Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Профессиональный осмотр водителей перед и после рейсов в Москве». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Регулярные медобследования помогают на ранних стадиях выявить серьезные хронические заболевания и расстройства, проблемы со здоровьем, которые сказываются на концентрации внимания, управлении ТС, что приводит к происшествиям. Это минимизирует количество ситуаций, когда сотрудник управляет ТС в состоянии опьянения после употребления спиртного или наркотиков, что часто становится причинами ДТП с пострадавшими и/или погибшими.
Порядок проведения медосмотра
Главная цель проведения предрейсового осмотра — оценить здоровье сотрудника, получить точное представление о его физическом и психологическом состоянии. Это гарантия безопасности при использовании автотранспорта, снижения числа аварийных дорожных ситуаций. Для этого медицинский работник совершает следующие действия:
- проверяет, как зрачки реагируют на свет;
- оценивает походку;
- производит осмотр кожных покровов на предмет обнаружения расчесов или следов от уколов;
- измеряет частоту пульса и давление;
- отмечает, какой фон настроения преобладает (необходимо на ранних стадиях выявлять явные признаки тревожности, апатии, повышенной раздражительности, если то или иное состояние сильно проявляется, соответствующая информация вносится в журнал);
- наблюдает, как разговаривает пациент, оценивает, насколько четкая и складная речь.
Проведение обязательных медицинских осмотров
Обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся либо привлекаемыми медицинскими работниками, либо в порядке и на условиях, предусмотренных частью 4 статьи 24 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
4. В целях охраны здоровья работодатели вправе вводить в штат должности медицинских работников и создавать подразделения (кабинет врача, здравпункт, медицинский кабинет, медицинскую часть и другие подразделения), оказывающие медицинскую помощь работникам организации. Порядок организации деятельности таких подразделений и медицинских работников устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Существует 2 варианта проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров:
- Нанять медицинского работника в штат. Данный вариант подходит для больших организаций.
- Привлекать медицинских работников, работающих в других учреждениях. Этот вариант подходит для небольших фирм.
Кто должен проводить предрейсовый медосмотр водителей по закону
Осуществлять медицинский контроль состояния работников имеют право лица (Приказ МЗ №835н; п.8):
- с высшим или средним медобразованием (врач, медсестра, фельдшер);
- сдавшие экзамен, пройдя 72-часовое обучение, утвержденное Приказом Минтранса №308;
- имеющие действующий сертификат, подтверждающий профквалификацию в сфере предрейсового медосмотра работников (переаттестация проводится каждые 5 лет).
При этом:
- либо зачисленные в штат автопредприятия, имеющего медицинскую лицензию (Закон №323-ФЗ, ст.24, п.4);
- либо привлеченные для проведения мед. осмотров по договору, если являются лицензированным ИП;
- либо работающие в организации (медучреждении), обладающего лицензией, с которой работодатель заключает соглашение о получении услуг на своей или их территории.
Вывод: Проводить ПМО можно только в том случае, если местом работы сертифицированного медсотрудника является организация с медлицензией.
Медосмотр для водителей в 2020 году – какой положен
Учитывая повышенную опасность автомобильного транспорта, по отношению к его водителям применяются особые меры правового регулирования – в общегражданском праве это выражается в необходимости получения водительского удостоверения, для которого требуется предоставление медицинской справки. Однако регулярная трудовая деятельность, сопряженная с управлением автотранспортными средствами, является источником еще большей потенциальной опасности – в связи с этим законодательно устанавливаются дополнительные ограничения и нормативы, касающиеся таковых работников. В частности, к подобным мерам охраны труда и общества относятся и медосмотры водителей.
Правовое регулирование медицинского осмотра водителей закреплено в положениях статьи 213 Трудового кодекса, а также в положениях статьи 328 ТК РФ. Однако этот нормативный акт содержит лишь общие принципы медосмотра водителей в 2019 году. Наиболее полно рассматриваемый вопрос раскрывается положениями Приказа Минздрава №835н от 15.12.2014, а также Федерального закона №196 от 10.12.1995. В соответствии с нормами данных документов, виды медосмотров водителей могут подразделяться на следующие категории:
- Медосмотр при приеме на работу водителя. В отношении водителей всех без исключения транспортных средств, принимаемых на должность, связанную с непосредственным управлением движением транспорта, должен проводиться первичный или предварительный медосмотр.
- Периодические медосмотры водителей. Помимо медосмотра при трудоустройстве, необходимо водителям также проходить регулярные периодические медосмотры не реже, чем раз в два года.
- Внеочередные медосмотры. В отдельных ситуациях водители могут быть направлены на внеочередной медосмотр – причем это направление может быть как выдано работодателем, так и сам работник может направиться на него по собственной инициативе.
- Предрейсовые медосмотры. Водители, работающие на ежедневной основе, обязаны в соответствии с положениями действующего законодательства, проходить предрейсовые медосмотры перед каждым выездом.
- Послерейсовые медосмотры. В отношении некоторых категорий водителей могут применяться не только предрейсовые, но и приводящиеся после рейса медицинские осмотры.
Работодатель не имеет права допускать к работе водителя, не прошедшего медосмотр. При этом, если непрохождение медосмотра произошло не по вине работодателя, то за период до его прохождения заработная плата сотруднику не начисляется. В случае, если к работе будет допущен водитель, не прошедший требуемый медосмотр, это может повлечь за собой привлечение виновных лиц к административной ответственности по статье 11.32 КоАП РФ, либо, в отдельных случаях – по статьям 5.27 КоАП РФ и 12.32 КоАП РФ.
Как проводить предрейсовый осмотр водителей: порядок действий
Процедура предрейсового медосмотра водителей включает в себя:
- проверку шофёра на наркотическое и алкогольное опьянение;
- измерение его температуры и давления;
- визуальную проверку фактического состояния здоровья и его возможности сесть за руль;
- расспросы водителя о самочувствии и возможных жалобах.
Когда и кому нужно проходить осмотр
Согласно ФЗ № 196, медицинское освидетельствование обязаны проходить все граждане при получении и замене водительского удостоверения.
Прочие виды медико-тестовых обследований обязательны лишь для следующих категорий водителей:
- дорейсовые — для лиц, чья работа связана с транспортировкой пассажиров и грузов. Исключение составляют лишь те, кто выезжает по вызову служб экстренного реагирования;
- послерейсовые — для граждан, служебная деятельность которых заключается в перевозке людей и опасных грузов. Очевидно, что для этой категории сотрудников досмотр необходимо проводить до и после работы.
Примечание: время, затрачиваемое на мед. освидетельствование (до или после рейса), является оплачиваемым (ст. 213 ТК). Если сотрудник-водитель проходит проверку в нерабочее время, то оно должно быть учтено бухгалтерией как сверхурочное. Организация и оплата осмотра возлагается на работодателя.
Цель обязательного медосмотра — выявление возможных противопоказаний к работе, вреда, причиненного воздействием вредных факторов в рабочее время, употребления работником алкоголя или психотропных средств при исполнении служебных обязанностей.
Что позволяет выявить освидетельствование:
- плохое самочувствие;
- алкогольное или наркотическое опьянение;
- воздействие психотропных препаратов.
Кто проводит предрейсовый контроль
Законодательство устанавливает, что обязательное освидетельствование вправе осуществлять:
- лицензированные медучреждения;
- привлечённые медработники;
- медики, включённые в штат предприятия, осуществляющего перевозки.
Важно: к проведению диагностики допускаются только лица с высшим или средним медицинским образованием. При этом они обязаны иметь лицензию на этот вид деятельности (или её должно иметь медучреждение, где проводится проверка).
Некоторые предприятия, занимающиеся перевозками людей или грузов, организуют дистанционные проверки, т. е. вне стен медучреждения или медкабинета. Такой формат контроля предполагает наличие специальной аппаратуры: алкотестера, приборов для измерения температуры, давления, а также камеры для визуальной фиксации тестируемого. Кроме того, необходимо программное обеспечение, которое будет сводить все полученные данные в единую форму.
Как происходит дистанционная проверка:
- работник, используя терминал, вводит свою фамилию, имя и отчество;
- затем с помощью установленной аппаратуры проводится замер температуры и давления, измеряется количество промилле в выдыхаемом воздухе.
Медработник дистанционно через камеру следит за процессом. При наличии приемлемых показателей он выдаёт заключение, заверенное цифровой подписью.
Важно: описанный способ контроля вызывает юридические споры по поводу его правомерности. Дело в том, что в законодательных актах нет прямой ссылки на то, что предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей могут осуществляться с использованием телекоммуникационного оборудования.
Как выполняются пред- и послерейсовые медосмотры
Правила их осуществления установлены приказом Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н. Предрейсовый медосмотр выполняется до выхода водителя на маршрут. Он предназначен для оценки состояния здоровья человека или выявления у него симптомов приема алкоголя или запрещенных препаратов.
Послерейсовый медосмотр выполняется в конце трудового дня с целью установления влияния вредоносных факторов, которые могут вызвать профзаболевания, или симптомов отравления алкогольными напитками или наркотиками.
Медосмотры должны организовать и проводить все учреждения, которые в своем штате водителей и имеют любые типы технических устройств, занимающихся перевозками людей или грузов. Однако это не имеет отношения к водителям, которые выполняют экстренные выезды таких оперативных служб как пожарная охрана, полиция, скорая помощь, МЧС.
Пред- и послерейсовые медосмотры организуются, чтобы предотвратить ДТП на дороге и гарантировать безопасность транспортировки людей или грузов. Ежедневный медосмотр включает:
- сбор жалоб на самочувствие;
- внешний осмотр для установления нетрезвого состояния или симптомов отравления;
- осмотр слизистых оболочек и кожи на присутствие нарушения их целостности, следов от уколов;
- измерение пульса и АД;
- обнаружение признаков нетрезвого состояния в результате приема спиртсодержащих напитков или наркотиков с помощью лабораторных методов и специального медоборудования и приборов.
По итогам проведенного обследования выносится решение о присутствии или отсутствии какого-либо заболевания или состояния. По окончании обследования данные проведенного осмотра вносятся в Журнал регистрации предрейсовых медицинских осмотров и Журнал регистрации послерейсовых медицинских осмотров, в которых фиксируется:
- дата и время осуществления медосмотра;
- паспортные данные водителя;
- итоги осмотра (имеются ли признаки болезни, переутомления, влияния вредоносных факторов водительской деятельности, профзаболеваний, отравления, нетрезвого состояния или употребления наркотиков);
- заключение об итогах медосмотра (выявлено или не выявлено состояние организма, которое способно нарушить обязанности водителя; допущен или не допущен к вождению);
- подписи медработника и водителя.
Это заключение выносится на путевой лист в виде штампа с обозначением «прошел» или «не прошел» пред- или послерейсовый медосмотр, с датой и временем медосмотра и с подписью медработника, который обследовал водителя.
Если противопоказаний к вождению машины нет, результаты измерений находятся в пределах нормы, то водителя допускают к работе.
Если здоровье сотрудника неудовлетворительное, и он не проходит медосмотр, его освобождают от работы и выдают справку для предоставления в медицинское учреждение для дальнейшего более полного обследования и получения необходимой медпомощи. Такая справка подлежит строгому учету. Она содержит следующую информацию:
- номер документа;
- дата и время медосмотра;
- цель направления в медучреждение;
- предварительный диагноз;
- проведенные мероприятия по оказанию медпомощи;
- подпись, фамилия и инициалы медработника, оформившего справку.
Водителей не допускают для вождения транспорта в нескольких случаях:
- болезнь;
- подъем давления или учащение пульса;
- положительный тест на присутствие спиртсодержащих препаратов, наркотиков или психотропов;
- обнаружение симптомов действия алкоголя, наркотиков или лекарственных средств и их влияние на трудоспособность.
Правила проведения пред- и послерейсовых медосмотров строго регламентированы. В случае невыполнения законных требований на учреждения и должностных лиц накладываются штрафные санкции.
Организация предрейсового медицинского осмотра водителей на предприятии
Предрейсовый медицинский осмотр водителей может проводиться как в медучреждении, так и на предприятии. Организация предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей возлагается на работодателя/нанимателя и осуществляется за его счёт.
Чтобы знать, как правильно должен проводиться предрейсовый медосмотр водителя и грамотно его организовать следует ознакомиться с регулирующими законодательными нормами:
- приказ Минздрава СССР от 29.09.1989г. №555;
- приказ Минздрава РФ от 15.12.2014г. № 835н;
- приказ Минтранса РФ от 08.08.2018г. №296;
- письмо Минздрава РФ от 21.08.2005г. 2510/9468-03-32;
- письмо Минтранса РФ от 08.04.2019г. № Д3-531-ПГ.
1.1. Предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств проводятся медицинским работником организации, с целью выявления лиц, которые по медицинским показаниям не могут быть допущены к управлению автомобилем как с позиции обеспечения безопасности дорожного движения, так и охраны здоровья водителя и пассажиров.
1.2. Медицинский работник по предрейсовым медицинским осмотрам непосредственно подчиняется [наименование должности руководителя].
1.3. Предрейсовые медицинские осмотры проводятся только медицинским работником, имеющим соответствующий сертификат.
1.4. Медицинский работник по предрейсовым медицинским осмотрам принимается и увольняется с работы приказом [должность руководителя организации].
1.5. Медицинский работник по предрейсовым медицинским осмотрам должен знать:
— постановления, распоряжения, приказы и другие руководящие, методические и нормативные документы по проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей;
— порядок и правила обращения с инструментами, предназначенными для измерения артериального давления, пульса, температуры тела, определения реакции на наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе;
— методы проведения предрейсовых осмотров водителей;
— правила внутреннего трудового распорядка организации;
— основы организации труда;
— правила по охране труда, производственной санитарии и пожарной безопасности.
1.6. Профессионально важные качества: [перечислить качества].
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ МЕДИЦИНСКОГО КОНТРОЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ
По закону, все водители должны проходить медицинские осмотры как перед сменой, так и после нее. Это обязательно для таких категорий сотрудников как водители такси, перевозчики, занятые транспортировкой опасных грузов, лица, относящиеся к группе риска по здоровью. Кроме того, прохождение медицинского осмотра может стать обязательным условием для допуска к работе для определенных сотрудников, перечень которых утверждается руководством транспортной компании.
Обследование проводится для достижения следующих целей:
- Уменьшение рисков, связанных с дорожными происшествиями.
- Охрана здоровья и жизни всех участников дорожного движения.
- Выявление нарушений, мешающих сотруднику приступить к выполнению своих обязанностей. К таким может относиться плохое самочувствие, сопутствующие заболевания, алкогольное или наркотическое опьянение.
В кабинете предрейсового осмотра работает медицинский сотрудник, имеющий соответствующее разрешение на проведение освидетельствования. Он должен пройти профессиональное обучение в компании работодателя или на базе стороннего учебного центра. Его рабочее время исчисляется теми часами, которые он проводит за организацией медосмотра.
Помещение для предрейсового осмотра проходит несколько этапов для получения лицензии. Это происходит через следующие шаги:
- Проведение экспертизы на объекте, который подлежит лицензированию, для установления степени его соответствия законодательным требованиям.
Для этого лицензиат обязуется предоставить такие документы как:
- Сформированный план БТИ для помещения, где будет располагаться кабинет для предсменных и послесменных осмотров.
- Свидетельство о праве собственности на изучаемое помещение.
- Договор аренды или акт приема-передачи — в зависимости от статуса объекта (находится ли он в аренде или является личной недвижимости).
- Получение заключения о соответствии санитарно-эпидемиологическим требованиям, что позволяет осуществлять медицинскую деятельность.
Для этого предоставляются следующие документы:
- Устав организации.
- Свидетельство, заверяющее постановку на налоговый учет.
- Актуальная выписка из ЕГРЮЛ, срок которой не более 10 дней.
- Свидетельство, подтверждающее право собственности на изучаемый объект.
- Договор аренды при нахождении помещения в аренде. Срок его продолжительности должен быть как минимум 11 месяцев.
- Свидетельство ОГРН, подтверждающее регистрацию компании.
Все документы должны быть предоставлены в виде нотариально заверенных копий для рассмотрения.
- Оформление медицинской лицензии на организацию кабинета.
На этом этапе требуемый перечень документов пополняется следующими пунктами:
- Свидетельством о внесенных раннее в Устав изменениях, если они производились.
- Письмо, свидетельствующее о постановлении компании на учет в органы статистики.
- Протокол формирования компании и протокол о вносимых изменениях в документы, если они ранее производились.
- Поручение на оплату государственной пошлины, уплачиваемой за получение лицензии.
- Выписка, содержащая перечень средств, приобретаемых для ведения фармацевтической работы.
- Информация о работе медицинского сотрудника, обладающего достаточной квалификацией и образованием для организации предсменных и послесменных осмотров.
- Документы, связанные с работой заведующего: заключенный трудовой договор и приказ о назначении.
- Документы, свидетельствующие о назначении специалиста на должность генерального директора.
- Список используемого оборудования для прохождения водителями медицинского предрейсового осмотра.
- Сертификаты, подтверждающие соответствие используемого оборудования.
- Удостоверения, где отмечена регистрация соответствующей аппаратуры.
- Накладные.
- Заключение, подтверждающее прохождение санитарно-эпидемиологического контроля в отношении медицинского оборудования.
- Выписка о его помещении на баланс фирмы.
- Договор, обеспечивающий техобслуживание оборудования.
- Организация выезда для оценки изучаемого объекта и перечня необходимых документов. Она организуется с участием сотрудников Департамента здравоохранения или представителей Росздравнадзора.
- Оформление лицензии по результатам проведенных проверок. На этом этапе компания получает официальное разрешение на организацию медицинской деятельности. Если сотрудник, занимающийся проведением медосмотра, числится в штате компании, узаконивание его деятельности также требует оформления отдельной лицензии для руководителя фирмы. В результате лицензирования организации присваивается официальный статус лечебного учреждения.
При лицензировании деятельности медицинского кабинета необходимо иметь в штате не только медсестру, проводящую осмотры, но и главврача. Им может быть как отдельно приглашенный специалист, так и генеральный директор или его заместитель. Главное условие — наличие высшего медицинского образования и сертификата, соответствующего профилю «организация здравоохранения». Кроме того, обязательным считается стаж работы не менее 5 лет.
Оснащение кабинета предрейсового осмотра формируется исходя из числа сотрудников, которым предстоит ежедневное прохождение осмотра. Для них может быть организован как отдельный кабинет, так и медпункт или даже целая медицинская часть. Выбор помещения подходящего размера контролируется санитарно-эпидемиологической службой, проверяющей его соответствие законодательным нормам.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДРЕЙСОВОГО МЕДОСМОТРА
Проведение медицинского освидетельствования водителей происходит в несколько шагов. Это помогает полноценно оценить состояние и самочувствие водителя, удостовериться в его способности управлять вверенным транспортным средством. Порядок проведения осмотра утверждается Министерством здравоохранения Российской Федерации. При очном контакте он проходит следующим образом:
- Озвучивание имеющихся жалоб у пациента: наличие симптомов, связанных с развитием заболеваний, недомогание и т.д.
- Фиксирование медицинским сотрудником анамнеза обследуемого.
- Проведение внешнего осмотра с целью изучения наличия травм, видимых повреждений. В расчет берется состояние слизистых оболочек, движения, походка, общий внешний вид.
- Использование приборов для измерения показателей пульса, температуры и давления.
- Проведение тестирования на присутствие алкоголя.
- Использование экспресс-теста для анализа присутствия наркотических веществ.
Для последнего пункта необходимо заполнение особого протокола, отмечающего все данные, касающиеся тестирования. К ним относится:
- Дата проведения обследования.
- Личные данные обследуемого: ФИО и год рождения.
- Полное название организации.
- Время проведения теста.
- Сведения о сотруднике, проводящем тестирование.
- Информация об используемом тесте: название фирмы-изготовителя, указание продавца, допустимого срока годности, а также серия и номер.
- Прописывается причина проведения тестирования.
- Результат организованного теста.
Заполненный документ медицинский сотрудник заверяет собственной подписью. Обследуемый сотрудник также должен заверить документ, гласящий, что исследование взятой мочи проводилось в его присутствии, а сам работник был уведомлен о результатах.
В настоящее время лицензированию подлежат только перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (пп. 62 п. 17 Закона N 128-ФЗ ).
Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Согласно пп. «а» п. 3 Положения о лицензировании лицензионным требованием является выполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области лицензируемого вида деятельности.
Положение о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утв. Постановлением Правительства от 10.06.2002 N 402 (фактически утратило силу в отношении грузоперевозок и пассажирских перевозок на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом).
Основные требования к деятельности организаций, осуществляющих перевозки пассажиров, закреплены Законом о БДД, Положением об обеспечении безопасности дорожного движения и Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами .
О проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств , письмо минтранса россии от 04 апреля 2019 года №д3-514-пг
Департамент государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел обращение и в рамках своей компетенции сообщает.
Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — Федеральный закон N 196-ФЗ) установлена обязанность проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств как одно из требований обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно пункту 7 статьи 23 Федерального закона N 196-ФЗ обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 21 ноября 2011 г N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон 323-ФЗ).
Согласно пункту 3 статьи 23 Федерального закона N 196-ФЗ обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.
В соответствии с пунктом 7 статьи 46 Федерального закона N 323-ФЗ и пунктом 5.2.54 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608, приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. N 835н (зарегистрирован Минюстом России 16 апреля 2015 г. , регистрационный N 36866) утвержден Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров (далее — Порядок проведения медицинских осмотров), в соответствии с которым предсменные, предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.
В соответствии с Порядком проведения медицинских осмотров по результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра на путевых листах ставится штамп «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.
Пунктом 2 статьи 20 Федерального закона N 196-ФЗ установлена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
В части проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств контролер должен руководствоваться приказом Минтранса России от 8 августа 2018 г. N 296 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств» (далее — Порядок).
Пунктом 12 Порядка установлено, что в случае, если при контроле не выявлены несоответствия требованиям, перечисленным в пунктах 10-11 Порядка, в путевом листе ставится отметка «контроль технического состояния транспортного средства пройден» и подпись с указанием фамилии и инициалов контролера, проводившего контроль, даты и времени его проведения. Выпуск транспортного средства на линию без отметки о прохождении предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств и подписи контролера не допускается.
Кто вправе проводить медосмотры
Проводить медосмотры вправе:
медработники с высшим или средним профобразованием;
медицинская организация;
организация, занимающаяся медицинской деятельностью;
медработник, состоящий в штате организации.
Если у работодателя в штате есть медработник, то организация должна иметь лицензию на проведение такого рода медосмотров. Не нужна лицензия только организациям, входящим в частную систему здравоохранения, которые ведут медицинскую деятельность.
Обязанность по организации медосмотров возложена на работодателей. В новом Порядке подробно расписан объем мероприятий, проводимых при медосмотрах. Слово «анамнез» заменили более понятной для непрофессионалов фразой – «сбор жалоб». В дополнение к обязательным раньше измерению температуры, давления и определению пульса добавился визуальный осмотр, осмотр видимых слизистых и кожных покровов. Хотя и прежде грамотный медработник выполнял все, что указано в перечисленных пунктах, Минздрав России решил, что уточнение не помешает.
Если раньше речь шла только о реакции на алкоголь в выдыхаемом воздухе, теперь нужно выявлять признаки наркотического, токсического опьянения, а также остаточных явлений. То есть водитель, пришедший с признаками похмелья, не может быть допущен в рейс.
Визуальным определением признаков опьянения дело не ограничивается. Проводится инструментальное исследование: определение количества алкоголя в выдыхаемом воздухе и психоактивных веществ в моче. При этом исследование мочи проводится только в случае, если есть визуальные признаки опьянения, но следов алкоголя в воздухе нет. Как это правильно делать, рассказано в приказе Минздравсоцразвития России от 27 января 2006 г. № 40.
При отклонении от нормы давления и величины пульса проводится повторное измерение через 20 минут, а затем еще одно с таким же интервалом.
По окончании осмотра медработник дает заключение о том, выявлены ли признаки воздействия вредных факторов, в том числе опьянения, или нет. Признаки должны быть описаны.
Если обследование проводил медработник со средним образованием, то, выявив признаки нарушения здоровья, не позволяющие допустить осматриваемого к работе, он должен направить работника в медучреждение. Только там составят медзаключение по результатам медосмотра и окажут медицинскую помощь, если она необходима.
Медработник с высшим образованием самостоятельно принимает решение об оформлении заключения о наличии или отсутствии признаков, мешающих работе.
Сведения о результатах медосмотра заносятся в Журнал регистрации предрейсовых, предсменных медицинских осмотров и Журнал регистрации послерейсовых, послесменных медосмотров. Информация, которую нужно внести, указана в пункте 14 Порядка.
Журналы можно вести как на бумажных носителях, так и в электронном виде. В первом случае они должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью работодателя (вспомним, что теперь юридические лица не обязаны иметь печать). Если Журнал электронный, внесенные в него сведения скрепляются усиленной квалифицированной электронной подписью.
Если работник не имеет противопоказаний по результатам медосмотра, медработник ставит в путевом листе штамп с надписью: «Прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен». Ранее надпись была короче: «Допущен к рейсу». Медработник заверяет штамп своей подписью.
Если после рейса не выявлено признаков болезни и опьянения, медработник ставит в путевом листе штамп: «Прошел послерейсовый медицинский осмотр» и свою подпись. Ранее эта процедура не регламентировалась.
Результаты медосмотра, как и прежде, медработник доводит до работодателя. Способ информирования не установлен.
Если на медосмотре у работника выявлены признаки заболевания, ему выдается справка, с которой он идет в медучреждение. Выданные справки учитываются только медицинскими организациями.