Выход на пенсию в Беларуси в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выход на пенсию в Беларуси в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В 2023 году увеличится продолжительность трудового стажа необходимая для оформления пенсии. В 2022 году непрерывный стаж должен быть 28 лет, в нынешнем — 29 лет. Совет Министров Республики Беларусь также заявил, что процесс роста стажа будет остановлен только в 2025 году. К тому времени составит 31 год.

Уровень пенсионных выплат поддерживают периодические перерасчеты.

Минтруда и соцзащиты гарантирует, что в 2023 г. трудовые пенсии будут повышены как минимум один раз. Прогноз главы государства оптимистичнее: на совещании 23 декаб­ря он утверждал, что в следующем году трудовые пенсии могут поднять трижды.

По законодательству перерасчет осуществляется:

– трудовых пенсий – в связи с ростом средней заработной платы работников в республике на основании указов Президента не реже 1 раза в год в пределах средств ФСЗН;

– минимальных трудовых пенсий, социальных пенсий, надбавок и повышений к пенсиям, доплат к пенсиям лицам в возрасте старше 75 лет – в связи с изменением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (БПМ). БПМ обновляют 4 раза в год – 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября. Соответственно, социальные пенсии и доплаты, будем надеяться, пересмотрят четырежды.

Во сколько лет белорусы выходят на пенсию?

Чтобы обеспечить госбюджет финансами для уплаты пенсий и пособий по нетрудоспособности, на протяжении всей трудовой деятельности с зарплаты каждого человека удерживают 1% в белорусский пенсионный фонд. Кроме того, само предприятие отчисляет определенный процент в фонд социальной защиты.

Как показала практика, этих отчислений недостаточно из-за постоянно растущего в государстве количества людей, возраст которых достигает пенсии. Тем более что многие граждане для начисления пенсии в Беларуси не утрачивали своей трудоспособности и продолжали работать дальше. Чтобы поддержать пенсионный фонд, было принято решение увеличить возраст населения Беларуси для начисления пенсий.

Чтобы каждый гражданин самостоятельно смог разобраться и рассчитать свой уход на отдых по возрасту, была предложена специальная таблица, расписанная по годам с учетом даты рождения. Согласно реформе, возраст выхода белорусского населения на пенсию с 01.01. 2017 года до 31.12. 2022 года с каждым годом увеличивается на 6 месяцев.

«Чтобы все было по справедливости, от накопительной пенсии никуда не деться». Эксперты — о накопительной системе и о том, будет ли она обязательной

Анастасия Лузгина отмечает, что повышение пенсионного возраста — это «техническая мера, а не какая-то качественная трансформация пенсионной системы».

— Не буду оригинальна, об этом не раз говорили и другие эксперты, и правительство, но помимо распределительной пенсии, которая существует у нас сейчас, необходимо создать дополнительный накопительный элемент, — считает Анастасия Лузгина. — Если мы посмотрим на международный опыт, то в большинстве стран существует обязательная государственная пенсия и индивидуальные пенсионные накопления. Они могут создаваться как в обязательном порядке за счет государственных и частных фондов, так и на добровольной основе. Государственная пенсия из распределительных фондов гарантирует поддержание определенного жизненного уровня, который обычно является невысоким. Если человек получал достаточно высокую зарплату, то после выхода на пенсию он почувствует резкое снижение доходов в условиях распределительной пенсионной системы. Чтобы этого не произошло, как раз и нужен накопительный элемент, когда какой-то процент доходов направляется на индивидуальные накопительные счёта. Это международная практика, к которой, я считаю, мы так или иначе всё равно придём. Такая система тоже не идеальна, но ничего лучше сочетания гарантированного минимума и накопительного элемента пока не придумали.

Перераспределение взносов, о, покупка стажа. Какие еще есть предложения по пенсиям

Повышение пенсионного возраста и развитие системы пенсионных накоплений — не единственные возможные направления реформы пенсионной системы. Директор бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского Жанна Тарасевич рассказывает, что представители бизнеса еще в 2013 году подготовили свою концепцию пенсионной реформы. Она была рассмотрена на уровне Минтруда и Федерации профсоюзов, однако в итоге власти решили, что «данные предложения заслуживают внимания, но они преждевременные».

Читайте также:  Наследство, приватизация и маткапитал: как отказаться от доли в квартире

— Хотя в тот момент мы делали анализ и говорили, что Фонд соцзащиты вскоре столкнется с трудностями. Если сегодня поднять ту аналитику и сравнить с тем, что есть сегодня, по факту, то будет видно, что мы были правы практически на 100%, — отмечает Жанна Тарасевич. — Безусловно, какие-то моменты, о которых мы говорили, были взяты: это повышение пенсионного возраста и повышение минимального страхового стажа для получения трудовой пенсии. Дальнейшее повышение пенсионного возраста, конечно, может рассматриваться, но это самое легкое, что можно сделать. Проблемы, связанные с обязательными социальными отчислениями, только за счет повышения пенсионного возраста решить не удастся. Здесь нужно менять подходы.

Одно из изменений, озвученных бизнес-союзом, — это перераспределение нагрузки по страховым взносам между работниками и нанимателями.

— Мы предлагали в течение какого-то периода времени, не одномоментно, выровнять нагрузку на нанимателя и работника, как это существует за рубежом. Сегодня у нас в Фонд соцзащиты работник платит 1% зарплаты, наниматель — 34%. Мы считаем, что нужно постепенно снижать нагрузку на нанимателя и увеличивать — на работника. Пусть это будет небольшой шаг, по 1−1,5% в год, и процесс займет 10 лет, но в конце концов мы придем к равновесию, — говорит Жанна Тарасевич. — Конечно, такая мера может вызвать всплеск недовольства у людей, которым придется больше отдавать от своей зарплаты. Но, во-первых, это реформа не одного дня, людей надо постепенно готовить к этой идее. А во-вторых, должна быть проведена работа с нанимателями, чтобы они, исходя из своих возможностей, пропорционально повышали работникам зарплаты. Это должно быть зафиксировано либо через генеральное соглашение между нанимателем и работниками, либо через какие-то другие нормативно-правовые акты. Учитывая, что у нас самые высокие обязательные социальные отчисления для бизнеса на территории ЕАЭС и вообще в близлежащих странах, мы просто не выдерживаем конкуренции.

Что говорили власти о пересмотре страховых взносов В 2021 году в Министерстве по налогам и сборам говорили о возможном снижении налоговой нагрузки, в том числе с точки зрения взносов в Фонд соцзащиты. Речь шла именно о том, чтобы перераспределить взносы между нанимателями и работниками. Позже глава Фонда соцзащиты Наталия Павлюченко уточнила, что этот вопрос рассматривается, но о каком-то решении говорить пока рано.

Еще одна проблема, на которую обращает внимание Жанна Тарасевич, — пенсионная «уравниловка».

— И человек, который получал 500 рублей, и человек, который получал 2000 рублей, в общей сумме отдавали в Фонд соцзащиты по 35% зарплаты. Но при этом пенсия у них будет отличаться всего на 100−150 рублей, а это небольшие деньги. Поэтому второй шаг — это дифференциация пенсий и пересмотр непосредственно самой формулы их расчета. Это также поможет бороться с «серыми» зарплатами, потому что выстроится прямая зависимость: чем больше ты платишь в пенсионный фонд сегодня, тем выше будет твоя зарплата завтра, — объясняет Жанна Тарасевич.

В 2023 году на выплату пособий по материнству и семейных пособий планируется направить Br3,2 млрд, из них Br2 млрд — на выплату пособий по уходу за детьми в возрасте до 3 лет.

В частности, пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет в среднем выплачивается на 228 тыс. детей. Его размер перерассчитывается два раза в год (с 1 февраля и 1 августа) в связи с ростом средней заработной платы работников в стране.

Ежеквартально (с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября) подлежат перерасчету и пособия, исчисляемые от бюджета прожиточного минимума: единовременное пособие при рождении детей (10 БПМ и 14 БПМ); единовременное пособие женщинам, ставшим на учет в организациях здравоохранения до 12 недель беременности (100% БПМ); пособие на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет (50% БПМ); пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей (70% БПМ и 50% БПМ); пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет (100% БПМ, 120% БПМ) и др.

В январе 2023 года единовременное пособие в связи с рождением первого ребенка составит почти Br3,4 тыс., второго и последующих — почти Br4,8 тыс.

Пособия выплачиваются на 405 тыс. детей, или каждого четвертого ребенка страны.

Когда пора на пенсию?

Рождённые в:

  • первой половине 1962 г. женщины и первой половине 1957 г. мужчины выходят на пенсию в 55,5 и 60,5 лет соответственно;
  • второй половине 1962 г. женщины и второй половине 1957 г. мужчины выходят на пенсию в 56 и 61 год соответственно;
  • первой половине 1963 г. женщины и первой половине 1958 г. мужчины выходят на пенсию в 56,5 и 61,5 года соответственно;
  • второй половине 1963 г. женщины и второй половине 1958 г. мужчины выходят на пенсию в 57 и 62 года соответственно;
  • первой половине 1964 г. женщины и первой половине 1959 г. мужчины выходят на пенсию в 57,5 и 62,5 лет соответственно;
  • второй половине 1964 г. женщины и второй половине 1959 г. мужчины выходят на пенсию в 58 и 63 года соответственно.
Читайте также:  Норматив Потребления 🚰 Воды в 2023 Году на 1 Человека Без Счетчика

Ставка и величина в рост

Базовая величина в Беларуси выросла с 1 января до 37 рублей. Ранее ее размер составлял 32 рубля, таким образом, она увеличилась на 5 рублей. От базовой величины зависят размеры некоторых налогов и сборов, штрафов, пособий, стипендий, других выплат.

Также с 1 января 2023 года в Беларуси повысилась базовая ставка. Это основной элемент тарифной системы, на основе которой производится оплата труда работников бюджетных и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций. Ее размер — 228 рублей. Напомним, 1 января 2022-го базовая ставка составляла 207 рублей, с 1 ноября она повышена до 212. Поскольку к базовой ставке привязаны иные стимулирующие и компенсирующие выплаты, то они тоже выросли. Как и в 2022-м, базовая ставка в 2023 году будет подниматься в несколько этапов. В соответствии с параметрами социально-экономического развития Беларуси планируется увеличение среднегодового значения базовой ставки на 10 процентов.

Кроме того, выросли размеры отраслевых стимулирующих выплат отдельным категориям работников. На эти цели из бюджета будет направлено свыше 900 миллионов рублей, из них 350 миллионов — это дополнительные расходы по отношению к 2022-му.

Зарплатная арифметика

С 1 января изменен порядок исчисления среднего заработка. Во-первых, для исчисления среднего заработка, сохраняемого работнику за время трудового и социального (в связи с получением образования) отпусков, для выплаты денежной компенсации за неиспользованный трудовой отпуск изменено среднемесячное количество календарных дней с 29,7 на 29,6. Во-вторых, обобщены наименования структурных элементов заработной платы без изменения порядка исчисления среднего заработка. Определение структуры зарплаты, условий и порядка ее выплаты, в том числе стимулирующих выплат, относится к компетенции нанимателя. Выплаты, производимые за текущий месяц, как и прежде, включаются в расчет среднего заработка в том месяце, за который они начислены (например, ежемесячная премия за октябрь — в расчет среднего заработка в октябре). В-третьих, конкретизируется, что при установленной сумме ущерба для определения порядка его возмещения (судебном либо нанимателем) применяется поправочный коэффициент.

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

С 1 января 2023 года выросли пенсии и страховой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии по возрасту. Установлен новый размер семейного капитала. Продлевается право пожилых и инвалидов на внеочередное лечение после COVID-19 в санаториях Минтруда и соцзащиты, совершенствуются механизмы обеспечения граждан техническими средствами социальной реабилитации.

Трудовые пенсии в этом году будут повышаться в увязке с ростом зарплаты и уровнем инфляции, но не менее одного раза в год. Социальные пенсии, повышения, надбавки и доплаты к пенсиям будут пересчитываться ежеквартально (с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября). На их повышение запланировано 2,5 миллиарда рублей, а всего на выплату пенсий намерены направить 18,8 миллиарда рублей. Напомним, с 1 октября 2022-го заработала новая программа дополнительных пенсионных накоплений с финансовой поддержкой государства. Уже свыше 9 тысяч белорусов стали ее участниками.

К слову, ежегодно страховой стаж (стаж работы с уплатой страховых взносов в ФСЗН) увеличивается на шесть месяцев до достижения в 2025 году 20 лет. С 1 января 2023-го он составил 19 лет. Наличие такого страхового стажа обязательно для назначения трудовой пенсии по возрасту и за выслугу лет. Женщины выходят на пенсию в возрасте 58 лет, мужчины — в 63 года.

Как изменяется пенсионный возраст согласно реформе

Пенсионный возраст в Беларуси в 2017 году подвергся реформированию, до этого времени он составлял 60 лет у мужчин и 55 у женщин. После старта изменений пенсионный возраст Беларусь планирует поднять до 63 лет мужчинам и 58 лет — женщинам. Переходный период предусматривает поэтапный рост на полгода каждый год. График выхода на пенсию в РБ представлен в виде таблицы.

Год Пенсионный возраст в Белоруссии для женщин, лет Пенсионный возраст в Белоруссии для мужчин, лет
2017 55,5 60,5
2018 56 61
2019 56,5 61,5
2020 57 62
2021 57,5 62,5
2022 58 63

Что нужно для назначения трудовой пенсии по возрасту

Право на такую пенсию получают жители Беларуси, достигшие общеустановленного пенсионного возраста, которые до этого трудились и получали доход и уплачивали страховые взносы в ФЗСН.

Основными показателями, определяющими размер пенсии, являются:

  • стаж работы;
  • величина заработка;
  • доплаты и льготы за трудные условия и особые заслуги.

Последний пункт касается вредных условий труда, например, при горных работах; заслугами могут счесть и многодетность матери, и научные степени и т.д.

О стаже

Первым основанием для назначения пенсии является стаж. Он учитывается двумя способами:

  • страховой стаж – время, в которое с зарплаты уплачивались взносы в Фонд соцзащиты;
  • общий трудовой стаж – сюда включают и те периоды, за которые взносы не платили, например, отпуска по уходы за ребенком, срочная служба в армии и пр.
Читайте также:  Как зарегистрировать дом на земельном участке: документы и порядок действий

Как считают трудовой и страховой стажи для назначения пенсии?

— Под страховым стажем подразумеваются только периоды работы с уплатой взносов в фонд соцзащиты. Сюда не входят учёба, декретный отпуск, уход за малолетними детьми либо нетрудоспособными гражданами. Срочную службу в армии в него будут включать за периоды службы, начиная с января 2020 года. Кроме того, если выяснится, что ваш наниматель не платил за вас взносы в фонд соцзащиты, это время тоже не попадёт в страховой стаж. Минимальный страховой стаж, необходимый для получения пенсии, увеличивается на полгода каждый год. В 2021 году он 18 лет. В итоге минимальный страховой стаж должен увеличиться до 20 лет. Это произойдёт в 2025 году.

Чтобы получать полную трудовую пенсию по возрасту, общий стаж должен быть минимум 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин. В этот стаж, в отличие от страхового, входят учёба в вузе, отпуск по уходу за ребёнком, армия, уход за инвалидом I группы или человеком старше 80 лет. Чем больше ваш трудовой стаж, тем больше будет пенсия.

Итак, чтобы получить положенную трудовую пенсию по возрасту, нужно наработать и трудовой стаж (минимум 25/20 лет), и страховой стаж (в этом году — минимум 18 лет).

Мой трудовой стаж больше 40 лет, а пенсия маленькая, еле на лекарства хватает. Почему наши пенсии такие маленькие?

Таблица: страны Европы с самыми низкими пенсиями

Страна

Средняя пенсия (выражено в EUR)

Пенсионный возраст

Украина 102 Для мужчин: 60

Для женщин: 58,5

Болгария 368 Для мужчин: 64 года 1 месяц

Для женщин: 61 год 2 месяца

Румыния 261 Для мужчин: 65

Для женщин: 60 лет 11 месяцев

Литва 374 Для мужчин: 63 года и 8 месяцев

Для женщин: 62 года 4 месяца

Россия 176 Для мужчин: 65

Для женщин: 60

Эстония 582 Для мужчин: 63,5

Для женщин: 63,5

Латвия 304 Для мужчин: 63 года 9 месяцев

Для женщин: 63 года 9 месяцев

Помимо того, что пенсионный возраст в разных странах мира существенно различается, существует несколько систем, в соответствии с которыми, происходит начисление будущих платежей.

Пенсионный возраст в Беларуси

Пенсионер – это человек, достигший пенсионного возраста и имеющий право на выплаты от государства. Не так давно пенсионный возраст в Беларуси для женщин составлял 55 лет при стаже 20 лет. А для мужчин – 60 лет, при стаже 25 лет. Но с 2017 года происходит постепенное повышение срока выхода на пенсию. Завершение реформы планируется на 2020 год. К тому времени пенсионный возраст в Беларуси для мужчин будет составлять 63 года, а для женщин 58 лет.

Повышение пенсий в Беларуси в 2020 году была вынужденной мерой. Наблюдается падение рождаемости, старение населения и рост среднего возраста белорусов.

Выясним, сколько в Беларуси пенсионеров. В общей численности наблюдается увеличение доли этой категории населения. Количество пенсионеров в 2017 году было 2,6 млн. человек.

Предусмотрено две категории выплат – это трудовые пенсии в Беларуси и социальные. Первые полагаются в следующих ситуациях:

  1. При достижении возраста выхода на пенсию в Беларуси, который предусмотрен законодательством.
  2. По инвалидности. Пособие получают при наличии профессионального заболевания или по причине травмирования на производстве. Также выплаты предусмотрены и при серьезных заболеваниях, не связанных с рабочей деятельностью.
  3. При потере кормильца. Пособие выплачивается нетрудоспособным членам семьи, в которой нет кормильца.
  4. За выслугу лет получают пособие граждане, трудящиеся в условиях, ведущих к преждевременной потере профессиональной трудоспособности.

Предусмотрены и определенные социальные выплаты для тех, кто не может рассчитывать на трудовое пособие. К данной категории относятся люди, имеющие разную степень инвалидности и лица без минимального социального стажа.

В соответствии с пенсионной реформой, стартовавшей в Белоруссии в 2017 году, возраст выхода на пенсию будет повышаться ежегодно на 6 месяцев вплоть до 2023-го. Преобразования касаются и будущих пенсионеров, и будущих пенсионерок.

На 2020-й выход на пенсию в Беларуси:

  • Для граждан — 62 года.
  • Для гражданок — 57 лет.

Белорусское правительство считает, что введенная им система ступенчатого повышения пенсионного возраста приносит и гражданам, и государству одну только пользу:

  • Ежегодное увеличение пособий пожилым людям, уже вышедшим на пенсию.
  • Стабилизация экономического положения пенсионного фонда — в частности, препятствование уменьшению его доходных статей.
  • Смягчение дефицита рабочей силы на внутренних рынках труда.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *