Инвалидность при ЗПР у детей

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инвалидность при ЗПР у детей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В первую очередь устраняется влияние внешних факторов, вызвавших задержку речевого развития. Например, если поводом послужила неблагоприятная социально-педагогическая обстановка, необходимо создать ребенку все условия для стимуляции речи: показывать, как правильно произносить слова, проговаривать все, что происходит с ребенком и вокруг него, подобрать подходящий дидактический материал и регулярно заниматься.

Диагностика нарушений речи

Диагноз «ЗРР» (задержка речевого развития) могут поставить логопед-дефектолог и детский невролог.

Первый шаг специалистов должен быть направлен на выявление умственной отсталости или аутизма. Если возникли какие-то подозрения, ребенка отправляют на консультацию к психиатру и при подтверждении нарушений начинают лечение.

Если проблема в слухе — назначают консультацию у отоларинголога и сурдолога, который в случае необходимости поможет подобрать подходящий слуховой аппарат.

Невролог может назначить дополнительные обследования:

  • электроэнцефалография (ЭЭГ);
  • ультразвуковая допплерография (УЗДГ);
  • МРТ или КТ головного мозга.

Размер льгот для ребенка инвалида

Когда статус ребенка-инвалида подтвержден, то рекомендуем не затягивать с подачей документов на получение льгот. Вот их примерный перечень:

  1. Медицинская помощь. Бесплатная реабилитация и оснащение всем необходимым, согласно перечню №2347-р от 30.12.2005. В этом списке такие важные и дорогостоящие нужности, как инвалидная коляска, слуховой аппарат, бесплатное обеспечение лекарствами.
  2. Льготы на транспорт. Не взимается плата за пользование городским транспортом, также у лица, сопровождающего ребенка. Пятидесятипроцентная скидка на авиабилеты, билеты РЖД. Не взимается плата за билеты при поездке к месту лечения (не чаще раза в год), также у сопровождающего лица.
  3. Жилье. Первоочередное обеспечение жильем сирот по наступлению совершеннолетия, если человек может себя обслуживать самостоятельно, согласно индивидуальной программе инвалида.
  4. Образование. Внеконкурсное зачисление в ВУЗы, техникумы и т. д.
  5. Санаторно-курортное лечение. Лагеря для деток от семи до пятнадцати лет. Санаторий для деток от четырех до четырнадцати лет. Базы отдыха для малообеспеченных семей. Путевки предоставляются безвозмездно или с пятидесятипроцентной скидкой.

Какие выплаты положены ребенку инвалиду

Ребенку положена пенсия по инвалидности (ст. 11 закона «О государственном пенсионном обеспечении» от 15.12.2001 №166-ФЗ). В 2019 году ее размер составил 12 082,6 рублей. Для получения пенсии необходимо обратиться с заявлением в пенсионный фонд. Для родителей, которые не имеют возможность работать назначено пособие — 5500 рублей (указ Президента России №175 от 26.02.2013).

Также для ребенка-инвалида предусмотрено ежемесячное пособие до совершеннолетия на приобретение товаров для детей, продуктов детского питания и специальных молочных продуктов. Пособие назначается по заявлению одного из родителей независимо от дохода семьи. Заявление направляется в отделение соц. защиты. Начисляется навесь срок инвалидности с первого дня, но не позднее шести месяцев. Сумма пособия в 2019 году составляет 6850 рублей.

В чем разница статусов?

Перечень детей, относящихся к группе ОВЗ, не закрыт и, кроме того, существенно отличается от ограничений жизнедеятельности, на основании которых устанавливается инвалидность. Обучающийся с ОВЗ — это обучающийся, нуждающийся в создании специальных условий для получения, в первую очередь, качественного доступного образования. Например, у слабовидящего ребенка может быть статус ОВЗ, так как ему необходимы специальные технические приспособления (увеличительные лупы и др.), пособия для обучения в школе. При этом у такого ребенка нет таких ограничений жизнедеятельности, в соответствии с которыми присваивается статус инвалид.

Читайте также:  Больничный лист по уходу за ребенком в 2023 году

Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Например, ребенок с диагнозом сахарный диабет имеет статус «инвалид», но ему не нужны специальные образовательные условия. Следовательно, он не имеет статус «обучающийся с ОВЗ». В этом случае он получает реабилитационные услуги не в образовании, а в иных сферах (здравоохранении, социальной защите).

Вместе с тем один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. Например, глухой ребенок получает статус «инвалид» (у родителей есть справка МСЭ об инвалидности и ИПРА), а также и статус «обучающийся с ОВЗ» (имеется заключение ПМПК).

В таком случае в разделе ИПРА, посвященном образовательной реабилитации, и заключении ПМПК должны быть идентичные с заключением ПМПК формулировки.

Для разведения терминов «ОВЗ» и «инвалидность» в настоящее время разрабатывается проект внесения изменений в ФЗ-273. Законопроект включает категорию инвалидов (детей-инвалидов) в категорию обучающихся с ОВЗ при наличии у них заключения ПМПК о необходимости создания специальных условий для получения образования.

На данный момент единые критерии диагностики ДЦП не разработаны. Первым, кто обращает внимание на аномалии физического развития, это педиатр во время профилактического осмотра. Часто он может также руководствоваться жалобами родителей на отставание малыша в развитии или на поведенческие расстройства. Предварительный диагноз устанавливается совместно с детским неврологом.

Более тщательная комплексная диагностика ДЦП проводится с использованием электрофизиологических методов исследования. К ним относятся:

  • электроэнцефалография – оценка функциональной активности мозга;
  • электронейрография – измерение скорости прохождения нервного импульса;
  • транскраниальная магнитная стимуляция – метод исследования возбудимости нервной системы;
  • нейросонография – сканирование головного мозга ребенка через открытый большой родничок;
  • МРТ головного мозга – методика исследования мозговых структур.

ЗПР — это задержка психического развития, когда основные познавательные функции (мышление, память, внимание, эмоционально-волевая сфера) у ребёнка развиты не так хорошо, как у сверстников, и отличаются от норм, установленных для данных лет. Диагностируется только у детей дошкольного возраста или в начальной школе. Если признаки заболевания остаются к моменту перехода в среднее звено, ставятся уже более серьёзные диагнозы — например, конституциональный инфантилизм или олигофрения.

Термин был предложен советским психиатром Г. Е. Сухаревой в 1959 году. Широко использовался в психолого-педагогической и медицинской практике и литературе. Однако в конце 90-х годов XX века был признан слишком обобщённым и уже устаревшим, поэтому подняли вопрос о его замене. В 1997 году данный диагноз был выведен из употребления приказом Минздрава. На смену пришли новые понятия, соответствующие кодам F80–F89 и F90–F98 в МКБ-10. К ним относятся всевозможные расстройства психологического развития (но уже не ЗПР):

  • расстройства экспрессивной и рецептивной речи;
  • гиперкинетические расстройства;
  • дислексия;
  • дискалькулия;
  • диспраксия;
  • дисграфия;
  • расстройства поведения;
  • фобии;
  • тики;
  • энурез;
  • энкопрез;
  • заикание.

Где и как может обучаться ребёнок с ЗПР:

  • интегрированное обучение в общеобразовательной школе;
  • коррекционно-развивающее обучение на основе личностно-ориентированного подхода в условиях общеобразовательных учреждений;
  • обучение в образовательных учреждениях VII вида, где максимально учитываются все особенности учебной деятельности детей с ЗПР.

В 2015 году был утверждён важный документ, регламентирующий обучение детей с ЗПР в общеобразовательной школе. Это «Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития». Она включена в «Специальные основные общеобразовательные программы начального общего образования ФГОС». Эта система реализуется в обычных учебных заведениях (не коррекционных) на территории всей Российской Федерации с 1 сентября 2016 года в соответствии с Письмом Министерства образования и науки РФ от 7.06.2013 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».

Читайте также:  Методы взыскания задолженности по имущественным налогам

С этого момента дети с ЗПР имеют полное право учиться не в коррекционной, а обычной общеобразовательной школе вместе с нормально развивающимися ровесниками. При этом учителям и родителям следует учитывать следующие особенности обучения:

  • им требуется больше внимания и индивидуальный подход;
  • они занимаются по отдельной, облегчённой программе;
  • проблемы в усвоении материала обусловлены не ленью и нерадивостью, а неспособностью.

Какова процедура получения инвалидности

Всем, кто задумался, с чего начать оформление инвалидности, стоит помнить, что для установления инвалидности необходимо пройти медико-социальную экспертизу (МСЭ). Ее проводят бюро медико-социальной экспертизы на основании направления, выданного в лечебном учреждении по решению врачебной комиссии. При этом потребуется письменное согласие гражданина или его представителя (с указанием предпочтительной формы проведения МСЭ – с личным присутствием или без, а также способа получения уведомления о проведении экспертизы).

Важно! Если медицинская организация отказывается направлять гражданина на МСЭ, ему выдается заключение врачебной комиссии, которое можно обжаловать в региональном или федеральном министерстве здравоохранения или в Росздравнадзоре.

Бюро проводит экспертизу и выдает гражданину справку об инвалидности и индивидуальную программу реабилитации или абилитации. В программе перечисляют технические средства реабилитации, которые ему необходимы и положены после получения инвалидности бесплатно (костыли, инвалидное кресло, протезы, сиденье для ванной, прикроватный туалет и так далее).

Документы, необходимые для предоставления в МСЭ

Для оформления детской инвалидности, родителям нужно представить следующие документы:

  • Направление, выписанное медицинским учреждением или управлением социальной защиты населения.
  • Заявление, написанное законным представителем ребенка.
  • Документы, свидетельствующие о наличии проблем со здоровьем: история болезни, амбулаторная карта, заключения врачей, выписки из поликлиники.
  • Характеристика из образовательного учреждения, написанная классным руководителем и подписанная директором.
  • Свидетельство о рождении для несовершеннолетних граждан до 14 лет.
  • Удостоверение личности родителя, который подает бумаги на оформление.
  • Справка из жилищно-эксплуатационной конторы, подтверждающая прописку.
  • Дубликаты всей необходимой документации.

Основания для признания инвалидности ребенка

Документы на инвалидность оформляются в следующих случаях:

  • У несовершеннолетних граждан нарушены в организме основные функции, в результате полученных травм или тяжелых заболеваний (психические, речевые, сенсорные, языковые, статодинамические). Кроме того, у них могут присутствовать заболевания органов пищеварения, дыхания, кровообращения, а также нарушения функций выделения и обмена веществ.
  • В связи с ограничением жизнедеятельности, у детей частично или полностью утрачена способность, ориентироваться в пространстве; контролировать свои действия; осуществлять передвижение и самостоятельно себя обслуживать. У них могут быть также затруднения с общением, обучением и возможностью выполнять трудовую деятельность.

Сегодня в России действуют следующие законодательные акты, которые регулируют вопросы оформления инвалидности и наличие тех или иных льгот:

  • Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 года, №95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом».
  • Изменения в Постановление Правительства РФ в выше упомянутый документ от 07 апреля 2008 года, №247.
  • Утвержденные приказом Минздравсоцразвития от 22 августа 2005 года № 535 Классификации и критерии для проведения МСЭК.
  • Закон об инвалидности детей.
  • Приказ Минздрава №317, в котором прописан порядок проведения МСЭ.
  • Федеральные законы, которыми закреплены права инвалидов и порядок получения социальных выплат и социальной защиты.

Признание гражданина инвалидом

Условиями признания гражданина инвалидом
являются:

  • Нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
  • Ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью).
  • Необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
  • Порядок признания гражданина инвалидом.
  • В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного
    стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний,
    последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом,
    устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до
    18 лет — категория «ребенок-инвалид».
  • При установлении гражданину группы инвалидности одновременно определяется в
    соответствии с классификациями и критериями, предусмотренными пунктом 2
    настоящих Правил, степень ограничения его способности к трудовой деятельности
    (III, II или I степень ограничения) либо группа инвалидности устанавливается
    без ограничения способности к трудовой деятельности.
Читайте также:  Статья 13 СК РФ. Брачный возраст (действующая редакция)

Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп — на 1 год.
Степень ограничения способности к трудовой деятельности (отсутствие ограничения
способности к трудовой деятельности) устанавливается на такой же срок, что и
группа инвалидности.

  1. Категория «ребенок-инвалид» устанавливается на 1 или 2 года либо до
    достижения гражданином возраста 18 лет.
  2. Инвалидность устанавливается до 1-го числа месяца, следующего за месяцем,
    на который назначено проведение очередной медико-социальной экспертизы гражданина
    (переосвидетельствования).
  3. Гражданам устанавливается группа инвалидности без указания срока
    переосвидетельствования, а гражданам, не достигшим 18 лет, — категория
    «ребенок-инвалид» до достижения гражданином возраста 18 лет:
  • Не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма по перечню согласно приложению.
  • Не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма (за исключением указанных в приложении к настоящим Правилам).

Стоит ли оформлять ребенку инвалидность: плюсы и минусы

Многие родители не торопятся оформить инвалидность ребенку и задумываются о том, не станет ли справка МСЭ причиной дискриминации для их малыша в будущем. Но нужно учесть, что детям инвалидность устанавливается не дольше, чем до 18 лет, поэтому к моменту достижения взрослого возраста можно пересмотреть вопрос о получении данного статуса.

Оформление инвалидности обеспечит семью социальными льготами и выплатами:

  • Пенсия по инвалидности – в 2020 году она равна 12082 рублям, а в ряде регионов (спб) увеличена благодаря местным мерам поддержки;
  • Получение бесплатных лекарств по основному заболеванию, в том числе инсулин при сахарном диабете;
  • Получение бесплатных санаторно-курортных путевок для лечения основного заболевания, что особенно актуально для детей с ДЦП;
  • Квоты на сложные операции, которые подчас жизненно необходимы для малыша, например, при тяжелых врожденных пороках сердца;
  • Льготный проезд в транспорте;
  • Первоочередное зачисление в вуз;
  • Скидки на оплату ком.услуг;
  • Увеличенный налоговый вычет для родителей ребенка (сумма, которая не облагается подоходным налогом при расчете заработной платы);
  • Добавочные выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом, оплачиваемые работодателем, в количестве 4 каждый месяц;
  • Возможность получения пособия в сумме 5500 рублей, если один из родителей не работает, чтобы заботиться о ребенке;
  • Досрочный выход на пенсию для одного из родителей, воспитавших ребенка-инвалида до возраста 8 лет.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *