Назначение объекта компьютер в инвентарной карточке

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Назначение объекта компьютер в инвентарной карточке». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) предоставляет определенную свободу заказчикам при формировании объекта закупки либо отдельного лота. Но при этом должно соблюдаться обязательное требование, обеспечивающее конкуренцию между участниками: объединять в одну сделку или один лот можно только те товары, которые имеют функциональную или технологическую связь (ч. 3 ст. 17 закона № 135-ФЗ о конкуренции).

Минпромторг разъяснил как закупать радиоэлектронную продукцию (Закон 44-ФЗ)

С 1 июля 2021 года по 1 января 2021 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2021 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

С 1 января 2021 года заказчики устанавливают запрет на допуск иностранного программного обеспечения (далее – ПО) и прав на него. Такие правила установлены постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2021 г. № 1236 (далее – Постановление № 1236).

Из ряда указаний Закона N 223-ФЗ следует, что итогом закупки всегда является заключение договора. В частности, согласно ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ положение о закупке должно включать качестве элемента порядка закупки порядок заключения договора. В соответствии с ч. 5 ст. 4 указанного Закона в состав информации о закупке входит проект договора. В силу п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в извещении о закупке в обязательном порядке указывается предмет договора. Наконец, согласно ч. 19 ст. 4 этого Закона заказчик обязан размещать на официальном сайте сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных им по результатам закупки.

Применяя аналогию права, можно заметить, что системный анализ норм Закона N 44-ФЗ (ч. 13 ст. 51, ч. 6 ст. 53, ч. 9 ст. 56, ч. 16 ст. 66, ч. 8 ст. 67, ч. 13 ст. 69, ч. 6 ст. 77, ч. 9 ст. 78, ч.ч. 18, 19 ст. 83 этого Закона) показывает, что несостоявшейся закупка по этому Закону признается если не было подано ни одной заявки на участие в процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее — контрагент) или ни одна заявка не была признана соответствующей установленным требованиям, либо если была подана только одна заявка и (или) только одна заявка была признана соответствующей установленным требованиям. Безусловно, это только аналогия, поскольку из ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, п. 3 ч. 1 ст. 1, ч.ч. 2, 2.1, 3 ст. 15 Закона N 44-ФЗ следует, что сферы действия этих законов не пересекаются. Однако, полагаем, что в случае отсутствия заявок на участие признание закупки несостоявшейся следует и из логики и здравого смысла. При наличии же единственной заявки, соответствующей установленным требованиям, ситуацию в отношении торгов — конкурса или аукциона, на наш взгляд, также иначе определить нельзя, поскольку согласно п. 5 ст. 447 ГК РФ «аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися». В отношении иных процедур заказчик теоретически может установить в положении о закупке условие о признании таких процедур состоявшимися при подаче и (или) признании соответствующей установленным требованиям хотя бы одно заявки. К сожалению, официальных разъяснений или правоприменительной практики, разрешавших бы данный вопрос в настоящее время, нам обнаружить не удалось.

В таком случае в названии лучше упомянуть ее наименование. Например, закупку предметов для обеспечения работы офиса можно озаглавить «Поставка канцелярских товаров». Из этого названия сразу понятно, о какой группе идет речь.

Исключение составляют случаи, когда закупаются запчасти и расходные материалы к оборудованию или машинам, которые уже используются заказчиком, а также в случае, когда требуется обеспечить совместимость уже имеющихся товаров с вновь приобретаемым.

  1. Заказчиком в качестве предмета закупки определена поставка «нефтепродуктов бензин Премиум Евро-95 (АИ-95-К5)», что не соответствует наименованию по КТРУ. Должно быть указано, например: «Поставка бензина автомобильного (розничная реализация)».
  2. Заказчиком определены характеристики бензина как «АИ-95-К5», что также не соответствует КТРУ. Характеристики в данном случае неизменяемые и должны быть указаны в точном соответствии с КТРУ: «октановое число бензина автомобильного по исследовательскому методу: > 95 и Ситуация 1.Заказчик закупает работы и услуги, при выполнении и оказании которых используются товары, включенные в КТРУ. Должен ли заказчик описывать данные товары в соответствии с КТРУ?

КТРУ формируется на основании ОКПД2. Однако, ОКПД 2 не является определяющим при решении заказчиком вопроса о применении или не применении КТРУ, а также при решении вопроса о соответствии предложенной поставщиком продукции установленным требованиям. Например, участник закупки предлагает заказчику медицинское изделие, полностью отвечающее требованиям заказчика.

Читайте также:  Что делать, если Верховный Суд отказал в передаче кассационной жалобы?

Согласно контракту, заключенному между холдингом «Вертолеты России», Национальной службой санитарной авиации (НССА) и лизинговой компанией «Авиакапитал-Сервис», 104 вертолета «Ансат» производства «Казанского вертолетного завода» и 46 Ми-8АМТ из Улан-Удэ станут частью реализуемого в России масштабного проекта корпорации «Ростех» по созданию Единого оператора услуг санитарной авиации в регионах России.

«По контракту мы являемся подрядчиком и с помощью торгов нанимаем субподрядчика, которому сможем доверить часть работ», — пояснила в разговоре с корреспондентом ИА «Татар-информ» специалист по закупкам ГУАД Альметьевска Алевтина Кострова.

Закон 360-ФЗ: чего ждать от 2022 года в госзакупках?

Оператор может отклонить заявку:

  1. Если заказчик запретил доставку иностранных ТРУ, а участник указал в заявке иностранное государство с использованием классификатора стран мира.
  2. Если закупка проводится для СМП, СОНКО, а участник не относится к СМП. Участник декларирует свою принадлежность только к СОНКО, а статус СМП определяется автоматически.

Для участия в закрытых электронных процедурах участнику нужно направить документы оператору специализированной электронной площадки, чтобы подтвердить, что его закупка соответствует требованиям законодательства РФ.

По ФЗ от 02.07.2021 № 344-ФЗ получатели субсидий обязаны проводить закупки по 44-ФЗ . Право на субсидии имеют:

  • коммерческие организации, 100% акций которых принадлежат РФ, субъекту РФ;
  • государственные корпорации (компании), публично-правовые компании (п. 8, 8.1 ст. 78; подп. 3, 3.1 п. 1 ст. 78.3 БК РФ).

В 2021-ом уже действуют отдельные изменения, поэтому участникам закупок уже сейчас нужно подготовиться к участию в процедурах с учётом новых правил и особенностей. Но основной блок изменений запланирован на 2022-ой и последующие года.

Что такое закупки по принципу электронного магазина

Вот как работает электронный магазин, и что это на практике:

  1. По принципу интернет-магазина. Поставщик размещает прайс-лист с описанием товара (работы, услуги), условий, стоимости поставки, доступного количества, прикладывает фото. Заказчик выбирает товар, который ему подходит с наиболее привлекательной ценой.
  2. Заказчик размещает извещение о потребности, поставщики подают заявки. Затем рассматривает поступившие предложения и выбирает победителя.
  3. С 01.07.2022 электронный магазин СМП позволит размещать предварительное предложение о поставке товара, выполнении работы, оказании услуги (ПП № 2323 от 16.12.2021). Цена такого договора до 20 млн рублей (данный способ по аналогии с уже известной «закупкой с полки»).

Процессоры, тендеры и закупки

  • 1. Поставка жестких дисков для ЭВМ
    Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия
  • 2. Закупка у субъектов малого предпринимательства компьютерной техники для МБОУ «Юбилейная СОШ »
    Администрация Тотемского муниципального района
  • 3. Поставка офисного оборудования
    Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Стоматологическая поликлиника № 14 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга»
  • 4. Поставка жестких дисков.
    Администрация города Южно-Сахалинска
  • 5. Поставка системных блоков.
    Администрация города Южно-Сахалинска
  • 6. приобретение компьютерной техники
    управление образования администрации Пожарского муниципального района Приморского края
  • 7. Поставка электронно-вычислительной техники в 2022 году.
    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 507 Московского района Санкт-Петербурга
  • 8. Поставка компьютерной техники
    Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Пермский клинический центр Федерального медико-биологического агентства»
  • 9. на право заключения договора на поставку моноблоков
    Камчатская больница Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Дальневосточный окружной медицинский центр Федерального медико-биологического агентства»
  • 10. Размещение заказа на приобретение компьютерной техники.
    управление социальной защиты населения Сальского района
  • 11. Поставка вычислительной техники для СПб ГБУ «КДЦ» Московский» в 2022 году.
    Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Культурно-досуговый центр «Московский»
  • 12. Поставка оборудования (компьютеры)
    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 495 Московского района Санкт-Петербурга
  • 13. поставка расходных материалов и комплектующих к средствам вычислительной техники
    Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл
  • 14. Поставка электронно-вычислительной техники для СПб ГБУ ДМ «ФОРПОСТ» Выборгского района в 2022 году
    Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение Дом молодежи «ФОРПОСТ» Выборгского района
  • 15. Поставка расходного материала для нужд ГБОУ школы № 544 с углубленным изучением английского языка Московского района Санкт-Петербурга в 2022 году.
    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 544 с углубленным изучением английского языка Московского района Санкт-Петербурга
  • 16. Поставка компьютерной техники и оргтехники для СПб ГБУЗ «Стоматологическая поликлиника № 10» в 2022 году.
    Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Стоматологическая поликлиника № 10»
  • 17. Поставка вычислительной техники для ГБОУ школа № 507 Московского района Санкт — Петербурга в 2022 году.
    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 507 Московского района Санкт-Петербурга
  • 18. Процессор Intel Xeon или эквивалент
    Саратовский центр научно-технической информации — филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России
  • 19. Компьютерная техника (системный блок в комплекте, монитор)
    федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Амурский государственный университет»
  • 20. Компьютерная техника (системный блок в комплекте, монитор)
    федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Амурский государственный университет»
  • 21. Поставка системы видеонаблюдения
    федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 18 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия»
  • 22. Поставка системы видеонаблюдения и контроля доступа
    федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 18 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия»
  • 23. Запрос котировок на право заключить муниципальный контракт на поставку компьютерного оборудования для нужд Финансового управления Администрации Ковернинского района Нижегородской области.
    Администрация Ковернинского муниципального района Нижегородской области
  • 24. Компьютеры и принтеры
    Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике — Чувашии»
  • 25. Поставка вычислительной техники.
    Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения Больница Кольского научного центра Российской академии наук
  • 26. Поставка системных блоков.
    Администрация города Южно-Сахалинска
  • 27. Поставка вычислительной техники, запасных частей и принадлежностей для Санкт — Петербургского Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Детская городская больница № 2 святой Марии Магдалины» в 2022 году
    Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Детская городская больница № 2 святой Марии Магдалины»
  • 28. Поставка компьютерного оборудования для нужд Администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края
    Администрация города-курорта Железноводска Ставропольского края
  • 29. Поставка компьютерного оборудования.
    Администрация города-курорта Железноводска Ставропольского края
  • 30. на поставку компьютерной техники для муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Иркутска средней общеобразовательной школы № 29
    муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска средняя общеобразовательная школа №29
  • 31. Приобретение комплектующих компьютерной техники
    федеральное казенное учреждение «Жилищно-коммунальное управление Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области»
  • 32. Поставка компьютерной техники
    Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного педагогического профессионального образования центр повышения квалификации специалистов Петродворцового района Санкт-Петербурга «Информационно-методический центр»
  • 33. Поставка системных блоков.
    Управление Федеральной миграционной службы по Самарской области
  • 34. Приобретение системного блока
    Муниципальное казенное учреждение «Управление гражданской защиты города Соликамска»
  • 35. поставка вычислительной техники
    «Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Брянской области»
  • 36. Поставка компьютеров-моноблоков для Комитета финансов администрации Тихвинского района
    Администрация муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области
  • 37. 13-4451 На право заключения контракта на поставку компьютерного оборудования согласно техническому заданию (Приложение №1 к Извещению)
    Управление муниципального заказа Администрации города Челябинска
  • 38. ЗО-2181/13 на поставку компьютерной техники
    Управление государственных закупок Тюменской области
  • 39. Поставка компьютерного оборудования для Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Колледж туризма и гостиничного сервиса в 2022 году
    Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж туризма и гостиничного сервиса»
  • 40. Поставка вычислительной техники
    государственное казенное учреждение Краснодарского края «Краснодаравтодор»
Читайте также:  Расторжение контракта по соглашению сторон

Как учитывать компьютеры и комплектующие

С точки зрения Инструкций по бухгалтерскому учету в учреждениях госсектора, компьютер является «обособленным комплексом конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы».

Ранее в письмах Минфина не раз разъяснялось, что комплектующие, являющиеся составными частями компьютера, не могут выполнять свои функции по отдельности. Следовательно, компьютер должен учитываться как основное средство, единый инвентарный объект, а монитор, системный блок, клавиатура, мышь, до сборки компьютера, как материальные запасы.

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций госсектора «Основные средства» содержит такое же определение: «объектом основных средств признается обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы».

Пример

Компьютер состоит из:

В соответствии с методологией бюджетного учета системный блок, монитор, блок питания, клавиатура, мышь приобретались учреждением в 2016 г. как материальные запасы, принимались к учету на счет 105 36. Сборка компьютера отражалась на счете 106 31, и уже собранный компьютер учитывается на счете 101 34.

При списании неисправного системного блока происходит ликвидация части объекта основного средства.

Учреждению следует не списывать компьютер полностью, а списать лишь системный блок, пришедший в негодность, а затем включить в инвентарную карточку компьютера новый системный блок.

При жалобе на документацию, пожалуй, все будет зависеть от решения конкретной комиссии ФАС.

Итак, наиболее приемлемый для заказчика вариант, по мнению автора, –раздельная закупка компьютерной техники и ПО (даже операционных систем), хотя это и менее удобно. Заказчику трудно будет доказать правомерность формирования «объединенного» лота.

Например, представить соответствующий документ от официального дилера или дистрибьютора. И здесь теоретически может быть принят во внимание аргумент экономии времени на установку программного обеспечения на компьютеры, особенно если закупается их крупная партия, а у заказчика в штате мало программистов.

Напоследок, нельзя не отметить позицию арбитражных судов по этому поводу. Так, в одном из разъяснений Верховного арбитражного суда было подчеркнуто, что любое программное обеспечение связано с компьютером, так что закупать его без «железа» нет смысла.

Как выбрать КОСГУ и КВР при учете системы?

При выборе КВР и КОСГУ при учете системы также возможны варианты, так как приобретена она может быть при различных обстоятельствах. Например, договор на монтаж из материалов подрядчика системы видеонаблюдения может быть заключен самостоятельно. Также система видеонаблюдения может монтироваться в рамках проведения капитального ремонта или строительства (реконструкции) здания.

Еще по теме: Как определить срок полезного использования без ОКОФ?

При выборе КВР важное значение играет то, при каких обстоятельствах монтируется система. Например, является ли монтаж системы самостоятельным фактом хозяйственной жизни или он осуществляется в рамках определенных мероприятий: капремонта или строительства (реконструкции). При этом то, как система будет учитываться, при выборе КВР роли не играет — эти обстоятельства будут важны при выборе кода КОСГУ.

Поэтому практически всем бухгалтерам бюджетных учреждений приходится сталкиваться с различными проблемами, связанными с учетом компьютеров и комплектующих к ним. Одна из таких проблем возникает в случае, когда производится замена монитора. Причем конкретный порядок учета зависит прежде всего от причины такой замены.

В настоящее время производители предлагают огромное количество самых разнообразных приспособлений для освещения помещений. Но именно к осветительным приборам относятся: ·приборы наружного освещения (фонари, прожекторы); ·приборы внутреннего освещения (светильники, люстры, бра, торшеры, настольные лампы и т.д.); ·специализированные осветительные приборы (например, лампа-фотовспышка, лампы для проекторов, кварцевые лампы для бактерицидного облучения, световое сценическое оборудование и др.); ·декоративные осветительные приборы (например, гирлянды). Освещение при помощи осветительных приборов называют искусственным освещением в отличие от естественного солнечного света.

Читайте также:  Со 2 января подорожает проезд на МЦД и электричках

Что следует из ФСБУ «Основные средства»?

Отметим, что с 1 января 2018 года действует ФСБУ «Основные средства» . В силу положений данного документа к основным средствам относятся материальные ценности независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования субъектом учета в его деятельности (п. 7).

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 N 257н.

Объектом основных средств признается объект имущества со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы.

Комплекс конструктивно сочлененных предметов — это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированных в единый комплекс (на одном фундаменте), в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

Таблица ОКОФ для офисной техники

В этом пункте статьи рассмотрим таблицу, в которой для удобства бухгалтеров представлены коды по самым популярным видам офисного оборудования (в старой и новой редакциях).

Наименование оборудования Старый код Новый код
Принтер 143020360 320.26.2
Сканер 143020000 330.28.23.23
МФУ 143020360 320.26.2
ПК 143020239 320.26.20.14
Ноутбук 143020234 320.26.20.11.110
Планшет 143020234 320.26.20.11.110
Колонки компьютерные 143221125 320.26.30.11.150
Сервер 143020100 320.26.20.14
Роутер (модем) 143313450 320.26.30.11.190

320.26.30.23

Стационарный телефонный аппарат 143222134 320.26.30.23
Устройства для заряжения энергией 143440142 330.26.51.66
Проектор 143322030 330.26.70.16
Источник питания 143020000 330.28.23.23
Мобильный телефонный аппарат Отсутствует 320.26.30.22

Оприходование компьютера

К ак правильно оприходовать компьютер, если в счете расписан монитор, блок, принтер, колонки и т.д. Нужно ли приходовать все наименования или приходовать одним словом компьютер на сумму. И как списать монитор, если был оприходован просто компьютер на сумму. Как правильно списать монитор, ведь он входит в стоимость компьютера и это основное средство, а новый монитор приобретен как материалы монитор у нас на счете 101 и оприходован просто, как компьютер, потому что в одном счете все было.

1. Монитор, системный блок, клавиатура, мышь являются составными частями компьютера. По общему правилу каждая из них выполняет свои функции в составе комплекса, а не самостоятельно. Поэтому эти предметы нужно учесть в составе единого объекта основных средств. В качестве отдельных объектов основных средств можно учесть только те части, без которых компьютер может работать (например, принтер, колонки). А также если составные части учреждение планирует эксплуатировать в составе различных комплектаций компьютерного оборудования. Такой порядок следует из пункта 41 Инструкции к Единому плану счетов № 157н. Учреждение может, например, приказом руководителя установить срок полезного использования компьютера, оприходовав его как единый объект основных средств. Примерная форма приказа приведена ниже.

Счет 02 «Материальные ценности, принимаемые на хранение». Материальные ценности учитываются на основании первичного документа, который подтверждает их получение: акта приема-передачи, договора и др. Объекты отражаются по стоимости, указанной в первичном документе. Если учреждение оформило акт в одностороннем порядке — по условной оценке: один объект — 1 рубль. В карточке количественно-суммового учета объект должен отражаться в разрезе владельцев (заказчиков), по видам, сортам и местам хранения.

Счет 21 «ОС стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации». Постановка на учет осуществляется на основании первичного документа при передаче объекта ОС стоимостью до 3000 руб. в эксплуатацию, исключение составляют объекты недвижимости и библиотечного фонда. Учет ведется по стоимости, которую установили в учетной политике: по условной оценке — 1 руб. за один объект или по балансовой стоимости. Учет ведется в Карточке количественно-суммового учета в разрезе объектов ОС и центров материальной ответственности. Со счета объекты списываются только по решению комиссии на основании акта приема-передачи, акта о списании.

На какую статью КОСГУ отнести приобретение системного блока?

В соответствии с пунктом 41 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н), объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы.

Агрегатор предварительных предложений

Заказчики могут проводить малые закупки без торгов по п. 12 ст. 93 44-ФЗ. Информация о предварительных предложениях участников малых закупок кобеля доступна через EIS (449-ФЗ, Постановление Правительства № 1946). Сведения о заявке поступают в настоящее время.

В системе не размещают следующие данные:

  • документы о стране-изготовителе;
  • подтверждающие соответствие участника требованиям закона к конкретному виду деятельности;
  • декларацию о соответствии поставщика требованиям 44-ФЗ;
  • реквизиты фирмы для оплаты по контракту.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *