29 Правила не содержат:
1. Все работники, командированные сотрудники и практиканты проходят вводный инструктаж (примерный перечень тем — Приложение 1 к Правилам). Его проводят сам ИП-работодатель, специалист по охране труда, другой уполномоченный работник.
Обратите внимание! Правила разрешают привлекать к проведению инструктажа аккредитованные в Минтруда организации и ИП. О них мы расскажем чуть подробнее в других разделах.
2. Руководители проводят работникам прямого подчинения, практикантам первичный и повторный (раз в полгода) инструктаж на рабочем месте.
3. Основания для внепланового инструктажа указаны в п. 16 Правил. При актуализации нормативной базы от него освобождаются те сотрудники, которые проходят внеочередное обучение по этой же причине. Для остального персонала, в т.ч., освобождённого от первичного и повторного инструктажа, внеплановый инструктаж обязателен.
4. Руководители работ проводят целевые инструктажи работникам перед началом работ. Правила разрешают оперативные ЦИ при ликвидации ЧС без записей об их проведении.
Работодатель самостоятельно устанавливает порядок регистрации инструктажей и результатов проверки знаний после их прохождения. При этом он учитывает п. 86-89 Правил.
Важно! Результаты инструктажей нельзя оформлять в электронном виде. Это по-прежнему бумажный носитель с подписью работника. В Правилах исчезли только требования к ведению журналов. Ст. 22.1-22.3 ТК РФ об электронном документообороте на записи об инструктажах не распространяются.
Как изменились требования к инструктажу
По новым правилам инструктаж подразделяется на первичный, повторный и внеплановый. Проводить их должны специалисты по охране труда или внешняя организация, например, ИП. Единственное условие — такая организация должна получить лицензию на проведение обучения охране труда.
Если с первичным и повторным инструктажем все более-менее понятно, то внеплановые инструктажи могут проводиться по многим поводам.
Например, если сотрудник не работал дольше 60 дней или ему изменили должностные обязанности, особенно связанные с безопасностью труда. Внеплановый инструктаж должен быть проведен в случае аварий и несчастных случаев на производстве, при выявлении дополнительных источников опасности на рабочем месте и даже при изменении нормативно-правовых актов, в которых прописаны трудовые функции работника.
Для работников, которые трудятся на объектах повышенной опасности, таких как проезжая часть или железнодорожные пути, а также для работ, которые проводятся под контролем работодателя или не относятся к основному технологическому процессу, устанавливается целевой инструктаж.
Запрет на работу в опасных условиях труда
В статье 214.1 ТК РФ устанавливается прямой запрет на работу в опасных условиях.
Если по результатам СОУТ работу сотрудников отнесут к опасным, то работодатель обязан ее приостановить. Основания отнесения к такому классу необходимо устранить по разработанному плану мероприятий. При его составлении нужно учесть мнение первичного профсоюза (при наличии), а копию плана — направить в ГИТ.
На время приостановки работ сотрудникам, занятым на такого рода рабочих местах, предоставляется другая работа либо за ними сохраняется должность и зарплата на время простоя.
Возобновление деятельности работодателя на таких рабочих местах допускается только по результатам внеплановой специальной оценки условий труда, которая подтверждает снижение класса условий труда.
При этом данный запрет не распространяется на работы, которые связаны с предотвращением или устранением последствий чрезвычайных ситуаций.
Минтруд изменил предельно допустимые нормы нагрузок для женщин
Минтруд приказом от 14.09.2021 № 629н «Об утверждении предельно допустимых норм нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную» изменил и дополнил предельные нормы подъема и переноски грузов вручную женщинами. С 1 марта 2022 года, суммарно за час женщина может поднимать и перемещать: с рабочей поверхности – не более 350 кг; с пола – не более 175 кг.
Учтите, что до вступления в силу приказа № 629н, работодатели руководствуются постановлением Правительства РФ от 06.02.1993 г. № 105 и приказом Минтруда России от 28.10.2020 г. № 753н «Об утверждении Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов».
Новый приказ не отменяет действие правил № 753н, а лишь развивает их. К новшествам предельных норм (по сравнению с Постановлением № 105) относится замена термина «величина динамической работы, совершаемой в течение каждого часа рабочей смены» на «суммарная масса грузов, перемещаемых в течение каждого часа рабочего дня (смены)».
Давайте представим себе рабочие места, на которых до сих пор применяется женский физический труд. Как правило, это однообразные рутинные операции, которые в скором времени заменят на механизированный. Например, это касается перерабатывающей промышленности, пищевой промышленности, пересылки почтовых отправлений, логистических центров с их многочисленными складами.
Предельно допустимые нормы нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную:
Характер работы | Предельно допустимая масса груза (включая массу тары и упаковки) |
Подъем и перемещение тяжестей при чередовании с другой работой (до 2 раз в час) | 10 кг |
Подъем и перемещение тяжестей постоянно в течение рабочей смены | 7 кг |
Суммарная масса грузов, перемещаемых в течение каждого часа рабочего дня (смены), не должна превышать: | |
с рабочей поверхности | 350 кг |
с пола | 175 кг |
Разовый подъем тяжестей (без перемещения) | 15 кг |
При перемещении грузов на тележках или в контейнерах прилагаемое усилие не должно превышать 10 кг |
Новый перечень мероприятий по предотвращению травматизма на территории, подконтрольной другому работодателю
С 1 марта 2022 года вступает в силу Приказ Минтруда от 22.09.2021 № 656н «Об утверждении примерного перечня мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников (при производстве работ (оказании услуг) на территории, находящейся под контролем другого работодателя (иного лица)». В документе основное внимание уделили взаимоотношениям заказчика и подрядной организации.
✓Заказчик – это контролирующий работодатель, поскольку работы проводятся под его контролем и в его интересах, по его инициативе и по его заказу.
✓Подрядная организация – это зависимый работодатель, работники которого выполняют свои обязанности на территории, принадлежащей на законном праве Заказчику.
В документе установлено требование, что еще до начала подрядных работ должен быть совместно составлен Единый перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, опасностей. Он должен включать в себя обязательные приложения:
- перечень факторов, присутствующих на территории, но не связанных с характером выполняемых работ;
- перечень факторов, возникающих в результате производства работ (оказания услуги);
- перечень идентифицированных опасностей с оценкой уровней профессиональных рисков для здоровья работников и учетом вероятности возникновения и тяжести последствий отдельных заболеваний и состояний;
- план мероприятий по эвакуации и спасению работников при возникновении аварийной ситуации и при проведении спасательных работ;
- утверждение контролирующим работодателем и зависимым работодателем акта-допуска, являющегося основанием разрешения производства работ, для которых требуется акт-допуск.
Новый приказ устанавливает примерный перечень мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников при производстве работ, оказании услуг на территории, находящейся под контролем другого работодателя (иного лица). Речь идет об организационных, технических, лечебно-профилактических, санитарно-бытовых мероприятиях, а также мероприятиях по обеспечению СИЗ. В частности, предлагается дистанционная видео-, аудио или иная фиксация рабочих процессов.