НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Так, с 2023 года пользоваться этой системой не вправе индивидуальные предприниматели и нотариусы. Основной запрет на УСН для ИП, оказывающих услуги, был введен с 2022 года, но для некоторых категорий предпринимателей делалось исключение. Так, остаться на «упрощенке» могли ИП, работающие в сфере здравоохранения, общепита, туризма, программирования. Но с 2023 года запрет на применение УСН распространяется на всех предпринимателей.

Ставки налога на профессиональный доход

Устанавливаются две ставки, по которым будет начисляться профессиональный доход (п. 191 ст. 1, ст. 381−2 проекта НК-2023).

10% в отношении профессионального дохода, полученного от:

  • физических лиц (независимо от его размера);
  • иностранных организаций и иностранных индивидуальных предпринимателей (независимо от его размера);
  • белорусских организаций и белорусских индивидуальных предпринимателей в размере, не превышающем 60 000 белорусских рублей в целом за год.

20% в отношении профессионального дохода, полученного:

  • от белорусских организаций и белорусских индивидуальных предпринимателей, в размере, превысившем 60 000 белорусских рублей в целом за год;
  • при выявлении налоговым органом факта получения плательщиком дохода без формирования чека посредством приложения «Профналог».

Что касается организаций, то работать по упрощенной системе налогообложения смогут только те из них, которые удовлетворяют требованиям, перечисленным в п. 1 ст. 324 новой редакции НК РБ. Но есть ряд ограничений, при которых применение УСН для организаций запрещено. К ним относятся:

  • Наличие хотя бы одного филиала, зарегистрированного в налоговом органе.
  • Доверительное управление имуществом.
  • Получение денежных средств (наличных или безналичных), не включаемых в валовую выручку и не относящихся к доходам (выручке), перечисленным в 4 ст. 174 и п. 2 ст. 328 НК-2023. Это касается в том числе средств, полученных по договорам гражданско-правового характера, а также принятых в виде оплаты (возмещения) расходов, упомянутых в ч. 2 подп. 5.3 ст. 328 НК-2023. Обойти этот запрет можно, если в учетной политике будет указано, что данные средства признаются внереализационными доходами и будут облагаться налогом как валовая выручка.

Также с 2023 года нельзя применять принципы «по начислению» и «по оплате» для расчета выручки при УСН. Теперь она будет отражаться только по кассовому принципу. Это значит, что размер выручки определяется по мере поступления оплаты за товары, услуги, работы (включая предоплату).

Что прокомментировано в книге?

В книге приведен полный текст Налогового кодекса РБ 2021 (общая и особенная части) со всеми приложениями с учетом изменений, внесенных Законом от 29.12.2020 № 72-З «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь»

В комментарии мы рассмотрели изменения в НДС и акцизы, налоги на прибыль и доходы, ресурсные (экологический, земельный, недвижимость) платежи, УСН и подоходный налог.

Мы также детально рассматриваем нововведение 2021 года — транспортный налог и порядок его исчисления и уплаты в бюджет согласно новой главе 281 НК.

В комментарий к изменениям в НК мы также включили анализ норм статей 2 – 7 Закона № 72-З, не включенных в текст самого кодекса, но вступающих в силу и обязательных для применения с 1 января 2021 года.

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

  • О Ресолве
  • Бухгалтерия
  • Юристы
  • Кадры
  • IT и ПВТ
  • Аутстаффинг
  • Бухгалтер+Кадровик+Юрист
  • Первый звонок и новый стадион, или Как прошел День знаний в школе № 1 в Смолевичах
  • Островки безопасности появились на дорогах возле школ Минщины
  • Тир, бассейн и кабинет кулинарии: в Столбцах открыли новую школу
  • Кукуруза тоже болеет. На посевах в Молодечненском районе обнаружили грибок
  • Россия и Беларусь перешли на сниженные роуминговые тарифы
  • Первый звонок и новый стадион, или Как прошел День знаний в школе № 1 в Смолевичах
  • Островки безопасности появились на дорогах возле школ Минщины
  • Iнтэр’актыўную дошку ўручылі дзіцячаму саду-сярэдняй школе ў Гародзьках
  • Школьнікі Міншчыны сталі пераможцамі «Жывой класікі»
  • Тир, бассейн и кабинет кулинарии: в Столбцах открыли новую школу
  • Перед белорусскими пунктами пропуска скопилась почти 1000 фур
  • Грипп или COVID-19? От чего привиться первым, и можно ли все и сразу? Шпаргалка для опасливых
  • Валожынскай школе падарылі сертыфікат на набыццё мульціборда
  • Первый звонок прозвенел в этом году для двух первых классов гимназии № 3 Солигорска
  • Кукуруза тоже болеет. На посевах в Молодечненском районе обнаружили грибок
  • Технологии
  • Хобби и стиль
  • Происшествия
  • Общество
  • Образование
  • Новости партнеров
  • Недвижимость
  • Мультимедиа МЛЫН.BY
  • Люди
  • Это интересно
  • Здоровье
  • Еда
  • Диалог с властью
  • Дела житейские
  • В мире
  • Афиша

Налоговый кодекс 2021: что изменилось

— 1. Новая редакция Налогового кодекса (далее — НК) дополнена новым критерием для признания расходов экономически необоснованными — имущество не передано в аренду (финансовую аренду (лизинг)) и продолжает использоваться арендодателем (лизингодателем) (п. 4.1 ст. 169).

Примером такой ситуации на практике может служить заключенный между организациями и/или ИП договор аренды, по которому договор и все отношения между субъектами существуют только на бумаге, фактически имущество в пользование не передается. Такого рода сделки часто совершаются между взаимозависимыми компаниями для увеличения размера расходов для налога на прибыль.

2. НК-2021 дополнен нормой (пп. 2.9. ст. 170), в соответствии с которой в состав расходов для налога на прибыль включаются расходы на оплату труда. В них включены:

  • Любые начисления физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и (или) натуральной форме
  • Вознаграждения по итогам работы за год и выплаты, которые носят характер вознаграждений по итогам работы за год
  • Премии, доплаты, надбавки, связанные с режимом работы или условиями труда, предусмотренные законодательством и (или) трудовым договором, соглашением, коллективным договором, на основании законодательства.

Ранее такие расходы учитывались плательщиками в составе нормируемых затрат, то есть включались в состав нормируемых расходов в размере не более 1% выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и сумм доходов. Новая норма позволяет все расходы на оплату труда, в том числе годовые премии, бонусы и др., включать в состав расходов на оплату труда для налога на прибыль.

1. Внесено дополнение, согласно которому физические лица, получающие доходы в виде дивидендов, облагаемые подоходным налогом по ставке в размере 6%, имеют право на получение налоговых вычетов, установленных статьями 209−211 Налогового кодекса (п. 3 ст. 199 НК).

2. НК-2021 дополнен нормой (п. 5 ст. 216), согласно которой в случае установления контролирующим органом факта неправомерного неудержания и неперечисления в бюджет подоходного налога налоговым агентом уплата подоходного налога осуществляется им за счет собственных средств.

Такой налог не подлежит дальнейшему удержанию у физического лица в порядке, установленном п. 5 ст. 216 НК (ч. 1 п. 5 ст. 216).

Неправомерное неудержание — заработная плата исчислена, но налог с суммы дохода не удержан и не перечислен в бюджет.

Неправомерное неперечисление — с начисленной заработной платы налог исчислен, но по сроку выплаты заработной платы не перечислен в бюджет.

Такие факты могут быть установлены как в ходе налоговой проверки на основе данных бухгалтерского учета, так и на основании собранных правоохранительными органами доказательств. В большинстве случаев информация попадает в контролирующие органы от самих работников, в том числе и анонимно.

Вышеуказанная норма направлена в первую очередь на предотвращение фактов выплаты заработной платы в конвертах и является своеобразной мерой воздействия на недобросовестных плательщиков, которые не платят подоходный налог.

Кроме того, распространенной практикой, особенно для неплатежеспособных предприятий, является неуплата подоходного налога (при предоставлении в банк документов на выплату заработной платы подоходный налог уплачивается не в полном объеме, а чисто номинально).

Изменения в главе 11 НК направлены на решение вопросов, которые возникали у плательщиков исходя из практики применения положений указанной главы. А также — на упрощение администрирования контроля трансфертного ценообразования.

В результате внесены следующие изменения:

  • Сокращено количество сделок, подпадающих под контроль налоговых органов. Это относится к сделкам, заключенным организациями — резидентами Беларуси с владельцами международных систем платежных расчетов с использованием банковских платежных карточек VISA, MasterCard, American Express, зарегистрированными в оффшорных зонах
  • Упрощен порядок подбора источников информации, содержащих сведения, обосновывающие применение рыночных цен. В частности, плательщику предоставлено право самостоятельно подобрать информационный источник с учетом выбранного им метода определения рыночных цен, не придерживаясь иерархии, которая существовала до 1 января 2021 года
  • Информирование налоговых органов об анализируемых сделках путем внесения сведений в электронный счет-фактуру (ЭСЧФ) осуществляют только плательщики налога на прибыль. До 2021 года сведения в ЭСЧФ подавали и компании, применяющие УСН
  • Предоставлена возможность при определении организаций, которые ведут сопоставимую деятельность, использовать национальные классификаторы видов деятельности иностранного государства
  • Предоставлено право при отсутствии сведений из бухгалтерской и (или) финансовой отчетности белорусских организаций использовать для определения рыночных показателей рентабельности сведения организаций государств — членов ЕАЭС, а при их отсутствии — иных иностранных организаций
  • Предоставлено право по разовым сделкам, по которым невозможно установить рыночную стоимость, используя предусмотренные НК Беларуси методы, определять рыночную цену по результатам независимой оценки. При этом под разовой сделкой понимается сделка, которая отличается от основной деятельности организации и осуществляется один раз в налоговом периоде
  • Увеличено количество сделок, по которым не составляется документация, подтверждающая экономическую обоснованность примененной цены. К таким сделкам относятся сделки по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, если прибыль, полученная от такой реализации, освобождена от налога на прибыль, а также в случае, если цена сделки (сумма цен сделок) с одним контрагентом в календарном году составляет не более 200 000 бел. руб. и которые не могут быть сгруппированы по признаку однородности сделок
  • Изменен порядок определения диапазона рыночных цен и диапазона рыночных показателей рентабельности. С 1 января 2021 года определение указанных диапазонов осуществляется исходя из квартилей (от фр. quartile — «четверть»)
  • С точки зрения усиления контроля применения трансфертного ценообразования в сделках со взаимозависимыми лицами предусматривается заключение соглашения между Минфином и МНС. В соответствии с ним Минфин будет ежеквартально предоставлять в электронной форме в МНС сведения о владельцах акций акционерных обществ не позднее 60 дней, следующих за истекшим кварталом.

Проверки налоговых органов в части трансфертного ценообразования не являются распространенным явлением. Однако для компаний с иностранным капиталом данные нормы являются важными. Причина в том, что в ряде случаев они составляют экономические обоснования цен для иностранных участников в рамках группы компаний.

1. Отдельные позиции продовольственных товаров, отдельные позиции товаров для детей при их реализации на территории Республики Беларусь при их ввозе на территорию Республики Беларусь облагаются НДС по ставке в размере 20% вместо ранее применявшейся ставки НДС в размере 10%.

2. При реализации на территории Беларуси лекарственных средств, медицинских изделий (в том числе протезно-ортопедических изделий) при их ввозе на территорию Республики Беларусь установлена ставка НДС в размере 10%.

Изменения в налоговом законодательстве в 2022 году

При направлении уведомления о принятом решении об уплате налога на добавленную стоимость в письменной форме посредством почтовой связи днем его представления является дата приема почтового отправления, а в электронной форме – дата его приема, зафиксированная с помощью программных средств налоговых органов либо национальной почтовой электронной системы.

Индивидуальный предприниматель с 1 января 2022 года вправе в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, производить уплату подоходного налога.

Все организации с 2022 года должны сдавать отчетность в инспекцию МНС в электронном виде с использованием электронной цифровой подписи (за исключением некоммерческих в стадии ликвидации).

Целью такой проверки является установление физических лиц, расходы которых превышают доходы. Проверка проводится за 10 лет, предшествующих году ее проведения. Если сумма расхождений расходов над доходами по информации ИМНС превысит 500 базовых величин, у физического лица истребуются пояснения об источниках доходов.

Экспортируемые транспортные услуги облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке в размере ноль (0) процентов при оформлении их международными транспортными или товарно-транспортными документами либо иными международными документами.

Налоговый Кодекс Республики Беларусь

Рaссмoтрим кaкиe планируются произойти измeнeния с размерами налоговых вычетов по подоходному налогу в 2021 г., a также сравним с показателями 2020 года. (см. таблицу ниже).

Кому положен вычет

Размер вычета (за месяц)

2020

2021

Плательщикам, получившим доход за месяц в сумме, не превышающей установленный предел

117 р.

126 р.

при условии, что размер дохода, подлежащего налогообложению, не превышает

709 р.

761 р.

Индивидуальным предпринимателям (нотариусам, адвокатам), не имеющим в течение отчетного (налогового) периода (его части) места основной работы (службы, учебы) и получившим доход, не превышающий установленный предел

117 р.

126 р.

при условии, что размер доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму профессиональных налоговых вычетов, не превышает в соответствующем календарном квартале

2126 р.

2283 р.

На ребенка в возрасте до 18 лет и (или) каждого иждивенца

34 р.

37 р.

Вдове (вдовцу), одинокому родителю, приемному родителю, опекуну или попечителю — на каждого ребенка в возрасте до 18 лет и (или) каждого иждивенца

65 р.

70 р.

Родителям, имеющим двух и более детей в возрасте до 18 лет или детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, — на каждого ребенка

Категориям плательщиков, указанным в подпункте 1.3 пункта 1 статьи 209 Налогового кодекса РБ

165 р.

177 р.

В случае если плательщиком несвоевременно представил налоговому агенту документы, подтверждающие его право на стандартные налоговые вычеты, то налоговый агент должен произвести перерасчет подоходного налога. Излишне удержанные суммы подоходного налога засчитываются налоговым агентом в уплату предстоящих платежей подоходного налога либо возвращаются по заявлению плательщика.

Транспортные средства, зарегистрированные в Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь (ГАИ МВД), с 1 января 2021 года будут облагаться транспортным налогом на основании главы 28-1, дополнившей Налоговый кодекс Республики Беларусь. Одновременно с введением транспортного налога упраздняется взимание государственной пошлины за выдачу разрешения на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении.

При этом физические лица, уплатившие государственную пошлину и получившие разрешение на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении до 1 января 2021 года, будут уплачивать транспортный налог пропорционально количеству месяцев, следующих за месяцем, в котором истек срок действия такого разрешения.

Изменения в Налоговый кодекс РБ 2022. Проект официально опубликован

1. При переходе на подоходный налог ИП не становятся автоматически плательщиками НДС. Но такая обязанность возникнет, если выручка предпринимателя составит более 500 000 бел. рублей (примерно $ 194 тысячи), начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем возникновения такого превышения.

ВАЖНО!

Если индивидуальный предприниматель, оказывающий услуги, в 2021 году применял УСН с уплатой НДС и, переходя на уплату подоходного налога с 1 января 2022 года, желает продолжить уплату НДС, ему необходимо не позднее 20 января 2022 года представить в налоговый орган по месту постановки на учет уведомление установленной формы о принятом решении об уплате НДС (подпункт 1.3 пункта 1 статьи 113 Налогового кодекса).

2. С 1 января 2022 года ИП вправе вместо уплаты подоходного налога уплачивать единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц в порядке, установленном главой 33 Налогового кодекса. Однако тут есть два важных ограничения:

  • Единый налог можно применять только при оказании услуг по заказам граждан (физических лиц), приобретающих или использующих услуги исключительно для личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности
  • С 1 января 2022 года реализация дополнительных жилищно-коммунальных услуг, осуществление деятельности прочего пассажирского сухопутного транспорта, деятельности пассажирского речного транспорта, осуществление общественного питания исключаются из сферы применения единого налога (подпункты 2.3, 2.5 и 2.6 пункта 2 статьи 336 Налогового кодекса, подпункт 1.1.10 пункта 1 статьи 337 Налогового кодекса).

ПРИМЕР

ИП в 2021 году предоставлял для краткосрочного проживания жилые помещения, принадлежащие ему на праве собственности, и применял в 2021 году УСН без уплаты НДС.

В 2022 году ИП продолжил осуществлять указанный вид деятельности и 18 января 2022 года представил для краткосрочного проживания квартиру в Минске. В данном случае ИП не может с 1 января 2022 года продолжить применение УСН, поскольку, в соответствии с абзацем 9 пункта 5 статьи 326 Налогового кодекса, сдача в аренду имущества признается услугой.

Индивидуальный предприниматель с 1 января 2022 года вправе в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, производить уплату подоходного налога. В то же время ИП вправе вместо уплаты подоходного налога в отношении деятельности по предоставлению мест для краткосрочного проживания уплачивать единый налог. В данном случае индивидуальному предпринимателю необходимо представить в налоговый орган налоговую декларацию (расчет) по единому налогу за I квартал 2022 года.

Так как ИП впервые начинает в 2022 года осуществлять деятельность с уплатой единого налога, то налоговая декларация (расчет) по единому налогу за I квартал 2022 года представляется индивидуальным предпринимателем не позднее рабочего дня, предшествующего дню осуществления такой деятельности, то есть не позднее 17 января 2022 года.

3. Объектом налогообложения при применении подоходного налога является доход, то есть разница между выручкой и фактически понесенными затратами. Затраты должны быть совершены в «производственных» целях и документально подтверждены. Либо предприниматель может не вести учет фактических затрат для налогообложения, а воспользоваться правом на применение профессионального вычета в размере 20% от выручки.

Тогда к уплате: (3000−20%) х 16% = 384 BYN вместо 3000 х 16% = 480 BYN без вычета.

ВАЖНО!

Нельзя совмещать и профессиональный вычет 20%, и собирать затраты. Используется только один метод уменьшения налогооблагаемой базы, и с ним нужно определиться при подаче первой налоговой декларации за I квартал 2022 года.

4. Доходы от реализации учитываются индивидуальными предпринимателями на подоходном налоге по их выбору (ст. 205 Налогового кодекса):

  • по мере оплаты отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, переданных имущественных прав (принцип оплаты)
  • по мере отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав независимо от даты проведения расчетов по ним (принцип начисления).

— В первое время после вступления в силу изменений законодательства всегда много вопросов. А после таких глобальных изменений, как в этот раз, они возникают по самым разным поводам. Если есть непонимание по видам деятельности, от трактовки которых зависит применение той или иной системы налогообложении, советую отправлять запросы в свои налоговые органы (в личном кабинете), а также в Национальный статистический комитет. Запросы можно отправлять в электронном виде с помощью ЭЦП, это быстро и надежно.

Еще больше бизнеса — в нашем Telegram-канале. Подпишись!

Важно внимательно читать тексты как самих законодательных актов, так и их трактовки. Необходимо разделять нормы, которые относятся к индивидуальным предпринимателям и к организациям, либо к той или иной системе налогообложения.

У вас есть 3 месяца до подачи первых отчетов, чтобы постараться все выяснить и не принимать поспешных решений. Но тут важно, чтобы предприниматели были и сами проактивны: привлекали свои налоговые инспекции и иные органы к разъяснениям по конкретным ситуациям и интересовались новостями.

В состав внереализационных доходов с нового года будут включаться средства фондов предупредительных (превентивных) мероприятий (за исключением средств, поступающих в рамках целевого финансирования из республиканского бюджета) (подп. 3.42-1 ст. 174 НК). Напомним, такие фонды создаются страховыми компаниями в соответствии с Положением о страховой деятельности в Республике Беларусь, утв. указом от 25.08.2006 № 530, и Положение о порядке и направлениях использования средств фондов предупредительных (превентивных) мероприятий по видам добровольного страхования, утв. Постановлением Совмина от 04.11.2006 № 1462.

Вклады в имущество хозяйственных обществ

С 28.04.2021 г. вступила в силу норма ст. 29-1 Закона Республики Беларусь «О хозяйственных обществах», позволяющая участникам хозобществ вносить вклады в имущество своих компаний, не приводящие к увеличению уставного фонда и изменению размера долей (номинальной стоимости акций). Чтобы обеспечить более комфортное применение этой нормы, ст. 175 НК дополняется подпунктом 4.25, согласно которому такие вклады не будут включаться в состав внереализационных доходов хозяйственных обществ.

Отметим также, что ст. 31 Общей части НК будет дополнена подп.2.7.12, согласно которому не признается реализацией безвозмездная передача таких вкладов.

Таким образом, предоставленная Законом Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» возможность участников вносить вклады в имущество общества, не увеличивая при этом уставный фонд, обретает практический интерес.

НДС

В состав внереализационных расходов будут включаться суммы НДС, исчисленные в порядке, установленном законодательством, с сумм увеличения налоговой базы НДС, в соответствии с частью 2 п. 39 ст. 120 НК. Напомним, налоговая база по НДС определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РБ и увеличивается на суммы, фактически полученные (причитающиеся к получению), указанные в п. 4 ст. 120 НК:

  • за реализованные товары (работы, услуги), имущественные права сверх цены их реализации, либо иначе связанные с оплатой этих объектов;

  • в виде санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров;

  • в виде дополнительной выгоды за реализованные комиссионером товары (работы, услуги), имущественные права на условиях, более выгодных, чем те, которые были указаны комитентом. При этом налоговая база увеличивается у каждого из участников договора комиссии в части причитающейся им дополнительной выгоды;

  • в виде процентов (платы) за пользование коммерческим займом, предоставленным продавцами в виде отсрочки или рассрочки оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).

Резервы по сомнительным долгам

Подп. 3.48 ст. 175 НК дополняется нормой, согласно которой по дебиторской задолженности, выраженной в иностранной валюте и (или) белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, резерв по сомнительным долгам создается исходя из суммы выручки в белорусских рублях, отраженной в налоговых декларациях (расчетах) по налогу на прибыль.

Резервы сомнительных долгов с 1 января не будут формироваться по дебиторской задолженности:

  • возникшей в отношении выручки, внереализационных доходов, по которым белорусская организация имела право применять законодательство, устанавливающее освобождение от налога на прибыль (право на неуплату налога на прибыль);

  • возникшей в период применения организацией особых режимов налогообложения;

  • в размере имеющегося у организации встречного обязательства (кредиторской задолженности) перед контрагентом.

Гомельский Городской исполнительный комитет

Планируют закрепить, что местом реализации юридических услуг признается Республика Беларусь (и соответственно возникает НДС в Республике Беларусь), если они связаны с передачей (оформлением) права собственности на недвижимое имущество, его регистрацией и передачей имущественных прав на недвижимое имущество. Таким образом, если компания оказывает иностранцу юридические услуги, связанные с недвижимым имуществом, необходимо исчислить и оплатить 20% НДС в РБ со стоимости таких услуг.

Место реализации юридических услуг по консультированию по вопросам исполнения договора о передаче недвижимого имущества или прав на него, а также его регистрации будет определяться по покупателю.

Рекомендуем заранее изучить изменения и понимать, в каких случаях необходимо уплатить НДС при реализации юридических услуг покупателю – нерезиденту, а в каких нет.

Что почитать: подп. 1.1 п. 1 ст. 117 проекта НК 2022.

Сейчас если белорусская компания оказывает юридические услуги нерезиденту, то НДС в РБ не платится, так как место реализации юридических услуг определяется по покупателю юридических услуг.

Планируют обязать налоговых агентов (т.е. по общему правилу компании, выплачивающие доход физическим лицам в Беларуси) предоставлять декларацию (расчет) по подоходному налогу не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим последним месяцем отчетного квартала.

Рекомендуем заранее перестроить внутренние процессы учета (включая заблаговременную настройку компьютерных систем).

Что почитать: ст. 216-1 проекта НК 2022.

Сейчас не предусмотрено обязанности у налоговых агентов подавать декларации по подоходному налогу. Существует необходимая отчётность в отношении некоторых доходов, например, доходов выплачиваемых иностранным гражданам.

Планируют не облагать подоходным налогом профилактические прививки (вакцинацию) физических лиц, за которые заплатила организация или ИП. Если организация или ИП возмещают физическому лицу расходы на прививку – такое возмещение также не будет облагаться подоходным налогом.

Что почитать: подп. 2.10 п. 2 ст. 196 проекта НК 2022.

Сейчас такой льготы по подоходному налогу не предусмотрено. Вместе с тем, расходы организаций по вакцинации работников, которая предусмотрена законодательством как одно из мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения включаются в состав затрат, учитываемых при налогообложении.

Планируют ввести ставку подоходного налога в размере 20% для следующих случаев:

  • при выявлении нарушений в отношении доходов, исчисленных исходя из сумм превышения расходов над доходами;
  • при установлении факта неправомерного неудержания и неперечисления в бюджет подоходного налога с физлиц налоговым агентом;
  • при установлении факта регистрации в специальной компьютерной кассовой системе (СККС) суммы дохода в виде выигрыша (возвращенных несыгравших ставок) на физлицо, которому фактически выплата (перевод, перечисление) вы­игрыша (возвращенных несыгравших ставок) не осуществлялась.

Рекомендуем быть готовыми предоставить документы, подтверждающие исполнение налоговых обязательств в целях недопущения применения «санкционной» 20% ставки при правомерном поведении.

Что почитать: п. 7 ст. 214 НК 2022.

Читайте также:  Сроки погашения штрафа по административному правонарушению

Сейчас в отношении сумм превышения расходов над доходами применяется 16% ставка подоходного налога, а при установлении контролирующим органом фактов выплаты заработной платы «в конвертах» — стандартная 13% ставка. Налогообложение факта регистрации в СККС суммы выигрыша лица, которому фактически не выплатили выигрыш, не регулируется отдельными положениями НК.

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

Консолидация доходов бюджета для борьбы с COVID-19 стала причиной роста ставок подоходного налога для физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с компаниями — резидентами Парка высоких технологий, резидентами Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» или с совместными белорусско-китайскими компаниями по развитию указанного индустриального парка. Повышенные ставки, а именно 13% вместо 9% будут действовать в течение 2-х лет, то есть до 2023 года.

С 1 января 2021 года освобождены от налогообложения следующие виды доходов:

1) Суммы материальной помощи, оказываемой профсоюзными организациями, членом которой являлся умерший работник, лицам, состоящим с умершим работником в отношениях близкого родства.

2) Доходы, получаемые от профсоюзных организаций членами таких организаций, в том числе в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок (за исключением доходов, указанных в пп. 14, 24, 29 и 30 ст. 208 Налогового кодекса (далее – НК)).

Внесено дополнение, согласно которому физлица, получающие доходы в виде дивидендов, облагаемые подоходным налогом по ставке 6%, имеют право на получение налоговых вычетов, установленных статьями 209–211 НК.

Увеличен размер подоходного налога для доходов, полученных физлицами по трудовым договорам от резидентов ПВТ, резидентов «Великого камня», с 9% до 13%.

При этом возможность применения ставки подоходного налога в размере 9%, например, остается у резидентов ПВТ в отношении доходов в виде дивидендов и иных доходов, не относящихся к доходам по трудовым договорам.

В следующем выпуске разбора налогов узнаем, как платить транспортный налог.

С 1 января 2021 г. вступают в силу изменения в Налоговый кодекс Республики Беларусь» (далее – Изменения).

1. Для целей применения положений Налогового кодекса Республики Беларусь с учетом Изменений, вступающих в силу с 1 января 2021 года, необходимо учитывать, что для исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, если иное не установлено Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (пункт 1 статьи 53 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).

Однако при выпуске товаров до подачи декларации на товары и регистрации заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары по 31 декабря 2020 года включительно будут применяться положения Налогового кодекса Республики Беларусь, в редакции, действующей на день регистрации указанного заявления, а также положения Указа Президента Республики Беларусь от 24 февраля 2012 г. № 107 «Об освобождении от налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь некоторых категорий товаров» (далее – Указ № 107) и Указа Президента Республики Беларусь от 21 июня 2007 г. № 287 «О налогообложении продовольственных товаров и товаров для детей» (далее – Указ № 287).

2.Налог на добавленную стоимость (НДС).

2.1. Изменениями предусмотрено исключение из статьи 119 Налогового кодекса Республики Беларусь подпункта 1.5.

Таким образом, лекарственные средства, медицинские изделия и протезно-ортопедические изделия, а также сырье, материалы для их изготовления, комплектующие изделия для их производства, полуфабрикаты к ним исключены из категорий товаров, которые освобождаются от НДС при ввозе на территорию Республики Беларусь.

При ввозе на территорию Республики Беларусь лекарственных средств и медицинских изделий установлена ставка НДС в размере 10 %.

Согласно подпункту 2.21пункта 2 статьи 122 Налогового кодекса Республики Беларусь (в редакции Изменений) основанием для применения ставки НДС в размере десять (10) процентов является в отношении:

лекарственных средств– включение сведений о них в Государственный реестр лекарственных средств Республики Беларусь или в единый реестр зарегистрированных лекарственных средств Евразийского экономического союза либо наличие заключения (разрешительного документа) на ввоз на территорию Республики Беларусь незарегистрированных лекарственных средств, выдаваемого Министерством здравоохранения в порядке, установленном законодательством;

Справочно. Документом, подтверждающим факт регистрации лекарственного препарата для медицинского применения в рамках Евразийского экономического союза, является регистрационное удостоверение (Решение Совета Евразийской экономической комиссии № 78 от 3 ноября 2016 «О Правилах регистрации и экспертизы лекарственных средств для медицинского применения»). Номер регистрационного удостоверения формируется в следующем порядке:

ЛП-N(XXXXXX) — (YY-ZZ), где:

позиция «ЛП» — лекарственный препарат;

позиция «N(XXXXXX)» — единый шестизначный порядковый номер регистрационного удостоверения, присвоенный референтным государством — членом (присваивается автоматически из единого реестра лекарственных средств, зарегистрированных в рамках Союза);

позиция «YY» — статус государства — члена в процессе экспертизы и регистрации лекарственного препарата («РГ» — референтное государство; «ГП» — государство признания);

позиция «ZZ» — двухбуквенный код государства — члена (в соответствии с международным стандартом ISO 3166-1-2013 «Коды для представления названий стран и их подразделений. Часть 1. Коды стран»: Республика Армения — AM; Республика Беларусь — BY; Республика Казахстан — KZ; Кыргызская Республика — KG; Российская Федерация — RU).

медицинских изделий– включение сведений о них в Государственный реестр изделий медицинского назначения и медицинской техники Республики Беларусь или в единый реестр медицинских изделий, зарегистрированных в рамках Евразийского экономического союза, либо наличие разрешения на реализацию и (или) медицинское применение незарегистрированных медицинских изделий, выдаваемого Министерством здравоохранения в порядке, установленном законодательством.

Налоговый Кодекс Республики Беларусь

Использовать льготы по подоходному налогу можно только в том случае, если работником предъявлены все документы, доказывающие право гражданина Беларуси претендовать на эти вычеты. Перечень таких документов закреплен в статье 209 Налогового кодекса. Кроме того, такого рода льготы могут применяются по месту основной работы. Если вычеты оказываются больше дохода, то ставка налогообложения считается равной нулю, а сумма, на которую вычет больше заработка, не переносится на следующий месяц.

Размер налоговых вычетов ежегодно устанавливается в особенной части Налогового кодекса (ст. 209). С 1 янвaря 2021 гoдa вступит в дeйствиe oбнoвлeнный Нaлoгoвый кoдeкс Рeспублики Бeлaрусь.

Рaссмoтрим кaкиe планируются произойти измeнeния с размерами налоговых вычетов по подоходному налогу в 2021 г., a также сравним с показателями 2020 года. (см. таблицу ниже).

Кому положен вычет

Размер вычета (за месяц)

2020

2021

Плательщикам, получившим доход за месяц в сумме, не превышающей установленный предел

117 р.

126 р.

при условии, что размер дохода, подлежащего налогообложению, не превышает

709 р.

761 р.

Индивидуальным предпринимателям (нотариусам, адвокатам), не имеющим в течение отчетного (налогового) периода (его части) места основной работы (службы, учебы) и получившим доход, не превышающий установленный предел

117 р.

126 р.

при условии, что размер доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму профессиональных налоговых вычетов, не превышает в соответствующем календарном квартале

2126 р.

2283 р.

На ребенка в возрасте до 18 лет и (или) каждого иждивенца

34 р.

37 р.

Вдове (вдовцу), одинокому родителю, приемному родителю, опекуну или попечителю — на каждого ребенка в возрасте до 18 лет и (или) каждого иждивенца

65 р.

70 р.

Родителям, имеющим двух и более детей в возрасте до 18 лет или детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, — на каждого ребенка

Категориям плательщиков, указанным в подпункте 1.3 пункта 1 статьи 209 Налогового кодекса РБ

165 р.

177 р.

Новое в налогообложении 2021: что изменилось и как мы будем платить

Власти также хотят повысить единый налог с ИП и иных физлиц. К примеру, за репетиторство в Минске предлагается поднять сбор до 40 рублей (сейчас — 36), в областных городах и Минском районе — до 35 рублей (к примеру, в Бресте сейчас — 27,02 рубля, а в Минском районе — 30 рублей).

Единый налог за разработку веб-сайтов, настройку компьютеров и установку программного обеспечения в Минске хотят поднять до 116 рублей (сейчас — 97 рублей), в областных центрах и Минском районе — до 101 рубля.

За музыкально-развлекательное обслуживание свадеб, юбилеев (к примеру, услуги тамады) предлагается установить единый налог для столицы в 127 рублей, а для областных центров и Минского района — 110 рублей.

  1. Ставка подоходного налога с физических лиц устанавливается в размере тринадцать (13) процентов, если иное не определено настоящей статьей.
  2. Ставки подоходного налога с физических лиц в отношении доходов, полученных плательщиками от сдачи физическим лицам в аренду (субаренду), наем (поднаем) жилых и (или) нежилых помещений, машино-мест, находящихся на территории Республики Беларусь (далее в настоящей главе – сдача физическим лицам в аренду жилых и (или) нежилых помещений, машино-мест), устанавливаются в фиксированных суммах согласно приложению 2 к настоящему Кодексу.

Положения настоящего пункта не применяются в отношении доходов, полученных плательщиками от осуществления ими предпринимательской деятельности или от индивидуальных предпринимателей в результате заключения с ними договоров аренды (субаренды), найма (поднайма) жилых и (или) нежилых помещений, машино-мест.

Областные (Минский городской) Советы депутатов имеют право уменьшать (не более чем в два раза) размер ставок подоходного налога с физических лиц в фиксированных суммах в зависимости от категории населенного пункта, в котором находятся жилое и (или) нежилое помещения, машино-место, а также от места нахождения этих помещений, машино-места в пределах населенного пункта.

  1. Ставка подоходного налога с физических лиц устанавливается в размере шестнадцать (16) процентов в отношении доходов:

3.1. получаемых индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами от осуществления предпринимательской, нотариальной деятельности, адвокатской деятельности индивидуально;

3.2. исчисленных в соответствии с законодательством налоговым органом исходя из сумм превышения расходов над доходами;

3.3. получаемых физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без государственной регистрации в нарушение требований законодательных актов, от осуществления такой деятельности.

  1. Ставка подоходного налога с физических лиц устанавливается в размере четыре (4) процента в отношении доходов в виде выигрышей (возвращенных несыгравших ставок), полученных плательщиками от организаторов азартных игр – юридических лиц Республики Беларусь.
  2. Ставка подоходного налога с физических лиц устанавливается в размере шесть (6) процентов в отношении доходов в виде дивидендов при условии, если в течение трех предшествующих календарных лет последовательно прибыль не распределялась между участниками (акционерами) белорусской организации – резидентами Республики Беларусь.
  3. Ставка подоходного налога с физических лиц устанавливается в размере ноль (0) процентов в отношении доходов в виде дивидендов при условии, если в течение пяти предшествующих календарных лет последовательно прибыль не распределялась между участниками (акционерами) белорусской организации – резидентами Республики Беларусь.

Другие статьи:

Средняя заработная плата

Ставка рефинансирования

Государственные пособия для семей

Бухгалтер или бух компания?

Отчетность 1-мп (микро)

Страховой взнос в Белгосстрах

Базовая величина

Агентство ОфисТайм оказывает бухгалтерские услуги в Минске, Бресте, Витебске, Гродно, Гомеле, Могилеве и остальных городах РБ, даем консультации юридическим лицам из СНГ. Осуществляем обслуживание в форме аутсорсинга бухгалтерии для ООО и ИП, ЗАО, ОАО, ОДО, ЧУП.

Смотрите наши цены.

Что изменил указ 503, в частности:

  • размеры не облагаемых сумм по подоходному налогу;
  • размеры вычетов по подоходному налогу;
  • изменение порядка возврата излишне удержанного подоходного налога;
  • изменены критерии применения УСН;
  • размер дохода для применения стандартного вычета ИП;
  • ряд льгот по походному при работе на Форекс, помощь на оздоровление, льготы работникам принудительного исполнения помощь;
  • прибыль Форекс-компаний;
  • налогообложение иностранных представительств;
  • вопросы уплаты земельного налога;
  • вопросы уплаты акцизы;
  • использование льгот при применении труда инвалидов;
  • льготы научным организациям;
  • вопросы безвозмездной передачи имущества.

Сообщите в комментариях если ссылка на Налоговый кодекс Республики Беларусь не работает.

Номер документа: 71-З
Дата принятия: 29/12/2009
Состояние документа: Действует
Начало действия документа: 01/01/2010
Органы эмитенты: Парламент

Изменения в Налоговый кодекс с 01.01.2021. Комментарии МНС РБ

    SCHNEIDER GROUP – 500 экспертов, офисы в восьми странах, ваш универсальный партнер.

    SCHNEIDER GROUP помогает своим международным клиентам выйти на рынок, предлагает консультирование и услуги бэк-офиса, необходимые им для создания и развития своего бизнеса в Армении, Беларуси, Казахстане, Польше, России, Украине и Узбекистане.

    К числу предлагаемых нами услуг относятся: разработка стратегий выхода на рынок, услуги в области бухгалтерского учета и отчетности, консультации по налоговым вопросам, импорт, услуги по внедрению ERP-систем (1C, SAP und Microsoft Dynamics NAV), правовая поддержка в разрешении споров, а также консультации по широкому спектру юридических вопросов, в том числе в областях комплаенса, миграционного, трудового, договорного и корпоративного права.

    SCHNEIDER GROUP – ваш универсальный партнер в русскоговорящих странах и Польше.

    Консолидация доходов бюджета для борьбы с COVID-19 стала причиной роста ставок подоходного налога для физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с компаниями — резидентами Парка высоких технологий, резидентами Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» или с совместными белорусско-китайскими компаниями по развитию указанного индустриального парка. Повышенные ставки, а именно 13% вместо 9% будут действовать в течение 2-х лет, то есть до 2023 года.

    Читайте также:  Как будем платить налог на воду в 2023 году

    С 1 января 2021 года освобождены от налогообложения следующие виды доходов:

    1) Суммы материальной помощи, оказываемой профсоюзными организациями, членом которой являлся умерший работник, лицам, состоящим с умершим работником в отношениях близкого родства.

    2) Доходы, получаемые от профсоюзных организаций членами таких организаций, в том числе в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок (за исключением доходов, указанных в пп. 14, 24, 29 и 30 ст. 208 Налогового кодекса (далее – НК)).

    Налоговый кодекс 2021: что изменилось

    Изменения в главе 11 НК направлены на решение вопросов, которые возникали у плательщиков исходя из практики применения положений указанной главы. А также — на упрощение администрирования контроля трансфертного ценообразования.

    В результате внесены следующие изменения:

    • Сокращено количество сделок, подпадающих под контроль налоговых органов. Это относится к сделкам, заключенным организациями — резидентами Беларуси с владельцами международных систем платежных расчетов с использованием банковских платежных карточек VISA, MasterCard, American Express, зарегистрированными в оффшорных зонах
    • Упрощен порядок подбора источников информации, содержащих сведения, обосновывающие применение рыночных цен. В частности, плательщику предоставлено право самостоятельно подобрать информационный источник с учетом выбранного им метода определения рыночных цен, не придерживаясь иерархии, которая существовала до 1 января 2021 года
    • Информирование налоговых органов об анализируемых сделках путем внесения сведений в электронный счет-фактуру (ЭСЧФ) осуществляют только плательщики налога на прибыль. До 2021 года сведения в ЭСЧФ подавали и компании, применяющие УСН
    • Предоставлена возможность при определении организаций, которые ведут сопоставимую деятельность, использовать национальные классификаторы видов деятельности иностранного государства
    • Предоставлено право при отсутствии сведений из бухгалтерской и (или) финансовой отчетности белорусских организаций использовать для определения рыночных показателей рентабельности сведения организаций государств — членов ЕАЭС, а при их отсутствии — иных иностранных организаций
    • Предоставлено право по разовым сделкам, по которым невозможно установить рыночную стоимость, используя предусмотренные НК Беларуси методы, определять рыночную цену по результатам независимой оценки. При этом под разовой сделкой понимается сделка, которая отличается от основной деятельности организации и осуществляется один раз в налоговом периоде
    • Увеличено количество сделок, по которым не составляется документация, подтверждающая экономическую обоснованность примененной цены. К таким сделкам относятся сделки по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, если прибыль, полученная от такой реализации, освобождена от налога на прибыль, а также в случае, если цена сделки (сумма цен сделок) с одним контрагентом в календарном году составляет не более 200 000 бел. руб. и которые не могут быть сгруппированы по признаку однородности сделок
    • Изменен порядок определения диапазона рыночных цен и диапазона рыночных показателей рентабельности. С 1 января 2021 года определение указанных диапазонов осуществляется исходя из квартилей (от фр. quartile — «четверть»)
    • С точки зрения усиления контроля применения трансфертного ценообразования в сделках со взаимозависимыми лицами предусматривается заключение соглашения между Минфином и МНС. В соответствии с ним Минфин будет ежеквартально предоставлять в электронной форме в МНС сведения о владельцах акций акционерных обществ не позднее 60 дней, следующих за истекшим кварталом.

    Проверки налоговых органов в части трансфертного ценообразования не являются распространенным явлением. Однако для компаний с иностранным капиталом данные нормы являются важными. Причина в том, что в ряде случаев они составляют экономические обоснования цен для иностранных участников в рамках группы компаний.

    1. Отдельные позиции продовольственных товаров, отдельные позиции товаров для детей при их реализации на территории Республики Беларусь при их ввозе на территорию Республики Беларусь облагаются НДС по ставке в размере 20% вместо ранее применявшейся ставки НДС в размере 10%.

    2. При реализации на территории Беларуси лекарственных средств, медицинских изделий (в том числе протезно-ортопедических изделий) при их ввозе на территорию Республики Беларусь установлена ставка НДС в размере 10%.

    Как платить подоходный налог в 2021? Разбор с юристом

    В 2022 году намерены повысить ставки подоходного налога с физлиц, которые сдают в аренду жилье, гаражи, машино-места. К примеру, в Минске налог за сдачу одной комнаты может вырасти со следующего года до 36,8 рубля (сейчас — 34,3 рубля), а в областных городах — до 34,5 рубля (сейчас — 32,2 рубля).

    Ставки акцизов на алкоголь и сигареты также планируют поднять. К примеру, сигареты с фильтром хотят разбить на две группы по ставкам акциз (сейчас их 3). Так, сейчас ставка акциза на самые дорогие сигареты с фильтром составляют 82,77 рубля, а обсуждается поднять его до 86,36 рубля за 1000 штук.

    Ставки земельного налога и на недвижимость тоже должны вырасти со следующего года. К примеру, средние ставки земельного налога по районам могут поднять примерно на 7,2%.

    Общая ставка налога на прибыль равна 18%. Но есть ряд исключений, когда ставка уменьшается.

    Перечень ситуаций, способствующих уменьшению оплачиваемого налога на прибыль:

    1. Производство высокотехнологических товаров – 12%.
    2. Дивиденды – 12%.
    3. Производство лазерной и оптической техники – 10%.

    Налог на доходы оплачивается раз в году предприятиями и организациями, которые в ходе ведения своей деятельности получают прибыль. Декларация подаётся в налоговую инспекцию до 22.01, а оплата должна произойти до 22.03 каждого года.

    Налог на недвижимость оплачивается всеми гражданами Белорусской Республики, которые имеют личное недвижимое имущество, то есть недвижимость и жилье в этой стране. Он выплачивается как физическими лицами, так и юридическими.

    Объекты, подлежащие налогообложению:

    1. Квартиры.
    2. Комнаты в собственности.
    3. Гаражи.
    4. Места для парковки машин.

    Даже если человек является не полным собственником одного из вышеуказанных объектов, а владеет лишь долей, то он также обязан оплачивать данный вид налога.

    Земельный налог оплачивается владельцами земельных участков в Белорусской Республике.

    Таблица: налоговые ставки земельного налога

    Кадастровая стоимость участка Налог (выражено в белорусских рублях)
    Меньше 20720 белорусских рублей за гектар 20.72
    Больше 20720 белорусских рублей за гектар 0.1 процент от кадастровой стоимости

    Налоговое законодательство: что изменилось в 2021 году?

    С 1 января 2021 года вступила в силу статья 49-1 «Инвестиционный налоговый кредит».

    Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налогов предстоящих периодов, при котором налогоплательщикам предоставляется возможность в течение определенного срока уменьшать на 100 % свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита.

    Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по КПН и (или) налогу на имущество на срок до трех лет.

    Порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным соглашением об инвестиционном налоговом кредите.

    Если налогоплательщик имеет убыток, перенос убытка осуществляется в порядке, определенном статьей 300 Налогового кодекса. При этом срок инвестиционного налогового кредита не продлевается.

    Статья 50 Налогового кодекса дополнена пунктом 3, согласно которому решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита принимается на основании заявления налогоплательщика и оформляется соглашением установленной формы между заявителем и уполномоченным органом по инвестициям.

    Соглашение о таком кредите должно содержать следующие положения:

    – порядок уменьшения налоговых платежей;

    – срок действия соглашения;

    – запрет на реализацию или передачу во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого налогоплательщиком явилось условием для предоставления данного кредита;

    – ответственность сторон.

    Копия соглашения не позднее пяти календарных дней со дня его подачи в уполномоченный орган по инвестициям направляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту регистрационного учета налогоплательщика.

    Порядок заключения соглашения об инвестиционном налоговом кредите для его получения определяется уполномоченным органом по инвестициям по согласованию с уполномоченным органом и центральным уполномоченным органом по государственному планированию.

    Не имеют права на применение инвестиционного налогового кредита налогоплательщики, соответствующие одному из следующих условий:

    1) применяющие специальные налоговые режимы, предусмотренные разделом 20 Налогового кодекса;

    2) осуществляющие производство и (или) реализацию всех видов спирта, алкогольной продукции, табачных изделий;

    3) налогообложение налогоплательщиков осуществляется в соответствии с разделами 21 и 23 Налогового кодекса (участники специальных экономических и индустриальных зон, налогоплательщики, реализующие инвестиционные приоритетные проекты, недропользователи) (ст. 51-1 Налогового кодекса).

    В целях гармонизации касательно инвестиционного налогового кредита внесены поправки в пункты 1 и 2 статьи 54 Налогового кодекса о прекращении действия отсрочки, рассрочки и инвестиционного налогового кредита.

    Действие инвестиционного налогового кредита прекращается по истечении срока действия соглашения о предоставлении инвестиционного налогового кредита, в том числе досрочно, в случаях:

    – уплаты налогоплательщиком всей суммы налогов и (или) плат до истечения установленного срока;

    – нарушения налогоплательщиком условий предоставления инвестиционного налогового кредита;

    – по решению суда.

    Также статья 54 Налогового кодекса дополнена пунктом 4, определяющим обязательства в случае нарушения условий соглашения об инвестиционном налоговом кредите. Если в течение срока действия такого соглашения заключивший его налогоплательщик нарушит предусмотренные соглашением условия реализации либо передачи во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого явилось основанием предоставления инвестиционного налогового кредита, этот налогоплательщик в течение налогового периода, следующего за отчетным со дня расторжения соглашения об инвестиционном налоговом кредите, обязан уплатить все неуплаченные ранее, в соответствии с соглашением, суммы налога, а также соответствующие пени, начисленные за каждый календарный день действия соглашения об инвестиционном налоговом кредите в размере 1,25-кратной базовой ставки Национального Банка РК на дату платежа за период от заключения до расторжения указанного соглашения.

    В соответствии с Законом № 382-VI с 1 января 2021 года Налоговый кодекс дополняется главой 77-1 «Специальный налоговый режим розничного налога» (ст. 696-1 и 696-2).

    Специальный налоговый режим (СНР) розничного налога вправе применять налогоплательщики при условии, если они:

    1) признаются субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с Предпринимательским кодексом;

    2) осуществляют один или несколько видов деятельности, определенных Правительством РК для целей применения данного режима.

    СНР розничного налога предусматривает особый порядок исчисления корпоративного или индивидуального подоходного налога, за исключением налогов, удерживаемых у источника выплаты.

    Исчисление корпоративного или индивидуального подоходного налога, за исключением налогов, удерживаемых у источника выплаты, при применении СНР розничного налога производится налогоплательщиком самостоятельно путем применения к объекту налогообложения за отчетный налоговый период ставки в размере 3 %.

    Объектом налогообложения для налогоплательщика, применяющего СНР розничного налога, является доход, полученный (подлежащий получению) за налоговый период в РК и за ее пределами, определяемый в общеустановленном порядке:

    – юридическим лицом – в соответствии с разделом 7 Налогового кодекса;

    – индивидуальным предпринимателем – в соответствии с разделом 8 Налогового кодекса.

    Налоговым периодом для применения СНР розничного налога является календарный квартал.

    Декларации для налогоплательщиков, применяющих СНР розничного налога, представляются в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.

    Уплата в бюджет налогов, указанных в декларации для налогоплательщиков, применяющих СНР розничного налога, производится не позднее 25-го числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.

    СНР розничного налога будет применяться в течение двух лет в период с 1 января 2021 года до 1 января 2023 года.

    Переход на СНР розничного налога возможен с общеустановленного порядка налогообложения или иного СНР (пп. 6 п. 2 ст. 679 Налогового кодекса).

    Плательщик НДС для снятия с регистрационного учета по НДС в связи с переходом на СНР розничного налога не позднее пяти рабочих дней до начала применения такого СНР представляет налоговое заявление (приложение 11 к приказу министра финансов РК от 12 февраля 2018 года № 160) (п. 1 ст. 85 Налогового кодекса).

    В целях постановки на регистрационный учет по НДС в минимум оборота не включаются обороты налогоплательщика, применяющего СНР розничного налога.

    Налогоплательщики, применяющие СНР розничного налога, не являются плательщиками социального налога (пп. 1 п. 2 ст. 482 Налогового кодекса).

    Следует отметить, что статьей 57-4 Закона о введении установлено, что на период с 1 января 2020 года до 1 января 2023 года лица, применяющие СНР и признаваемые субъектами микропредпринимательства или малого предпринимательства, в том числе плательщики единого земельного налога, уменьшают на 100 % подлежащую уплате:

    1) сумму корпоративного (индивидуального) подоходного налога (кроме удерживаемого у источника выплаты), исчисленного в соответствии со статьями 686, 687, 695, 700 Налогового кодекса;

    2) сумму социального налога, исчисленного в соответствии со статьей 687 Налогового кодекса;

    3) сумму единого земельного налога, исчисленного в соответствии со статьей 704 Налогового кодекса.

    Однако Законом № 382-VI установлено, что с 1 января 2021 года положения части первой статьи не распространяются на налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в рамках СНР розничного налога (пп. 17 ст. 57-4 Закона о введении).

    Таким образом, компании, применяющие СНР розничного налога, не вправе уменьшать на 100 % КПН, ИПН (ст. 686, 687, 695, 700 Налогового кодекса) и социальный налог, исчисленный по статье 687 Налогового кодекса.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *