Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инструкция: как зарегистрировать квадрокоптер и где его можно запускать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Глава Приморского края подписал закон о запрете полетов дронов и квадрокоптеров на всей территории Приморского края. Теперь летать в приморском небе смогут только квадрокоптеры государства и муниципальных властей.
Штраф в 300 тысяч: за что будут штрафовать владельцев квадрокоптеров
Помимо государственных ведомств, использовать квадрокоптеры и дроны смогут компании, выполняющие государственный заказ или контракт, если речь не идет о территории военных и промышленных объектов, объектов связи и транспортной инфраструктуры.
В правительстве Приморья уточнили, что запрет касается бытового использования дронов – для личной фото- и видеосъемки или съемки частных мероприятий. В производственных целях устройства можно использовать при согласовании всех деталей с властями.
По словам отдела противодействия терроризму в правительстве края, введение запрета считают временной и необходимой мерой в условиях СВО.
За нарушение запрета приморцев ждет штраф до 50 тысяч рублей, для должностных лиц – до 150 тысяч рублей, для юридических – до 300 тысяч. Помимо этого, нарушителям может грозить приостановление деятельности компании сроком до 90 суток.
Где и почему запрещена съемка с квадрокоптера
Важно не только понять, какие дроны надо регистрировать в 2019, 2020, 2021 г, но и где ими нельзя пользоваться. По закону категорически запрещено летать в зонах военных и стратегических объектов, которые имеют важное значение для страны. К таким местам относятся заповедные земли. Также запрещены полеты над производственными предприятиями и частными территориями, которые находятся под охраной.
Нельзя пользоваться коптерами около высоковольтных линий электропередач.
Регистрация квадрокоптеров в России
Закон касается всех видов гражданских беспилотных летательных аппаратов (игрушечных вертолётов, дронов, самолётов на дистанционном управлении). Модели, вес которых превышает 0,25 кг, составляют примерно семьдесят процентов техники беспилотных аппаратов, продающихся в России. Как уже было сказано ранее, регистрация дронов проводится в госучреждениях.
В законе описана процедура регистрации коптера. Она напоминает постановку на учёт транспортных средств. Всем квадрокоптерам присваивают индивидуальный номер и соответствующую радиометку. Радиометка является зашифрованными данными о владельце, а также информацией о технических характеристиках квадрокоптера.
Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка учёта гражданских беспилотных воздушных судов, ввезённых в РФ или произведённых в РФ» описывает, каким должен быть порядок регистрации такой техники. На его основе регистрируют БЛА (беспилотные летательные аппараты).
В законе говорится о том, что беспилотники, взлётная масса которых варьируется от 250 грамм до 30 килограмм, произведённые в России или за рубежом, регистрируются в государственной базе данных о беспилотных воздушных судах.
Соответственно Федеральному закону № 60 Министерством транспорта РФ устанавливается размер и порядок оплаты.
Последствия нарушения правил эксплуатации
Основной целью правил эксплуатации БПЛА является безопасность пользования воздушными аппаратами, управляемыми на расстоянии.
Владельца дрона (другого типа беспилотника), благодаря учету можно привлечь к ответственности.
Благодаря идентификации собственника воздушного судна, есть шанс предотвратить его столкновение с другими объектами в воздухе или на земле. Так, уполномоченные представители власти могут связаться с владельцем для координации траектории полета или посадки беспилотника.
Сотрудники правоохранительных органов и прочих государственных структур безопасности вправе, при отсутствии распознавательных знаков на дроне, его уничтожить, если:
- есть риска причинения вреда жизни и здоровью людей, нанести непоправимый ущерб;
- может быть угроза безопасности стратегическим объектам инфраструктуры;
- и тому подобное.
Запрет на полеты квадрокоптеров и их использование
В связи с проведением в РФ чемпионата мира по футболу в 2018 году был введен запрет на использование частных дронов в 11 городах-участниках соревнований; в 41-ой зоне проживания и тренировок национальных сборных и в зонах вокруг 11-и стадионов проведения. Запрет полетов вступает в силу 1 июня 2018 года и продлится вплоть до 18 июля.
Запрет на полеты над местами базирования и тренировок сборных колеблется в радиусе от 0,5 до 10км. Наиболее значительные охраняемые радиусы в 110км установлены над городами, непосредственно принимающими соревнования: Москвой, Сочи, Нижним Новгородом, Санкт-Петербургом, Казанью, Саранском, Самары, Ростовом-на-Дону, Калининградом, Волгоградом и Екатеринбургом. Полный запрет полетов возложен лишь на гражданские и частные пилотируемые и беспилотные летательные аппараты.
Подобные меры предосторожности продиктованы неоднократными заявлениями СМИ об террористических угрозах, якобы исходящих от частных беспилотников и утечке конфиденциальных данных команд накануне спортивных мероприятий. Что называется – «предупрежден, значит вооружен».
Что нужно знать о полетах в городе?
В российских городах, особенно крупных, например в Москве и Санкт-Петербурге, полеты возможны только с разрешения администрации города — это прописано в пункте 49 Постановления Правительства от 11.03.2022 № 138.
В Москве за разрешением нужно обращаться в департамент региональной безопасности и противодействия коррупции, причем заявление нужно подавать лично или по почте. В мэрии предупреждают, что разрешения выдают только в исключительных случаях.
Если вам всё же удастся получить разрешение, то перед запуском дрона нужно позвонить диспетчерам в Московский зональный центр Единой системы организации воздушного движения по одному из телефонов: 7 495 436-20-91 и 7 495 436-75-58. Во время звонка они проверят, что рядом с местом запуска нет других дронов, и только тогда разрешат взлет.
Перед полетом нужно убедиться, что маршрут не проходит над предприятиями или частной собственностью. Иначе нужно получать разрешение на полет от собственника. Без разрешения вас тоже ждет штраф по статье 11.4 КоАП.
Коптер без регистрации.
Что делать, если отказали в постановке дрона на учёт? Нельзя нарушать закон. В случае использования незарегистрированного коптера вам придётся заплатить штраф. Помимо штрафов за полёты в ограниченных зонах и запрет на фото важных государственных объектов, вам ещё могут выписать штраф за непоставленный на учёт беспилотник. За новое нарушение штраф для физического лица в России составляет до 5000 рублей, а для юридического — до 30000 рублей.
Теперь вы знаете, что делать. Поставьте свой квадрокоптер на учёт в России и летайте безопасно.
Загрузите Постановление Правительства РФ и запускайте дрон без разрешения. Узнайте, какие квадрокоптеры получили право запусков без получения разрешения на полет, и какие не требуют регистрации, и сохраните PDF-файл постановления прямо в чат любимого мессенджера.
Коптер без регистрации.
Что делать, если отказали в постановке дрона на учёт? Нельзя нарушать закон. В случае использования незарегистрированного коптера вам придётся заплатить штраф. Помимо штрафов за полёты в ограниченных зонах и запрет на фото важных государственных объектов, вам ещё могут выписать штраф за непоставленный на учёт беспилотник. За новое нарушение штраф для физического лица в России составляет до 5000 рублей, а для юридического — до 30000 рублей.
Теперь вы знаете, что делать. Поставьте свой квадрокоптер на учёт в России и летайте безопасно.
Загрузите Постановление Правительства РФ и запускайте дрон без разрешения. Узнайте, какие квадрокоптеры получили право запусков без получения разрешения на полет, и какие не требуют регистрации, и сохраните PDF-файл постановления прямо в чат любимого мессенджера.
Новые правила регистрации и эксплуатации дронов в РФ
Важным моментом являются действия владельца в ситуации, когда квадрокоптер разбит, потерян или украден. В такой ситуации от владельца требуется в течение двух суток с момента данного события известить федеральное агентство соответствующим заявлением.
В заявке на отмену регистрации аппарата необходимо сообщить:
- свои паспортные данные;
- полные характеристики дрона;
- регистрационный номер;
- причину снятия устройства с государственного учета.
На данный момент закон не устанавливает размер штрафных санкций за эксплуатацию неучтенных дронов. Однако, в таких случаях возможно применение закона об административной ответственности за нарушение порядка использования воздушного пространства.
Размер штрафа равен 2 тысячам рублей. Кроме того, существуют территориальные ограничения для запуска беспилотников. Полеты таких устройств разрешаются за городской чертой, в удалении от аэродромов и иных объектов, где осуществляется особый контроль за эксплуатацией воздушного пространства.
Для полета над особыми зонами необходимо получить разрешение местных органов исполнительной власти или иных государственных структур. Подобные нарушения караются более серьезными штрафами.
Помимо этого, существует и наказание за незаконную съемку как в формате видео, так и фотосъемку. Предусмотрен штраф в размере 5 тысяч рублей.
Разрешение, как показывает практика, может быть получено на срок в пределах одного календарного года.
В разработке проект закона об упрощении применения любительских беспилотников. Предполагается, что запускать их за пределами населенных пунктов на высоту до 150 метров разрешат без особых ограничений. Что касается объектов с особым режимом, то съемка их с воздуха категорически запрещена.
Причиной отказа в постановке коптера на государственный учет могут послужить:
- некорректное заполнение заявления с указанием ошибочных персональных данных;
- неверно внесенные в заявку технические характеристики устройства или его серийный номер;
- несоответствие заявленных характеристик заводским нормам.
Планируя обратиться в Росавиацию с заявкой о постановке дрона на учет, важно учесть, что обращения, переданные в общественную приемную или на официальный почтовый адрес электронной почты, агентством не принимаются к рассмотрению. Обращения рекомендуется отсылать на официальный почтовый адрес агентства в Москве.
Согласно постановлению № 658, требование о регистрации и учете распространяется на беспилотные гражданские воздушные суда, ввозимые на территорию РФ либо производимые в России. Масса регистрируемых беспилотников должна составлять от 0,25 до 30 кг.
Не нужно регистрировать беспилотники, временно ввозимые иностранцами на территорию РФ для участия в спортивных мероприятиях по авиамодельному спорту.
По итогам регистрации каждому беспилотнику присваивается уникальный учетный номер. Присвоенный учетный номер необходимо нанести на элементы конструкции до начала выполнения полетов.
Внесение изменений в учетную запись осуществляется в случаях:
- изменения сведений о владельце;
- перехода права владения (пользования);
- утери или хищения беспилотника;
- изменения данных о технических характеристиках судна.
Об этих изменениях нужно также подать заявление в Росавиацию. Снятие судна с учета осуществляется в случае разрушения или по просьбе владельца беспилотника. После снятия с учета эксплуатация устройства запрещается. Если такие факты будут установлены, беспилотник будет конфискован с наложением штрафа (сейчас в КоАП РФ разрабатываются соответствующие поправки).
Это все касается лишь дронов от 250 г до 30 кг.
Все что легче можно не регистрировать и летать смело в допустимых зонах ниже 150 м.
Оформить СМИ и зарегистрировать дрон теперь можно через «Госуслуги»
Если беспилотник продали, потеряли или переделали, об этом тоже нужно сообщить в Росавиацию. К заявлению надо приложить подтверждение, что у аппарата новый владелец или что его украли. Это может быть договор дарения, купли-продажи или справка из полиции.
Если меняется собственник или технические характеристики, учетный номер аппарата сохраняется. При смене владельца прежний и новый собственники должны подать совместное заявление. В правилах не написано, как это сделать, а в заявлении предусмотрено поле только для одной подписи. Но такое требование есть в пункте 16 правил учета, и его нужно как-то соблюдать. Тем, кто сейчас продает свой дрон на «Авито», ничего делать не нужно. А тем, кто будет оформлять сделку после 27 сентября, лучше заранее написать в Росавиацию и уточнить, как быть прежнему и новому владельцам. В случае чего отвечать за отсутствие учета будет новый собственник.
Закон о БПЛА в России был образован на базе ФЗ-60, и в 2017 году (июль) вступили в силу текущие правки. Законом устанавливается обязанность владельцев летательных аппаратов массой более 0,25 кг регистрировать свое имущество, а также получать разрешения на использование для съемки.
Кроме того, закон устанавливает правила и рекомендации касательно эксплуатации коптеров.
Отметим, что Россия приняла федеральный закон далеко не первой. Подобные нормативные акты действуют в странах Западной Европы, США и Канаде. Однако именно в России установлено наибольшее количество ограничений.
К примеру, для регистрации беспилотников в США достаточно посетить сайт, заплатить пошлину 5 Долларов и подождать пару дней.
В России же придется собрать внушительный пакет документов и встать на учет. Это объясняется попыткой предотвратить возможные террористические акты и нарушения прав частной собственности.
После внесения правок в ключевые законодательные нормативы РФ, владельцы квадрокоптеров столкнулись с необходимостью проходить обязательную процедуру регистрации в случае, если дрон имеет массу более 250 граммов.
Закон о радиоуправляемых моделях предельно внимательно описывает процедуру регистрации квадрокоптера. Во многом она схожа с постановкой на учет транспортного средства. Дрону присваивается индивидуальный персонифицированный номер и радиометка, содержащая зашифрованные данные о владельце летательного аппарата и основных технических характеристиках квадрокоптера.
Для постановки дрона на учет необходимо написать заявление и указать в нем основные технические характеристики взлетающего устройства:
- страна изготовления БПЛА;
- название и идентификационный номер устройства;
- наименование изготовителя и год производства;
- максимальная взлетная масса;
- тип используемого двигателя в устройстве (электрический, газотурбинный, внутреннего сгорания);
- документ, подтверждающий факт покупки (для агрегатов, приобретенных за пределами России).
Также потребуется предоставить полный перечень сведений о владельце беспилотного аппарата, в частности паспортные реквизиты, данные о регистрации и фактическом месте проживания, номер налогоплательщика, контактная информация для связи.
Регистрация является платной процедурой, и соответственно с положениями закона, сумма пошлинного сбора устанавливается Министерством транспорта РФ (200-300 рублей в зависимости от региона).
Срок действия регистрации (отмена) может быть прекращен при наступлении одной из следующих причин:
- беспилотный дрон вывезен за пределы РФ;
- завершение эксплуатационного периода аппарата;
- списание коптера в связи с неработоспособностью;
- утерян пульт управления, дальнейшая эксплуатация невозможна;
- переход права собственности (продажа дрона третьему лицу);
- выявленные нарушения регистрационной процедуры.
Закон прямо указывает на то, что сертификацию должны пройти все квадрокоптеры, имеющие массу в пределах 0,25-30 кг. Это сделано для того, чтобы предотвратить возможные опасные ситуации, террористические акты.
Не подлежат регистрации беспилотные радиоуправляемые модели, имеющие массу менее 250 граммов, и обладающие ограниченным функционалом. Отметим, что действуют правила регистрации, по которым:
- Дрон приобретенный на территории РФ, при использовании регистрируется в момент покупки.
- Если квадрокоптер или иной беспилотик изготовлен пользователем самостоятельно, получить на него разрешение нужно до момента первого полета.
- При покупке беспилотного устройства заграницей на регистрацию выделяется 10-дневный срок с момента ввоза.
Официально регистрацией и учетом беспилотных летательных аппаратов занимается ФГУП «ЗащитаИнфоТранс». Данная организация является структурным подразделением Министерства транспорта России.
Зарегистрировать беспилотник пользователи могут следующим образом:
- оставив заявку на электронном портале оператора ФГУП «ЗащитаИнфоТранс»;
- обратившись в отделение Почты России по месту регистрации (постоянного проживания);
- подав заявление в МФЦ;
- зарегистрировав приобретение через торговую организацию, занимающуюся продажей квадрокоптеров и имеющую соответствующее разрешение от оператора учета.
В некоторых ситуациях регистрация дрона невозможна, и гражданин не сможет получить права на использование данного вида техники. Законодатель определяет следующие причины для отказа в регистрации:
- заявитель состоит на учете в наркологическом или психиатрическом центре;
- имеются нарушения правил использования воздушного пространства;
- действует судебный запрет на деятельность с применением БПЛА;
- технические характеристики дрона (сила, мощность и т.д.) не соответствуют требованиям российского законодательства;
- в результате тщательной проверки выявлено, что квадрокоптер оснащен специальными устройствами для сбора закрытой и конфиденциальной информации;
- нарушение экологических норм (повышенный уровень шума, СО и т.д.);
- отсутствие сертификата допуска к использованию на территории России (пилот не может управлять беспилотником);
- запрещены дроны, в которых установлено наличие опасных элементов. В частности датчиков с радиоактивными веществами, водородными блоками и мощными лазерными установками. Летать на таких приспособлениях нельзя.
Что нужно знать владельцам квадрокоптеров в 2020 году?
Российское законодательство начинает регулировать полеты дронов, квадрокоптеров и других беспилотных летательных аппаратов. В 2019 году Государственная Дума приняла законопроект, который предотвращает использование беспилотных воздушных судов в противоправных целях. Любой дрон или квадрокоптер — это беспилотное воздушное судно (БВС), а человек, который управляет устройством — внешний пилот.
Согласно пункту 5 статьи 32 «Воздушного кодекса Российской федерации», любые беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,25 кг до 30 кг, ввезенные в РФ или произведенные в РФ, подлежат учету. Это значит, что по закону владелец квадрокоптера должен поставить на учет беспилотный летательный аппарат — за исключением устройств, вес которых меньше 0,25 кг. Заявления принимает Федеральное агентство воздушного транспорта.
Закон о беспилотных летательных аппаратах в РФ, о квадрокоптерах и радиоуправляемых моделях
Закон о БПЛА в России был образован на базе ФЗ-60, и в 2017 году (июль) вступили в силу текущие правки. Законом устанавливается обязанность владельцев летательных аппаратов массой более 0,15 кг регистрировать свое имущество, а также получать разрешения на использование для съемки.
Кроме того, закон устанавливает правила и рекомендации касательно эксплуатации коптеров.
Отметим, что Россия приняла федеральный закон далеко не первой. Подобные нормативные акты действуют в странах Западной Европы, США и Канаде. Однако именно в России установлено наибольшее количество ограничений.
К примеру, для регистрации беспилотников в США достаточно посетить сайт, заплатить пошлину 5 Долларов и подождать пару дней.
В России же придется собрать внушительный пакет документов и встать на учет. Это объясняется попыткой предотвратить возможные террористические акты и нарушения прав частной собственности.