Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расчет транспортного налога в Тюменской области, таблица ставок». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 2021 года для организаций отменена обязанность по представлению налоговых деклараций по транспортному и земельному налогам (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ). Таким образом, налоговые декларации за период 2020 года и последующие налоговые периоды организации уже не сдают.
Льготы для физических лиц
Не менее обширный список льготных категорий среди физических лиц. В него включены:
- пенсионеры;
- герои СССР, РФ;
- полные кавалеры ордена Славы;
- инвалиды;
- граждане, пострадавшие от катастрофы в Чернобыле;
- владельцы моторных лодок с двигателем мощностью менее 10 л.с.;
- Герои Соц. Труда;
владельцы легковых а/м с моторами не мощнее 100 л.с.; - собственники мотоциклов и мотороллеров, выпущенных на территории СНГ;
- один из родителей в многодетной семье, а также в семьях с ребенком-инвалидом;
- владельцы электромобилей, двигатели в которых не мощнее 150 л.с.
Единый налоговый счет
С 1 января 2023 года каждому налогоплательщику (организации) будет открыт единый налоговый счет. Он предназначен:
-
для поступления денежных средств, признаваемых единым налоговым платежом;
-
для выполнения обязательств организации перед бюджетом.
На едином налоговом счете будет формироваться сальдо – разница между внесенным ЕНП и совокупной обязанностью налогоплательщика. Сальдо может быть:
-
положительным (ЕНП больше совокупной обязанности);
-
отрицательным (ЕНП меньше совокупной обязанности). Это тревожный знак, который говорит о задолженности организации перед бюджетом;
-
нулевым (ЕНП равен совокупной обязанности).
VII. Чего ждать в новом году
На начало 2023 г. ФНС сформирует сальдо единого налогового счета каждой организации и каждого физического лица на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31 декабря 2022 года сведений о суммах неисполненных налоговых обязательств, излишне перечисленных денежных средств, внесенных авансовых платежей.
В суммы неисполненных обязанностей не будут включены:
- недоимки, по которым по состоянию на 31 декабря 2022 года истек срок их взыскания;
- недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, указанным в оспариваемом в судебном порядке решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, исполнение которого приостановлено по состоянию на 31 декабря 2022 года полностью или в части в результате принятия судом обеспечительных мер.
- налога на профессиональный доход, госпошлины, в отношении уплаты которой не выдан исполнительный документ, сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, авансовых платежей по НДФЛ в отношении иностранных граждан, работающих по найму на основе патента (эти платежи не пропадут, но учитываются они ФНС России отдельно – не на едином налоговом счете);
- налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, если со дня их уплаты прошло более трех лет.
Излишне перечисленными для отражения на едином налоговом счете не будут признаны суммы:
Какой движимый транспорт не облагается налогом
Не за весь зарегистрированный на компанию транспорт надо платить налог.
Транспортный налог не исчисляется на такие категории транспорта:
- транспорт для инвалидов, если в организации числится инвалид, а также полученные через органы соцзащиты автомобили с мощностью двигателя до 100 л. с.;
- сельскохозяйственная техника;
- пассажирские и грузовые морские или речные и воздушные суда при основной деятельности организации: грузовые или пассажирские перевозки;
- весельные и/или моторные лодки, мощность которых не более 5-ти лошадиных сил.
- транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная или приравненная к ней служба.
- самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;
- суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;
- морские стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда.
Кроме этого, компания не должна платить транспортный налог, если автомобиль находится в розыске. В этом случае главное – подать в налоговую документ об угоне автомобиля, официально заверенный. И если розыск был завершен, но транспорт так и не нашли, то налоговики также не смогут продолжать начислять транспортный налог (то есть розыск прекратился по окончанию срока его проведения).
Подробнее про авансовые платежи
Процедуру уплаты налога или сбора регламентирует статье 58 Налогового кодекса (НК). Часть 1 этой статьи гласит, что налог уплачивают единовременно, одной суммой. Однако закон допускает предварительную оплату в течение периода, за который начисляют сумму налога. Она носит название «авансовый платеж».
Российское законодательство предусматривает случаи, в которых вносить аванс обязательно. Например, это налог на доходы физлиц для иностранцев, работающих в Российской Федерации, или налог на прибыль юридического лица. По транспортному налогу платить предварительно не нужно. Однако собственник авто может сделать это по собственной инициативе.
Причинами такого порядка выполнения обязанности по внесению сборов выступают:
- Предположительное отсутствие средств в будущем году;
- Наличие свободных денег в настоящее время;
- Невозможность оплаты в установленный срок по другим обстоятельствам.
Ставки транспортного налога в Тюменской области
Диапазон мощности авто | Ставка транспортного налога в рублях за 2022 год | Ставка транспортного налога в рублях за 2023 год |
---|---|---|
От 0 до 100 л.с. | 10 | 10 |
От 100 до 150 л.с. | 30 | 30 |
От 150 до 200 л.с. | 38 | 38 |
От 200 до 250 л.с. | 55 | 55 |
От 250 до 999 л.с. | 100 | 100 |
Начисление и сроки уплаты налога для организаций
В области, следуя нормам НК РФ, юридические лица были признаны плательщиками авансовых платежей. Оплату они обязаны производить по итогам первого — третьего кварталов. Крайний срок оплаты — 5 число в мае, августе, ноябре. Рассчитывается аванс, исходя из общей предполагаемой суммы налога за год. И равняется каждый платеж 25% от нее.
Четвертый же взнос в бюджет организации производят уже по окончании налогового года — до 1 февраля. В нем учитываются все возможные переплаты (в т.ч. и связанные с изменением срока владения в случае продажи или передачи транспорта).
Срок уплаты транспортного налога для юрлиц в 2021 году:
- за 2021 год — не позднее 1 марта 2021 года
- за 1 квартал 2021 года — не позднее 5 мая 2021 года
- за 2 квартал 2021 года (6 месяцев) — не позднее 5 августа 2021 года
- за 3 квартал 2021 года (9 месяцев) — не позднее 5 ноября 2021 года
- за 4 квартал и весь 2021 год — не позднее 1 марта 2022 года
Транспортный налог в Тюмени
Для льготных категорий физических и юридических лиц необходимо перед уплатой транспортного налога обратиться в соответствующие органы Тюмени и области, куда предоставляется необходимый пакет документов, определяющий льготу, на основании которого производится конечный расчет суммы уплаты транспортного налога. Не стоит думать, что без документов начисления будут снижены, проволочки приведут только к выплате полной суммы сбора.
Пока что не введены ограничения на семейный транспорт, когда одно транспортное средство зарегистрировано на хозяина, а второе на хозяйку. Под выше указанные льготы попадают оба, но не за горами ввод поправки к закону о транспортном налоге Тюменской области, тогда под льготы будет попадать только один автомобиль на семью. Дело времени.
Объект налогообложения и налоговая база
Объектом налогообложения признаются транспортные средства (ТС), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ, перечисленные в п. 1 ст. 358 НК РФ: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства.
К сведению: перечень ТС, не являющихся объектами налогообложения, дан в п. 2 ст. 358 НК РФ.
Порядок определения базы по транспортному налогу установлен в ст. 359 НК РФ.
Согласно п. 1 этой статьи налоговая база определяется отдельно по каждому ТС:
-
в отношении ТС, имеющих двигатели, – как мощность двигателя ТС в лошадиных силах (пп. 1);
-
в отношении воздушных ТС, для которых определяется тяга реактивного двигателя, – как паспортная статическая тяга реактивного двигателя на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы (пп. 1.1);
-
в отношении водных несамоходных (буксируемых) ТС, для которых определяется валовая вместимость, – как валовая вместимость в регистровых тоннах (пп. 2).
Кроме того, отдельно определяется налоговая база в отношении водных и воздушных ТС, не указанных выше, – как единица ТС (пп. 3).
Пример № 1.
Вводная: Организация по финансовым причинам продала часть автомобилей, которые находились у нее в собственности. Однако руководство планирует купить аналогичный транспорт, когда дела фирмы пойдут лучше. Сложность в том, что налог за проданные авто уже уплачен.
Решение ситуации: Представитель юрлица может написать в ФНС заявление о том, чтобы лишние деньги были учтены в следующем году. Возврат разницы в этом случае неразумен, так как фирма хочет расширить автопарк, поэтому в скором времени размер ее обязательств перед государством станет прежним.
Пример № 2.
Вводная: Юридическое лицо платило аванс ежемесячно. В связи с увеличением оборота и повышением прибыли в середине года руководство приняло решение оплатить аванс за все оставшиеся месяцы.
Решение ситуации: Организация совершает авансовый платеж за весь год и не вносит средства до его конца. В следующем году налог начисляется исходя из имеющегося в собственности компании транспорта.
Авансовый платеж по транспортному налогу – удобное средство его уплаты, позволяющее сделать ее не в конце года, следующего за отчетным, а прямо в течение налогового периода.
Подойдет такой способ исполнения фискальных обязанностей организациям. Для физических лиц он менее актуален. Однако нужно помнить о трудностях, которые возникают, когда аванс уже внесен, а размер налоговой базы изменился.
Налоговая база транспортного налога в 2021 году
По данным Налогового кодекса Российской Федерации налоговой базой определяется:
- мощность двигателя транспорта в лошадиных силах – если у него имеется двигатель;
- тяга реактивного двигателя в килограммах силы – у воздушного транспорта;
- валовая вместимость – для водных несамоходных транспортных средств;
- единица транспортного средства – в других случаях.
Налоговая база транспортного налога определяется отдельно по каждому транспортному средству. Помимо этого, кроме данного показателя, необходимо помнить о ставке платежа, возможных льготах и повышающих коэффициентах.
Рассматриваемый вид налога относится к региональным, поэтому субъекты РФ имеют право самостоятельно устанавливать ставки, особенности расчета и платежей. Однако существуют определенные пределы этих полномочий.
Налоговая база для каждого транспорта определяется индивидуально.
К ней можно отнести:
- мощность двигателя, указываемую в лошадиных силах. Если она приведена в кВт, то придется преобразовать до нужного значения. Для этого существует обычная формула: мощность в л.с.= мощность в кВт*1,35962. То, что, получилось, округляем до сотых долей.
- валовая стоимость регистровых тонн (применяется для буксируемых водных средств);
- статистическая тяга по паспорту для реактивного двигателя (учитывается в килограммах силы и применяется для воздушного транспорта, работающего на реактивном двигателе);
- единица т/с – для оставшихся средств.
Все перечисленные показатели берутся из паспортов на технику. Если их нет, мощность придется выяснять путем проведения экспертизы. Проведение экспертизы оговорено в ст. 95 Налогового кодекса.
Траспорт, который не облагается налогом
К транспортным средствам, подлежащим налогообложению, причислены:
- автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу;
- самолёты, вертолёты;
- теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и пр.
Важное требование, которое выдвигает налоговый регулятор, — под транспортный налог подпадают только ТС, зарегистрированные в соответствующих органах.
В связи с этим возникают вопросы по отдельным транспортным объектам. Например, является ли автопогрузчик транспортным средством, подпадающим под налог, или нет. Налоговики дают на это комментарий: погрузчик — самоходная строительная техника, которая регистрируется в Гостехнадзоре, соответственно, погрузчик признаётся ТС. При этом регистрируются в контролирующем органе только автопогрузчики с двигателем, превышающем 50 см³ (мощностью от 4 кВт). Значит, в этом случае нужно ориентироваться на факт регистрации: если ТС зарегистрировано, оно облагается налогом, если нет — платить налог за него не нужно.
А вот ситуация с прицепами — иная. Прицепные устройства к автомобилю должны быть зарегистрированы в ГИБДД в обязательном порядке, но налоговики не считают их объектами налогообложения.
Помимо автоприцепов, существует отдельный федеральный перечень транспортных средств, не подлежащих налогообложению. Он достаточно объёмный, рассмотрим наиболее распространённые ТС, те, что не облагаются налогом:
- транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;
- автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные через органы соц. защиты;
- прицепы к автомобилям;
- пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности организаций и ИП, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
- вёсельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;
- промысловые морские и речные суда;
- тракторы, комбайны всех марок, спец. автомашины, зарегистрированные на сельхозпроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах.
Отдельная тема — угон транспортного средства — эта ситуация регламентируется подпунктом 7 пункта 2 статьи 358 главы 28 НК РФ. Согласно законодательным требованиям налоговики не имеют права начислять ТН за угнанный транспорт. Но только при условии, что владелец сдал в ИФНС подлинник документа, который свидетельствует о факте кражи и запуске следственных действий по этому вопросу. В случае когда гражданин сдаёт копию справки об угоне, налоговики должны сделать в полицию запрос о подтверждении подлинности документа.
Категория налогоплательщиков, для которых установлена льгота | Соответствующая статья (пункт) закона субъекта Российской Федерации | Основания предоставления льготы | Размер | Ед. изм. | Условия предоставления льготы | ФЛ, ЮЛ, ИП |
Пенсионеры, владеющие грузовыми автомобилями с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно | пп.1 п.4 ст.1 | Пенсионное удостоверение. Паспорт транспортного средства. | 80 | % | только по одному из принадлежащих им транспортных средств | ФЛ |
Пенсионеры владеющие самоходными транспортными средствами, машинами и механизмами на пневматическом и гусеничном ходу с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно | пп.2 п.4 ст.1 | Пенсионное удостоверение. Паспорт транспортного средства. | 80 | % | только по одному из принадлежащих им транспортных средств | ФЛ |
Пенсионеры, владеющие грузовыми автомобилями с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 120 л.с. включительно | п.4.1 ст.1 | Пенсионное удостоверение. Паспорт транспортного средства. | 75 | % | только по одному из принадлежащих им транспортных средств | ФЛ |
Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, граждане, награжденные орденом Славы трех степеней | пп.1 п.5 ст.1 | Удостоверение. Паспорт транспортного средства. | 100 | % | только по одному из принадлежащих им транспортных средств, а также их общественные объединения (организации), использующие приобретаемые автотранспортные средства для выполнения своей уставной деятельности | ФЛ ЮЛ |
Граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» | пп.2 п.5 ст.1 | Удостоверение. Паспорт транспортного средства. | 100 | % | только по одному из принадлежащих им транспортных средств | ФЛ |
Инвалиды всех категорий, имеющие автомобили и мотоколяски | пп.3 п.5 ст.1 | Удостоверение инвалида. Справка об инвалидности. Паспорт транспортного средства. | 100 | % | только по одному из принадлежащих им транспортных средств | ФЛ |
общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов; | пп.4 п.5 ст. 1 | Устав, справка об общей численности организации | 100 | % | вид деятельности | ЮЛ |
хозяйственные общества, уставный капитал которых полностью состоит из вклада общественных организаций Всероссийского общества инвалидов, Всероссийского общества слепых, Всероссийского общества глухих, при условии, что среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 процентов, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 процентов; | пп.5 п.5 ст. 1 | Устав, лицензия | 100 | % | вид деятельности | ЮЛ |
предприятия автотранспорта общего пользования по транспортным средствам, осуществляющим перевозки пассажиров (кроме такси); | пп.6 п.5 ст. 1 | Устав, лицензия | 100 | % | вид деятельности | ЮЛ |
хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, некоммерческие организации, крестьянские (фермерские хозяйства), предприниматели без образования юридического лица, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет более 70 процентов; | пп.7 п.5 ст. 1 | Устав, справка-подтверждение основного вида экономической деятельности, расчет доходов от реализации сельскохозяйственной продукции | 100 | % | вид деятельности | ФЛ ЮЛ |
Владельцы моторных лодок с мотором мощностью не более 10 лошадиных сил | пп.8 п.5 ст.1 | Паспорт транспортного средства | 100 | % | только по одной из принадлежащих им моторных лодок указанной мощности | ФЛ ЮЛ |
профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования, созданные органами исполнительной власти Тюменской области и органами местного самоуправления, в части транспорта, используемого для непосредственного осуществления своей деятельности; | пп.9 п.5 ст. 1 | Устав | 100 | % | вид деятельности | ЮЛ |
территориальные органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, финансируемые из областного и местных бюджетов; | пп.10 п.5 ст. 1 | Устав | 100 | % | вид деятельности | ЮЛ |
органы государственной власти Тюменской области и органы местного самоуправления; | пп.11 п.5 ст. 1 | Распоряжение администрации, Решение городской думы | 100 | % | вид деятельности | ЮЛ |
автономные, бюджетные и казенные учреждения, созданные Тюменской областью и муниципальными образованиями, находящимися на территории Тюменской области; | пп.12 п.5 ст. 1 | Устав, справка о подтверждении вида деятельности, Распоряжение администрации, Решение городской думы | 100 | % | вид деятельности | ЮЛ |
Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, граждане, награжденные орденом Славы трех степеней | пп.13 п.5 ст.1 | Удостоверение | 100 | % | только по одному из принадлежащих им транспортных средств | ФЛ |
образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений; | пп.14 п.5 ст. 1 | Распоряжение администрации, Решение городской думы | 100 | % | вид деятельности | ЮЛ |
автономные некоммерческие организации, учредителями которых выступают органы государственной власти Тюменской области и (или) органы местного самоуправления, являющиеся исполнителями государственного заказа Тюменской области и (или) муниципального заказа, — в отношении транспортных средств, используемых ими для выполнения указанных заказов; | пп.15 п.5 ст. 1 | Устав, лицензия, свидетельство о государственной аккредитации | 100 | % | вид деятельности | ЮЛ |
ветеринарно-санитарные утилизационные предприятия, занимающиеся сбором биологических отходов и их утилизацией путем переработки на мясокостную муку; | пп.17 п.5 ст. 1 | Устав, справка о подтверждении вида деятельности | 100 | % | вид деятельности | ЮЛ |
Владельцы легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л. с. включительно | пп.18 п.5 ст.1 | Паспорт транспортного средства | 100 | % | только по одному из принадлежащих им транспортных средств | ФЛ |
Владельцы мотоциклов и мотороллеров отечественного производства и производства стран СНГ | пп.19 п.5 ст.1 | Паспорт транспортного средства | 100 | % | только по одному из принадлежащих им транспортных средств | ФЛ |
Один из родителей (усыновителей), опекун, попечитель в многодетной семье | пп.19.1 п.5 ст.1 | Справка о подтверждении статуса многодетной семьи, Паспорт транспортного средства. | 100 | % | за один легковой автомобиль с мощностью двигателя до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно | ФЛ |
Один из родителей (усыновителей), опекун, попечитель ребенка-инвалида | пп.19.2 п.5 ст.1 | Справка о составе семьи, Справка об инвалидности ребенка, Паспорт транспортного средства. | 100 | % | за один легковой автомобиль с мощностью двигателя до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно | ФЛ |
Один из опекунов инвалида с детства, признанного судом недееспособным | пп.19.3 п.5 ст.1 | Справка, подтверждающая статус опекуна. Решение суда о признании недееспособным инвалида детства. Паспорт транспортного средства. | 100 | % | за один легковой автомобиль с мощностью двигателя до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно | ФЛ |
Физические лица — владельцы электромобилей с мощностью двигателя до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно | пп.19.4 п.5 ст.1 | Документа из органов регистрационного учета о подтверждении наличия электродвигателя | 100 | % | только по одному из принадлежащих им транспортных средств | ФЛ |
иные категории налогоплательщиков в соответствии с законом Тюменской области о предоставлении налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков на очередной финансовый год и плановый период | пп.20 п.5 ст. 1 | Распоряжение администрации, Решение городской думы | 100 | % | вид деятельности | ЮЛ |