Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Таможенный кодекс ЕАЭС ратифицирован всеми странами Союза». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Это то, что в первую очередь подчеркивается представителями таможенных органов и экспертами и преподносится как несомненное новаторство разработчиков Кодекса ЕАЭС. Хотя, если уж быть честными, вряд ли в 21-м веке закрепление использования информационных систем можно считать каким-то новаторством или небывалой прытью законодателей. На данный момент это просто нормальный порядок вещей. То, что само собой разумеется.
Кроме того, что четко названы таможенные процедуры, которые не требуют определения таможенной стоимости (таможенный транзит, таможенный склад, уничтожение, отказ в пользу государства, специальная таможенная процедура), изменения в основном коснулись таких понятий, как «декларирование таможенной стоимости», «корректировка таможенной стоимости», «принятие предварительных решений по методу определения таможенной стоимости».
В частности, статья под названием «декларирование таможенной стоимости» в Кодексе ЕАЭС вообще отсутствует, а вместе с ней и соответствующая «процедура». Можно было бы сказать, что взамен появился новый вид таможенной декларации — декларация таможенной стоимости, однако она имеет другое «предназначение» и оформляется только при наличии дополнительных расходов.
Точно так же отсутствует в новом законодательном акте и понятие «корректировка таможенной стоимости». Теперь в случае, если обнаружено, что при декларировании товаров сведения о таможенной стоимости документально не подтверждены, метод определения таможенной стоимости выбран неправильно и т.д., таможенные органы принимают решение не о корректировке таможенной стоимости, а о внесении изменений в декларацию на товары (если контроль таможенной стоимости состоялся после выпуска товаров). Или выносят требование о внесении изменений в декларацию на товары (если контроль имел место быть до выпуска товаров).
Обратите внимание на формулировку: в ТК ТС акцент ставится на недостоверность заявленных сведений, в ТК ЕАЭС — на документальное подтверждение этих сведений!
Принципы таможенного администрирования
Принципы таможенного администрирования на единой таможенной территории таможенного союза:
-
отсутствие таможенного контроля и таможенного оформления на внутренних таможенных границах;
-
единообразное применение таможенных процедур (режимов) на единой таможенной территории;
-
минимизация издержек субъектов внешнеторговой деятельности, связанных с таможенным оформлением и таможенным контролем;
-
возможность подачи декларантом таможенной декларации на единой таможенной территории таможенного союза в любой таможенный орган, уполномоченный регистрировать и проверять таможенные декларации.
Основные задачи комиссии таможенного союза
Деятельность Комиссии заключается в издании различных нормативно-правовых актов, подписываемых всеми членами Комиссии. Состав Комиссии таможенного союза включает в себя председателя и двух членов. Председателем Комиссии является Шувалов Игорь Иванович, первый заместитель Председателя Правительства РФ. Членами Комиссии таможенного союза стали Румас Сергей Николаевич, заместитель премьер-министра Республики Беларусь, и Шукеев Умирзак Естаевич, первый заместитель Председателя Правительства Республики Казахстан. Рабочим органом Комиссии таможенного союза является Секретариат, который занимается организацией работы Межгосударственного совета ЕврАзЭС, высшего органа таможенного союза. Кроме того, Секретариат решает проблемы информационно-технического обеспечения Комиссии. Работа секретариата осуществляется под руководством Ответственного секретаря Комиссии таможенного союза.
Структура Секретариата включает в себя целый ряд департаментов, а именно:
— Департамент таможенного администрирования;
— Административный департамент;
— Департамент торговой политики;
— Департамент таможенно-тарифного и нетарифного регулирования;
— Департамент финансовой политики;
— Правовой департамент;
— Департамент политики в области санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер и технического регулирования;
— Научно-экспертный совет.
Цели Таможенного союза
Таможенный союз ЕАЭС был создан после распада СССР. Страны постсоветского пространства имели общее прошлое и похожие экономические проблемы. Чтобы помочь друг другу справиться с ними в новых условиях, было создано таможенное соглашение Основные цели, которые преследовали страны:
- увеличение рынка сбыта;
- стимул для производства качественной конкурентоспособной продукции;
- защита рынка стран, входящих в ЕАЭС.
Одним словом, главная цель – развитие экономики за счет улучшения условий торговли. Каким образом это достигается в рамках ТС? Объединение позволило:
- отменить таможенные пошлины, тем самым уменьшив цену товара, а значит, сделав ее более конкурентоспособной;
- унифицировать методы оценки качества продукции;
- создать единое таможенное пространство, что позволило ускорить бюрократические процедуры;
- дать возможность гражданам стран ЕАЭС иметь равные условия трудоустройства.
Какие страны входят в ЕАЭС?
До момента создания Евразийского экономического союза в 2015 году в Таможенный союз входили только три страны – Беларусь, Россия и Казахстан. Эти же страны входили в состав ЕврАзЭС – Евразийского экономического сообщества.
Членство в ЕврАзЭС не значило, что страна-участница должна входить в Таможенный союз. Сейчас правила поменялись. Все государства, которые являются частью ЕАЭС, автоматически становятся участниками Таможенного союза.
Страны Таможенного союза ЕАЭС в 2020 году:
- Республика Беларусь;
- Российская Федерация;
- Республика Армения;
- Республика Казахстан;
- Кыргызская Республика.
В ЕАЭС хотели вступить Тунис и Сирия, однако предложение не было реализовано. В начале 2020 года начал обсуждаться вопрос вступления в ЕАЭС Узбекистана.
В состав Совета входят главы участников Союза или главы их правительств. Заседаниями руководит Председатель, который готовит вопросы к рассмотрению и организовывает мероприятие.
Повестку Совета формирует Коллегия. Ее члены могут присутствовать на заседании по согласованию с Председателем, который также определяет возможность визита представителей СМИ.
Финансовое обеспечение мероприятия осуществляется за счет средств бюджета ЕАЭС.
К полномочиям Высшего совета, указанным выше, можно добавить следующие:
- утверждение состава Комиссии, регламента ее работы;
- назначение судей по предложенным членами кандидатурам;
- формирование бюджета, представление отчета о его исполнении;
- рассмотрение вопросов, по которым не был достигнут консенсус в рамках заседаний других органов;
- утверждение порядка международного сотрудничества, вступления в ТС ЕАЭС и исключения из него, размеров взносов участников;
- осуществление поручений Межправительственному совету и Комиссии, обращений к Суду;
- принятие решения о создании вспомогательных органов и другие.
По результатам заседаний оформляются решения и распоряжения.
ТС состоит из государств, имеющих общее советское прошлое. Сегодня страны объединяют общие интересы.
Российский рынок является наиболее привлекательным для сбыта продукции остальных членов Союза. Ведущие процессы стабилизации ТС ЕАЭС также оставались за РФ за счет стабильного развития экономической сферы вплоть до 2014 года на фоне высоких цен сырьевых ресурсов. Резкого роста экономики ждать не приходилось, но Россия смогла занять крепкую позицию на мировой арене.
В 2010 году ТС начал работу без участия Белоруссии, впоследствии присоединившейся, по причине возникших разногласий. В целом члены международного объединения высказывали несогласие с условиями договоров, ограничивающих получение выгоды всеми участниками в равных условиях.
Между государствами остались пограничные зоны, пересечение которых все же сопровождается определенными нормами контроля. Так, практика показала отсутствие возможности доверительного взаимодействия, поэтому на внутренних границах ведется санитарный контроль.
Развитие получило производство участниками автомобилей за счет их беспошлинной продажи.
С 2007 года Россия, Беларусь и Казахстан объединились для того, чтобы при осуществлении взаимных торговых операций действовали правила единой таможенной территории, отсутствовали таможенные пошлины и не вводились никакие ограничительные экономические меры.
Все основные цели и задачи были четко сформулированы в подписанных всеми участниками документах ТС:
- единый порядок таможенного контроля для товаров, которые перемещаются через границы стран-участников ТС;
- введение единых правил и процедур оформления и контроля товаров на таможне;
- единый порядок маркировки и перемещения подакцизных товаров;
- наведение порядка и контроля на внешних границах ТС;
- общая методика таможенной статистики;
- общие правила перемещения товаров и валюты физическими лицами, которые проживают на территории государств в рамках ТС;
- создание условий для использования унифицированных электронных документов и т.д.
Все эти меры была направлена на то, чтобы обеспечить свободное движение товаров между странами-участниками ТС и наиболее благоприятные условия торговли с третьими странами. Ведь в договоре о создании ТС прописана в том числе и необходимость единого торгового режима в отношениях с третьими странами с применением единого таможенного тарифа.
Услуги прохождения таможенного контроля
Наша оказывает услуги по прохождению таможенного контроля и услуги таможенного брокера — представителя любым участникам ВЭД на любых таможнях и таможенных постах России.
Мы предоставляем следующие виды услуг:
- Помощь при сборе товаросопроводительных документов (сертификатов соответствия, сертификатов происхождения, деклараций о соответствии и т.д.);
- Заполнение и подача таможенной декларации;
- По поручению клиента представляем его интересы на СВХ и таможне, присутствуем при таможенных осмотрах и досмотрах;
- Производим подсчет таможенных платежей и по поручению клиента оплачиваем их на таможню.
Работаем со всеми участниками ВЭД:
- Физическими лицами
- Юридическими лицами
- Индивидуальными предпринимателями
Цели таможенного контроля
Цели современного таможенного контроля заключаются в охране государства и общества, соблюдении игроками ВЭД законодательных норм, выявлении и предотвращении противоправных действий, защите общественного порядка, законных интересов, прав граждан и бизнеса, содействии в борьбе с международными террористическими организациями. Достижение необходимого результата напрямую зависит от выбранной формы, это может быть:
- устный опрос;
- проверка данных и документации;
- досмотр и личный досмотр;
- наблюдение;
- получение объяснений;
- исследование маркировки продукции;
- осмотр территорий и помещений;
- проверка системы учета и отчетности;
- товарный учет.
Виды таможенного контроля
Виды таможенного контроля подразделяются на две группы: контроль товаров и транспорта. Для каждого типа ТС – морских и речных кораблей, железнодорожных составов, самолетов, автомобилей выбирается конкретные способы проверки. Во время контрольных мероприятий различают проверку импортных, экспортных, транзитных грузов. В зависимости от объема и характера участия в контрольных мероприятиях стран классифицируют односторонний, двусторонний и совместный контроль.
Виды таможенного контроля включают также контроль документальный и фактический, товарных знаков, средств идентификации. Не исключено проведение личного досмотра. Он осуществляется по приказу начальника органа ФТС при наличии достаточных для этого оснований. Веским поводом становится обоснованное подозрение в сокрытии и попытке перевезти через границу товары, не соответствующие действующему законодательству.
Новые правила на таможне
В новом таможенном кодексе изменятся правила провоза различных товаров через границы государств, членов Евразийского экономического союза. Например, теперь предоставление декларации не является обязательным при пересечении границы. Предприниматель обязан иметь документы на руках при возникновении вопросов, однако требовать их у всех поголовно отныне не будут.
Всю бумажную документацию будут переводить в электронный формат. Исключение составят лишь персональные почтовые отправления, товары, пересылаемые на международном уровне или проходящие транзитом. Работа с остальными группами будет проходить в электронном виде. Естественно, понадобится время, чтобы наладить работу новой системы для операций с товарами.
С помощью этих мер планируют сократить время, которое товар может находиться на таможне. Во-первых, регистрация станет автоматизированной и будет производить не людьми, а компьютерными программами. Максимальное время для регистрации – 1 час. Если с документами не возникает проблем, они могут без дополнительных проверок продолжить путь.
Время выпуска планируется сократить в 6 раз и довести его до максимальной цифры в 4 часа. Также в 2018 году уменьшится количество бумаг, которые необходимо предоставлять в органы. Теперь стандартные документы будут храниться в электронном виде и при необходимости их можно подавать в электронном формате.
При новом проекте реформирования Таможенного кодекса Таможенного союза при возникновении ошибок в заполнении декларации их можно тут же исправить. Это не касается изменений характеристик товаров, только формальные опечатки. Если сотрудник таможни еще не успел сообщить детали досмотра, их можно будет избежать, скорректировав документ.
Таможенная территория и особенности управления
Общность границ участников повлекла возникновение единого таможенного пространства. К нему отнесены и территории, находящиеся под юрисдикцией членов Союза. Ограничивают ТС сторонние государства. На внешние границы вынесены транспортные и таможенные пункты контроля, между государствами-членами действует только миграционный надзор.
Управление деятельностью объединения осуществляется органами:
- Высшим советом. Созывается минимум 1 раз в год и определяет перспективы развития интеграции, стратегию, принимает решения для достижения общих целей.
- Межправительственным советом. Состоит из глав правительств государств и проводится минимум 2 раза в год. Обеспечивает контроль исполнения положений Договора о ЕАЭС, решений Высшего совета.
- Комиссией. Постоянно функционирующий орган, состоящий из Совета и Коллегии. В отличие от предыдущих органов, пребывание которых меняется по договоренности стран, Комиссия на постоянной основе располагается в Москве. Орган обеспечивает условия деятельности и развития ТС ЕАЭС и вырабатывает предложения в сфере интеграции. Комиссия руководствуется принципами взаимовыгодного сотрудничества, правового равенства, экономической целесообразности и открытости.