Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основания уголовной ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В области ВЭД законодательство сегодня достаточно сложное. С одной стороны, введены суровые меры по наказанию за отказ от своих обязательств, с другой стороны, существует целый ряд привилегий, исключений и послаблений для предпринимателей и частных лиц. Именно поэтому нередко возникают обвинения в умышленном искажении назначения груза, в занижении его стоимости, в искажении фактов о его происхождении. Все это действительно может стать причиной для обвинения, но не обязательно по статье 194 УК РФ.
Второй комментарий к Ст. 194 УК РФ
1. Предметом выступают таможенные платежи, к которым относятся:
1) ввозная таможенная пошлина;
2) вывозная таможенная пошлина;
3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Союза;
4) акцизы (акцизный налог или акцизный сбор), взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Союза;
5) таможенные сборы (ст. 46 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).
2. Объективная сторона заключается в уклонении от уплаты таможенных платежей в крупном размере.
3. Уклонение состоит в умышленной неуплате таможенных платежей по истечении установленных сроков; формы уклонения могут быть различными: занижение таможенной стоимости товаров, прямой отказ от уплаты, перемена места жительства и т.д.
Крупный размер есть тогда, когда сумма неуплаченных таможенных платежей за товары, перемещенные через таможенную границу Евразийского экономического союза, в том числе в одной или нескольких товарных партиях, превышает два миллиона рублей.
4. Состав — формальный.
5. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.
6. Субъект — как физические лица, так и представители (руководители и главные бухгалтеры) организаций, обязанные уплачивать таможенные платежи.
7. В ч. 2—4 ст. 194 УК предусмотрены квалифицирующие признаки.
Комментарий к статье 194 УК РФ
1. Предмет преступления — таможенные платежи. К ним относятся:
1) ввозная таможенная пошлина;
2) вывозная таможенная пошлина;
3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;
4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;
5) таможенные сборы.
Таможенные пошлины, налоги исчисляются декларантом или иными лицами, ответственными за уплату таможенных пошлин, налогов, самостоятельно.
2. Объективная сторона преступления характеризуется бездействием — неуплатой таможенных платежей в крупном размере. Способы уклонения от уплаты таможенных платежей могут быть любыми:
— занижение стоимости перемещаемых товаров;
— сокрытие товаров;
— неверное указание таможенного режима, страны происхождения товаров и т.п.
При ввозе товаров таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию РФ или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия. При вывозе товаров таможенные пошлины должны быть уплачены не позднее дня подачи таможенной декларации, если иное не установлено Таможенным кодексом Таможенного союза.
3. Преступление считается оконченным с момента истечения сроков, установленных для платежей.
4. Ответственность за уплату таможенных платежей несет декларант — лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары. Если декларирование производится таможенным брокером, он является ответственным за уплату таможенных пошлин и налогов.
5. Если имели место признаки уголовно наказуемой контрабанды, то привлечение к ответственности по ст. 188 УК охватывает факт неуплаты таможенных платежей и дополнительной квалификации по ст. 194 при этом не требуется.
Распространенные примеры
Каждое преступление по ст.194 имеет свои тонкости и нюансы, мы выделим наиболее распространенные.
- Ввоз оборудования или транспорта по запчастям. На таможне указывается, что в страну ввозится не объект в разобранном виде, а запчасти к нему. Ввезенное оборудование или транспорт далее собирается на предприятии и продается. В этом случае речь зачастую идет о неуплаченных в бюджет миллионах рублей.
- Беспошлинный ввоз имущества для личного использования с последующей продажей.
- Искажение информации в сопроводительных документах, снижение реальной стоимости ввозимого товара.
- Появление в схеме номинальных импортеров и фиктивных продавцов.
- Контрабанда стратегически важных товаров. Контрабанде посвящена отдельная статья, но недостоверные сведения о ввозимом товаре автоматически меняют суммы таможенных платежей. Часто такие преступления рассматриваются в совокупности.
Обязанность уплаты таможенных платежей
Таможенный кодекс РФ обязывает всех людей (как частных лиц, так и организации) при перемещении через границу товаров делать следующие отчисления в бюджет:
- Основная таможенная пошлина на товары.
- Многочисленные косвенные таможенные пошлины и сборы — за оформление, за хранение, за принятие предварительного решения и так далее.
- НДС.
- Акцизы.
- Сборы, которые нужны для выдачи лицензии на товар.
- Сборы, которые нужны для выдачи аттестата специалиста.
Размер пошлин регулируется законом «О таможенном тарифе».
При пересечении границы следует подавать таможенную декларацию обо всех товарах, которые будут ввозиться, а все выплаты следует осуществлять:
- при подаче таможенной декларации,
- перед подачей декларации.
В некоторых случаях плательщику может предоставляться отсрочка на срок до 2 месяцев.
Способ уклонения от уплаты таможенных платежей
УК РФ Статья 194. Уклонение от уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых и (или) компенсационных пошлин, взимаемых с организации или физического лица
(в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 248-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 25.06.1998 N 92-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 194 УК РФ
1. Уклонение от уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых и (или) компенсационных пошлин, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере, —
(в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 248-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. То же деяние, совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) утратил силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
в) утратил силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
г) в особо крупном размере, —
наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:
а) должностным лицом с использованием своего служебного положения;
б) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, —
наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового.
(часть 3 введена Федеральным законом от 07.12.2011 N 420-ФЗ)
4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой, —
(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 530-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.
(часть 4 введена Федеральным законом от 07.12.2011 N 420-ФЗ)
Примечание. Уклонение от уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых и (или) компенсационных пошлин признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей, специальных, антидемпинговых и (или) компенсационных пошлин за товары, перемещенные через таможенную границу Евразийского экономического союза, в том числе в одной или нескольких товарных партиях, превышает два миллиона рублей, а в особо крупном размере — шесть миллионов рублей.
Криминалистическая характеристика преступлений связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей
Уголовная ответственность за неуплату таможенных платежей установлена ст.194 УК РФ. В части первой статьи говорится о крупном размере неуплаченных таможенных платежей; в части второй — о совершении деяний группой лиц по предварительному сговору, в особо крупном размере; в части третьей — о совершении преступлений должностным лицом с использованием своего служебного положения или с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль; в части четвертой — о совершении деяния организованной группой.
В примечании к статье отмечается, что уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей за товары, перемещенные через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, в том числе в одной или нескольких товарных партиях, превышает один миллион рублей, а в особо крупном размере – три миллиона рублей.
Типичные следственные ситуации и программа действий по ихразрешению
При расследовании рассматриваемых преступлений возникают, как правило две ситуации: а) «очевидные», когда исходная информация содержит данные о событии преступления и лице, его совершившем; б) «неочевидные», когда исходная информация не содержит данных о лицах, совершивших преступление. Для разрешения первой ситуации проводятся следующие процессуальные действия: осмотр предметов (товаров и транспортных средств и др.), осмотр места происшествия, осмотр документов; освидетельствование; производство выемки документов, предметов; допрос свидетелей, подозреваемого, обвиняемого; очные ставки; задержание подозреваемого; производство обыска; получение образцов для сравнительного исследования; назначение экспертиз; предъявление для опознания; проверка и уточнение показаний на месте; контроль и запись переговоров; наложение ареста на имущество и т.д.
Из организационных мероприятий проводятся: проверки финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД; назначение ревизии; запросы в таможенные органы; запросы в иные правоохранительные органы; запросы в органы государственной власти и управления; запросы в правоохранительные и иные органы иностранных государств; проверки по учетам международных организаций, МВД России, ФТС России, ФСКН России, ФСБ России; проверки по ЦБД ЦИТТУ ФТС России и другим базам данных таможенных органов; изучение приостановленных уголовных дел данной категории и административных дел об административных правонарушениях; изучение архивных уголовных дел; изучение информационных материалов ФТС России; истребование характеристик и т.д.
Комплекс проводимых оперативно-розыскных мероприятий носит поисковый характер и направлен на установление: лиц, причастных к совершению преступления; местонахождения товаров и транспортных средств, денежных средств, банковских гарантий, имущества, принадлежащего подозреваемому (обвиняемому); мест возможного хранения и сбыта товаров и т.д. Для разрешения второй следственной ситуации проводится ряд аналогичных процессуальных действий, организационные и оперативно-розыскные мероприятия. Поскольку одна из важнейших задач расследования в данной ситуации установление преступника, существенное внимание уделяется поисковым мероприятиям; в частности, при проведении организационных мероприятий составляются и используются розыскные ориентировки и субъективные портреты, осуществляется проверка лиц по соответствующим криминалистическим учетам. Проводимые оперативно-розыскные мероприятия направлены на выявление свидетелей и очевидцев (например, водителей автотранспортных средств), обследование мест возможного складирования и реализации товаров и т.д.
Состав преступления и квалифицирующие признаки
Средства, взимаемые с организации или физического лица при перемещении товара через границу, идет в бюджет страны. Поэтому уклонение от этой обязанности, а тем более злостное уклонение, является административным или уголовным преступлением. Состав данного деяния заключается в следующем:
- Объектом преступления, с юридической точки зрения, выступает финансовая деятельность государства.
- Объективная сторона – отказ лица от выполнения обязанностей по уплате платежей, нежелание соблюдать правила налогообложения.
- Субъект – физическое или должностное лицо.
- Субъективная сторона – наличие прямого умысла.
На квалификацию преступления также влияют следующие признаки:
- Преступление совершено несколькими лицами по предварительной договоренности.
- Нарушитель уже был ранее судим за подобные деяния в сфере налогообложения.
- Неуплата таможенных платежей осуществлялась лицом неоднократно.
- Сумма долга зафиксирована в особо крупном размере.
Эти признаки свидетельствует о повышенной опасности совершенного преступления, поэтому напрямую влияют на степень наказания. Что касается умысла, с которым совершается деяние, то его наличие следует доказать. Например, сокрытие информации при заполнении декларации может быть ошибкой, а не умышленным поступком.
Важно разделять уклонение от уплаты таможенной пошлины и контрабанду, так как признаки этих преступлений во многом схожи. При контрабанде следует обращать внимание на признаки незаконного перемещения. В то время как уклонение от уплаты чаще всего осуществляется с помощью предоставления неправдивой информации, а не с помощью сокрытия ввозимых товаров.
Методы отказа от уплаты сбора
Несомненно, таможенные пошлины существенно увеличивают конечную стоимость поставляемых товаров. Поэтому многие перевозчики прибегают к различным хитростям и уловкам, чтобы снизить размер бюджетного сбора или полностью избавиться от него. Один момент – когда плательщик использует законные льготы, а другой – невыплата на противозаконных основаниях.
Любой из способов уклонения от уплаты пошлины наказуем
На практике выделяют три основных способа ухода от уплаты пошлины за ввоз и вывоз товаров через государственную границу:
- Уменьшение фактической стоимости продукции – за счет падения налогооблагаемой базы минимизируется величина сбора.
- Сокрытие информации о перевозимом грузе – очень часто мелкогабаритные объекты прячут в пространстве между другими предметами, надеясь провезти их незамеченными.
- Подлог номенклатуры – в таможенную документацию вписываются названия продуктов, имеющих пониженную ставку налогов (например, безалкогольные напитки вместо крепких спиртных позволят значительно снизить сумму платежа за счет отсутствия акцизы).
Фактически любое из вышеуказанных действий является уклонением от уплаты таможенных платежей и подлежит наказанию в соответствии с УК РФ. Обман фиксируется по недостоверной информации в документации, сокрытии информации об объектах. То есть плательщик намеренно обманывает работника контролирующего органа, наделенного соответствующими полномочиями.
Стоит отметить, что невнесение данных равноценно указу заведомо ложной информации. Наказание ожидает любого нарушителя, независимо от пола, религиозной принадлежности, гражданства и вида предпринимательской деятельности.
Методика расследования
Следствие по делам такого рода почти всегда оказывается очень сложным, трудоёмким делом. Главной проблемой криминалисты называют весьма сжатые сроки следственных действий, на которые обычно даётся 15 суток (по особому решению прокурора – 25).
Чтобы доказать злодеяние, приходится проводить анализ и исследование огромного количества документов. Это не только таможенные декларации и бухгалтерские отчёты. Например, при обысках правоохранители изымают всевозможные черновики, блокноты, ежедневники и тому подобные предметы. В них могут обнаружиться различные записи, которые подтвердят вину подозреваемых.
Особенно сложно расследование квалифицированных преступлений. Если действовала группа, необходимо вычислить всех её членов. Должностные лица порой мастерски скрывают свои контакты с преступниками. В итоге криминалисты должны продемонстрировать истинный профессионализм.
Налоговые обязательства
В 2021 г. правоотношения по транспортировке объектов путем пересечения госграницы Российской Федерации координируются нормами Таможенного кодекса ЕЭС. Документ вступил в силу с начала года, полностью заменил прежнее законодательство по этой сфере международной деятельности. Основная цель нового регламента – минимизация бумажных документов, оцифровка данных и ведение документооборота в электронной форме. Такие действия позволят сократить время обмена информацией и ускорят процесс перевозки грузов.
Процедура исчисления таможенных пошлин, порядок их уплаты описаны главой 7 ТК ЕЭС. Согласно ст. 51 настоящего кодекса объектами обложения сборами являются все товары, перемещаемые через государственную границу участников Союза. Для определения суммы бюджетного платежа понадобится таможенная стоимость и физические характеристики перевозимых предметов и грузов.
В соответствии со статьей 54 вышеуказанного закона обязанность по уплате таможенных сборов возникает у предприятий и физических лиц. Различают пять видов пошлин, подлежащих обязательному перечислению в бюджет:
- Сбор за ввоз и вывоз товарно-материальных ценностей.
- НДС со стоимости объектов, ввозимых на территорию государств Союза.
- Акцизный налог.
- Таможенные взносы.
В качестве субъекта, который может привлекаться к ответственности, вступает лицо, на которое возлагается обязанность совершить таможенные платежи (налоги и пошлины). По 79-й статье ТК ТС им является декларант. Понятие этого субъекта раскрывается в п. 1 четвертой статьи указанного кодекса. Если декларирование осуществляет таможенный представитель, то, соответственно, обязанным лицом становится он. Перечень ответственных субъектов за отчисление сбора определяется в ст. 79 в зависимости от его вида.
Кроме этого, по смыслу рассматриваемой нормы к ответственности может привлекаться и должностное лицо, которое воспользовалось служебным статусом для совершения преступления. Вместе с этим виновные могут состоять в группе, организованной в том числе. В нее входят как обычные граждане, так и должностные лица. Преступление будет в таких случаях рассматриваться как соисполнительство, без отсылки к статье 33 УК. Использование служебного статуса должно вменяться не только должностным лицам, но и прочим участникам группы, если обстоятельства были охвачены их умыслом. Это обусловливается повышенной опасностью деяния каждого такого субъекта.
Уклонение от уплаты таможенных платежей в Уголовных кодексах стран — участниц Содружества Независимых Государств
С распадом СССР возникли новые, неизвестные в последние десятилетия проблемы, связанные с возникновением понятия «ближнее зарубежье» и появлением новых границ РФ. Вопросы, вытекающие из появления границ с новыми государствами, — бывшими субъектами СССР, затрагивают широкий круг практических аспектов. Единое в прошлом экономико-правовое пространство СССР распалось на составные части. Драматизм нынешней ситуации, связанной с попытками формирования единого экономического и правового пространства стран ближнего зарубежья, заключается в том, что нарушены традиционные хозяйственные связи прежних партнеров.
Сегодня предприятия — производители из разных стран «ближнего зарубежья» в своем стремлении найти партнеров ориентируются на «дальнее зарубежье». Причина такой ситуации лежит в отсутствии единой концепции валютно-финансового и нормативного регулирования в рамках ближнего зарубежья, а также заключается в проблемах, возникающих при перемещении товаров и услуг, таможенных барьерах.
Правовой вакуум в регулировании на межгосударственном уровне экономических взаимоотношений между новыми государствами привел к ослаблению и сокращению исторически сложившихся тесных экономических связей, что негативно отразилось на экономике каждого из новых государств.
На межгосударственном уровне наметилась тенденция по формированию единого экономического пространства с помощью заключаемых соглашений. В связи с этим появилась необходимость сближать таможенное законодательство, унифицировать ставки по таможенным платежам, механизм их начисления и взимания, применение административных и уголовных санкций за правонарушения в сфере таможенного дела.
Имея общие задачи и принципы уголовное законодательство стран ближнего зарубежья, тем не менее, по-разному подходит к понятию и оценке такого таможенного преступления как уклонение от уплаты таможенных платежей.
В основном уголовные кодексы стран «ближнего зарубежья» относят данное преступление к категории преступлений в сфере экономической деятельности (против порядка осуществления экономической деятельности), либо к преступным деяниям в народном хозяйстве. При этом уголовные кодексы Республики Армения, Эстонской Республики не предусматривают уголовную ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей. Это, вероятно, обусловлено тем, что указанные деяния не представляют для перечисленных стран большой общественной опасности.
Кроме того, УК Эстонской Республики, вообще, из преступлений в сфере таможенного дела включает только нарушение правил экспорта, реэкспорта черных или цветных металлов, металлолома или отходов металлов (ст. 153 УК Эстонской Республики). Однако, в соответствии с ч. 5, ч. 6 ст. 148-1 (нарушение законов о налогообложении и законов о налогах) преступлением признаётся невнесение в срок суммы налога, подлежащей уплате, либо неперечисление в срок суммы налога, подлежащей удержанию, а также внесение или перечисление меньшей по сравнению с предусмотренной суммы налога. При этом уголовная ответственность за данное преступление наступает лишь в том случае, если виновный за такие же действия подвергался административному взысканию .
Вместе с тем следует отметить, что некоторые уголовные кодексы стран «ближнего зарубежья» содержат статьи, предусматривающие уголовную ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей, которые не имеют своих аналогов в УК РФ. В частности, импорт и реализация продукции, подлежащей обязательному акцизному обложению без акцизных марок (ст. 200 УК Республики Грузия, ст. 200 УК Кыргызской Республики), незаконное предоставление или получение налоговых, таможенных или иных финансовых льгот (ст. 215 УК Кыргызской Республики). При этом в РФ и других странах «ближнего зарубежья» вышеуказанные деяния, несмотря на их большую распространённость, не являются уголовно наказуемыми. Дополнение диспозиции ч. 2 ст. 194 УК РФ новым квалифицирующим признаком, предусматривающим уголовную ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей, сопряженное с незаконным получением и использованием налоговых, таможенных или финансовых льгот, связанных с уплатой таможенных платежей, по нашему мнению, повысит эффективность уголовно-правовых мер борьбы с таким преступлением в сфере таможенного дела, как уклонение от уплаты таможенных платежей. В настоящее время в РФ указанные действия наказываются либо в административном порядке, либо не наказываются вообще.
Следует отметить, что предмет уклонения от уплаты таможенных платежей в уголовных кодексах стран «ближнего зарубежья» неоднороден. Так, согласно ч. 1 ст. 231 УК Республики Беларусь, ч. 1 ст. 210 УК Кыргызской Республики, ч. 1 ст. 209 УК Азербайджана предметом данного преступления являются таможенные платежи, а по ч. 1 ст. 164.8 Закона Республики Молдова предметом преступления являются только таможенные пошлины и сборы212, а в УК Республики Казахстан предметом уклонения являются таможенные пошлины, налоги, таможенные сборы, сборы за выдачу лицензии или другие таможенные платежи .
Комментарий к статье 195 УК РФ
1. Под банкротством понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Признаки банкротства имеют место, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены должником в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения. Если должником является гражданин (индивидуальный предприниматель), то сумма его обязательств должна к тому же превышать стоимость принадлежащего ему имущества. В отношении должника, являющегося кредитной организацией, предусмотрен 14-дневный срок неисполнения соответствующих обязательств и условия недостаточности стоимости его имущества (активов) для погашения соответствующей задолженности.
2. Предметом преступления является имущество несостоятельного должника.
3. Объективная сторона преступления (ч. 1 ст. 195) включает в себя деяние (сокрытие, передачу, отчуждение или уничтожение имущества должника, а также сокрытие, уничтожение, фальсификацию бухгалтерских и иных учетных документов), совершенное при наличии признаков банкротства (см. п. 1 комментария), и последствие этого деяния, выраженное в причинении крупного ущерба (свыше 1 млн. 500 тыс. руб.). Между деянием и последствием должна существовать причинная связь.
4. Субъект преступления – лицо, которое фактически или на основании правового акта вправе выполнять соответствующие действия:
– индивидуальный предприниматель;
– руководитель организации-должника;
– учредитель (участник) юридического лица – должника;
– лицо, входящее в состав временной администрации, назначенное судом в целях проведения различных процедур банкротства;
– арбитражный управляющий, а также различные управленческие работники организации-должника.
5. Объективная сторона преступления по ч. 2 комментируемой статьи включает в себя деяние, выраженное в неправомерном удовлетворении имущественных требований отдельных кредиторов за счет имущества должника заведомо в ущерб другим кредиторам, совершенное при наличии признаков банкротства. Указанное деяние заключается в нарушении правил и очередности удовлетворения требований кредиторов, установленных законодательством.
6. Преступление считается оконченным с момента причинения крупного ущерба.
7. Субъект преступления (ч. 2 ст. 195) специальный: руководитель юридического лица, его учредитель (участник) либо индивидуальный предприниматель.
8. Объективная сторона преступления по ч. 3 ст. 195 характеризуется воспрепятствованием деятельности арбитражного управляющего либо временной администрации кредитной организации или иной финансовой организации, совершенным в определенной обстановке несостоятельности (когда функции руководителя возложены на арбитражного управляющего или руководителя временной администрации). Последствия преступления выражаются в причинении крупного ущерба.
9. В отношении кредитной организации или иной финансовой организации (страховой организации, профессионального участника рынка ценных бумаг, негосударственного пенсионного фонда, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов или негосударственных пенсионных фондов) сфера применения ч. 3 комментируемой статьи является более широкой. Это объясняется тем, что функции руководителя могут быть возложены на руководителя временной администрации кредитной или иной финансовой организации еще в преддверии появления признаков банкротства.
10. В комментируемой статье не указаны все возможные виды действий (бездействия), которые образуют объективную сторону, преступлением следует признавать любые действия (бездействие), если они мешают арбитражному управляющему или руководителю временной администрации кредитной или иной финансовой организации выполнять возложенные на них законом обязанности, что повлекло последствие в виде крупного ущерба. Уклонение или отказ от передачи документов или имущества упомянуты в законе как разновидность воспрепятствования деятельности арбитражного управляющего или руководителя временной администрации.
11. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины.
12. Субъектом преступления по ч. 3 ст. 195 может быть любое вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет.
Комментарии к ст. 194 УК РФ
1. Таможенные платежи уплачиваются в случаях, установленных Таможенным кодексом Таможенного союза. В нем предусмотрено пять видов платежей:
- ввозная таможенная пошлина;
- вывозная таможенная пошлина;
- налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию;
- акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию;
- таможенные сборы (ст. 70).
При перемещении товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов возникает:
- при ввозе товаров — с момента пересечения таможенной границы;
- при вывозе товаров — с момента выдачи таможенным органом разрешения на убытие товаров с таможенной территории (ст. ст. 161 и 166 Таможенного кодекса Таможенного союза). Законом предусмотрены отсрочки и рассрочки уплаты таможенных платежей.
Сроки уплаты таможенных пошлин регулируются ст. 82 Таможенного кодекса Таможенного союза.
2. Ответственность за уплату таможенных платежей несет декларант — лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары, или иные лица, на которых в соответствии с законодательством возложена обязанность по уплате таможенных пошлин (ст. 79 Таможенного кодекса Таможенного союза).
3. Объективная сторона уклонения от уплаты таможенных платежей характеризуется чаще всего так называемым смешанным бездействием, связанным с полным или частичным сокрытием объекта платежа, но возможна и неуплата таможенных платежей при полной информации об объекте. В частности, уклонение от уплаты таможенных платежей может выражаться в заявлении в таможенной декларации и иных документах, необходимых для таможенных целей, недостоверных сведений о таможенной процедуре, таможенной стоимости, стране происхождения товаров и транспортных средств или в заявлении иных недостоверных сведений, дающих основание для освобождения от таможенных платежей или занижения их размера, представлении таможенному органу документов, содержащих недостоверные сведения.