Внутренний финансовый аудит: подтверждение достоверности бюджетной отчетности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Внутренний финансовый аудит: подтверждение достоверности бюджетной отчетности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


До применения риск-ориентированного подхода аудит заключался в выборочной или сплошной проверке фактов финансово-хозяйственной жизни, совершаемых экономическим субъектом, а также своевременности и правильности их отражения в бюджетном учете и отчетности. Объем данных отчетности, подлежащих проверке, определялся исходя из профессионального суждения аудитора, что не позволяло четко систематизировать проверку, предварительно определив основные этапы ее проведения. Выводы о достоверности бюджетной отчетности аудитор также делал на основании своего профессионального суждения по результатам аудиторской проверки. По срокам аудиторская проверка начиналась уже после официальной сдачи бюджетной отчетности в органы внешнего и внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Это, безусловно, снижало ее эффективность с точки зрения минимизации рисков, связанных с выполнением внутренней бюджетной процедуры по формированию бюджетной отчетности, а следовательно, и эффективность самого внутреннего финансового аудита.

Правила оформления электронных первичных документов

Электронные первичные учетные документы (сводные электронные первичные учетные документы) и электронные регистры бухгалтерского учета составляются в форме электронного документа, подписанного (п. 1 Методических указаний):

  • квалифицированной электронной подписью (далее – ЭЦП);

  • простой электронной подписью (далее – простая ЭП) – в случаях, предусмотренных Методическими указаниями.

В соответствии с пояснениями по оформлению электронных первичных документов, доведенными Письмом Минфина России № 02-07-07/98091, условия для принятия электронных первичных учетных документов к учету следующие:

1) заполнение всех реквизитов электронного первичного документа;

2) наличие квалифицированной электронной подписи руководителя учреждения (уполномоченного им лица).

Лицо, ответственное за формирование электронного документа, не заполняет поля электронного первичного документа, предназначенные для бухгалтерских записей либо отметок бухгалтерии (Письмо Минфина России № 02-07-07/98091).

Обратите внимание: документы, форма которых предусматривает наличие нескольких подписей, включая ЭП, можно принять к учету только при наличии в них ЭЦП, например, руководителя или главного бухгалтера (п. 3 Методических указаний).

Отметим, что на основании Федерального закона от 27.12.2019 № 476-ФЗ с 2022 года реализована возможность получения автономными учреждениями квалифицированной ЭЦП на безвозмездной основе в удостоверяющем центре ФНС.

В соответствии с п. 3 Письма Минфина России № 02-07-07/98091 первичные электронные документы формируются с указанием предусмотренных унифицированными формами электронных документов реквизитов и соответствующих им согласно общероссийским классификаторам (классификациям) технико-экономической информации при автоматизированной обработке и обмене информации кодов.

При создании электронного первичного документа допускается внесение следующих изменений:

Изменения электронного первичного документа

Обоснование

Изменение размера граф и строк

Пункт 3 Письма Минфина России № 02-07-07/98091

Включение дополнительных строк (подразделов), которые предусмотрены унифицированной формой

Добавление вкладных листов

Принятие Федерального закона от 29 мая 2019 года № 113?ФЗ, которым внесены изменения в статью 15.15.6 Кодекса об административных правонарушениях, позволило определить четкие критерии установления существенности ошибок, допущенных при составлении бюджетной отчетности. Указанная статья теперь дает конкретные определения для нарушения требований к ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности. Предполагается возможным применять соответствующие этим определениям критерии при выведении оценочного значения существенности ошибки.

Существенность ошибки определяет оценочную (прогнозируемую) величину искажения показателя и ее влияние на принятие пользователями бюджетной отчетности управленческих решений. Соответственно, существенность предлагается оценивать по наличию первичных учетных документов, правильности ведения бюджетного учета, отклонениям, выявленным по контрольным соотношениям в ходе проводимой камеральной проверки.

Если сальдо по налогам вызывает вопросы, то вам предстоит занимательный квест по поиску расхождений. Начинать следует с обращения в налоговый орган по месту постановки на учет. Вы можете потребовать уточнений или провести полноценную сверку. В первом случае, согласно разъяснениям ФНС, можно направить запрос в произвольной форме. И получить какие-то первоначальные пояснения, которые предопределят дальнейшие действия. Во втором случае можно сразу затребовать данные от ФНС в виде одного из трех документов:

  • Справки о состоянии расчетов (по форме КНД 1160082) – она отображает наличие переплаты или задолженности в разрезе каждого налога и может оказаться малоинформативной в случае наличия многочисленных расхождений.
  • Акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, штрафам и пеням (по форме КНД 1160070). Он содержит детальную информацию в разрезе налогов и сборов и позволяет определить, перечислены ли необходимые суммы в бюджет, не образовался ли долг, не начисляются ли штрафы и пени. Крупным организациям рекомендуется начинать поиск расхождений именно с этого документа.
  • Выписки операций по расчетам с бюджетом (по форме КНД 1166107), которая содержит перечень операций из карточки налогоплательщика за определенный период. Она позволит отследить расхождения по конкретным начислениям и платежам. Поможет при небольших объемах или в случае, если имеются обоснованные подозрения об источнике расхождений.

Периодичность проверки сальдо ЕНС следует подбирать индивидуально в зависимости от масштабов бизнеса и количества операций. Необходимый минимум – один раз в квартал, именно трехмесячный срок оговорен для направления в адрес плательщика требования об уплате налога при задолженности по ЕНС свыше 3 000 рублей (ст. 70 Закона № 263-ФЗ).

Для тех, кто не желает терять лишнее на пенях и штрафах, минимальный период проверки сальдо ЕНС не ограничен. В любой момент можно запросить у налоговиков справку о наличии положительного, отрицательного или нулевого сальдо единого налогового счета. Она будет содержать:

  • сведения о задолженности в разрезе каждой конкретной обязанности по уплате налогов,
  • сроки возникновения долга,
  • карту расчета пеней,
  • ключевую ставку рефинансирования ЦБ.

Новые формы заявления на сверку по ЕНП и акта сверки с ФНС с 2023 года

Как следует из подпункта 5.1 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса налогоплательщики имеют право на осуществление сверки принадлежности сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, либо сумм денежных средств, перечисленных не в качестве единого налогового платежа, а также на получение акта такой сверки.

Чтобы провести сверку, надо подать заявление в ФНС. Обращение можно подать как на бумаге, так и в электронном виде.

До настоящего времени утвержденной формы запроса на сверку не было. Его рекомендованную форму ФНС направила письмом от 28.10.2020 № АБ-4-19/17644. Форма акта сверки расчетов была утверждена Приказом ФНС от 16.12.2016 № ММВ-7-17/685@.

Основополагающие документы

Проверка правильности ведения бюджетного учета учреждений, заключивших договоры на бухгалтерское обслуживание, начинается с проверки соблюдения договорных условий. В договорах на обслуживание, как правило, определена степень централизации, основные задачи централизованной бухгалтерии, права и обязанности сторон. Из этого документа ревизор черпает основную информацию об объекте проверки. Кроме функций, прав и обязанностей сторон проверяющих также интересует право первой подписи. Руководитель бюджетного учреждения, заключая договор, может оставить за собой право первой подписи лишь по приносящей доход деятельности или по всем счетам своего учреждения. Право второй подписи может остаться у главного бухгалтера или бухгалтера централизованной бухгалтерии, ответственного за обслуживание данного учреждения, в зависимости от выбранного способа централизации.

Читайте также:  ФНС разъяснила, как правильно заполнять платежки с 2023 года

Вторым моментом, на который обращает внимание ревизор, является учетная политика. Являясь документом для внутреннего использования и практическим руководством для всех сотрудников бухгалтерии, учетная политика имеет большое значение и для внешних пользователей. В частности, при принятии решений арбитражные суды ориентируются на способы учета, закрепленные в ней. Четко и грамотно сформированная учетная политика считается показателем высокой бухгалтерской квалификации.

Изменения законодательства с 2021 года для бухгалтера

Положительными последствиями внедрения централизованной бухгалтерии могут стать:

  • отсутствие необходимости содержать штат финансового, планового и бухгалтерского отделов;
  • управленческие расходы сокращаются;
  • реализация запланированных проектов и программ происходит в сжатые сроки;
  • единый подход в выполнении разных задач бухгалтерского учета;
  • контролирующие действия унифицированы;
  • использование ресурсной базы предприятия происходит более эффективно благодаря двойной системе мониторинга: со стороны руководства компании и специалистов ЦБ;
  • не надо тратить средства и время на организацию курсов повышения квалификации и спецоценку условий труда для бухгалтерской службы;
  • риски хозяйственной деятельности минимизируются, так как уровень квалификационной подготовки всех специалистов ЦБ очень высокий.

К недостаткам можно отнести сокращение возможностей для руководителя в отношении расходования средств – централизованная бухгалтерия будет соотносить все виды трат с планом доходов и расходов на текущий год. Введение дополнительных обязанностей для сотрудников ЦБ возможно только при условии увеличения платы по договору.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для бюджетной сферы прямые рычаги воздействия на перечень оказываемых услуг у предприятия-заказчика отсутствуют. Степень централизации учета определяется не обслуживаемой организацией, а главными распорядителями средств и органами местного самоуправления.

Единство бухгалтерского учета может быть достигнуто путем выделения структурного подразделения, специализирующегося на учете (бухгалтерском, налоговом, управленческом) и планировании или через создание отдельного юридического лица. В последнем случае ответственность за полноту учета возлагается на директора ЦБ. При варианте с выделением бухгалтерии в отдельное подразделение надо будет вносить в Устав изменения, добавлять в него дополнительный вид деятельности – оказание бухгалтерских услуг.

При разработке оптимальной организационной структуры единого органа необходимо предусмотреть:

  1. Управление по подготовке отчетной документации (руководящий состав).
  2. Планово-аналитический или экономический отдел.
  3. Группа главных специалистов.
  4. Расчетчики для начисления и учета расчетов с наемными работниками.
  5. Учетчики.
  6. Хозяйственное подразделение.

Форма договора может быть разработана для оказания услуг на безвозмездной или возмездной основах. В документе надо прописать:

  • функции ЦБ;
  • права и обязанности сторон соглашения;
  • меры ответственности за конкретные виды нарушений;
  • указание лиц с правом подписи бухгалтерской документации;
  • сроки предоставления в бухгалтерию первичных документов и их обработки;
  • правила документооборота;
  • особенности организации хранения документов и порядок работы с архивом.

В соответствии с разработанной организационной структурой бухгалтерской службы составляется ее штатное расписание. На вакантные должности подбираются высококвалифицированные специалисты общего направления деятельности и узкой специализации. Выбор работников надо организовывать на конкурсных условиях с возможностью перевода (полного или частичного) персонала дочерних структур в ЦБ. Численность штата рассчитывается с учетом предполагаемых трудозатрат в каждом сегменте учета.

Централизация бухгалтерского учета – оптимальное решение для бюджетных организаций и крупных частных предприятий. Создание такого органа позволяет высвободить дополнительные денежные ресурсы и снизить налоговые риски.

Особенности работы централизованной бухгалтерии

В 2021 году ряд отчетов в ФНС и ПФР необходимо сдавать по обновленным формам:

  • 6-НДФЛ за I квартал — не позднее 30 апреля;
  • РСВ за 2020 год не позже 1 февраля;
  • декларацию по НДС за IV квартал 2020 года – не позже 25 января;
  • декларацию по налогу на прибыль за 2020 год – до 29 марта включительно.

В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» государственное (муниципальное) учреждение обязано организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.

Порядок организации и обеспечения (осуществления) учреждением внутреннего финансового контроля устанавливается учетной политикой учреждения (п. 6 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н)).

Учреждению необходимо организовать внутренний контроль независимо от наличия соответствующей ставки в штатном расписании, вне зависимости от структуры бухгалтерской или финансовой службы.

Не каждое учреждение может себе позволить наличие ставки внутреннего ревизора (аудитора), который будет заниматься только внутренним контролем. Поэтому, если такой должности нет, руководитель может организовать внутренний контроль любым иным способом. Главное, чтобы он (контроль) обеспечивал достижение целей организации и осуществления внутреннего контроля.

Руководитель может принять на себя все функции по организации и осуществлению внутреннего контроля, параллельно разграничив полномочия и обеспечив ротацию обязанностей среди имеющихся работников. Данное решение оформляется распорядительным документом (актом или приказом в зависимости от действующих в учреждении правил документооборота).

Привлечение стороннего эксперта, внешнего консультанта целесообразно в рамках проверки приносящей доход деятельности за счет собственных доходов учреждения. Это не только не повлечет за собой претензий со стороны контролеров и проверяющих (что, несомненно, произошло бы в случае расходования на указанные цели субсидии на выполнение государственного или муниципального задания), но вполне может дать положительный эффект — в виде оптимизации приносящей доход деятельности, вскрытия резервов, снижения затрат.

При любом варианте организации и осуществления внутреннего финансового контроля руководителю учреждения необходимо обеспечить соблюдение базовых принципов этого мероприятия, без которых оно будет неэффективным, бесполезным и формальным. Такими принципами являются:

  • принцип законности (означает неуклонное и точное соблюдение норм и правил, установленных законодательством, учредителем, локальными актами учреждения);
  • принцип независимости (означает, что воздействие на проверку, влияние на нее с целью изменения формулируемых мнений и выводов не допускается);
  • принцип объективности (означает, что контроль осуществляется с использованием официальных документальных данных и документированных в ходе контрольных мероприятий данных в установленном законодательством и иными актами порядке путем применения методов, обеспечивающих получение всесторонней и достоверной информации);
  • принцип ответственности (означает, что, во-первых, не допускается сокрытие нарушений, а, во-вторых, к нарушителям применяются меры ответственности в соответствии с законодательством РФ и локальными актами учреждения).

Назначая ответственного за внутренний аудит (проверяющего), необходимо максимально полно соблюсти следующие принципы:

  • принцип функциональной независимости (означает максимально возможную независимость проверяющего от объектов внутреннего финансового аудита и предполагает прямую подчиненность руководителю объекта внутреннего финансового аудита);
  • принцип объективности (означает недопущение предвзятости или предубежденности к объекту проверки, исключение корыстных мотивов, беспристрастность и обоснованность выводов);
  • принцип профессиональной компетентности и добросовестности (означает, что проверяющий владеет необходимым объемом знаний и навыков для проведения проверки);
  • принцип конфиденциальности (означает сохранность и неразглашение конфиденциальных или порочащих сотрудников сведений, недопущение к ним доступа лицам, которые на это не уполномочены).

Определяется объект проверки, т.е. что именно будет проверяться — комплексная проверка всего бухгалтерского учета или какой-то определенный участок. Объект проверки определяет руководитель учреждения, лицо, ответственное за мероприятия внутреннего контроля или инициатор проверки (кто запросил соответствующую проверку).

Читайте также:  Как выделить доли детям при оформлении ипотеки на квартиру

Кроме этого определяется объем проверяемой информации. В большинстве случаев полную проверку всех документов или регистров либо записей в программе проводить нет необходимости. Можно проверить, например, последние расчетно-платежные ведомости каждого квартала, каждые 5-е по номеру акты выполненных работ, каждые 10-е операции в программе и т.п.

В рамках проверки операций с нефинансовыми активами анализируются:

  • полнота и своевременность отражения документов по оприходованию, внутреннему перемещению и списанию объектов основных средств, нематериальных активов и материальных запасов на счетах бухгалтерского учета;
  • правильность ведения аналитического учета нефинансовых активов;
  • правильность начисления амортизации на объекты основных средств и нематериальных активов.

Проверяются соблюдение порядка ведения кассовых операций, а также:

  • полнота и своевременность оприходования и выдачи наличных денег и денежных документов в кассу, из кассы;
  • соблюдение требований законодательства РФ, инструкций вышестоящих органов по оформлению приходных и расходных кассовых ордеров и других документов;
  • соблюдение установленного лимита остатка денежных средств в кассе.

Проверяются полнота и своевременность отражения расчетов с подотчетными лицами, в частности:

  • соблюдение порядка и установленных норм выдачи денежных средств и денежных документов под отчет;
  • своевременность представления подотчетными лицами авансовых отчетов об израсходованных авансовых суммах, полнота документов, подтверждающих произведенные расходы;
  • полнота и правильность операций по счету 208 00 «Расчеты с подотчетными лицами» на счетах бухгалтерского учета.

Для проведения проверки составляется план внутреннего финансового аудита. Для каждой аудиторской проверки необходимо указать:

  • тему;
  • перечень вопросов, которые будут изучаться в ходе проверки;
  • сроки проведения;
  • список ответственных должностных лиц.

Подготавливая план, учитывайте:

  • существенность операций, то есть оказывают ли проверяющиеся операции значительное влияние на показатели отчетности;
  • объем выборки операций, которые будут тестироваться для определения надежности контроля;
  • возможные риски после проведения контроля;
  • сроки проведения проверки;
  • возможность проведения внеплановых аудиторских проверок.

Налоговая и статистическая отчетность

В состав форм отчетности добавлены:

  • отчет «ЕФС-1 «Сведения о заработной плате и условиях осуществления деятельности работников государственных (муниципальных) учреждений» — подраздел 1.3 раздела 1 формы «ЕФС-1», утвержденной постановлением Правления ПФР от 31.10.2022 № 245п;
  • форма статистики № 4-запасы «Сведения о запасах топлива» (ОКУД 0618020) (утверждена приказом Росстата от 29.07.2022 № 534);
  • Форма применяется начиная с отчета за январь 2023 года.
  • форма статистики № 3-информ «Сведения об использовании цифровых технологий и производстве связанных с ними товаров и услуг» (ОКУД 0604018) (утверждена приказом Росстата от 29.07.2022 № 538).
  • Форма применяется начиная с отчета за 2022 год.
  • форма статистики № С-1 «Сведения о вводе в эксплуатацию зданий и сооружений» (ОКУД 0612008) (утверждена приказом Росстата от 14.10.2022 № 703);
  • Форма применяется начиная с отчета за январь 2023 года.
  • форма статистики № 2-цены приобретения «Сведения о ценах приобретения отдельных видов товаров» (ОКУД 0616008) (утверждена приказом Росстата от 29.07.2022 № 536);
  • Форма применяется начиная с отчета за январь 2023 года.
  • форма статистики № ЗП-физическая культура и спорт «Сведения о численности и оплате труда работников в области физической культуры и спорта по категориям персонала» (ОКУД 0606062) (утверждена приказом Росстата от 10.11.2022 № 824).
  • Форма применяется начиная с отчета за 2022 год.
  • форма статистики № 22-ЖКХ (жилище) «Сведения о работе организаций, оказывающих услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в условиях реформы» (утверждена приказом Росстата от 29.07.2022 № 535);
  • Форма применяется начиная с отчета за 1 квартал 2023 года.
  • форма статистики № 11 (краткая) «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций» (ОКУД 0602002) (утверждена приказом Росстата от 22.06.2022 № 453).
  • Форма применяется начиная с отчета за 2022 год.

В состав документов, используемых при взаимодействии налогоплательщиков и налоговых органов добавлены:

  • Уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховым взносам (КНД 1110355) (утверждено приказом ФНС России от 02.11.2022 № ЕД-7-8/1047@).
  • Уведомление применяется с 01.01.2023.
  • Уведомление о намерении осуществлять обработку персональных данных (утверждено приказом Роскомнадзора от 28.10.2022 № 180);
  • Уведомление об изменении сведений, содержащихся в уведомлении о намерении осуществлять обработку персональных данных (утверждено приказом Роскомнадзора от 28.10.2022 № 180).
  • В декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в редакции приказа ФНС России от 25.12.2020 № ЕД-7-3/958@ внесены изменения в соответствии с xsd-схемой версии 03 формата выгрузки версии 5.06.

Исключены проверки:

  • значение стр.160 Р.2.1.2 должно быть меньше или равно разности значений стр.130 Р.2.1.1 и стр.140 Р.2.1.1
  • значение стр.161 Р.2.1.2 должно быть меньше или равно разности значений стр.131 Р.2.1.1 и стр.141 Р.2.1.1
  • значение стр.162 Р.2.1.2 должно быть меньше или равно разности значений стр.132 Р.2.1.1 и стр.142 Р.2.1.1
  • значение стр.163 Р.2.1.2 должно быть меньше или равно разности значений стр.133 Р.2.1.1 и стр.143 Р.2.1.1
  • Для формы статистики № 1-ТЕП «Сведения о снабжении теплоэнергией» (ОКУД 0609245) в редакции приказа Росстата от 29.07.2022 № 535 реализована выгрузка в электронном виде в соответствии с XML-шаблоном от 05.12.2022, опубликованным 12.12.2022.
  • Для формы статистики № 1-ТР (автотранспорт) «Сведения об автотранспорте и о протяженности автодорог необщего пользования» (ОКУД 0615071) в редакции приказа Росстата от 30.06.2021 № 376 реализована выгрузка в электронном виде в соответствии с
  • Для формы статистики № 85-К «Сведения о деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми» (ОКУД 0609506) в редакции приказа Росстата от 28.04.2022 № 285 реализована выгрузка в электронном виде в соответствии с XML-шаблоном от 09.12.2022.
  • Для формы статистики № 1-Т «Сведения о численности и заработной плате работников» (ОКУД 0606002) в редакции приказа Росстата от 29.07.2022 № 532 реализована выгрузка в электронном виде в соответствии с XML-шаблоном от 13.12.2022.
  • Для формы статистики № 65-автотранс «Сведения о деятельности пассажирского автомобильного транспорта» (ОКУД 0615056) в редакции приказа Росстата от 24.07.2020 № 410 реализована выгрузка в электронном виде в соответствии с XML-шаблоном от 15.12.2022.
  • Для формы статистики № П (услуги) «Сведения об объеме платных услуг населению по видам» (ОКУД 0609707) в редакции приказа Росстата от 13.07.2022 № 498 реализована выгрузка в электронном виде в соответствии с XML-шаблоном от 21.10.2022, опубликованным 16.12.2022.
  • Для формы статистики № 1-технология «Сведения о разработке и использовании передовых производственных технологий» (ОКУД 0604016) в редакции приказа Росстата от 21.11.2022 № 850 реализована выгрузка в электронном виде соответствии с XML-шаблоном от 01.12.2022, опубликованным 19.12.2022.

Налоговая и статистическая отчетность

В состав форм регламентированной отчетности добавлены:

  • форма статистики № 12-Ф «Сведения об использовании денежных средств» (ОКУД 0608011) (утверждена приказом Росстата от 29.07.2022 № 536);

Форма применяется начиная с отчета за 2022 год.

  • форма статистики № 1-СОНКО «Сведения о деятельности социально ориентированной некоммерческой организации» (ОКУД 0608028) (утверждена приказом Росстата от 29.07.2022 № 536);

Форма применяется начиная с отчета за 2022 год.

  • форма статистики № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников» (ОКУД 0606010) (утверждена приказом Росстата от 29.07.2022 № 532);

Форма применяется начиная с отчета за январь 2023 года.

  • форма статистики № П-6 «Сведения о финансовых вложениях» (ОКУД 0618020) (утверждена приказом Росстата от 29.07.2022 № 536);
Читайте также:  Разрешение на оружие в 2023: пошагово как получить

Форма применяется начиная с отчета за 1 квартал 2023 года.

  • В декларацию по налогу на прибыль организаций в редакции приказа ФНС России от 05.10.2021 № ЕД-7-3/869@ внесены изменения в соответствии с приказом ФНС России от 17.08.2022 № СД-7-3/753@.

Кто сдает отчет ЕФС-1

Кто сдает отчет ЕФС-1 в 2023 г., зависит от того, какие застрахованные лица числятся в штате организации (ИП)-страхователя. По общему правилу его сдают все ИП и организации. Однако некоторые разделы оформляются отдельными лицами.

Например, подразд. 1.1 разд. 1 формы ЕФС-1 представляется в территориальное отделение СФР всеми страхователями: организациями, ИП (п. 1.4, 1.5 Постановления № 246п).

Подразд. 1.2 разд. 1 формы ЕФС-1 оформляется и сдается в СФР только теми организациями (ИП), чьи работники в отчетном периоде (п. 1.6 Постановления № 246п):

  • замещали должности госслужащего, муниципального служащего;
  • работали на корабле и на ином водном ТС;
  • отработали полный сезон в компании на сезонной работе (ст. 293 ТК РФ);
  • работали в тюрьме;
  • получили право на досрочное получение страховой пенсии на основании ст. 30–32 ФЗ № 400 от 28.12.2013;
  • были в состоянии простоя или отстранены от работы;
  • были освобождены от работы;
  • работали вахтой;
  • имели статус «безработный» и получали пособия по безработице;
  • заслужили право на получение пенсии на основании ФЗ № 1244-1 от 15.05.1991 «О Чернобыльской АЭС»;
  • находились в отпуске по уходу за ребенком 1,5–3 лет;
  • пребывали в неоплачиваемом отпуске (ст. 128 ТК РФ);
  • работали в с/х согласно ч. 14 ст. 17 ФЗ № 400 от 28.12.2013.

Нормативное регулирование

Стандартом «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» (утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н) предусмотрено формирование и хранение в электронном виде первичных документов, подписанных электронной подписью. С этой целью в документооборот учреждений гос. сектора внедряются формы электронных документов, утвержденные приказами Минфина России от 15.06.2020 № 103н и от 15.04.2021 № 61н.

Установлены единые правила формирования и применения унифицированных форм электронных первичных учетных документов, электронных регистров бухгалтерского учета, иных документов бухгалтерского учета класса 05 «Унифицированная система бухгалтерской финансовой, учетной и отчетной документации государственного сектора управления» ОКУД.

Важной особенностью новых форм является то, что они ориентированы на ведение учета в централизованных центрах обработки данных (ЦОД), созданных в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 27.12.2019 № 1890, от 15.02.2020 № 153, когда первичный документ изначально оформляется и утверждается (подписывается электронной подписью) в учреждении – субъекте централизованного учета, а затем проверяется, при необходимости дозаполняется бухгалтерскими данными и проводится по бухгалтерскому учету в ЦОДе.

Согласно пункту 6 приказа Минфина России от 15.04.2021 № 61н данный приказ применяется при ведении бюджетного учета уполномоченной организацией в рамках переданных по решению Правительства Российской Федерации полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им федеральных казенных учреждений с 1 января 2022 года, остальными государственными (муниципальными) учреждениями — с 1 января 2023 года либо до указанного срока в случаях, предусмотренных учетной политикой субъекта учета (единой учетной политикой при централизации учета).

Акт ревизии наличных денежных средств (бланк и образец)

Контроль кассовых операций — проверка полноты, достоверности и точности отражения в учете и отчетности расчетов за проверяемый период, а также соблюдения законодательных и нормативных документов, регулирующих правила ведения учета и составления отчетности.

В ходе проверки кассовых операций контрольные органы выявляют нарушения следующих нормативных актов:

  • Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
  • Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Советом директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 N 40;
  • Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, утвержденного Советом директоров ЦБ РФ от 05.01.1998 N 14-П;
  • Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49;
  • Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Приказом Минфина России от 08.12.2006 N 168н (Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации меняются практически ежегодно, поэтому необходимо отслеживать происходящие изменения, утверждаемые приказами Минфина России);
  • Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н;
  • Приказа Минфина России от 23.09.2005 N 123н «Об утверждении форм регистров бюджетного учета».
  • В отношении кассовых операций проверке подвергаются:

    • наличие в кассе денежных средств, денежных документов, отраженных в учете;
    • полнота и правильность оформления приходных и расходных кассовых ордеров, Кассовой книги, платежных ведомостей и т.д.;
    • соблюдение порядка поступления и выдачи денег из кассы;
    • соблюдение установленного лимита хранения наличных денег в кассе;
    • соблюдение установленного порядка и лимита наличных расчетов с юридическими лицами;
    • наличие договора о полной материальной ответственности с кассиром учреждения;
    • правильность отражения в учете и бухгалтерской отчетности кассовых операций;
    • наличие в организации действующей системы проведения инвентаризаций кассы.

    Состав первичных кассовых документов, с одной стороны, очень узок — это приходные и расходные кассовые ордеры, Кассовая книга.

    Порядок проведения ревизии кассы закреплён законодательно и включает в себя следующие этапы:

    1. Предприниматель подписывает приказ об инвентаризации. В нём должна быть указана дата, когда проводится ревизия кассы, сроки её окончания, перечислены фамилии и должности лиц, находящихся в составе комиссии по инвентаризации.
    2. Приказ должен быть подписан также всеми членами комиссии и лицом, несущим материальную ответственность за сохранность денежных средств предприятия. То есть до начала проведения процедуры кассира необходимо ознакомить с таким приказом под роспись и только после этого приступать к инвентаризации.
    3. На специальном бланке перечисляются все денежные средства, находящиеся в кассе на момент инвентаризации в виде их покупюрной описи. Бланк подписывают все члены комиссии, которой осуществляется ревизия кассы и материально ответственное лицо.
    4. Данные бланка сверяются с остатками кассы по данным бухгалтерского учёта.
    5. По результатам оформляется акт с описанием результатов инвентаризации. Это может быть акт об обнаружении недостачи, акт об оприходовании излишков либо акт о том, что объем фактически находящихся в кассе денежных средств соответствует данным бухгалтерского учёта ИП.
    6. После установления фактического положения дел может быть подписан приказ об оприходовании излишков либо приказ об удержании недостачи с материально ответственного лица. Во втором случае кассир обязательно должен написать на приказе, что ознакомлен с ним. Также рекомендуется взять с него объяснение в письменном виде о причинах образования недостачи наличных денежных средств.

    Почему создают централизованные бухгалтерии

    Централизованная бухгалтерия одновременно ведёт бухгалтерский учёт сразу нескольких организаций. Чаще всего это ведомства и учреждения регионального, муниципального значения.

    Примеры: централизованная бухгалтерия района, централизованная бухгалтерия учреждений образования, централизованная бухгалтерия области и т. д.

    Для чего органы власти решают централизовать бухгалтерию:

    • растёт достоверность учёта: меньше совершается ошибок, в том числе в документах;
    • применяются единые технологии и методологии;
    • ниже налоговые риски;
    • ускоряются все виды отчётности: бухгалтерская, налоговая, управленческая;
    • нужно гораздо меньше персонала — экономия в фонде оплаты труда;
    • сокращаются расходы на учёт в целом.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *