Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Таксисты не смогут задирать цены из-за повышенного спроса». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Одной из наиболее ожидаемых рынком норм является возможность работать в такси самозанятым водителям. Сейчас 67% выручки на рынке приходится на легальных водителей, 8,2% из них выбирают налоговый режим самозанятости. Но есть нюанс.
Региональные реестры такси
Еще одно нововведение, которое призвано сделать отрасль максимально прозрачной: создание отдельных региональных реестров. Сейчас данные о работе отрасли в регионах собираются по-разному, и чаще они собраны либо частично, либо вовсе отсутствуют, так как нет единой формы, в которой они должны быть представлены.
«В результате, если кто-то из регулирующих органов захочет посмотреть на статистику по отрасли — он просто не сможет это сделать быстро и комфортно. Отсюда вытекают и проблемы с регулированием, и проблемы с оценкой ситуации в отрасли, и непонимание, какие задачи перед ней стоят в первую очередь», — объясняет инициативу главный аналитик ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Андрей Ионин.
Штраф за использование автомобиля с шашками
Статья 12.5 КоАП:
41. Управление транспортным средством, на котором незаконно установлен опознавательный фонарь легкового такси или опознавательный знак «Инвалид», —
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
7. Управление транспортным средством, на которое незаконно нанесена цветографическая схема легкового такси, —
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей.
Выше были рассмотрены штрафы за незаконную установку опознавательных элементов на такси, однако в 2023 году отдельные штрафы предусмотрены и за управление автомобилем с незаконными шашками:
- За фонарь на крыше — 5 000 рублей с конфискацией.
- За шашечки на автомобиле — 5 000 рублей.
То есть если человек незаконно установил фонарь и наклейки такси, а затем выехал с ними на дорогу, то он получит 4 штрафа по 5 000 рублей.
Таблица штрафов для таксистов
№ | Нарушение | Штраф |
1 | Отсутствие лицензии при себе | 5 000 |
1.1 | Отсутствие лицензии в принципе | 50 000 |
2 | Отсутствие путевого листа | 500 |
3 | Незаконная установка фонаря такси | 5 000 |
4 | Незаконное нанесение шашек | 5 000 |
5 | Управление автомобилем с незаконным фонарем | 5 000 |
6 | Управление автомобилем с незаконными шашками | 5 000 |
7 | Отсутствие фонаря или шашек на такси | 3 000 |
8 | Невыдача чека | 1 000 |
9 | Неразмещение обязательной информации | 1 000 |
Правила перевозки пассажиров в такси и требования к таксистам
Понятие легкового такси закреплено в постановлении Правительства РФ № 112 от 14.02.2009 г. Это автомобиль категории М1, используемый для перевозки людей и их багажа по публичному договору.
Правила перевозки закреплены в разделе 4 документа. Пассажир не имеет права вносить свои правки в договор фрахтования, так как отдельное соглашение не заключается. При заказе он соглашается с действующими условиями.
Клиента информируют о подаче машины. В салоне должна быть информация о:
- наименовании перевозчика
- правилах пользования транспортом;
- тарифах;
- водителе (Ф.И.О., фото и т.д.);
- сведения о госоргане, контролирующем перевозки такси.
Водители обязаны соблюдать все требования правил. По ПДД такси может двигаться по полосе, предназначенной для общественного транспорта на основании п. 18.2.
Но не всегда это возможно на практике. Например, в Москве и некоторых других городах въезд на полосу для общественного транспорта ограничен знаком 3.1. Таксисты в такой ситуации не могут ехать по выделенному ряду.
Водители такси не имеют право становиться в местах, где остановка запрещена знаком 3.27. Отступать от требования этого знака может только маршрутный транспорт.
Также водители обязаны соблюдать требования по перевозке детей в специальных удерживающих устройствах. Если такого элемента нет, водитель обязан отказаться от поездки.
Что за реестры такси появятся в России?
Согласно закону, в России в скором времени создадут сразу три реестра: региональный реестр служб заказа такси, региональный реестр перевозчиков легковыми такси и региональный реестр легковых такси. Несмотря на схожесть названий, сведения они будут содержать разные.
Так, региональный реестр служб заказа такси будет содержать данные обо всех службах заказа такси в регионе, а также об их праве на осуществление легковых перевозок.
В региональный реестр перевозчиков легковыми такси субъекты РФ будут вносить сведения обо всех перевозчиках, а также об их разрешениях на перевозку пассажиров.
Региональный реестр легковых такси — это база данных обо всех автомобилях, которые перевозят пассажиров за деньги.
При этом все три реестра будут объединены в одну большую федеральную информационную систему. Там все эти данные будут систематизированы и доступны для профильных ведомств.
Всю информацию из базы данных будут размещать на специальном сайте. Предполагается, что такая мера позволит усилить контроль за пассажирскими перевозками в России.
Также одна из возможных поправок предусматривает изменения в ценообразовании. Если сейчас, несмотря на закон о такси с 1 января 2017 цену рынку диктуют посредники, то есть компании служба заказа, то теперь организовывать процесс ценообразования должны непосредственно таксопарки. Основные требования действующего законодательства для компаний, оказывающих таксомоторные услуги: обязательно работать с лицензией, когда отсутствует действующая лицензия минимальный штраф будет 50 000 руб. Для ИП он составит 100 000 руб., для коммерческих юридических организаций 400 000 соответственно. Повторное нарушение данного требования влечет за собой конфискацию автомобиля.
Законы, регулирующие работу такси
Прямого закона, регламентирующего организацию работы, а также правила и порядок предоставления услуг такси, до настоящего времени не издано. Неофициальное название «закон о такси» получил Федеральный Закон (ФЗ) № 69 в редакции 2014 года, который внес изменения в отдельные положения нормативных актов и, в том числе, предусмотрел несколько статей, связанных с этим видом деятельности:
- 3-я определяет наказание за нарушение работы такси, в их число входят штрафы за перевозку людей без лицензии (КаАП РФ);
- 7-я устанавливает ответственность за нарушения порядка перевозки людей и багажа (ФЗ №259 от 8.11.2007 года);
- 8-я защитила права юридических и физических лиц, занимающихся предоставлением услуг перевозки при проведении контрольных и надзорных проверок уполномоченными государственными или муниципальными органами (ФЗ №294 от 26.12.2008 года);
- 9-я прямо определила порядок предоставления услуг такси, от условий получения лицензии и состояния автотранспорта, до организации работы, а также контроля ее результатов.
Именно 9-я статья послужила причиной «народного» названия ФЗ № 69, как «закон о такси», но в нормативно-правовых документах отсылка к первоисточнику носит официальное наименование.
Водители обязаны соблюдать все требования правил. По ПДД такси может двигаться по полосе, предназначенной для общественного транспорта на основании п. 18.2.
Но не всегда это возможно на практике. Например, в Москве и некоторых других городах въезд на полосу для общественного транспорта ограничен знаком 3.1. Таксисты в такой ситуации не могут ехать по выделенному ряду.
Водители такси не имеют право становиться в местах, где остановка запрещена знаком 3.27. Отступать от требования этого знака может только маршрутный транспорт.
Также водители обязаны соблюдать требования по перевозке детей в специальных удерживающих устройствах. Если такого элемента нет, водитель обязан отказаться от поездки.
Условия получения лицензии на такси
В настоящее время желающим зарабатывать извозом в России, необходимо получить разрешение на перевозку пассажиров такси, которое называется лицензией. Документ предоставляет водителю право на пассажироперевозки за определенную плату. Все вопросы, связанные с деятельностью такси, регулируются 9 статьей Федерального закона №69-ФЗ. Поэтому отсутствие лицензии является прямым нарушением российского законодательства.
У разрешения на такси нет единой формы. Каждый регион утверждает образец бланка самостоятельно. Но лицензия водителя такси на своей машине должна содержать следующие обязательные сведения:
- наименование организации, выдавшей разрешение;
- паспортные данные водителя;
- информацию об ИП, ООО или компании, в которой трудоустроен таксист;
- регистрационный номер, марку, модель транспортного средства;
- номер, дата выдачи, срок действия.
Документ должен храниться в салоне автомобиля и предъявляться по требованию сотрудника ГИБДД, должностного лица уполномоченного органа или пассажира. Его отсутствие наказывается штрафом в размере 30 000 рублей. При повторном нарушении, помимо уплаты указанной суммы, таксист лишается водительского удостоверения. Если же он сотрудничает с юридическим лицом на основании трудового договора, то размер штрафа увеличивается до 400 000 рублей.
Разрешение на автомобиль выдается уполномоченными органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации на основании заявления индивидуального предпринимателя или юридического лица, то есть, для изготовления лицензии на такси нужно создать ИП или ООО. Частное (физическое) лицо, пожелавшее заняться пассажирскими перевозками, разрешение получить не сможет. Это регламентировано законом, вступившим в силу в 2015 году.
Исходя из требований законодательной базы РФ, чтобы начать легальную деятельность как такси, необходимо выполнить следующие условия:
- зарегистрироваться в налоговом органе;
- получить разрешительную документацию;
- уведомить ФСС о создании ИП или ООО;
- привести авто в соответствующий вид.
Лицензию необходимо оформлять на каждое транспортное средство, используемое для пассажирских перевозок. Действительна она на протяжении пяти лет и на территории только того региона, где выдана. Исключение составляют те случаи, когда пассажира по его требованию необходимо доставить в пункт назначения, расположенный в другом регионе РФ. Вместо утерянного или испорченного документа можно получить дубликат.
По истечении пяти лет лицензию можно продлить или аннулировать. Отказаться от нее можно и в случае принятия решения досрочного прекращения деятельности.
Документ можно получить несколькими способами:
- лично обратившись с заявлением в Минтранс или его представительство;
- воспользовавшись услугами компании-посредника, оказывающей помощь в получении лицензии на такси;
- создав заявку на сайте «Госуслуги».
Ответственность и контроль
Лицо, осуществляющее перевозки, обязано оповестить своего диспетчеру или работника, его заменяющего, принимающего заказы, данные разрешительных документов на право работы. Диспетчеры отвечают перед фрахтователем заказа за достоверность сведений о перевозчике. Крупные службы такси имеют право работать только с перевозчиками, имеющими лицензию на право деятельности. В законе не указаны размеры административного воздействия на диспетчерские службы в случае нарушения этого пункта.
Контроль над деятельностью таксистов в рамках обеспечения безопасности пассажиров осуществляется специальным уполномоченным правительством России органом федеральной исполнительной власти. Одним словом, контролировать наличие разрешительных документов будут местные органы самоуправления, а работники отделения ГИБДД проверят стаж, внешний вид машины, неисправность, прохождение технического и медицинского осмотра и выпишут штрафы для таксистов.
Лицензирование такси, как получить лицензию, процедура по шагам
Перевозка пассажиров не подлежит лицензированию. Заинтересованному лицу требуется только разрешение на работу. Его выдают организациям или ИП в органе, который на уровне субъекта федерации занимается регулированием отношений в сфере транспорта.
Потребуются следующие документы:
- заявление;
- паспорт гражданина (или уставные документы организации);
- свидетельство о регистрации машины;
- копия договора аренды или иного соглашения, если автомобиль не в собственности заявителя.
В заявлении должны быть следующие данные:
- Ф.И.О. ИП или наименование организации;
- юридический адрес;
- ИНН;
- контактные данные (телефон, электронная почта).
Государственные органы обязаны выдавать разрешения всем заявителям, которые имеют в собственности или в пользовании легковые автомобили.
Физлицам могут разрешить оказывать услуги такси с 1 января
?
Новый законопроект абсолютно не решает проблемы, существующие на рынке такси, считает директор по развитию «Петербургского такси 068» (такси полного цикла) Виктор Соловьев. «Вас должно было насторожить, что агрегаторы с радостью восприняли эту редакцию», — отметил он. Основная его претензия к проекту — не прописана ответственность агрегаторов за выпуск автомобилей, которая есть у перевозчиков, «за медицинский контроль, за то, чтобы водители не перерабатывали, не уставали, не засыпали за рулем, не употребляли наркотики и так далее». По мнению Соловьева, надо определиться: если агрегатор позиционирует себя как информационная площадка, то он не должен устанавливать тарифы. В ином случае он должен нести ответственность как перевозчик. Еще один важный момент, считает он, закон не учитывает. Это отсутствие системы допуска водителей, в результате в такси может работать почти кто угодно. Поэтому нужно выдавать разрешение не на автомобиль такси, а на водителя.
Коммерческий директор «Старого такси» Алексей Щербак считает, что проблема качества перевозок во многом связана с появлением агрегаторов, которые не имеют материальных обязательств по перевозке и при этом опускают цены. В результате водители, чтобы отбить затраты на бензин, комиссию и аренду автомобиля, вынуждены работать по 12 часов. Они устают и чаще попадают в аварии. Опытные таксисты уходят, а их место занимают иностранцы, которые зачастую не знают города и русского языка. Щербак тоже говорит о необходимости выдачи разрешений водителям, а не на машину. «Сейчас у водителя ничего не должно быть, кроме прав. Никто не отслеживает по факту прохождение медкомиссии и техосмотров. Люди ездят с пачкой липовых путевых листов, и никто этим не занимается. Мне кажется, что существующий подход со стороны государства в сфере контроля качества немного неправильный, и агрегаторы этим пользуются», — говорит он.
?
Директор института экономики транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин называет законопроект конфликтным. В нем, по его словам, отражена дискуссия, которая ведется по всему миру, связанная со статусом агрегаторов. «Агрегатор везде говорит: я информационная доска, я ни за что не отвечаю. А бизнес и профсоюзы говорят: ты работодатель и должен взять на себя все его обязанности. Обе точки зрения имеют право на существование», — говорит он и добавляет, что возможны разные варианты распределения полномочий между агрегаторами и другими участниками рынка, и какой из них окажется в итоговом проекте, пока неясно. Важным пунктом законопроекта, по его мнению, должно стать ужесточение допуска в профессию, так как на рынке полно водителей, не имеющих национального водительского удостоверения, не знающих языка. В США, например, это невозможно.
Законопроект в целом «намного лучше», чем предыдущие версии, считает председатель комитета Московской ТПП по развитию таксомоторных перевозок Богдан Коношенко. Вопросы вызывает пункт об ограничении числа разрешений (нужно уточнить, что учитываются только действующие, а не все) и о необходимости аттестации на знание города (если речь идет об основных достопримечательностях, это допустимо, а если о расположении улиц, то современные средства навигации вполне с этим справляются). Также он считает, что не совсем справедливо налагать ответственность за последствия ДТП на агрегатора, если он передал заказ перевозчику, который действует по закону. А в ином случае его и так накажут — оштрафуют на 100–200 тыс. рублей, что должно отбить желание работать с нелегальными перевозчиками.
По мнению председателя Общероссийского объединения пассажиров Ильи Зотова, концептуально предложенный законопроект гораздо лучше, чем предыдущий, и его нужно принимать в первом чтении, а потом уже дорабатывать. В частности, он считает важным прописать право государства устанавливать тарифы или понятные правила их формирования, «потому что во время праздников или каких-то форс-мажорных ситуаций тарифы вырастают в разы». Также, уверен он, нужно выдавать разрешения на водителя и создать единый федеральный реестр автомобилей такси, чтобы пассажиры, чьи права нарушены, могли вносить водителей в черный список.
В конце декабря 2017 года сообщалось, что таксистам планируют разрешить работать на основе патента. Тогда о этом рассказал министр финансов Джамшид Кучкаров, который сообщил, что предложение разработано в целях повышения уровня легализации доходов.
Уточнялось, что нововведение планируется распространить на транспорт, в котором не больше четырех пассажирских мест.
В январе 2018 года стало известно, что предложение разрешить частникам оказывать услуги такси на основе патента было раскритиковано (кем именно не уточнялось).
Отмечалось, что «в этой ситуации жизнь пассажиров и водителей остается под угрозой, и в целом нет единого подхода ко всем аспектам».
В первую очередь здесь имеются в виду междугородние перевозчики и отчасти те таксисты, что работают, не будучи членами определенных объединений:
«Безусловно, эта услуга нуждается в патентовании, но если сейчас трезво оценивать ситуацию, то очевидно, что мы в 2018 году к таким изменениям не готовы», — сказал тогда заместитель министра финансов Ахадбек Хайдаров.
Замминистра отметил, что «в общем счете и не ожидалось, что патентование этой услуги приведет к большому потоку финансовых поступлений».
В апреле был опубликован проект указа президента «О мерах по дальнейшему сокращению и упрощению лицензионных и разрешительных процедур в сфере предпринимательской деятельности, а также улучшению условий ведения бизнеса», где было предусмотрено разрешение ИП оказывать услуги такси, а также отмена требований по установке в линейных такси контрольно-кассовых машин и средств радиосвязи.
Однако в окончательную редакцию указа, подписанную главой государства, эти предложения не вошли.
В Министерстве юстиции это объяснили тем, что на основе поступивших от пользователей предложений в проект указа были внесены правки.
«Что же касается пункта о предоставлении ИП права оказывать услуги такси, то он не попал в окончательную редакцию, так как было принято решение еще раз дополнительно изучить этот вопрос», — отмечали в ведомстве.
В Минюсте обращали внимание на пункт №7 окончательной редакции указа, где говорится, что министерствам, ведомствам и организациям поручено продолжить работу по кардинальному улучшению условий для ведения бизнеса, в том числе, с учетом зарубежного опыта и на основе опроса целевой аудитории.
«То есть, работы в этом направлении продолжаются», — говорилось в сообщении ведомства.
Представители рынка критикуют тот факт, что оказывать услуги такси можно только юрлицам:
«На сегодняшний день выдано около 4000 лицензий на не маршрутное такси по Узбекистану. Около 70 тысяч машин таксуют на дорогах Узбекистана. 94,3% из них таксует без лицензий. 4000 тысяч машин платят налог 2,7 млрд сумов в год. При переходе на патентную систему от 70 тысяч водителей (по 1 МРЗП) государство будет получать 43 трлн сумов в год (на 159 000% больше). Это десятки тысяч новых рабочих мест», — говорил сооснователь MyTaxi Акмаль Пайзиев.
Пайзиев отмечал, что все водители с удовольствием начали бы принимать карты UzCard через Click и Payme. Что касается контроля, о котором шла речь выше, то сделать это можно используя технологии.
«Пусть позовут нас, объясним и покажем, как это делается», — говорил Пайзиев.
Рустам Шамурадов, основатель и руководитель Taxi.uz, отмечал, что если ИП разрешат оказывать заниматься частным извозом, вырастет количество легальных такси и поступление денежных средств в бюджет. По мнению экспертов, в Ташкенте ежедневно около 15 тыс. водителей таксуют без лицензии.
«Работа такси на основе патента позволит уменьшить безработицу и увеличить сумму пенсии. Сейчас огромная армия нелегальных таксистов социально не защищена. Если сектор выйдет из тени, бывшие бомбилы будут проходить медицинский осмотр, а их автомобили — техосмотр, это плюс к безопасности пассажиров. Кроме того, в случае нарушения при перевозке пассажиров водителя такси можно будет найти и привлечь к ответственности», — говорил Шамурадов.
Предприниматель отмечал, что, в целом, качество обслуживания улучшится, сервис станет привлекательнее, в том числе для туристов. Сумма поездки будет фиксирована. Отрасль начнет подниматься с колен.
С 1 января 2021 года – новые правила перевозки такси: что изменилось
Законом уже обретена юридическая сила. Изменения начали вступать в строй 1 июля 2021 года. Так что надежды для любителей легких подработок нет – правительство намерено жестко контролировать сферу извоза. Закон о такси с 1 июля 2021 года предполагает множество штрафов и запретительных мер, так что нарушителям придется несладко. Еще раз напомним о ключевых изменениях:
- Минимальный водительский стаж перевозчика – 3 года.
- Максимальный срок эксплуатации авто – 7 лет.
- Оснащение всех такси системой навигации ГЛОНАСС.
- Оформление персональной карты.
- Предрейсовые осмотры.
По агрегаторам ударила в первую очередь необходимость приобретения онлайн-касс, а ведь эти компании занимаются информационной деятельностью. Убер, Яндекс, Максим – все они оказались в затруднительном положении. Представители руководства некоторых компаний уже заявили, что не собираются приобретать кассовые аппараты для водителей, установивших приложения на смартфоны. Если вы – партнер агрегатора, придется проходить через официальную регистрацию со всеми вытекающими последствиями. Вероятно, многие таксисты прекратят заниматься этим бизнесом.
К агрегаторам подключены и многие таксопарки – теперь они будут вынуждены оснащать свои машины онлайн-кассами. А ведь еще существуют “подключашки” – посредники между водителями и монстрами-агрегаторами. Комиссионные сборы “подключашек” составляют 10% стоимости заказа – теперь эта цифра может увеличиться из-за дополнительных расходов по переоснащению парка. Не исключено, что Закон о такси 2021 похоронит многие онлайн-конторы, безбедно существовавшие на протяжении последних лет.
Как уже было сказано, многие диспетчерские службы, занимающихся стыковкой пассажиров и перевозчиков, не заслуживают уже доверие, поэтому их деятельность должна быть переформатирована. После принятия изменений в ФЗ-69, и в этом не приходится сомневаться, исчезнут нелегальные диспетчерские службы, а все посредники должны пройти через процедуру регистрации. Для открытия диспетчерской службы иностранным гражданином он должен открыть на территории России дочернее предприятие.
Диспетчеры должны предоставлять пассажиру полную информацию о транспортном средстве, включая марку и цвет автомобиля. Не должны они рекомендовать таксистов, работающих без разрешения, а в случае нарушения этих правил посредник отвечает наравне с водителем. Для оперативного решения возникающих споров вся информация о выполненных заказах будет храниться на протяжении 6 месяцев, причем в печатном и электронном виде одновременно.
Нарушителей ждет приостановка деятельности на 3 месяца и штраф до 3 млн. руб.
Вот какие основные моменты прописали авторы проекта документа.
- Ввести регистрационные карты для автомобилей-такси. Регистрационная карта выдается на каждое транспортное средство, участвующее в осуществлении регулярных пассажирских перевозок, причем использовать автомобиль-такси в личных целях запрещается.
- Водители должны работать с компаниями-перевозчиками только на основании трудовых договоров. Договоры подряда исключаются, то есть перевозчик должен будет принимать водителей на работу в штат.
- Деятельность в качестве диспетчера такси может осуществляться юридическими лицами с местом нахождения в Республике Беларусь на основании карты-допуска диспетчера. Выдача карты обойдется в 100 базовых величин.
Авторы этих изменений объясняют, что после отмены лицензирования этого вида деятельности в 2017 году участились случаи недобросовестной конкуренции. В частности, не соблюдается режим труда и отдыха, транспортные средства не проходят необходимый контроль. Это позволяет снижать расходы и устанавливать более низкие тарифы по сравнению с конкурентами, которые осуществляют регулярные перевозки. Кстати, еще в октябре прошлого года Минтранс предлагал вернуть лицензирование такси.
Толчком к развитию недобросовестной конкуренции, по мнению разработчиков указа, послужил приход на рынок электронных информационных систем, используемых диспетчерами такси, зарегистрированными за пределами Беларуси, которые «занимают деструктивную позицию и способствуют совершению перевозчиками нарушений законодательства о транспорте».
Использование трудовых договоров позволит при приеме на работу подтверждать водительский стаж, проходить обучение, курсы повышения квалификации водителю. Договоры подряда, по которым сейчас многие водители работают с компаниями-перевозчиками, такой возможности не предоставляют.