Обзор планируемых изменений в Инструкции № 191н

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обзор планируемых изменений в Инструкции № 191н». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Актуальный в 2023 году бланк этой декларации — форма по КНД 1151085, утверждённая ещё в июле 2007 года приказом Минфина России № 62н. В ней два листа, но компании и индивидуальные предприниматели заполняют только первый. Второй нужен для физлиц, не имеющих статуса ИП, которые не указали на листе 1 свой ИНН.

Санкции за нарушение сроков

Если единая упрощённая декларация подана позже срока, инспекция может оштрафовать налогоплательщика. В Минфине считают, что в данном случае нет оснований накладывать штраф по статье 119 НК РФ, как за опоздание с представлением обычной налоговой декларации. Это связано с тем, что ЕУД не содержит показателей для расчёта налогов. Поэтому в финансовом ведомстве полагают, что это всего лишь непредставление документа в ИФНС в отведенный для этого срок. В этом случае адекватным наказанием будет штраф 200 рублей по пункту 1 статьи 126 НК РФ. Такое мнение выражено в письме Минфина от 03.07.08 № 03-02-07/2-118.

Но иногда налоговые органы всё же привлекают к ответственности за несвоевременную подачу ЕУД по статье 119 НК РФ. Штраф назначается в минимальном размере — 1 тыс. рублей, но по каждому налогу, который указан в отчёте.

Итак, мы рассмотрели заполнение единой упрощённой налоговой декларации (форма по КНД 1151085). Это нулевая отчётность для тех, кто за отчётный период не произвел никаких операций и не имел объектов налогообложения. Её подача является добровольным выбором налогоплательщика и заменяет представление нулевых деклараций, но только для тех, у кого есть основания, указанные выше.

По НДФЛ не будет иметь значение, с какой выплаты удержан налог: больничный, отпускные и т.д. Важно — в каком периоде он удержан.

За период с 23-го числа предыдущего месяца по 22-е число текущего месяца не позднее 28-го числа текущего месяца.

Перечисление налоговыми агентами сумм исчисленного и удержанного налога за период с 1 по 22 января, осуществляется не позднее 28 января; за период с 23 по 31 декабря -не позднее последнего рабочего дня календарного года.

Уведомление сдается 25 числа, налог уплачивается 28 числа.

Фактически получается 13 периодов в году: 28 числа каждого месяца, затем в декабре за период с 23 по 31 декабря, не позднее последнего рабочего дня календарного года.

За период с 01 по 22 января — 28 января.

Если у организации несколько обособленных подразделений, можно подать уведомление по каждому подразделению отдельно. Также можно подать единое уведомление и по головной, и по обособленным подразделениям с указаниями КПП и ОКТМО каждого подразделения. Уплата будет единым платежом за все подразделения.

Какие налоги и взносы платить в январе

Компании и ИП должны заплатить налоги и страховые взносы в бюджет — за декабрь и четвертый квартал 2022 года. Также в январе нужно внести первый аванс по налогу на прибыль и НДФЛ, удержанный в период с 1 по 22 января.

Срок

Вид платежа

Плательщики

до 9 января

Фиксированные страховые взносы на 2022 год

Все предприниматели

НДФЛ с отпускных и больничных, которые выплатили в декабре 2022 года

Налоговые агенты по НДФЛ

НДФЛ с зарплаты, которую выплатили 30 декабря 2022 года

Налоговые агенты по НДФЛ

до 16 января

Взносы на травматизм в Социальный фонд за декабрь 2022 года

Все работодатели

до 25 января

АУСН за декабрь 2022 года

Организации и ИП, которые перешли на АУСН

до 30 января

Взносы на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование за сотрудников за декабрь 2022 года

Все работодатели

Дополнительные взносы на накопительную пенсию за декабрь 2022 года

Работодатели, у которых есть сотрудники, уплачивающие дополнительные страховые взносы

НДФЛ, удержанный в период с 1 по 22 января

Все налоговые агенты по НДФЛ

Первый ежемесячный авансовый платеж по налогу на прибыль за I квартал 2023 года

Организации, которые обязаны платить ежемесячные авансовые платежи исходя из прибыли предыдущего квартала

1/3 НДС за IV квартал 2022 года

Плательщики НДС и налоговые агенты

Полная сумма НДС за IV квартал 2022 года

Неплательщики НДС, которые выставляли счета-фактуры с выделенным налогом

Торговый сбор за IV квартал 2022 года

Плательщики торгового сбора

НПД за декабрь 2022 года

Самозанятые физлица и ИП

НДПИ за декабрь 2022 года

Пользователи недр

Водный налог за IV квартал 2022 года

Плательщики водного налога

I. Новые каноны администрирования налоговых платежей

С 2023 года вводится принципиально новый порядок уплаты налогов.

Так называемый единый налоговый платеж (ЕНП): организации или ИП нужно будет определять общую сумму налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую следует уплатить (перечислить) как налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов и (или) налоговому агенту самостоятельно и/или на основании требования налогового органа (совокупная обязанность), и одним платежом перечислять всю сумму в бюджетную систему РФ на счет Федерального казначейства (п. 2 ст. 11, ст. 11.3, п. 1 ст. 45, п. 1 ст. 58 НК РФ в ред. Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ*).

Читайте также:  Что такое договор пожертвования и как правильно его оформить? Советы юриста

* Здесь и далее все ссылки даны на статьи НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ, действующей с 01.01.2023 г.

Налоговый орган будет вести по каждой организации и каждому физическому лицу единый налоговый счет, на котором отразится как совокупная обязанность по данным налогового органа, так и ЕНП (п. 1 ст. 11.3 НК РФ).

II. Откуда что берется?

Совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица на основании поданных налогоплательщиком налоговых деклараций; уведомлений об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов, представленных в налоговый орган; сообщений об исчисленных налоговым органом суммах налогов; решений налогового органа по результатам мероприятий налогового контроля; судебных решений; решений налогового органа о предоставлении отсрочки, рассрочки по уплате налогов и т. д.

По большинству налогов предусмотрены авансовые платежи, есть налоги, по которым отсутствует декларирование. Чтобы в таких случаях налоговые органы могли обработать ЕНП и верно его распределить, организации и ИП не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты, представляют в налоговый орган уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов. В нем производится «раскадровка» ЕНП по суммам отдельных авансовых платежей по налогам (налогов, страховых взносов) с указанием сроков уплаты, КПП, ОКТМО и КБК (п. 9 ст. 58 НК РФ).

Уведомление передается в электронной форме с применением УКЭП либо через личный кабинет налогоплательщика (ЛКН).

В течение 2023 года уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов могут представляться в налоговые органы в виде распоряжений на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, на основании которых налоговые органы могут однозначно определить принадлежность денежных средств к источнику доходов бюджетов, срок уплаты и иные реквизиты, необходимые для определения соответствующей обязанности (п. 12, 14, 16 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ).

ПОРЯДОК ЗАПОЛНЕНИЯ УВЕДОМЛЕНИЯ С 1 ЯНВАРЯ 2023 Г.

Порядок заполнения Уведомления закреплен приказом ФНС России от 02.11.2022 № ЕД-7-8/1047@.

Уведомление предоставляется по налогам, страховым взносам, срок предоставления декларации/расчета по которым позже, чем срок уплаты налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов (приложение 1 «Сроки представления уведомления об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов» к настоящей Памятке).

Уведомление содержит данные по плательщику в целом, а именно:

— по всем обособленным подразделениям (филиалам) плательщика в разрезе КПП;

— КБК обязанностей по налогам, страховым взносам, подлежащих уплате;

— код территории муниципального образования бюджетополучателя (ОКТМО);

— сумму обязательства;

— отчетный (налоговый) период;

— месяц (квартал)

— отчетный год.

Выбор периода (срока уплаты) обязанности в Уведомлении и отчетный (налоговый) период заполняется на основании данных граф 9,10, 11 приложения 1 к настоящей Памятке.

При этом:

— по налогу на имущество организаций, УСН, транспортному и земельному налогам (уплата налога авансовыми платежами поквартально) в уведомлениях в поле 5 «Отчетный (налоговый) период/ Номер месяца/квартала» код отчетного периода соответствует номеру квартала;

— по НДФЛ и страховым взносам в Уведомлениях указывается в поле 5 «Отчетный (налоговый) период/ Номер месяца/квартала» код отчетного периода соответствует порядковому номеру месяца в квартале;

— по НДФЛ, удержанному и исчисленному за период с 22.12 по 31.12, в поле 5 «Отчетный (налоговый) период/ Номер месяца/квартала» код отчетного периода соответствует 34/04.

По НДФЛ, исчисленному и удержанному за декабрь 2022 года Уведомление предоставляется не позднее 09.01.2023, в поле «Код отчетный (налоговый) период / Номер месяца (квартала)» – 34/04, «Отчетный год» — 2022.

Бухгалтерские проводки при учете

Начисление налога на прибыль и уплата его в бюджет бюджетными учреждениями отражается проводками, указанными в таблице.

Операция ДЕБЕТ КРЕДИТ
Начислен налог на прибыль организации:
● с доходов от продажи нефинансовых активов 2.401.10.172 2.303.03.730
● с доходов от аренды 2.401.10.120
● с доходов от платных работ/услуг 2.401.10.130
● с других доходов (к примеру, с безвозмездных поступлений) 2.401.10.180
Уплачен налог на прибыль в бюджет 2.303.03.830 2.201.11.610
Уменьшение забалансового счета 17 (по коду КОСГУ 130 или 180 — в зависимости от учетной политики предприятия)

Отчетность бюджетный учреждений по налогу на прибыль

Бюджетные учреждения обязаны отчитываться по налогу на прибыль перед ФНС и сдавать отчетность наравне с коммерческими предприятиями. Чтобы в полной мере располагать информацией о расчете налога на прибыль, бюджетные учреждения должны вести налоговый учет — систему обобщения сведений для исчисления налогооблагаемой базы по налогам на основе первичной документации, рассортированной в утвержденном порядке.

Информация налогового учета должна подтверждаться первичной документацией (копиями первичных документов, используемых в бухучете), справкой из бухгалтерии, аналитическими регистрами, вычислениями налогооблагаемой базы. Налоговые декларации направляются в местные органы ФНС (по месту расположения каждого бюджетного предприятия) в общем порядке, определенном в НК РФ, вне зависимости от:

  • наличия налогового обязательства (уплаты налога или авансового платежа),
  • особенностей исчисления суммы к уплате,
  • уплаты налога.

Бюджетные учреждения, которые не должны уплачивать налог на прибыль, направляют налоговую декларацию по окончании налогового периода (календарного года) в следующем составе:

  • титульного листа (лист 01),
  • листа 02,
  • приложения на случай, если имелись доходы и затраты, виды которых приведены в Приложении №4 к Порядку заполнения декларации по налогу,
  • листа 07 (если были получены деньги целевого финансирования, целевые поступления и прочие средства, перечисленные в п. п. 1, 2 ст. 251 НК РФ).
Читайте также:  Выплаты и пособия на ребенка в Крыму и Симферополе в 2023 году

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос №1. Как в целях налогообложения доказать налоговым органам, какие денежные средства имели целевую направленность в деятельности бюджетного учреждения, а какие были направлены на ведение предпринимательской деятельности?

Именно для того, чтобы не возникало споров с контролирующими органами касательно данного вопроса, налоговые органы обязывают бюджетные учреждения вести раздельный учет доходов и расходов по бюджетной и коммерческой деятельности.

Вопрос №2. Какие расходы можно учесть для уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль?

Налоговую базу можно уменьшить только на расходы, которые:

  • обоснованы и экономически оправданы,
  • подтверждены документально (бумаги оформляются в соответствии с законодательными нормами РФ),
  • возникли в рамках коммерческой деятельности.

Существуют такие затраты, которые невозможно однозначно отнести к ведению предпринимательской деятельности, из таковых учитываться при уплате налога могут только расходы на коммунальные услуги, транспортное обеспечение административно-управленческого аппарата, услуги связи. Затраты должны быть учтена пропорционально доле средств, полученных от коммерческой деятельности в общем объеме средств.

Глава 2. Составление Декларации (форма 250.00)

10. В разделе «Выберите категорию налогоплательщика» отмечается ячейка A или B с учетом категории налогоплательщика:

  • ячейка A:
  1. лица, являющиеся кандидатами на выборную должность, а также их супруги составляют Декларацию на первое число месяца начала срока выдвижения;
  2. лица, являющиеся кандидатами на государственную должность либо должность, связанную с выполнением государственных или приравненных к ним функций, а также их супруги, лица, желающие стать крупными участниками банка, страховой (перестраховочной) организации, управляющего инвестиционным портфелем составляют Декларацию на первое число месяца представления Декларации;
  • ячейка B: лица, не относящиеся к категории «А» составляют Декларацию по состоянию на 31 декабря года, предшествующего году представления Декларации.

В разделе А «Общая информация о налогоплательщике» указывается:

  1. в строке 2 – указывается индивидуальный идентификационный номер (ИИН) физического лица;
  2. в строке 3 – отмечается ячейка, в случая физическое лицо, составляющее Декларацию, являющейся законным представителем и указывается ИИН представляемого лица (несовершеннолетнего, и (или) недееспособного или ограничено дееспособного);
  3. в строке 4 – указываются фамилия, имя, отчество (при его наличии) физического лица в соответствии с документами, удостоверяющими личность, номер телефона и электронный адрес (по желанию);
  4. в строке 5 – указывается вид Декларации.

Соответствующая ячейка отмечается с учетом отнесения Декларации к следующим видам налоговой отчетности:

  • первоначальная – Декларация, представляемая физическим лицом в связи с тем, что установленная обязанность по представлению такой Декларации возникла впервые;
  • очередная – Декларация, представляемая физическим лицом в соответствии с Конституционным законом Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» от 28 июня 1999 года, законами Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности» от 31 августа 1995 года, «О страховой деятельности» от 18 декабря 2000 года, «О рынке ценных бумаг» от 2 июля 2003 года, «О противодействии коррупции» от 18 ноября 2015 года после представления таким физическим лицом первоначальной Декларации;
  • дополнительная – Декларация, представляемая физическим лицом при внесении изменений и (или) дополнений в ранее представленную Декларацию, к которой относятся данные изменения и (или) дополнения;
  • дополнительная по уведомлению – Декларация, представляемая физическим лицом при внесении изменений и (или) дополнений в ранее представленную Декларацию, в которой органом государственных доходов выявлены нарушения по результатам камерального контроля по активам и обязательствам физического лица.

Номер и дата уведомления заполняются в случае, представления Декларации дополнительной по уведомлению.

5) в строке 6 – указывается признак резидентства:

  • ячейка А отмечается налогоплательщиком-резидентом Республики Казахстан;
  • ячейка В отмечается налогоплательщиком-нерезидентом Республики Казахстан.

Когда и куда госслужащие подают сведения о доходах

Впервые обязанность предоставить справку о доходах, расходах и имуществе возникает при приеме госслужащего на соответствующую должность. Кандидат на должность из перечня по Указу Президента РФ сдает справку вместе с остальными обязательными документами в кадровую службу госоргана, в который устраивается. Уже занимающие должности госслужащие сдают справки ежегодно в госорган, к которому относятся.

Не стоит путать справку с обычной отчетностью в ИФНС, например декларацией 3-НДФЛ. Часть информации из справок почти всегда является той, доступ к которой тем или иным образом ограничен. Законом предусмотрены индивидуальные способы проверки и хранения такой информации, и они могут отличаться в разных госструктурах. Поэтому сдаются справки строго в тот госорган, к которому относится должность, обязывающая их сдавать.

Состав новой формы 3-НДФЛ в 2023 году

В 2023 год декларация 3-НДФЛ в очередной раз обновилась, изменения значительны, ниже можно посмотреть, как по-новому заполнять отчет за 2022 год.

Налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц включает в себя титульный лист и 15 страниц. Заполнять нужно не все, состав подготовленного отчета зависит от причины подачи 3-НДФЛ в налоговый орган.

Новая форма включает в себя следующие страницы:

  • титульный лист — обязательный для заполнения всеми;
  • страница 2 — Раздел 1 с итоговыми суммами налога к уплате или возврату, также заполняется всеми налогоплательщиками;
  • 3 — Приложение к Разделу 1 содержит заявление на возврат налога, заполняется в случае покупки квартиры, машины, а также при излишне удержанном подоходном налоге в 2022 году;
  • 4 — Расчет налоговой базы и налога, также заполняется во всех случаях, на его основании формируется Раздел 1;
  • 5 — Приложение 1 содержит сведения о доходах, полученных от российских лиц, заполняется для отражения дохода в виде зарплаты от российских компаний, а также дохода в виде оплаты за проданную недвижимость, транспортное средство;
  • 6 — Приложение 2 содержит сведения о доходах, полученных от иностранных лиц, заполняется при наличии таких выплат;
  • 7 — 8 — Приложение 3 содержит данные о доходах ИП, частнопрактикующих лиц, адвокатов, нотариусов;
  • 9 — Приложение 4 содержит данные о не облагаемых налогом доходах, заполняется только при полученных подобных выплат, освобожденных от уплаты НДФЛ;
  • 10 — 11 — Приложение 5 содержит расчет стандартных, социальных и инвестиционных вычетов;
  • 12 — Приложение 6 заполняется при оформлении 3-НДФЛ для получения вычета при продаже имущества;
  • 13 — Приложение 7 заполняется при подаче декларации 3-НДФЛ для возврата налога по расходам на строительство жилья;
  • 14 — Приложение 8 отражает данные о расходах на ценные бумаги и ПФИ в рамках инвестиционного товарищества;
  • 15 — Расчет к Приложению 1 заполняется при подаче формы 3-НДФЛ при получении дохода от продажи квартиры или иной недвижимости;
  • 16 — Расчет к Приложению 5 отражает данные о социальных вычетах по негосударственным пенсионным фондам и страховым компаниям.
Читайте также:  Выплаты за третьего ребенка в 2023 году

Штраф за несоблюдение сроков

Неприятным сюрпризом может стать уведомление о штрафе за несоблюдение сроков подачи или требование об уплате налога.

Что следует считать нарушением с точки зрения НК РФ:

Нарушение Взыскание
1 Декларация с заявленным доходом сдана с опозданием Первично – 5% от суммы НДФЛ за каждый полный и неполный просроченный месяц (минимально 1 000 рублей).

Повторно – до 30% от суммы НДФЛ за каждый полный и неполный просроченный месяц.

2 Не сдана нулевая декларация 1 000 рублей
3 Декларация сдана вовремя, НДФЛ уплачен с опозданием или не уплачен 20% суммы подлежащего уплате/доплате НДФЛ
4 Декларация не сдана, налог не уплачен штраф + пеня за просрочку

ЕНП — это единый налоговый платеж. Это не новый режим, а новый порядок уплаты налогов с 2023 года для ИП и компаний, кроме самозанятых.

Как было. Раньше вы платили каждый налог отдельно. Например, взносы по УСН, страховые в пенсионный фонд и торговый сбор. Для этого заполняли несколько платежек со своими реквизитами и КБК.

Как стало. Теперь вы делаете это одним платежом, для чего перечисляете деньги на Единый налоговый счет (ЕНС), а оттуда налоговая списывает их на все необходимые взносы в бюджет.

Предприниматели направляют в ФНС уведомление, сколько денег списать со счета на те или иные цели, заполняют одну платежку с одинаковыми реквизитами.

Единый налоговый счет устроен как кошелек или вклад-копилка — у каждого он свой, только для обязательных платежей в бюджет. Деньги с ЕНС можно вернуть, если они числятся как переплата.

Переход на новую систему — автоматический, в обязательном порядке. Никаких заявлений писать не нужно.

Какие операции не признаются объектом обложения НДС?

Операции, не признаваемые объектом обложения НДС, перечислены в п. 2 ст. 146 НК РФ. В силу пп. 4.1 п. 2 данной статьи к ним относится, в частности, выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (Письмо Минфина России от 26.01.2016 N 03-07-11/2939). Кроме того, перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), приведен в ст. 149 НК РФ. При этом исключения из объектов обложения НДС операций по реализации товаров, осуществляемых казенными учреждениями по пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ, не предусмотрено. Таким образом, операции по реализации товаров, проводимые казенным учреждением, облагаются НДС в общеустановленном порядке (см. Письма Минфина России от 25.07.2016 N 03-07-11/43314, от 14.08.2015 N 03-03-05/47288).

К сведению. Учреждение освобождается от уплаты НДС, если оно получило право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, в соответствии со ст. 145 НК РФ. Такое право может быть предоставлено организации, у которой за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила в совокупности 2 млн руб.

В названной статье не уточняется, какие именно суммы следует включать в расчет: все поступления или только выручку, полученную от операций, облагаемых НДС. Президиум ВАС в Постановлении от 27.11.2012 N 10252/12 считает, что в расчет выручки для применения освобождения по ст. 145 НК РФ следует включать только поступления от облагаемых НДС операций. В последних разъяснениях контролирующие органы придерживаются аналогичного подхода. Чиновники указывают, что постановления Президиума ВАС являются для налоговых органов сложившейся судебной практикой. Поэтому при решении рассматриваемого вопроса налоговым органам следует руководствоваться данными положениями: в расчете общей выручки нужно учитывать выручку только по тем операциям, которые облагаются НДС (Письмо ФНС России от 12.05.2014 N ГД-4-3/8911@).

Автоматизированная упрощенная налоговая система

Система для очень маленьких компаний и ИП, которые не хотят возиться с отчетностью.

В компании – не более 5 работников. Размер дохода – не более 60 млн руб. Размер основных средств – не более 150 млн руб.

Счет должен быть открыт в банке из перечня ФНС. При этом налог удерживает и перечисляет в бюджет уполномоченный банк. Налог надо платить ежемесячно. При этом можно уполномочить банк перечислять его автоматически.

Сочетать с другими налоговыми режимами нельзя. Есть также ограничения по договорам и операциям.

Взамен предлагают нулевой тариф по взносам и всего 2 040 руб. в год взносов на травматизм.

Ставки налога жестче, чем при обычной упрощенке. При системе «доходы» – 8 процентов. При системе «доходы минус расходы» – 20 процентов.

Минимальный налог в этой системе также остался. Но уже в размере 3 процента от доходов.

Ведут учет доходов, расходов надо в личном кабинете налогоплательщика.

Недостатки. Система доступна пока только в Москве и области, Калужской области и Татарстане. Действует в экспериментальном режиме на основании Федерального закона от 25.02.2022 № 17-ФЗ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *