Категория земли: как определить и что можно построить

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Категория земли: как определить и что можно построить». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Земля для поселений обладает своими индивидуальными признаками. В первую очередь, она располагается именно в местах, где живут люди либо же в их округе. Обусловлено это тем, что земля для поселений выделяется для людей, то есть необходима для обслуживания городов, поселков и даже мегаполисов.

Особенности использования

В большинстве случаев участки покупают под застройку. Так как в течение длительного времени не было частной собственности на землю, границы территорий в более-менее крупных населенных пунктах страны отображались на планах. В основном это была индивидуальная жилищная застройка. Сформировались границы, которые имеют скорее условное, чем реальное значение.

Эксплуатация земель поселений осуществляется согласно нормативно-правовым актам. Детально данный вопрос расписан в ЗК РФ.

Каждая территория имеет свои условия эксплуатации, которые устанавливаются отдельно с учётом её локации и возможности использования близлежащих участков. Для любой зоны вводится единый регламент, где устанавливается правой порядок. На него ориентируются при постройке и эксплуатации зданий.

Условия регламента могут быть нарушены, когда:

  • земля используется не по назначению согласно с территориальной областью;
  • площадь участка или здания не отвечают предельным общепризнанным нормам.

Срок, отводимый на устранение несоответствий, может быть неограниченным. Во время исправлений использовать участок можно только тогда, когда это не угрожает жизни и здоровью людей, окружающей среде и историческим постройкам.

Так какие же нормативные акты регулируют взаимоотношения людей, возникающие в связи с оборотом данного вида недвижимого имущества? Разумеется, основным источником является конституция. Конкретных регулирующих норм данный документ не содержит, поэтому основным источником принято считать Земельный Кодекс.

Всего Земельный Кодекс содержит 4 специальные статьи, регулирующие правовое положение территорий поселений. Среди них:

  • Статья 83 ЗК. В данной статье дается основное понятие категории территории, подлежащих заселению людьми,устанавливается порядок придания статуса «земли поселения», порядок определения территорий населяемых зон. Так, согласно данной норме, право определения статуса и территории принадлежит органам местного управления. Также закрепляется право государства на реквизицию участков частных лиц, в том числе и за выкуп, в целях реализации генеральных планов застройки и расширения городов и иных типов поселений.
  • Статья 84 ЗК. Эта норма регулирует вопросы, связанные с определением и установлением границ земель городов и поселков. Основной момент, имеющий значение для частных землевладельцев – это возможность включения их собственности в вид земель поселения без реквизиции.
  • Статья 85 ЗК. Данная статья устанавливает состав зон поселения.
    Также эта статья регулирует взаимоотношения владельцев и пользователей отдельных объектов недвижимости данного вида государства и организациями, осуществляющими временное или постоянное управление объектами, находящимися в пределах городов.
  • Статья 86 ЗК дает определение пригородных зон. Так, к этим зонам относятся территории вблизи городов, имеющие общие хозяйственные связи и соединенную инфраструктуру.

Разумеется, в специальных нормах очень много статей, так или иначе затрагивающих вопросы, связанные с данной категорией.

Пример использования участка

Для строительства частного дома подходят земли, в кадастровом паспорте которых указан код 2.0-2.7.

На участке с таким кодом нельзя только возводить здание, где осуществляется непрерывное производство или в котором предполагается одновременное лечение и проживание.

Если нужно взять площадь под огород, ИЖС, она в классификаторе должна быть указана во втором разделе (с кодом 2.0-2.7).

Данный код разрешает строить на земельной территории:

  • малоэтажное жилье,
  • подсобные сооружения и гаражи,
  • садовые домики,
  • передвижные домики, к которым можно подключать инженерные коммуникации, обеспечивающие комфорт проживания.

Также это разрешенный участок под организацию огородничества и садоводства.

Основные виды использования земель

Основные виды использования земельного участка – это базовый правовой регламент, или основания, на которые ориентируется деятельность собственника или арендатора при освоении земельного участка.

Они задают главные тенденции, допускающие, исходя из категории земель:

  • возведение капитального строения;
  • организацию дачного участка;
  • организацию личного подсобного хозяйства;
  • коммерческую сельскохозяйственную деятельность;
  • строительный бизнес;
  • иные работы, соответственно полученному разрешению на использование земель.

Выбор основного вида происходит по усмотрению собственника, на основании п.2 ст. 7 ЗК РФ. Если речь идёт о землях населённых пунктов, дополнительно вступают в силу нормы Градостроительного кодекса:

  • п. 1 статьи 9 ГрК РФ;
  • ч.2 и ч.6 статьи 30 ГрК РФ;
  • п. 1, ч.3 статьи 37 ГрК РФ;
  • ч. 4 статьи 37 ГрК РФ.

Основной вид полностью ориентируется на правила освоения территории зонирования, принятые местным муниципалитетом в лице земельного департамента. Если речь идёт о застройке в пределах городской черты – отдела по архитектуре и строительству.

Принимая за норматив использования участка основной вид, его владелец принимает установленные указанными инстанциями локальные распоряжения по освоению принадлежащих ему земель.

Основные показатели – это выраженные в числовом выражении нормы, предусмотренные для использования участка. Они входят в классификатор, утверждённый Приказом Минэкономразвития № 540 от 1.09.14 г.

Проведение таких мероприятий возможно только по тем основаниям, которые перечислены в действующем законодательстве (статья 14 Федерального закона «О переводе земель…»). В соответствии с положениями этой статьи следует выделить такие основания:

• Определение категории участка в соответствии с данными, содержащимися в базах Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) на основании информации, содержащейся в существовавших ранее кадастровых документах на этот участок;

• Отнесение надела к той или иной категории в соответствии с заявлением его владельца на основании имеющихся у него документов, подтверждающих право собственности на участок, в которых указана категория участка (актуально для внесения сведений в ЕГРН при смене собственника участка, если иных документальных подтверждений присвоенной категории участка нет);

• Перевод земельного надела из одной установленной категории в другую (например, из земель сельхозназначения или земель запаса в земли населенных пунктов);

• В случае выявления фактической ошибки в отнесении тех или иных земельных участков к различным категориям (обнаружено противоречие между государственными реестрами земель лесного фонда и сельхозназначения и ЕГРН – будут использованы сведения, содержащиеся в ЕГРН).

Каков состав земель поселений

По ЗК РФ в состав земель поселений могут быть внесены участки, которые относятся к следующим зонам:

  • жилые. Их назначение заключается в застройке сооружениями, предназначенных для проживания, культурного обогащения, некоторых бытовых нужд и иных потребностей. Могут использоваться для индивидуального жилого строительства, а также иных построек, которые предусмотрены нормами градостроительного регламента;
  • общественно-деловые. Для строительства объектов общественного пользования, будь то театры, образовательные учреждения, административные сооружения и т.п.;
  • производственные. Для зданий промышленного характера, складских помещений, обеспечивающих функционирование коммунальной системы и для других объектов, необходимость в которых обусловлена производственными задачами;
  • рекреационные. На них располагаются парки, озера, скверы, городские леса и иные схожие места, которые используются для отдыха людей и туристической деятельности;
  • инженерной и транспортной инфраструктуры. Для этой категории предусмотрено строительство следующих объектов: морского, воздушного, автомобильного, железнодорожного транспорта и иных позиций аналогичного характера;
  • сельскохозяйственного пользования. Земли, занятые пашнями, насаждениями, а также сооружениями сельхоз назначения;
  • участки общего пользования. Заняты улицами, проездами, набережными, бульварами и т.п. Недопустимо использовать для приватизации. Что примечательно, они могут быть внесены в состав различных зон.

Оборот участков в границах земель населенных пунктов


Участки населенных пунктов могут находиться в государственной и частной собственности.

Допускается предоставление участков на территории населенных пунктов на основании договора купли-продажи, путем проведения аукциона на право заключить договор купли-продажи. Разрешена также аренда земель населенного пункта.

Земельный кодекс определил случаи бесплатного предоставления земель из состава земель населенного пункта. Например, безвозмездно передадут участок лицу, заключившему договор о развитии территории, многодетным семьям, нуждающимся в улучшении условий проживания, религиозным организациям (см. ст. 39.5 Земельного кодекса).

Закон установил случаи ограничения оборота земель населенного пункта. Запрещена передача в собственность земли для ИЖС, садоводства, огородничества из территориальных зон особо охраняемых территорий. Не допускается частная собственность на земли общего пользования – улицы, скверы, бульвары, пляжи и др.

Деятельность, недопустимая на таких земельных участках

Здесь не допускается делать ничего из того, что не служит целям развития города или посёлка. В особенности, если такое действие может повлечь для граждан населённого пункта ухудшение качества жизни.

Внимание: За деятельность, несоответствующую целевому использованию земель населённого пункта, вменяется административная ответственность.

В силу этого недопустимо нижеследующее:

  1. Нарушать градостроительный ландшафт, произвольно застраивая территорию.
  2. Наносить порчу экологии поселения, в том числе – при систематическом выбросе в атмосферу, в озёра или реки, на поверхность почв отходов от вредных производств.
  3. Использовать городскую среду для животноводства. Иным образом вести сельскохозяйственную деятельность за пределами участков под ЛПХ.
  4. Устраивать в населённом пункте свалки, в том числе – свалки радиоактивных и иных отходов.
  5. Размещать кладбища и проводить захоронения.
  6. Вырубать деревья в зелёной зоне, застраивать места размещения зелёных зон жилыми домами.
  7. Вести торговлю в не предусмотренных для этого местах.

При обнаружении перечисленных и аналогичных нарушений, следует подать жалобу в Роспотребнадзор.

Виды, строительство и хозяйство на них

Вышеприведённые статьи дают полное понятие о том, что стоит понимать под термином «земля поселений». Исходя из этой информации, следует изучить подробнее назначение земель поселения и недвижимости, находящейся на этих землях.

Земли имеют разные назначения:

  1. ЛПХ – личное подсобное хозяйство. Земля, предназначенная для полевого хозяйства. Постройка зданий на таких землях не предусмотрена.
  2. ИЖС – индивидуальное жилищное строительство. Земли для постройки ИЖС всегда находятся в зоне жилых поселений. На них осуществляется постройка жилых зданий, получение прописки. На землях для постройки ИЖС обустроены коммуникации, социальная инфраструктура и дороги.
  3. СНТ – садовое некоммерческое товарищество. Земли под СНТ обладают плодородностью, поэтому стоят такие участки дороже и находятся за пределами города.
  4. ДНП – дачное некоммерческое партнерство. Не так плодородна как земли под застройку СНТ. Земли находятся за пределами города и при покупке предполагают членство в товариществе ДНП с возможностью участия в собраниях.

Что такое сельская местность по закону

Статья 11. Границы муниципальных образований

1. Границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются в соответствии со следующими требованиями:

1) территория субъекта Российской Федерации разграничивается между поселениями, муниципальными и городскими округами. Территории с низкой плотностью сельского населения, за исключением территорий, указанных в пункте 3 настоящей части, могут не включаться в состав территорий поселений;

(в ред. Федеральных законов от 03.04.2017 N 62-ФЗ, от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) территории всех поселений, а также возникающие на территориях с низкой плотностью сельского населения и (или) на территориях упраздняемых поселений межселенные территории входят в состав муниципальных районов;

(п. 2 в ред. Федерального закона от 03.04.2017 N 62-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, земли рекреационного назначения, земли для развития поселения;

(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 463-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1) территорию городского округа составляют земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, земли рекреационного назначения, земли для развития городского округа;

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 03.04.2017 N 62-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 463-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.2) территорию муниципального округа составляют земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего муниципального округа, а также земли рекреационного назначения;

(п. 3.2 введен Федеральным законом от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

3.3) в состав территории городского округа входят один или несколько городов и (или) иных городских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых проживает не менее двух третей населения городского округа, при этом в состав территории городского округа также могут входить территории сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, и территории, предназначенные для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры городского округа, размер которых не может превышать в два и более раза площадь территорий городов и (или) иных городских населенных пунктов, входящих в состав городского округа. На территории городского округа плотность населения должна в пять и более раз превышать среднюю плотность населения в Российской Федерации;

(п. 3.3 введен Федеральным законом от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

3.4) в состав территории муниципального округа входят несколько объединенных общей территорией населенных пунктов. Указанное требование в соответствии с законами субъектов Российской Федерации может не применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях;

(п. 3.4 введен Федеральным законом от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

4) в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения;

5) в состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями);

Читайте также:  Патент для работающих в Москве трудовых мигрантов вырастет в 2023 году

(п. 5 в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 186-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2004 N 186-ФЗ, от 28.12.2016 N 501-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6.1) законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие и изменяющие границы поселений, муниципальных округов, городских округов, должны содержать перечень населенных пунктов, входящих в состав территорий этих поселений, муниципальных округов, городских округов;

(в ред. Федеральных законов от 03.04.2017 N 62-ФЗ, от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек, как правило, входит в состав сельского поселения;

(п. 7 в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 186-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8) в соответствии с законами субъекта Российской Федерации статусом сельского поселения с учетом плотности сельского населения субъекта Российской Федерации и доступности территории поселения может наделяться сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 501-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

10) административным центром муниципального района или муниципального округа может считаться город или поселок, расположенные на территории городского округа, имеющего с таким муниципальным районом или муниципальным округом общую границу;

(п. 10 в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 03.04.2017 N 62-ФЗ, от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12) территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения, муниципального округа, городского округа;

(в ред. Федеральных законов от 03.04.2017 N 62-ФЗ, от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

13) территория муниципального образования не может входить в состав территории другого муниципального образования, за исключением случаев вхождения поселений и внутригородских районов в состав соответственно муниципальных районов и городских округов с внутригородским делением;

(п. 13 в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

14) территории муниципального округа, городского округа не входят в состав территории муниципального района;

(п. 14 в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

15) границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

15.1) границы городского округа устанавливаются с учетом необходимости создания условий для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры, обеспечения органами местного самоуправления городского округа единства городского хозяйства, а также для осуществления на всей территории городского округа отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

(п. 15.1 введен Федеральным законом от 03.04.2017 N 62-ФЗ)

16) территории поселения, внутригородского района должны полностью входить в состав соответственно территорий муниципального района, городского округа с внутригородским делением.

(п. 16 в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Разделение населенных пунктов, влекущее несоответствие границ и (или) статуса муниципальных образований, существующих на день такого разделения, положениям настоящей статьи, должно осуществляться одновременно с изменением границ и (или) преобразованием таких муниципальных образований в соответствии с положениями части 1 настоящей статьи.

Как можно использовать земли для населенных пунктов?

Перед тем, как перейти к разговору о вариантах использования земель для населенных пунктов, следует остановиться на классификации земель по такому признаку, как назначение:

  • земли для населенных пунктов;
  • земли для промышленности;
  • земли для сельского хозяйства;
  • лесной фонд;
  • водный фонд;
  • охраняемые территории;
  • запас.

Существует немало вариантов использования земель поселений, в том числе:

  • для индивидуального жилищного строительства (далее – ИЖС);
  • для личного подсобного хозяйства (далее – ЛПХ);
  • для дачного некоммерческого партнерства (далее – ДНП);
  • для садового некоммерческого товарищества (далее – СНТ).

ИЖС. На этих землях строятся квартиры и дома, а также возводится соответствующая инфраструктура и транспортные сети. Это – наиболее распространенный вариант использования земель поселений.

ЛПХ. На этих землях допускается организовывать огород и сад, выращивать скот, хранить сельхозинструменты.

А строительство дома остается на усмотрение местных властей. Оно может быть запрещено, если земельный участок расположен за пределами населенного пункта.

ДНП. Эти земли менее плодородны, чем для СНТ. Большая часть земельных участков для ДНП находится за пределами города. Человек, который покупает эту землю, превращается в партнера и получает право на участие в собраниях.

К плюсам строительства дома для земельном участке для ДНП относится:

  1. То, что вы не будете ограничены в габаритах жилья.
  2. То, что вы не будете ограничены с назначением жилья.

Правовой режим земель г. Москвы

Город Москва является столицей Российской Федерации, городом федерального значения — субъектом Федерации. Москва одновременно является центром Московской области. Это — один из самых крупных по территории и населению мегаполис. Его площадь — свыше 1000 кв. км, включая территорию Зеленограда и других городов подчинения Московской мэрии. Население на 1 января 2001 г. — свыше 8,5 млн человек. На территории Москвы расположено 140 особо охраняемых территорий, из которых — 98 парков, и имеются уникальные исторические, культурные и природные объекты. Кремлю присвоен статус объекта культурного наследия всего человечества в соответствии с Конвенцией ЮНЕСКО «О культурном всемирном и природном наследии человечества». В Москве расположен первый национальный парк — Лосиный остров, созданный еще в 1983 г. и занимающий более 12% территории Москвы. Старейшим является Измайловский парк, основанный в XVII в. царем Алексеем Михайловичем.

Из всей площади земель лишь 15% имеют почвенный покров. Их состояние оценивается как крайне неблагополучное. Земли подвержены мощному антропогенному стрессу. Сильное химическое загрязнение охватывает практически все земли. Почвенный покров фактически видоизменился, превратившись в биологически полностью деградировавшее почвоподобное образование.

К проблемам землепользования относятся вопросы утилизации отходов и удаления свалок, вывода за пределы города опасных промышленных объектов, жилищного строительства в условиях роста населения и ограниченного пространства.

В Москве не вводится общих ограничений на формы собственности. Здесь признаются и защищаются равным образом частная, государственная и муниципальная формы собственности. Вместе с тем развитие отношений собственности связано с важными особенностями. Прежде всего, в городе вместо муниципальной собственности, как она именуется в земельном и гражданском законодательстве, установлена собственность территориальной общины, от имени которой правомочия собственника осуществляет орган территориального общественного самоуправления.

Читайте также:  Визовый режим и вид на жительство в Черногории

Насколько ее можно признать синонимом муниципальной собственности — остается под вопросом. Одновременно собственность города образует государственная и городская муниципальная собственность. Идет ли речь о возможности образования разновидности муниципальной или субъектной собственности — также неясно. Наряду с собственностью города, которую по смыслу можно признать субъектной собственностью, предусматривается собственность территориального образования (территориальной единицы). Предположительно собственность территориального образования можно отнести к разновидности собственности Москвы как субъекта РФ. И наконец, сложилась ситуация, когда собственность г. Москвы находится за пределами ее территории, т.е. на территории других субъектов1. Установление права собственности в этом случае не влечет изменения границ города. В соответствии с ЗК (ст. 84) черта г. Москвы может быть изменена федеральным законом по согласованному представлению законодательных органов г. Москвы и Московской области. См. Устав города Москвы от 28 июня 1995 г. (с изм. и доп.).

Своеобразно регулируются и отношения частной собственности на землю. С одной стороны, право частной собственности не запрещается, а с другой — его реализация чрезвычайно ограничена. Так, действует правило о признании права аренды основной формой земельно-правовых отношений. Наряду с арендой земельные участки могут предоставляться в безвозмездное временное пользование, право собственности, постоянное (бессрочное) пользование, ограниченное пользование1.

Право собственности может быть установлено лишь на определенные объекты. К таким объектам отнесена территориальная единица с особым статусом «Московский деловой международный центр «Москва-Сити». Данный центр предназначен для размещения деловых помещений различного рода организаций и имеет целью стимулирование инвестиционной деятельности. В пределах этой территориальной единицы предусмотрены особые условия пользования и различные льготы по платежам. Субъектами прав на земельные участки являются участники территориальной единицы с особым статусом. Земельные участки предоставляются его участникам на праве аренды и собственности. В аренду земли передаются на срок до 50 лет на основании договоров. В частную собственность земельные участки переходят путем выкупа арендованного земельного участка или передачи земельного участка по результатам реализации инвестиционных проектов.

За пользование землей в г. Москве взимается арендная плата или земельный налог. Также взимается плата за право на заключение договора аренды, включающая стоимость права на заключение договора аренды и стоимость права на совершение сделок с правами аренды земельного участка. Платежи рассчитываются на основе ставок земельного налога, устанавливаемых на различном уровне в зависимости от расположения земельного участка в той или иной зоне экономической и градостроительной ценности (оценочной зоне). Территория г. Москвы разделена на 48 оценочных зон. Базовые ставки годовой арендной платы устанавливаются мэром г. Москвы.

Особый режим градостроительной деятельности действует в природном комплексе г. Москвы. Природный комплекс — совокупность территорий с преобладанием растительности, водных объектов, выполняющих преимущественно природоохранные, рекреационные, оздоровительные и ландшафтообразующие функции. На этих территориях устанавливается дифференцированный режим землепользования по пяти градациям. Наиболее строгий режим включает запрет на изменение ландшафтов, природных объектов. Здесь допускаются только мероприятия по восстановлению нарушенных природных объектов и реставрация историко-культурных объектов. В других случаях может быть разрешено даже строительство жилых и производственных экологически безопасных объектов при условии озеленения и обводнения 70% территории. Землепользование осуществляется в соответствии с целевым назначением земельных участков, которое определяется в порядке выделения градостроительных зон по категориям земель.

Зонирование земель населенных пунктов

Каждый надел в черте населенных пунктов относится к одной из территориальных зон. Они формируются с учетом размещенных объектов, традиционного землепользования и планов развития территории. Границы устанавливаются:

  • по линиям улиц, проездов, магистралей;
  • по контурам земельных наделов;
  • по красным линиям (линии отделяют публичные земли от частных);
  • по границам населенных пунктов, муниципальных образований, внутригородских территорий;
  • по берегам водоемов, краям полей и т.д.

Законодатель выделил несколько зон и регламентировал, что можно размещать и строить на каждой из них, уточнил параметры зданий и сооружений:

  1. Жилые. Допускается строительство жилых домов, зданий, выполняющих бытовые и культурные функции. Граждане могут задействовать участки для ИЖС и строительства зданий различной этажности. Надел можно использовать для ведения личного подсобного хозяйства.
  2. Общественно-деловые. Использование земель населенных пунктов предполагает возведение образовательных, культурных, административных, социальных объектов.
  3. Производственные. На земле не допускается строительство жилых зданий – только промышленных объектов и складов.
  4. Зоны инженерных и транспортных инфраструктур. Выделяется в случае, если на территории уже есть или планируется строительство транспортных артерий, инженерии, трубопроводов и т.д.
  5. Рекреационные и особо охраняемые территории. Выделяются в качестве зон для удовлетворения потребностей горожан в отдыхе, поддержании здоровья, развития историческо-культурной среды, туризма, науки и пр. На участках допускается строительство и реконструкция парков, садов, работы по благоустройству прудов, озер, водохранилищ.
  6. Сельскохозяйственного назначения. Это территории пашен, многолетних насаждений, участков, на которых возведены и функционируют сельскохозяйственные объекты. На земле допускается ведение личного подсобного хозяйства.
  7. Зоны, на которых размещаются военные объекты.

Также местные власти могут определить специальные зоны с учетом состава и потребностей территорий населенного пункта.

Правила пользования землей и постройками утверждаются градостроительным регламентом отдельно по выделенной зоне с учетом:

  • расположения земли;
  • перспектив развития;
  • вариантов использования в сочетании с иными прилегающими участками.

Под регламентом необходимо понимать утверждаемые в пределах границ отдельной зоны:

  • виды разрешенного использования участков, а также всех построек и иного имущества, что располагается на поверхности земли и под ней;
  • допустимые размеры участков и требования к строительству;
  • ограничения, установленные для эксплуатации ЗУ и построек.

Градостроительный регламент считается обязательным для реализации каждым владельцем, пользователем или арендатором земли вне зависимости от установленной формы собственности и сопутствующих прав на ЗУ.

Использование земель поселений

83-86 статьи Земельного Кодекса России подробно описывают этот вопрос.

Например, там написано, что дополнительные правила по использованию земель в Севастополе, Москве и Санкт-Петербурге определяется местными законами этих городов. Но есть и другие правила, не менее важные.

  1. Государство может выкупить и изъять в свою пользу объекты, которые принадлежат юридическим или частным лицам, либо сдаются в аренду.
  2. Частные или юридические лица должны получить в собственность участки, по которым проходит граница. Такие объекты разрешается сдавать в аренду.
  3. Территориальную границу можно изменять, только выпустив соответствующий закон РФ. После того, как земли включены в состав поселения, частные и юридические лица не должны потерять право собственности на них.
  4. Все владельцы и арендаторы земли должны учитывать правила, указанные в строительных регламентах. Главное – чтобы земля использовалась строго по своему назначению.
  5. Только субъекты Российской Федерации могут менять размеры территорий вместе с правовыми нормами.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *