Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Экологическая отчётность для субъектов МСП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На законодательном уровне определен срок сдачи отчета. Пункт 21 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ устанавливает, с какой периодичностью заказчики по 223-ФЗ размещают в ЕИС отчет о закупках у субъектов МСП — ежегодно до 1 февраля года, следующего за прошедшим календарным.
Сроки сдачи новой формы персонифицированной отчетности ЕФС-1
Вид представляемых сведений | Отчетный период | Срок сдачи |
---|---|---|
Сведения о периодах работы (стажа) | За 2023 год | 25.01.2024 |
Сведения о взносах на травматизм | I квартал 2023 года | 25.04.2023 |
I полугодие 2023 года | 25.07.2023 | |
9 месяцев 2023 года | 25.10.2023 | |
2023 год | 25.01.2024 | |
Сведения о дополнительных взносах на накопительную пенсию | I квартал 2023 года | 25.04.2023 |
I полугодие 2023 года | 25.07.2023 | |
9 месяцев 2023 года | 25.10.2023 | |
2023 год | 25.01.2024 | |
Сведения о трудовой деятельности | — |
при приеме на работу/увольнении:
при переводе на другую постоянную работу, а также при подаче заявления о переходе на ЭТК:
|
Инструкция по заполнению
Форма документа содержит в себе три раздела. Пошаговая инструкция по отчету по СМП по 223-ФЗ в 2022 году включает следующие этапы:
Шаг 1. Заполняем информацию о заказчике (указываем полное наименование, ИНН, КПП, организационно-правовую форму, контактные данные: адрес электронной почты, телефон, адрес местонахождения).
Шаг 2. Заполняем информацию о закупках (общая стоимость и количество сделок по закупкам; указываем особенные лоты: гособоронзаказ, тендеры по атомной энергии, заказы у естественных монополий).
Шаг 3. Заполняем информацию о годовом объеме закупок (доля у субъектов малого и среднего предпринимательства в общем стоимостном объеме сделок за год).
Шаг 4. Подписываем отчет усиленной квалифицированной подписью и отправляем.
«Сведения о годовом объеме закупки у СМСП» — это второй раздел годовой отчетности по 223-ФЗ в 2022 году, заполняем в процентном соотношении. К сведениям, требующим такого указания, относятся: доля объема закупок за год у СМСП, заказы в совокупном годовом стоимостном объеме контрактов, закупки у малого бизнеса по тендерам.
Шаг 3, который содержит инструкция по годовому отчету по 223-ФЗ, выполните, обратив внимание, что для исчисления годового объема учитывается объем оплаты в текущем году. Это относится к сделкам, по которым исполнение обязательств составляет более года. Разъяснения по этому вопросу раскрываются в письме Минфина России от 17.01.2020 № 24-01-08/1945.
В отношении отдельных заказчиков производится мониторинг соответствия. Категории таких субъектов определены в п. 4 Постановление Правительства РФ от 29.10.2015 № 1169. В этом случае для соответствия требованиям законодательства об участии в закупках соответствующее уведомление направляют контролирующему органу. Отправление производится в автоматическом режиме.
Что включает отчет для малого и среднего бизнеса по отходам
Отчетность включает:
1) Общие сведения об отчитывающемся субъекте малого и среднего предпринимательства;
а) для юридических лиц:
-
полное и сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;
-
телефон, факс, электронная почта;
-
код места нахождения по Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (ОКАТО);
б) для индивидуальных предпринимателей:
-
фамилия, имя и отчество (последнее — при наличии), место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения записи об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;
-
телефон, факс, электронная почта;
-
код места жительства по Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (ОКАТО).
2) Баланс масс образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, размещенных отходов за отчетный период;
Данные о массах отходов, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, представляются суммарно по каждому виду отходов и с разбивкой по массам отходов, направленных на использование, на обезвреживание, на хранение (с разбивкой по массам отходов, переданных с передачей права собственности, и по массам отходов, переданных без передачи права собственности), на захоронение (с разбивкой по массам отходов, переданных с передачей права собственности, и по массам отходов, переданных без передачи права собственности).
Данные о массах отходов, полученных от других юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, представляются суммарно по каждому виду отходов и с разбивкой по массам отходов, направленных на использование, на обезвреживание, на хранение, на захоронение.
Данные о массах отходов, направленных на хранение на собственных объектах хранения отходов, представляются по каждому виду отходов и с разбивкой по массам собственных отходов, направленных на хранение, и по массам отходов, полученных на хранение от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без отчуждения права собственности.
Данные о массах отходов, направленных на захоронение на собственных объектах захоронения отходов, представляются по каждому виду отходов и с разбивкой по массам собственных отходов, направленных на захоронение, и по массам отходов, полученных на захоронение от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без отчуждения права собственности.
3) Сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, которым в отчетном периоде были переданы отходы, включают наименования таких юридических лиц или фамилии, имена, отчества (последнее — при наличии) таких индивидуальных предпринимателей, данные о переданных им отходах, с указанием:
-
мест нахождения или мест жительства и их кодов по Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (ОКАТО);
-
даты выдачи и номера документа, подтверждающего наличие лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I — IV класса опасности (при передаче отходов I — IV класса опасности);
-
даты и номера договора о передаче отходов;
-
данные о массах (в тоннах) переданных отходов, сгруппированных по каждому виду отходов с указанием его наименования, кода по федеральному классификационному каталогу отходов, класса опасности, цели передачи (использование, обезвреживание, размещение).
Порядок сдачи отчетности
Отчет сначала необходимо предоставить в электронном виде на веб-портал информационной системы Росприроднадзора (Модуль природопользователя). При правильной регистрации отчета на веб-портале отчёту будет присвоен идентификатор (идентификационный номер), который проставляется в шапке отчета на бумажном носителе на стр. 1, в строке «Электронный идентификатор отчета в информационной системе Росприроднадзора».
Важно: Без этого номера отчет недействителен! Отчет МСП не подтвержденный бумажным носителем — считается не принятым!
Зафиксировать сдачу отчета на бумажном носителе можно двумя способами:
-
Личное посещении Росприроднадзора.
-
Отправить отчет по почте с описью вложения заказным письмом с уведомлением.
Наименование платежа
Плата за негативное воздействие на окружающую среду |
Куда вносится
Территориальный орган Росприроднадзора, на территории которого оказывается негативное воздействие |
НПА
Статьи 16-16.5 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ |
Срок внесения
до 1 марта |
Кто вносит плату
Хозяйствующие субъекты, которые осуществляют деятельность на объектах НВОС:
|
Как вносится
На реквизиты территориального органа Росприроднадзора или природоохранный орган исполнительной власти субъекта РФ |
ЖДАТЬ ЛИ ПРОВЕРОК В 2023 ГОДУ?
В 2023 году большая часть предприятий, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, будет освобождена от плановых проверок в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.10.2022 № 1743 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336».
Данное решение обусловлено отчасти необходимостью административной и экономической поддержки отечественного бизнеса, а также реформирования контрольно-надзорной системы РФ, основным принципом которой является риск-ориентированный подход.
Для кого плановые проверки отменяются?
- Предприятия и организации, деятельность которых не отнесена к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска
- Предприятия и организации, бъекты которых не являются опасными производственным объектами II класса опасности и гидротехническими сооружениями II класса
- Тем не менее надзорные органы наносят профилактические визиты в организации, которые попадают под мораторий на плановые проверки. Поэтому наладить документооборот и сдать экологическую отчетность необходимо всем предприятиям и организациям без исключения.
Экологическая отчетность по отходам для МСП в 2020 году
Более 9 лет прошло с тех пор, как была введена эта экологическая отчетность для субъектов малого и среднего бизнеса. Она предоставлялась ежегодно в срок до 15 января и называлась «Отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов субъектами малого и среднего предпринимательства». Порядок и форма подачи отчета для субъектов МСП, эксплуатирующих объекты ОНВ, относящиеся к федеральному уровню экологического надзора в соответствии с Постановлением N 903 от 28.08.15 г, регулировалась Приказом Минприроды РФ от 16.02.2010 N 30. Для объектов регионального уровня надзора формы и порядок устанавливались местными органами власти. После вступления в силу изменений уже в прошлом году было непонятно, нужно ли сдавать эту отчетность за 2018 г. Посмотрим требования закона:
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об отходах производства и потребления»
Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами
3. Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.
4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
5. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
6. При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, разработка нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.
Положения вступили в силу 1 января 2019 года. До этого срока в статье 18 указывалось, что субъекты малого и среднего предпринимательства, у которых образуются отходы, представляют отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании и о размещении отходов. В прошлом году большинство предприятий МСП все же сдали эту отчетность. При этом форма отчетности, которую должны сдавать предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, и которая указана в законе, так и не была установлена в течение 2019 года. Кроме того, согласно положениям Федерального закона № 219-ФЗ, предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, должны будут сдавать аналогичную отчетность в сфере воздействия на атмосферный воздух, форма которой на сегодня тоже не установлена.
В конце 2019 года несколько предприятий обратилось за разъяснениями к уполномоченным органам власти по поводу необходимости сдачи отчетности для МСП. Ответы, как всегда, отличаются неопределённостью. Один из ответов на запрос в Минприроды Московской области все же пояснил, что деление на субъекты МСП при рассмотрении вопросов по обращению с отходами больше не используется, применимо только деление в зависимости от категории объектов ОНВ. В соответствии с этим, отчетность такого рода должны предоставлять только предприятия, эксплуатирующие объекты ОНВ III категории. Таким образом, все прочие категории освобождены от этой отчетности, а для III категории не установлена ее форма. Вероятнее всего, отчеты будут принимать по формам и в порядке, по которым принималась экологическая отчетность 2020 МСП.
Отчетным периодом для этого документа является один год. За этот период документ отображает данные по отходам, а также принятым мерам для их нейтрализации и обезвреживания. Это значит, что образец заполнения МСП за 2022 год и сейчас будет содержать в себе всю информацию по производимым и переданным отходам, которые имели место в 2022 году.
Бланк формы МСП в Росприроднадзор состоит из трех частей, обеспечивающих полноту отображаемой ситуации:
- Первая часть документа посвящается идентификации предпринимательского объекта. Тут указываются все данные по нему, включая территориальное размещение, ИНН, КПП, контактные сведения и прочее.
- Вторая часть документа принадлежит контрагентам, которым данный предпринимательский объект передает свои отходы для последующего их захоронения, переработки, а также утилизации
- Третья часть отчетности содержит информацию о самих отходах: их видах, количестве, способах передачи и обезвреживания.
Какие действия предпринять пролетевшим мимо реестра
Одной из самых распространенных причин невключения субъекта МСП в реестр МСП ранее являлась несдача одного из самых простеньких отчетов – сведений о среднесписочной численности (тут сразу вспоминается пословица «мал золотник, да дорог»).
С этого года отчет о ССЧ отменили, включив эту единственную цифру из него в расчет по страховым взносам. Конечно, вероятность того, что бухгалтер забудет сдать ССЧ более высока, чем в случае с РСВ. Но и здесь случаются проколы.
Например, налоговики сетовали, что некоторые страхователи сдали годовой РСВ по старой форме, где нет данных о ССЧ. Кто-то сдал по новой форме, но не отразил численность. Кто-то просто забыл сдать.
С БухСофт вы никогда не забудете о сдаче отчета — календарь бухгалтера и настроенные напоминания подскажут, когда приближается дедлайн. Сервис подскажет и сроки уплаты налогов. А если запутаетесь — когда и что вам нужно сдавать — на связи наши эксперты. Помогут, подскажут, настроят вместе с вами программу через удаленный доступ.
Например, 6-НДФЛ бухгалтерам сдавать позже в июле, хотите узнать дату? оставьте заявку на гостевой доступ к БухСофт на 2 недели и посмотрите календарь отчетности.
Узнать срок сдачи 6-НДФЛ в БухСофт
Все эти ошибочные и несданные отчеты – причина для исключения из реестра МСП с 1 июля 2022 года.
Что такое отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов
В процессе работы предприятий образуются отходы. Государство делит их на четыре класса в соответствии с тем вредом, который наносится экологической обстановке и человеческому здоровью. Наиболее токсичные входят в четвёртую категорию, менее опасные — в третью. Работа с ними находится под особым контролем. Юридические лица, которые имеют с ними дело, обязаны сдавать особую отчётность. Рассматриваемые отчёты в неё не входят.
Полностью безвредный мусор включён в первую категорию. Отчитываться за него не требуется. Например, школы или детские сады не должны подавать отчётность. Такая обязанность предусмотрена законом для субъектов малого и среднего предпринимательства (СМП и ССП) у тех, кто создаёт отходы, относящиеся ко второй категории.
Технический отчет по обращению с отходами в 2021 году
До 1 января 2021 года его сдавали в обязательном порядке предприятия крупного бизнеса, имеющие ПНООЛР. Проект НООЛР действовал в течение 5 лет при условии ежегодной сдачи отчёта. Для объектов, имеющих федеральный уровень надзора, проект и технический отчёт разрабатывались в соответствии с , для «регионалов» – в соответствии с региональными методическими указаниями и порядками, действующими в установленном порядке. В случае несвоевременной подачи технического отчета в уполномоченный орган предприятию грозило наказание по статье 8.2 КоАП РФ. После наступления 2021 года условия изменились. Так, нормативы и лимиты на образование и размещение отходов сейчас получают только предприятия, имеющие объекты I категории в рамках получения комплексного экологического разрешения
Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс, лимиты на сбросы, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, полученные юридическими лицами и ИП, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах ОНВ, относящихся к объектам I и II категорий, до 1 января 2021 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения КЭР или представления ДОВОС в течение срока действия таких разрешений и документов (в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2021 N 496-ФЗ). С 1 января 2021 года и до получения КЭР допускается выдача или переоформление разрешений и документов, которые будут действовать до дня получения КЭР. Для объектов II категории необходимо представить ДОВОС не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных разрешений и документов. В середине 2021 года вышли новые изменения (Федеральный закон от 26.07.2021 N 195-ФЗ), согласно которому юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории, включенных в перечень 300 пилотных объектов, обязаны обратиться с заявкой на получение КЭР в период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2022 года включительно. Не включенные в данный перечень объекты должны подать заявку и получить КЭР до 1 января 2025 года. До этого периода в соответствии с все еще действующими ПНООЛР для данных объектов нужно подавать технические отчеты по установленным порядкам.
Если объект относится к III категории, ему нужно подать отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов. Так как форма отчета еще не принята, вопрос остается открытым. При этом приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» для объектов ОНВ федерального уровня надзора все еще действует, так же как и местные нормативные акты для региональных объектов, и при необходимости или желании «на всякий случай» технический отчёт можно подать. В практике автора статьи в 2021 году такие отчеты принимались, так как уполномоченный орган не смог отказать в его принятии.
Если же объект ОНВ относится к IV категории, ПНООЛР для него больше не действуют, соответственно, технический отчет в рамках экологической отчетности 2021 подавать не нужно.
Как и куда сдавать отчет МСП
Его предоставляют в территориальное отделение Росприроднадзора. При этом не требуется отчитываться о превышении лимитов. В этом случае считается, что весь фактический объём отходов объекта приравнивается к нормативу.
Территориально отчёт сдаётся по юридическому адресу или месту расположения производственных мощностей фирмы (если они находятся в другом месте).
Если объект находится под региональным контролем, то отчётность предоставляется в Министерство природных ресурсов этого субъекта Российской Федерации.
Электронный вариант готовят с помощью специальной программы и сдают через интернет. Бумажный документ можно принести для сдачи лично или отправить заказным письмом. В этом случае датой приёма будет день получения письма. Рекомендуется использовать отправку с уведомлением о вручении или описью вложения.
Срок сдачи отчетов в ФПСС за 2022 год в 2023 году
Вид отчетности | За какой период представляется | Крайний срок представления отчетности |
Сведения о застрахованных лицах (СЗВ-М) | За декабрь 2022 года | 16.01.2023 (15 января – воскресенье) |
Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ) и Сведения по страхователю, передаваемые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1) | За 2022 год | 01.03.2023 |
Расчет 4-ФСС (на бумаге) | За 2022 год | 20.01.2023 |
Расчет 4-ФСС (в электронном виде) | За 2022 год | 25.01.2023 |
Подтверждение основного вида деятельности | За 2022 год | 17.04.2023 |
Куда сдавать отчет МСП в 2020 году
В отчете раскрываются данные об учете отходов: о количестве образованных и переданных/принятых на хранение или обезвреживание отходных масс. Информация подается в контролирующие органы по окончании отчетного года. Сведения отражают в соответствии с данными первичного учета у ИП или на предприятии. Форма МСП сдается теми субъектами хозяйствования, которые соответствуют критериям отнесения к малому и среднему бизнесу, в категорию отчитывающихся лиц входят и микропредприятия.
Отчет МСП в 2020 году подается в территориальные органы Росприроднадзора.
Срок представления отчета – не позже 15 января года, следующего за отчетным. В 2020 году, когда предприниматели и компании будут сдавать отчетность по итогам 2020 года, крайней датой сдачи будет 15.01.2020 г., перенос срока не планируется.
В зависимости от уровня подчиненности объектов, на которых формируются или размещаются отходы, могут отличаться сроки подачи формы МСП в регионах. По региональным объектам отчитываться надо в департаменты природных ресурсов соответствующего субъекта РФ, причем в сроки, которые указаны в правовых актах соответствующих регионов.
Особенности деятельности малого предприятия
Законодательство не устанавливает каких-либо особенностей деятельности субъектов МСП. Соответственно, такие нюансы могут возникать только из-за применения налогоплательщиком тех или иных льгот.
Например, если малое предприятие решит использовать кассовый метод при ведении бухучета, то в этом случае в учете фактически перестанет отражаться дебиторская задолженность. А значит, следить за данным параметром придется на основании информации из других источников.
Кроме того, нужно помнить, что кассовый метод в бухучете вовсе не равнозначен кассовому методу для целей УСН. Так, полученные суммы авансов не формируют бухгалтерские доходы, тогда как при УСН они будут доходом в момент поступления на счет или в кассу (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Соответственно, такие расхождения тоже нужно учитывать, чтобы не занизить сумму налога или авансовых платежей по нему.
В заключение отметим, что все субъекты малого и среднего предпринимательства должны периодически проверять наличие информации о них в специальном реестре, который ведет ФНС. Исправить неверные сведения можно через форму на сайте службы. И, конечно, необходимо отлеживать основные критерии, которые дают право считаться СМП в 2021 году — выручку, среднесписочную численность и ограничения по составу участников.
Разъяснения законодательства
С 1 января 2020 года в Статье 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не будет такого понятия как отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов для предприятий малого и среднего бизнеса. В соответствии с новой редакцией статьи для объектов, оказывающих негативное воздействие III категории, необходимо будет представить отчетность об образовании, использовании (утилизации), обезвреживании, о размещении отходов (п. 5 ст. 18 Закона № 89-ФЗ в редакции Закона № 219-ФЗ). При этом проекта подзаконного документа, регламентирующего предоставление данной отчетности пока нет.
Также до сих пор не отменен Приказ Минприроды РФ от 16.02.2010 N 30 «Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)».
Кроме того, статьях 5 и 6 Закона № 89-ФЗ в новой редакции остаются полномочия у соответствующих органов исполнительной власти федерального и региональных уровней принимать данную отчетность. Кроме того, фразы о «субъектах малого и среднего предпринимательства» не убрались из Порядка представления соответствующей декларации о плате за НВОС (утвержденной приказом Минприроды России от 09.01.2017 № 3), и пока в данный документ правок соответствующих новой редакции Закона № 89-ФЗ вносить не планируется (на сколько нам известно).
Мы направили соответствующие запросы в Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы и Министерство экологии и природопользования Московской области. Полученные «разъяснения» прикладываем (правда ясности никакой они не прибавляют).