Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие налоги платят в Швейцарии». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Подоходный налог в Швейцарии состоит из трех элементов: федерального налога (Bundessteuer), который одинаков во всей Швейцарии, кантонального и коммунального налогов (Kantonalsteuer), которые различаются от кантона к кантону и даже от города к городу внутри кантона.
Подоходный налог в Швейцарии
Швейцарские кантоны пользуются очень высокой степенью налоговой автономии, даже больше, чем российские федеральные республики. Благодаря этому эффективное налоговое бремя в разных регионах различается в разы!
В отличие от России, где существует фиксированный налог на персональный доход – 13%, налоговая ставка в Швейцарии, как и в большинстве европейских стран, прогрессивная. Это значит: чем больше вы зарабатываете, тем выше налог. Это надо принять как факт и посмотреть на результаты.
Ставка подоходного налога в Швейцарии по главам страны
Имя | Период | Нач. | Кон. | Макс. | Мин. | Изм.% нач/кон. |
---|---|---|---|---|---|---|
Томас Джордан | 18.04.2012 — | 40.0000 | 40.0000 | 40.0000 | 40.0000 | 0.00% |
Подоходный налог в Швейцарии на физ. лиц
Физические лица из числа резидентов оплачивают налог на прибыль в Швейцарии с общемирового дохода. В основную базу не включаются доходы от иностранного бизнеса или недвижимого имущества. К резидентам относятся как граждане государства, так и лица, проводящие в стране от 183 дней в году. Все остальные не являются налоговыми резидентами, однако оплачивают пошлины от следующих видов заработка: заработная плата, коммерческий доход от бизнеса или сдача в аренду недвижимости любого типа.
Для расчета налога на доходы в Швейцарии применяется прогрессивная ставка. Максимальный уровень сбора составляет 11,5% и зависит величины годового заработка контрагента. Каждый кантон имеет право устанавливать свои размеры пошлин. Ниже приведены данные о максимальном размере налога на зарплату и прочие прибыли в разных кантонах Швейцарии.
Кантон |
Ставка, % |
Кантон |
Ставка, % |
Юра |
6,432 |
Базель-Ланд |
18,62 |
Женева |
19 |
Базель-Штадт |
26 |
Невшатель |
14,5 |
Золотурн |
10,5 |
Вале |
14 |
Фрибуг |
13,5 |
Во |
15.5 |
Цуг |
8 |
Тичино |
15,076 |
Гларус |
17 |
Тургау |
8 |
Нидвальден |
2,75 |
Аргау |
11,25 |
Обвальден |
1,8 |
Граубюнден |
11 |
Швиц |
3,65 |
Санкт-Галлен |
8,5 |
Ури |
7,1 |
Аппенцелль-Иннерроден |
8 |
Люцерн |
5,7 |
Аппенцелль-Ауссерроден |
2,6 |
Берн |
6,5 |
Шаффхаузен |
9,9 |
Цюрих |
13 |
Продолжительность налогового года совпадает с календарным. Конечный срок передачи декларации отличается в зависимости от места проживания контрагента. За просрочку предусматриваются крупные штрафы. Лицам, не имеющим доходов кроме зарплаты, составлять декларацию самостоятельно не нужно. Налог с заработной платы в Швейцарии ежемесячно изымается и перечисляется работодателем.
Налоговый план сразу после переезда
Теперь пример. Допустим, некая девушка Таня из Санкт-Петербурга переезжает жить в Швейцарию -учиться, работать или выходит замуж. Какие же основные налоги по этим сценариям она будет платить?
Пока доходы не превышают 120 000 CHF (швейцарских франков) в год (500 000 в Женеве), подавать налоговую декларацию не обязательно.
Первые пять лет у Тани будет миграционное разрешение L или B, точно не C (его выдают после 5-10 лет проживания в Швейцарии). Иностранцы с такими разрешениями платят «налог на доходы у источника» в зависимости от кантона. Как правило, он удерживается работодателем при выплате заработной платы. Пока доходы не превышают 120 000 CHF (швейцарских франков) в год (500 000 в Женеве), подавать налоговую декларацию не обязательно. Но работодатели могут это сделать, если хотят получить свои вычеты.
В прошлом году в Швейцарии был принят законопроект о налоговой реформе, предусматривающий следующие основные меры:
- Снижение общих налоговых ставок по усмотрению кантонов, в результате чего большинство из них будет находиться в диапазоне 12-15% (эффективная комбинированная ставка федерального, кантонального и коммунального налогов);
- Снижение кантонального налога на прирост капитала;
- Кантоны с «высокой» кантональной налоговой ставкой могут вводить условный процентный вычет на кантональном уровне;
- Внедрение режима «патентной коробки», соответствующего кантональному уровню с налоговыми льготами для квалифицируемого дохода до 90%;
Почему Швейцария упорно собирает налоги по старинке?
В последние годы депутатами парламента Швейцарии было подано уже несколько парламентских инициатив и запросов, требующих введения прямой выплаты подоходного налога в Швейцарии в режиме «с источника». Последняя такая инициатива была подана осенью 2018 года депутатом тогдашней правоцентристской Бюргерско-демократической партии (BDP) Хайнцем Зигенталером (Heinz Siegenthaler). Но и его предложение было отвергнуто правительством, и можно предсказать, что ему едва ли удастся сколотить в свою поддержку необходимое парламентское большинство.
Федеральный совет, правительство, оправдывает такую особенность швейцарской налоговой системы, ссылаясь на традиции и на её чрезвычайную сложность. Кроме того, налогообложение с источника легло бы слишком большим административным бременем на предприятия, а также стало бы сложностью для самих налогоплательщиков и местных властей, «особенно в тех случаях, когда место работы и место проживания находятся в разных кантонах», — поясняют в правительстве.
Отчисления с добавленной стоимости
НДС – один из общеобязательных федеральных налогов в Швейцарии, который относится к числу потребительских, поскольку его уплачивает не продавец, а конечный потребитель товара или услуги.
В отличие от многих других европейских государств, налог на добавленную стоимость появился в Швейцарии относительно недавно — только в 1995 году. Текущие ставки НДС составляют 7,6% и 2,4% в зависимости от вида товара/услуги.
Для того чтобы у субъекта предпринимательской деятельности возникла обязанность по регистрации в качестве плательщика этого фискального платежа, его годовой оборот должен превышать сто тысяч швейцарских франков. Действующее законодательство предусматривает, что в случае экспорта товара в ЕС, для него будет действовать нулевая ставка НДС.
Кроме того, если физическое лицо-нерезидент приобретает в Швейцарии определенные потребительские товары, ему может быть возвращен начисленный на эти товары НДС в том случае, если они вывозятся из страны в течение 30-ти дневного срока с момента покупки (при условии сохранения чека).
Отчисления с доходов физлиц: порядок и особенности
Подоходный налог в Швейцарии обязаны платить все физические лица — как резиденты, так и трудоустроенные нерезиденты. При этом для вторых действует дополнительная оговорка: если нерезидент постоянно проживает на территории данного государства сроком более трех месяцев, на него автоматически возлагается обязанность по уплате налогов, независимо от того, есть у него официальное место работы или нет. В случае если нерезидент не является наемным работником, а осуществляет предпринимательскую деятельность, вышеупомянутый трехмесячный срок для него сокращается до 30 дней.
Подоходный налог в Швейцарии в соответствии с распространенным в западных странах принципом обложения, взимается по прогрессивной шкале: чем больше сумма дохода у плательщика, тем более высокая ставка для него применяется. Прогрессивная шкала считается наиболее социально справедливой методикой расчета отчислений, поскольку благодаря ей богатые платят больше, а бедные — меньше.
Каждый швейцарский кантон устанавливает свою ставку по данному виду общеобязательного платежа, поэтому размеры взносов могут значительно отличаться в зависимости от места проживания гражданина.
Подоходный налог в Швейцарии взимается не только на местном, но и на федеральном уровне.
- Минимальный размер коэффициента составляет всего 1%.
- При этом максимальная ставка по данному виду налога в любом случае не может превышать 11,5% от объемов годовых поступлений плательщика.
Вследствие данных изменений в законодательстве, скорее всего, число лиц, облагаемых «порасходным налогом» заметно сократится, особенно во франкоязычных кантонах. В последние годы именно эти кантоны в наибольшей степени применяли этот, как сейчас принято говорить, «противоречивый» метод налогообложения.
В самом деле, число новых резидентов, подлежащих «порасходному налогообложению», уже сейчас резко сократилось, например, в кантоне Вале — с 93 человек в 2013 году до 57-ми в 2017 году. Среди резидентов, подлежащих такому налогообложению в кантоне Вале наиболее широко представлены французы (348 человек), англичане (151) и бельгийцы (104).
Швейцарские налоги – среди самых низких
Фискальный климат Швейцарии остается одним из самых благоприятных для предпринимателей, свидетельствуют данные последнего исследования «Swiss Tax Report 2016» консалтинговой компании KPMG, сравнившей действующие ставки налогов на прибыль и доход в 130 странах мира и отдельно – в 26 кантонах Конфедерации. При этом, отмечают эксперты, снижение налоговой нагрузки на компании в последние годы существенно замедлилось, в то время как обычным гражданам приходится перечислять в государственную казну немного больше заработанных средств.
В Швейцарии ставки налога на прибыль значительно отличаются в зависимости от кантона, в котором зарегистрирована компания. При этом авторы исследования принимали во внимание федеральную, кантональную и коммунальную составляющие.
Самым привлекательным для предпринимателей остается Люцерн, где эффективная ставка обычного налога не превышает 12,32 %. За ним следуют Нидвальден с Обвальденом (12,66 %) и Аппенцель-внешний (13,04 %).
В то время как в Ури ставка уменьшилась с 15,12 % до 15,01 %, Швиц поднял налог на прибыль с 14,86 % до 15,27 %.
В прошлом году немного сократил нагрузку на компании и кантон Во (с 22,79 % до 22,09 %). Несмотря на это, Романдская Швейцария остается в числе регионов, где действуют самые высокие ставки налога на прибыль. Больше всего средств перечисляют в бюджет юридические лица, зарегистрированные в Женеве (24,16 %) и Базеле (22,18 %).
Какие налоги в Армении в 2023 году?
В Армении применяется три основных налоговых режима, которые позволяют выбрать наиболее подходящее налогообложение исходя из оборотов денежных средств и видов деятельности, например импорта / экспорта услуг IT-компаний, консалтинговых услуг или купли продажи товаров.
Налоги в Армении разделяются на государственные налоги, среди которых: подоходный налог 20% – аналог НДФЛ, налог на прибыль (корпоративный налог) 18% – аналог ОСНО, налог с оборота 5% (1,5% — 10%) – аналог УСН, налог на добавленную стоимость – НДС 20%, а также акцизный налог, дорожный налог и патентный налог и местные налоги: налог на недвижимое имущество и транспортные средства.
Для граждан РФ, регистрация в Армении ИП / ООО в 2023 году, доступна без ВНЖ и наоборот может стать первым этапом, для легализации и получения ВНЖ в стране.
Подоходный налог в Армении – 20%
Плательщиками подоходного налога в Армении (аналог НДФЛ) являются физические лица, как налоговые резиденты Армении, которые уплачивают налог с доходов от источников в Армении, так и с мировых доходов (например доходов ИП в РФ) так и налоговые нерезиденты Армении, которые уплачивают налог только с доходов от источников в Армении.
В том числе, подоходный налог уплачивается работодателями (налоговыми агентами) за сотрудников в рамках трудовых отношений в РА и бенефициарами юридических лиц в Армении с полученных дивидендов, но в размере 5%, ставка подоходного налога для резидентов и нерезидентов не отличается.
ИП в Армении, применяющие специальный режим налогообложения «Налог с оборота» или общий режим налогообложения «Налог на прибыль» как и в РФ освобождаются от уплаты подоходного налога, в части доходов полученных от предпринимательской деятельности. |
Налог на добавленную стоимость (НДС) в Армении – 20%
Друзья, я предлагаю всем кто планирует заниматься экспортом / импортом услуг (работ) в пределах ЕАЭС и в страны «дальнего зарубежья», обратить внимание на этот раздел моей статьи и НДС в целом, так как именно НДС, для многих предпринимателей становится налогом нежданчиком, убивающим на первый взгляд, идеальную налоговую схему, тем более в Армении НДС 20% как и в России, что выше чем в других странах ЕАЭС и ошибки, в схеме денежных потоков, могут дорого обойтись беспечным предпринимателям.
Общий принцип агентского НДС очень простой – если Заказчик (налогоплательщик в одной стране) импортирует услуги (работы) Исполнителя-иностранца (налогоплательщика в другой стране) на свою территорию, он обязан удержать агентский НДС с Исполнителя-иностранца, который не стоит на налоговом учете в стране куда импортируются определенные услуги (работы) и перечислить агентский НДС в бюджет своей страны, по ставкам которые действуют в стране где Заказчик стоит на налоговом учете, то есть стать агентом по НДС Исполнителя-иностранца.
При условии что, Исполнитель оказывает трансграничные услуги Заказчикам-иностранцам, которые находятся за пределами территории на которой Исполнитель стоит на налоговом учете, то он экспортирует услуги (работы) из своей страны, в таком случае обязанность удерживать НДС по общему правилу у Исполнителя не возникает, так как лежит на Заказчике-иностранце, импортирующим его услуги на свою территорию, все просто.