Востановление авто после ДТП, о чём должен знать автовладелец.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Востановление авто после ДТП, о чём должен знать автовладелец.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Отремонтировать автомобиль должны максимум за 30 дней (п. 15.2 ст. 12 40-ФЗ). Отсчитывается данный срок с того самого момента, когда владелец привозит свой автомобиль на СТО или передаёт его страховщику для транспортировки к месту проведения ремонта . Крайне важно, чтобы максимальный срок ремонта по ОСАГО не был превышен.

Правила установлены в ст. 12 Федерального Закона №40 от 25.04.2002 «Об ОСАГО»:

  1. В течении 5 дней после обращения к страховщику предоставьте ТС для осмотра. Если повреждения, полученные в результате ДТП, исключают возможность передвижения автомобиля, осмотр и экспертиза производятся по месту его нахождения.
  2. После осмотра специалисты рассчитывают стоимость восстановительных работ, согласовывают с вами станцию технического обслуживания, которая займется починкой. В случае несогласия с итогами расчета закажите независимую техническую экспертизу.
  3. Доставьте автомобиль на станцию технического обслуживания. Нетранспортируемое авто эвакуируется с помощью специальной техники. Оплачивать эвакуацию придется за собственный счет. Для возмещения данных затрат впоследствии обратитесь в суд с иском к виновной стороне.
  4. Восстановление транспортного средства должно быть завершено в срок не превышающий 30 дней с момента помещения его в автомастерскую. Все этапы работы сотрудник мастерской обязан согласовывать с владельцем.

Может ли водитель самостоятельно выбрать СТО?

Нет — выбрать СТО можно только из списка партнеров страховщика. Для этого нужно изучить перечень сервисов, с которыми сотрудничает страховая компания.

Можно ли получить денежную выплату вместо ремонта?

В большинстве случаев ремонт по ОСАГО является приоритетным для всех договоров с 28 апреля 2021 года. Только в некоторых случаях пострадавший сможет гарантированно рассчитывать на выплату:

  • Если стоимость ремонта превышает 400 000 рублей (в случае оформления по справке из ДТП)
  • Если стоимость ремонта превышает более 50 000 рублей (в случае оформления по европротоколу)
  • Если потерпевший получил травмы средней тяжести или тяжкие
  • Если СТО не соответствует требованиям закона
  • Если автомобиль был признан полностью уничтоженным
  • Если потерпевший является инвалидом

Что делать, если СТО отказывается принимать автомобиль?

В этом случае вы можете сменить станцию техобслуживания на другую из списка партнеров или потребовать денежной компенсации.

Как определяется размер выплаты

Величина выплаты за ущерб включает в себя стоимость запчастей на момент ДТП, оплату необходимых ремонтных работ и стоимость вспомогательных используемых материалов. При оценке запчастей берут в расчет время и процент их износа. Не оплачиваются работы по улучшению качеств пострадавшего автомобиля.

Ремонтные работы включают: восстановление (покраску, диагностику и регулировку), а также заключительные контрольные работы. Автовладельцам следует помнить, что ремонт после аварии — это возвращение ТС к исходному состоянию до ДТП, а не полная замена на новое.

Участник ДТП вправе потребовать заверенную копию экспертного заключения об ущербе и рассчитать стоимость ремонта у независимого специалиста. При подозрении на занижение компенсационной суммы застрахованный может провести независимую экспертную оценку. Также можно привлечь эксперта для подтверждения отсутствия скрытых повреждений, если экспертиза не проводилась. Результат проверки следует предоставить страховщику для уточнения расчета выплат ущерба после ДТП.

Общая стоимость ремонта состоит из суммы стоимостей ремонтных работ, затрат на покупку дополнительных материалов и новых запчастей на замену поврежденным. Примерная формула расчета такова:

ОСрр = ССрр + ДП + НЗ

Какие факторы могут влиять на сумму ущерба

Экспертный акт осмотра ТС после ДТП — основной документ, по которому рассчитывают сумму ущерба. По мере обнаружения скрытых повреждений или проведения дополнительных экспертиз сведения в него могут добавляться. Информация для расчета затрат на ремонт берется из этого акта.

Важные критерии для оценки состояния автомобиля:

  • марка ТС;
  • год его производства и постановки на учет;
  • оснащение авто в момент покупки;
  • город регистрации авто и где произошло ДТП;
  • в каком состоянии был автомобиль до аварии;
  • в каком состоянии запчасти, требующие замены.

Страховая компания для расчета стоимости ремонта использует средние показатели стоимости:

  • ремонтных работ;
  • материалов для произведения работ;
  • запчастей для замены.

Последний показатель берут из Единого электронного справочника цен на автозапчасти, составленного РСА. Он размещен в интернете, в открытом доступе. Справочник периодически корректируют. По сути, это простой калькулятор. Чтобы рассчитать цену, нужно указать дату ДТП, марку авто, номер экономической зоны и номер запчасти.

Показатели, которые уменьшают размер компенсации:

  • износ поврежденных запчастей (выражается в процентном коэффициенте);
  • год выпуска ТС, время эксплуатации;
  • пройденный путь в километрах.

Если ремонт невозможен или его стоимость будет больше, чем стоимость новой машины, СК обязана выплатить компенсацию в сумме, достаточной для покупки нового авто. Здесь тоже применяется методика расчета. Из предположительной стоимости новой машины вычитают цену целых запчастей. Предполагается, что владелец сможет их реализовать. Коэффициенты для расчета их стоимости тоже определены ЕМРУ.

На что обратить внимание после аварии

Первым делом необходимо оценить нанесенный ущерб. Для этого стоит обратиться в специализированный сервис. Если затраты на ремонт авто превышают 50% от стоимости транспорта — то ремонтировать нет смысла, затраченные средства не окупятся, а саму машину можно будет продать только за цену ниже рыночной стоимости.

Также стоит обратить внимание на сами повреждения: если в результате ДТП были деформированы несущие части, то ремонт влетит в круглую сумму. Некоторые повреждения, например скрученный кузов, практически нереально восстановить до заводского состояния. Продолжать передвигаться на таком автомобиле будет опасно.

Читайте также:  Все о патентной системе налогообложения: как ИП работать с ПСН?

Стоит помнить, на чем при ремонте автомобиля можно сэкономить, а на чем не стоит. Если было принято решение восстановить транспорт, не нужно пытаться урезать стоимость восстановления за счет безопасности транспорта. Во многих авариях срабатывают подушки безопасности. Даже если в конечном итоге автомобиль будет продан — не нужно «глушить» датчики AirBag. Их замена влетит в копеечку, но они могут сослужить хорошую службу будущему владельцу, или даже спасти ему жизнь.

Всегда нужно иметь запас денежных средств на 30% больше, чем оценили в сервисном центре. Как правило, во время ремонта автомобиля появляются многие нюансы, которые также отразятся на стоимости восстановления. Первичный осмотр и оценка никогда не дадут узнать точной стоимости всех восстановительных работ. Дополнительные расходы могут всплыть даже в самом окончании ремонтных работ. Если такого запаса в распоряжении не имеется, стоит продать машину, как есть, и подыскать себе другую.

В каком случае нужна независимая экспертиза

Многие водители считают, что проводить независимую оценку после аварии нужно в обязательном порядке, чтобы избежать возможного обмана со стороны СК. Но на деле эта процедура является абсолютно бесполезной для лиц, отдавших свое транспортное средство на ремонт по направлению от страховщика.

Другое дело, если автомобилист решает восстанавливать машину своими силами, требуя от фирмы денежной компенсации. Ведь в таком случае расчетная сумма по страховке не всегда будет совпадать с реальной стоимостью реконструкции ТС. И для того, чтоб не доплачивать собственные деньги, гражданину необходимо инициировать дополнительную экспертизу.

Обращаться в СК с новой сметой человек может как через иск, так и в досудебном порядке, путем отправления письменной претензии. При этом начинать лучше со второго варианта, так как полюбовное решение конфликта позволит клиенту сэкономить массу времени. Да и страховщики в подобных ситуациях предпочитают соглашаться на условия пострадавших, не провоцируя дальнейшее разбирательство.

Техническая часть — ремонт элементов подкапотного пространства

Нередко после аварии, в которой задействована передняя часть автомобиля, приходится восстанавливать периферийную технику. Практически во всех ДТП нарушается целостность пространства моторного отсека, от чего страдают самые разные детали. Двигатель зачастую остается целым, КПП также редко повреждается. Но в остальном может получить достаточно необычные проблемы:

  • радиатор системы охлаждения и кондиционера — эти детали просто слетают с креплений, выгибаются, нарушается их герметичность, поэтому из стоит заменить;
  • периферийная техника в виде генератора и стартера также нередко оказывается под ударом и требует в конечном счете качественной замены на заводские запчасти;
  • аккумулятор часто повреждается, снижается уровень герметичности, поэтому после ДТП неплохо будет поменять этот элемент, даже если визуально он выглядит хорошо;
  • проводка иногда просто сгорает, в других случаях разрывается и путается, восстанавливать ее не имеет смысла, лучше купить и установить новые детали;
  • тормозные элементы и система управления — если удар пришелся в область колес, могут пострадать системы торможения и управления, их обязательно нужно проверить.

Что за закон о 15 днях?

Самая главная обязанность, связанная с большим риском, у виновника ДТП при оформлении европротокола – уведомить надлежащим образом свою страховую в течение 5 рабочих дней о страховом случае. Это мы обсудили в отдельной теме.

Предписывает эту обязанность Федеральный закон Об ОСАГО – самый главный на 2023 год по приоритетности законодательный акт, регулирующий автогражданскую в России.

А ещё, в частности, статья 11.1 запрещает без согласия страховой компании как потерпевшему, так и виновнику ДТП нельзя ремонтировать свои машины до осмотра страховой компанией. Вот так звучит официальная трактовка пункта 3 этой статьи:

Для обеспечения возможности осмотра и (или) независимой технической экспертизы транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии, в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции владельцы указанных транспортных средств без наличия согласия в письменной форме страховщиков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, не должны приступать к их ремонту или утилизации до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия.

После того как страховщиком будет подано направление на восстановление машины, пострадавшей в результате аварии, ТС должно быть выдано в течение 20 суток. Если работы будет осуществлять иная СТО, не входящая в перечень страховой компании, допускается задержка в выдаче направления до 30 суток. Отсчет начинают с того момента, когда СТО принимает поврежденное в ДТП транспортное средство. Увеличение этого срока допускается при сложном ремонте при получении согласия со стороны потерпевшего. Если ведутся работы по восстановлению автомобильного кузова, гарантия на ремонт составляет 12 месяцев, на все иные работы — 6 месяцев.

Каждая страховая компания обладает собственным перечнем СТО, с которыми у нее оформлен договор. По новому российскому законодательству автосервис должен располагаться не больше чем на 50 км от места происшествия.

Если авто не подлежит восстановлению после ДТП, в таком случае страховая компания оплачивает услуги эвакуатора, а пострадавшее лицо получает компенсацию за утрату транспортного средства.

Как страховая считает стоимость ремонта по ОСАГО?

Как говорится в законе «Об ОСАГО», в целях установления обстоятельств причинения вреда транспортному средству, установления повреждения транспортного средства и их причин, технологии, методов и стоимости его восстановительного ремонта проводится независимая техническая экспертиза.

На основании пункта 2, статьи 12.1 закона «Об ОСАГО», независимая техническая экспертиза проводится по правилам, утверждаемым Банком России (Положение Банка России от 19.09.2014 N 433-П «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства»).

На основании пункта 3, статьи 12.1 закона «Об ОСАГО», независимая техническая экспертиза, проводится с использованием единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт, и данная методика, утверждена Банком России.

Вроде бы все должно происходить по закону, Вы попали в ДТП, Вам повредили автомобиль, и Вы обращаетесь в страховую с заявлением не возмещение ущерба, и страховая в течение 5 дней после Вашего обращения, должна организовать проведение осмотра, или независимой технической экспертизы в случае разногласий по причинам возникновения каких-либо повреждений. Потерпевший, должен предоставить в течение этих 5 дней, транспортное средство страховщику, что бы была проведена экспертиза или осмотр.

Читайте также:  Получение алиментов с безработного

Человек, который будет проводить осмотр, представитель страховой компании, хотя юридическое лицо, от имени которого он выступает, не будет иметь отношения к страховой компании, но он должен подтвердить свои полномочия на действия от имени страховой, доверенностью, особенно в том случае, когда он приезжает на осмотр, к месту нахождения автомобиля, когда авто не на ходу. Подтвердил полномочия, есть доверенность и документы, пожалуйста, пусть проводит осмотр. Никаких ковыряний в машине, съема деталей и прочего. Он должен зафиксировать ущерб и все. Фиксация ущерба предполагает фотографии и составление акта осмотра.

Как мы все знаем, отчет эксперта от страховой, по стоимости ремонта будет максимально необъективным, и сумма ущерба будет занижаться, тем более справочник РСА, по которому производится оценка, стоимость новых запасных частей, содержит уже заниженные цены на детали, которые ниже рыночных процентов на 20 минимум.

Я уже не говорю о том, что работники, или как они себя называют, эксперты, порой не имеют никакой квалификации и документов, подтверждающих их статус эксперта. Да и такое бывает, в судах ни раз сталкивались с необходимостью отмены результатов экспертизы от страховой, так как указанный эксперт, даже никаких документов не мог предоставить. Что говорить, расчеты были такими же.

Вот Решение № 2-4829/2019 2-4829/2019~М-3511/2019 М-3511/2019 от 24 июля 2019 г. по делу № 2-4829/2019, где как раз была признана недействительной экспертиза, проведенная от страховой, так как у эксперта, не было никаких документов, подтверждающих его статус и была назначена судебная экспертиза.

Если страховая отказывается исправлять недостатки некачественного ремонта?

Если недостатки не будут устранены, или страховая откажет в устранении недостатков по претензии, сделает вид, что не получала претензию, то в таком случае, обращаемся за услугами независимого эксперта.

Будет проведена экспертиза, о проведении которой, а также о дате, времени и месте, страховая компания должна быть извещена телеграммой. Эксперт выявит все недостатки после некачественного восстановительного ремонта, а также рассчитает сумму затрат, на проведение работ по устранению данных недостатков. В итоге, у Вас на руках будет заключение эксперта, где будут все доказательства факта оказания некачественной услуги, по восстановительному ремонту и сумма, которую Вы вправе требовать от страховой.

После чего, нужно подготовить исковое заявление, собрать доказательства нарушения Ваших прав страховой компанией, приложить претензии и обращения, направленные Вами страховой, акты приема передачи автомобиля на СТО, результаты независимой экспертизы по обнаруженным недостаткам, уплатить государственную пошлину и направить документы в суд.

Полноценный процесс подготовки к судебному заседанию, довольно затратное мероприятие и подробное рассмотрение процесса, выходит за рамки данной статьи.

Но если страховая компания нарушает Ваши права и не желает проводить ремонт, или провела его некачественно, отказавшись после получения претензии исправлять выявленные недостатки, то вопрос может быть решен только в судебном порядке.

В суде будет взыскана сумма, требующаяся на устранение недостатков, неустойка, за каждый день просрочки удовлетворения требования потребителя, а также штраф, не менее 50%, от спорной суммы ущерба, моральный вред.

Скажу так, что не всегда неустойка, а также штраф, взыскиваются в полном объеме. Довольно часто суд по требованию ответчика, на основании статьи 333 ГК РФ, снижает сумму неустойки и штрафа в 3 и более раз.

Ниже я приложу решения судов, касающиеся некачественного ремонта по ОСАГО. Вы сможете найти их и ознакомиться, в принципе, в них все достаточно понятно. Я хочу сказать, что практика по данным вопросам, положительная в большинстве случаев. Она положительная в тех случаях, когда на этапе построения стратегии решения вопроса, не было допущено ошибок и истец заявил правильные требования в исковом заявлении, а также сам, не нарушил требований законодательства. Вот решения судов, можете ознакомиться:

  • Решение № 2-949/2019 2-949/2019~М-423/2019 М-423/2019 от 16 мая 2019 г. по делу № 2-949/2019;
  • Решение № 2-5153/2018 2-5153/2018~М-5113/2018 М-5113/2018 от 3 июля 2018 г. по делу № 2-5153/2018;
  • Решение № 2-107/2019 2-107/2019(2-2106/2018;)~М-2031/2018 2-2106/2018 М-2031/2018 от 22 августа 2019 г. по делу № 2-107/2019.

Все перечисленные Выше решения, вынесены в пользу потерпевшего, то есть люди взыскали за некачественный ремонт основную сумму ущерба, неустойку, а также штраф и моральный вред, в том числе судебные расходы.

Есть так же решения, где потерпевшему было отказано в удовлетворении требований о взыскании суммы ущерба, неустойки, штрафа, морального вреда. Вот это решение № 2-2992/2019 2-2992/2019~М-654/2019 М-654/2019 от 16 сентября 2019 г. по делу № 2-2992/2019.

Если Вы не хотите с ним знакомиться, то расскажу в чем суть и причина отказа. Помните я говорил Вам о пункте 5.3 Положений Банка России от 19 сентября 2014 г. N 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»? Так вот, в нем точно сказано, что после выявления недостатков в произведенном ремонте, потерпевший, должен направить в страховую компанию претензию, где сообщить о недостатках.

Как определялись результаты

При попадании в ДТП машина получает повреждения различной степени. Подавляющее большинство автолюбителей уверены, что только разбитые в хлам, исковерканные, с разорванными кузовами автомобили не стоит восстанавливать. Однако на практике выясняется, что некоторые транспортные средства, получившие то или иное повреждение, нецелесообразно восстанавливать.

Это связано со следующими параметрами:

  • цена на запасные части;
  • стоимость ремонтных работ;
  • экспертиза;
  • перевозка пострадавшего автомобиля до сервиса.

Большинство автовладельцев в наше время приобретают страховку. Однако, если ваш автомобиль не застрахован или вы виновник происшествия, то, сложив расходы на вышеназванные четыре пункта и сравнив с ценой нового или подержанного автомобиля, вы сразу поймете, стоит ли вкладывать деньги в ремонт.

Читайте также:  Отчетность ИП на патенте в 2022 году: какую отчетность сдавать и когда

Окончательная гибель автомобиля признается признается в том случае, если:

  • произвести ремонт уже невозможно;
  • оценочная стоимость ремонта равняется или превышает стоимость при наступлении страхового случая.

Если для восстановления автомобиля ценой 250 тысяч рублей требуется 250 тысяч и больше, то он признается непригодным для восстановления.

Оценку делает только специальный техник-эксперт:

  • он осматривает поврежденный автомобиль;
  • составляет заключение, где указывает полученные при ДТП повреждения и стоимость восстановления;
  • цену вашей модели на рынке на момент ДТП;
  • выносит решение.

В соответствии со статьей 1102 ГК РФ если страховые кампании выплачивают полную стоимость, то:

  • имеют право забрать погибшую машину;
  • продать годные детали, но если вы хотите их оставить, то сумма годных остатков вычитается из компенсации;
  • страховщики не имеют право требовать транспортное средство до выплаты компенсации.

Должно учитываться как можно больше факторов:

  • год выпуска;
  • состояние на момент происшествия;
  • пробег;
  • количество владельцев и другое.

Полная гибель авто: общее понятие

Существенные конструктивные повреждения приводят к полной гибели транспортного средства. В соответствии с пунктом 18, статьи 12 Федерального закона от 25.04.2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» №40-ФЗ тотал признается, если:

  • невозможно провести ремонт поврежденного имущества;
  • стоимость восстановительных работ равен или превышает цену автомобиля на момент наступления страхового случая.

После того, как была установлена конструктивная гибель авто, страховая компания обязана выплатить собственнику машины компенсацию. Чтобы определить целесообразность ремонта машины проводится ее экспертиза. Принимается во внимание рыночная стоимость автомобиля из которой вычитают цену уцелевших деталей, узлов и агрегатов. Эти элементы, которые можно в дальнейшем использовать или продать, называются годными остатками. Их стоимость определяется по специальной методике. Эксперт принимает во внимание:

  • цена неповрежденного автомобиля;
  • дата выпуска авто и период эксплуатации до ДТП;
  • количество полученных повреждений;
  • затраты на снятие, хранение и предпродажную подготовку уцелевших элементов;
  • процентное соотношение стоимости годных остатков и машины.

Далее сравнивается стоимость восстановительных работ без учета износа подлежащих замене комплектующих и средняя рыночная цена такого же автомобиля.

Годные остатки: кому достанутся уцелевшие детали?

Чтобы максимально уменьшить выплату после признания конструктивной гибели автомобиля страховщики делают все возможное, чтобы подороже оценить оставшиеся годные детали. Эти элементы являются собственностью автовладельца и передаются ему после завершения процедуры. Но собственники авто не всегда хотят связываться с продажей запчастей. Как поступить в такой ситуации? Обязаны ли они забирать годные остатки? Свои разъяснения по данному вопросу дал Пленум Верховного суда РФ. Он постановил, что возвращать собственнику уцелевшие после аварии детали против его воли страховая компания не имеет права (Постановление Пленума СВ РФ №58 от 26.12.2017 года).

Оставив страховщику пригодные детали автовладелец может рассчитывать на полную выплату компенсации. Если собственник машины забирает уцелевшие элементы, то их стоимость вычитается из страховки. Принять решение может только владелец автомобиля. Навязывать ему выгодный для себя вариант страховщик не имеет права.

Что делать, если вы решили продать автомобиль? Как упоминалось, есть три варианта, которые доступны сегодня. Рассмотрим каждый из них более подробно:

1. Выкуп битых автомобилей. Если повреждения серьезные, то можно не предпринимать никаких действий в плане ремонта, а сразу обратиться в специализированную компанию по выкупу. Сегодня таких организаций достаточно, поэтому проблем с поиском «кандидатуры» вряд ли возникнет. Преимуществ такого варианта несколько:

Но здесь не все просто. Данный вариант прост, но невыгоден. Специальные компании или частные перекупщики предлагают заниженную цену. Это их бизнес – купить по низкой, а продать – по высокой цене. Если пострадал только кузов, а основные узлы остались целыми, то такой метод продажи будет не актуален. Порой достаточно разместить объявление о выгодной продаже машины после ДТП, как найдет множество желающих сэкономить.

2. Продажа «как есть». Здесь речь идет о реализации авто на вторичном рынке – обычным покупателям. Только вот сбыть машину после ДТП – всегда проблема. Человек, когда звонит по объявлению, представляет лишь небольшое повреждение. Увидев масштабы деформаций лично, люди просто разбегаются. Не все готовы купить проблемный автомобиль.

3. Продажа после ремонта. Есть автолюбители, которые не хотят терять деньги, и идут при этом на хитрость – скрывают следы ДТП посредством косметического ремонта. Но одно дело, если речь идет о небольшой рихтовке и покраске битых участков машины, а другое, когда скрываются реальные повреждения, а также нарушение геометрии кузовной части. Во втором случае продавца можно смело приравнять к мошеннику, наживающемуся на доверчивых покупателях.

При решении выбрать именно такой метод решения проблемы нужно быть готовым к последствиям. Проблема обязательно «вылезет» наружу. Хорошо, если это произойдет во время ремонта или ТО. Другое дело, когда покупатели попадут в аварию на битой машине и погибнут. Как уже упоминалось, «поведенный» кузов непредсказуем и может при ударе «сложиться». В этом случае полиция будет «копать» и обязательно выйдет на продавца автомобиля (особенно, если вскроются замаскированные технические дефекты).

Вариант ремонта и последующей продажи хорош при небольших повреждениях кузова. К примеру, если вам разбили фару, то можно поступить двумя способами – произвести замену детали или же вычесть цену на ремонт из общей стоимости авто. Первый вариант более предпочтителен, ведь продать визуально целый автомобиль проще.

Сюда же можно отнести авто, нуждающиеся в восстановлении ЛКП и последующей покраске. Небольшой ремонт – возможность скрыть имеющиеся дефекты и с большей выгодой продать машину.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *