Приватизация — что это и как работает

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приватизация — что это и как работает». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Впервые коммерческие отношения между субъектами, близкие к приватизации, появились в Древнем Риме в сфере перераспределения общественных земель. Наименование процесса состояло из 2-х слов – «ager publicus».

Формы и механизмы приватизации

Приватизационные ценные бумаги – это государственно ценные бумаги определенного назначения, используемые в качестве платежного средства для приобретения объектов приватизации. К таким видам ценных бумаг можно отнести ваучеры, приватизационные чеки, которые считаются подтверждающим собственность документом.

Приватизационные ценные бумаги изготавливаются и выпускаются в соответствии с законом о приватизации (1991) и обеспечивают их обладателям право приобретения государственного имущества в процессе приватизации.

Основные этапы приватизации:

  • определение формы приватизации — продажа предприятий через аукцион, на конкурсной основе конкурса либо путем их акционирования;
  • организация государственных структур – комитетов, управляющих государственным имуществом; фонды имущества организовывают тендерные торги для продажи предприятий или их акций;
  • установление объектов приватизации и их стоимости (оценка стоимости предприятия производится по остаточной стоимости основных производственных фондов).

Разгосударствление объектов – переход от государственного регулирования производства к регулированию с помощью рыночных механизмов.

В результате приватизации происходит изменение структуры собственности с преобладанием частной собственности и сокращением общественной. Происходит изменение экономической роли и функции государства, при котором оно прекращает быть субъектом хозяйствования. Процесс приватизации также способствует регулированию экономических процессов государства через реорганизацию экономических условий жизни. Ликвидируется монополия государства во внешнеэкономической деятельности.

С развитием общества в целом происходит развитие экономических процессов. Что способствует установлению современных способов приватизации: реформация государственных унитарных предприятий в общественно акционерные общества (абсолютно все акции находятся в государственной собственности); вклад государственных или муниципальных капиталов в хозяйственные общества.

Приватизация в России проходила в два этапа:

-1 этап чековый (ваучерный), период прохождения с июня 1992 года по 1 июля 1994 года;

— 2 этап денежный, период прохождения с 1 июля 1994 года по настоящее время.

Каждому этапу соответствовали определенные цели. Цели первого этапа: создать необходимые законодательные и организационные условия и механизмы для перехода прав собственности от одних лиц к другим, обеспечить условия для повышения эффективности функционирования российских предприятий, перераспределить и закрепить права частной собственности в российском обществе при минимуме социальных конфликтов, создать конкурентную среду и обеспечить условия для демонополизации народного хозяйства и расширение инвестиционной базы российских предприятий, а также массовое разгосударствление российской экономики формирование слоя частных собственников и содействие созданию социально-ориентированной рыночной экономики, содействие процессу стабилизации финансового положения в РФ и привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику [67].

Чековая модель приватизации осуществлялась в следующих условиях: Иностранные инвесторы не проявляли ожидаемого интереса к российской приватизации. Масштабы российской экономики вели к проблемам, т.к. избранный вариант экономической реформы требовал незамедлительного разгосударствления и высоких темпов проведения приватизационных процессов. В Р.Ф. не было квалифицированных кадров, которые могли бы решить задачи приватизации государственной собственности. В Р.Ф. на то время насчитывалось примерно 248 тысяч государственных и муниципальных предприятий, что требовало разработки типовых стандартных процедур приватизации, которые позволили бы провести разгосударствление в короткие сроки[68].

Именно эти условия и определили характерные черты приватизации в России, например: форсирование приватизации по времени осуществлялось посредством включения в ежегодные госпрограммы приватизации, имевшие силу закона, конкретных адресных заданий по приватизации; жесткие стандартные процедуры, которые контролировались работниками государственных органов среднего уровня квалификации и обеспечивали массовый характер приватизации; компенсация необходимых финансовых средств за счет бесплатной раздачи государственной собственности или продажи ее по низким ценам[69].

Необходимо отметить, что российская приватизация заметно отличается от западной. Задачи разгосударствления были более масштабными и глубокими, т.к. помимо создания новой структуры, приватизация должна была сформировать новый класс частных собственников.

Для законодательного обеспечения приватизации в короткие сроки была разработана правовая база, включающая в себя Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Р.Ф.», государственные программы приватизации, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и распоряжения Госкомимущества России.

Дальнейшее развитие приватизации на 1992 год было определено Государственной программой приватизации муниципальных и государственных предприятий в РФ. Программа предусматривала четыре способа приватизации: аренду с правом выкупа, аукцион, акционирование, коммерческий конкурс.

Приватизационные чеки- это основной инструмент чекового этапа. Они выдавались всем гражданам Р.Ф. без ограничений по месту жительства, полу и возрасту. В итоге получилось, что выдано было 146,064 миллионов приватизационных чеков[70]. Чек давал возможность участвовать в чековом аукционе, купить акции чекового инвестиционного фонда (таких фондов было создано 640, они собрали свыше 60 миллионов приватизационных чеков) и продать чек (всего было продано около четверти выданных чеков), а также можно было использовать его при закрытой подписке на акции своего предприятия.

На основе этого более 40 миллионов граждан РФ стали акционера-ми чековых инвестиционных фондов или акционерных обществ. Практически все население страны участвовало в чековом этапе приватизации. Акционирование с помощью приватизационных чеков (ваучеров) позволяло привлекать крупные иностранные капиталы. Приток иностранного капитала нарастал и уже достиг 10% от объема всех инвестиций в приватизируе-мые объекты. Зарубежные предприниматели уже вложили в приватизацию российских предприятий 2 млрд долл[71]. Первый этап приватизации в РФ был закончен ваучерной приватизацией.

В результате ваучерной приватизации право собственности и хозяйствования сосредоточилось в российской экономике в руках трудовых коллективов и директоратов. На начало июля 1994 года пакет акций приватизированных предприятий распределился следующим образом: государство — 14,1 %, трудовой коллектив – 52 %, крупные внешние инвесторы — 11,5 %, фабрично-заводская администрация — 14,2 %, мелкие акционеры — 8,2 %. Стартовая структура акционерного капитала в итоге выглядела так: инсайдеры — около 66 %, аутсайдеры – 20 %, государство — 14,1 %[72]. В конце ваучерного этапа было приватизировано 40 % общего числа государственных предприятий, появилось около 40 млн акционеров.

Результат этого этапа — существенное разгосударствление экономики, т.к. наибольшая часть объектов малой приватизации стала частной, а к концу 1994 года было приватизировано уже свыше 110 тысяч предприятий[73].

В связи с не решением на этом этапе задачи передачи предприятий в руки собственников, заметного повышения эффективности производства чековая приватизация не обеспечила.

Так же не была достигнута и главная цель этапа — привлечение в российскую экономику иностранных инвестиций. В частности, к концу 1993 года иностранные инвестиции в Р.Ф. составили в целом менее 2,7 миллиардов долларов, а за первую половину 1994 г. возросли лишь на 278 миллионов долларов[74]. Причиной являлись просчеты в организации приватизации, среди них можно назвать законодательную неопределенность положения иностранного инвестора, которая присутствовала в ходе приватизации и вынуждала большую часть иностранных инвесторов действовать через посредников, это очень затрудняло их прямое участие в процессе приватизации, трудности с приобретением пакета акций, позволяющего реально влиять на положение дел на предприятии.

Официальное начало денежного этапа датировано 1 июля 1994 года. Его главной целью был переход прав собственности на приватизируемое государственное имущество в руки реально ответственных собственников[75].

Перед этим этапом ставилось 3 главные задачи:

1) Формирование инвесторов, которые владели бы значительными пакетами акций.

2) Обеспечение приватизируемых предприятий наличными средствами, которые являлись необходимыми для их структурной перестройки;

3) Пополнение госбюджета[76].

Характерная черта этого этапа — это направленность на переход от бесплатной раздачи собственности к ее продаже. Для того, чтобы привлечь инвесторов, предполагалось на денежные аукционы выставлять крупные пакеты акций.

В 2001 г. завершился конечный этап приватизации угольной промышленности.

К 2006 г. 119 951 муниципальное, а также государственное предприятие приватизировано. Среди них – «Россгосстрах», частично «Сбербанк», «Роснефть», «Банк ВТБ» под лозунгом «народного IPO». Позже «Сбербанк» полностью переформатирован юридически в частную собственность. Свыше 50% акций принадлежит центральному банку России. Он не является государственной структурой. Однако, в 2020 г. произошел выкуп государством 51% акции «Сбербанка».

Читайте также:  Регистрация онлайн-кассы на сайте ФНС в 2022 году: пошаговая инструкция

К 2009 г. госсектор сохранился в размере 35%. По оценке ФАС, остальные 65% государственного имущества перешли в частное управление. Однако, к 2015 году доля госсектора составила 70%. Осуществлен обратный процесс приватизации – реприватизация.

В 2015 г. как частная форма оформлено 133,4 млн Га земли. Это 7,8 % от общего числа земли в фонде России.

Утверждена правительством обновленная программа приватизации госимущества 2017 – 2019 гг. На основе нее сформированы доходы в счет государства в размере около 5,6 млрд российских рублей. Такая доходность в пользу государства, по расчетам, должна сохраняться ежегодно.

Понятие приватизации. Виды приватизации

В рыночной экономике некоторые объекты государственной собственности по мере того, как они начинают представлять интерес для частных индивидуальных или ассоциированных собственников капитала, приватизируются.

Приватизация — это переход объектов из государственной собственности в частную.

В обобщенном понимании приватизация представляется как составной элемент государственной политики дерегулирования экономики, который ведет к увеличению вклада частного сектора в хозяйственной развитие. В более узком понимании приватизация означает полную или частичную передачу права собственности на капитал определенного государственного предприятия акционерному обществу или частному лицу. Приватизация предприятия не сводится к простой продаже имущества — она является инструментом дерегулирования экономики и означает продажу государством физическим и юридическим лицам прав собственности на имущество, а также прав распоряжения и пользования имуществом при одновременном снятии административных ограничений на деятельности предприятия.

Приватизация в постсоветской России: ваучерная компания.

Если акционирование при приватизации является общепризнанной практикой, то ваучерная компания оказалось особенностью России (за рубежом схожие методы применялись только в Чехии и Монголии).

Согласно исходному замыслу этой компании, каждый гражданин России должен был бесплатно получить свою долю общенародной собственности. По указу президента в 1992 прошла раздача ваучеров – ценных бумаг на предъявителя, которые должны использоваться до середины 1994.

Ваучер можно было либо продать по текущему рыночному курсу, либо обменять непосредственно на акции какого-либо приватизируемого предприятия, либо обменять на акции инвестиционного фонда. Многие россияне предпочли продавать свои ваучеры за наличные деньги. Организаторы приватизации уверяли, будто цена ваучера достигнет цены автомашины. Однако рыночный курс этих бумаг сравнялся с его номиналом только к осени 1993, и даже к концу ваучерной компании курс ваучера был ниже цены велосипеда.

Осуществить прямой обмен ваучера на акции приватизируемых предприятий могли, как правило, только их работники. Большинство же рядовых граждан обменивали свои ваучеры на акции различных чековых инвестиционных фондов (ЧИФов). Впрочем, начало выплаты дивидендов в 1994 вызвало сильное разочарование. Поскольку значительная часть предприятий России в первой половине 1990-х была нерентабельна, то и прибыль по акциям предприятий, держателями которых выступали инвестиционные фонды, была очень низкой. Кроме того, широкий характер приняло мошенничество в ЧИФах. Поэтому годовые доходы собственников акций инвестиционных фондов оказались в лучшем случае соразмерны со средненедельным заработком. В 1995–1997 большинство ЧИФов вообще прекратили свою работу.

Сами организаторы приватизации задним числом признали, что «недостаточный» контроль государства за чековыми инвестиционными фондами был одним из главных пороков приватизации.

Приватизация и её значение в Российской экономике

Впервые коммерческие отношения между субъектами, близкие к приватизации, появились в Древнем Риме в сфере перераспределения общественных земель. Наименование процесса состояло из 2-х слов – «ager publicus».

Приватизация в Европе

Позже, реформация в Европе способствовала внедрению приватизации в виде секуляризации (saecularis).


Приватизация в США

В США вводилось понятие «гомстед акт» (homestead act) в 1862 г. для перераспределения земель между фермерами, железнодорожными компаниями при изменении юридической их формы собственности с государственной на частную.


Приватизация в Японии

В Японии государство целенаправленно создавало предприятия с целью их дальнейшей приватизации.


Приватизация в Китае

Китай активно участвовал в приватизации в эпоху Возрождения.


Приватизация в 20 веке

В конце 20-го века приватизация провозглашалась под лозунгом неолиберализма (neoliberalism). Наиболее масштабно процесс происходил в Венгрии, Чехии, Польше, России.


Приватизация в мире

В период с 1980-го, 1990-го года процесс приватизации охватил свыше 100 государств.

Великобритания приватизировала в числе прочих оборонные, аэрокосмические компании, сталелитейную компанию, телекоммуникационную компанию.

В странах восточной и центральной Европы приватизированы более 70 000 предприятий. Этот период сопровождался массовой безработицей, сокращениями заработных плат, коррупцией.

Начало процесса приватизации в Россия официально заявлено в 1990 г.

Программа этапов приватизации имела наименование «500 дней» и включала 20 законодательных проектов. Регулировался процесс законом от 24 декабря 1990 г. «О собственности в РСФСР» №443-1, содержащий исходные положения.

Согласно разработанным пунктам в законодательстве, полномочия руководителей государственных предприятий преобразовывались в полномочия собственников. Указами президента в 1991 г, а также в 1992 г. от 29 января определены основные стадии программы приватизации. Однако, 51% акций, по условиям закона, оставались в общесоюзной собственности.

Новый юридический статус приватизированных предприятий:

  • АО – акционерные общества;
  • ОАО – общества с ограниченной ответственностью.

Инициаторами стали экономисты: Егор Гайдар и Анатолий Чубайс.

Цели приватизации:

  • Создание на рынке России слоя эффективных собственников;
  • Создание на российском рынке конкурентной среды.

Фактически, произошло изменение социально-экономической системы (смена экономического и политического «строя»).

Этапы приватизации в России с 1992 по 1994 годы:

  • Распродажа государственных микропредприятий с численностью сотрудников до 200 человек через торги или с помощью прямой продажи;
  • Формирование акций в сфере финансовой деятельности средними и крупнейшими предприятиями;
  • Продажа ваучеров населению в целях их активации путем обмена на акции.

Суть системы ваучеров заключалась в распределении государственного имущества между населением. Ваучер приобретался посредством прямой покупки в главном банке России – «Сбербанк».

Стоимость ваучера включала в себя 2 цены:

  • Фактическая – 25 рублей;
  • Номинальная – 10 000 рублей.

Номинальная стоимость олицетворяла собой сумму основных фондов привязанного к конкретному ваучеру предприятия в денежном выражении, в соотношении на душу населения по ценам уровня 1992 г. Однако, фактически – доходная часть ваучера оказалась, в основном, ничтожной. Голоса акционеров, в целом, ни на что не влияли, в результате чего граждане продавали акции руководителям предприятий за ничтожные деньги. Это привело к обогащению лишь узкой группы лиц.

Доля частных компаний достигла 67% к 1995 г.

Запрещены к приватизации:

  • Трубопроводы;
  • Автомобильные дороги общего пользования;
  • Шельф;
  • Недра;
  • Лесной фонд;
  • Телевизионные станции и другие стратегически значимые государственные объекты.

В 1996 г. произошел второй этап приватизации. Он проведён перед выборами президента 1996 г.

Обязательными к приватизации определены следующие сферы:

  • Торговля: оптовая, а также розничная;
  • Предприятия легкой промышленности;
  • Сфера строительства;
  • Предприятия пищевой промышленности;
  • Общественного питания;
  • И переработка или производство продуктов сельскохозяйственного назначения.

Приватизация 1996 г. представляла собой залоговые аукционы.

Цель залоговых аукционов – наполнение государственного бюджета.

Это означало, что министерство финансов осуществляло сделки с коммерческими банками. Они заключались в обмене финансовыми услугами между правительством и банками. Банки кредитовали бизнес, а правительство временно передавало им пакеты акций государственных предприятий. Особенностью сделки стало то, что многие предприятия не смогли окупить кредиты. Тогда предприятия переоформлялись в собственность банков согласно условиям кредитования. Эти действия привели к формированию олигархического слоя населения.

Для начала нужно получить согласие всех зарегистрированных в помещении лиц. Все граждане, которые собираются оформить на себя жильё, должны лично присутствовать при подаче заявления.

Необходимые документы:

  • паспорта;
  • согласие на приватизацию от всех лиц;
  • договор соцнайма или ордер;
  • выписка из домовой книги о зарегистрированных гражданах;
  • справка о неучастии в приватизации.

Граждане подписывают договор приватизации, который составляют органы государственной власти, и затем идут в МФЦ регистрировать право собственности.

Итак, право на приватизацию есть у каждого гражданина, только если он соответствует критериям, выдвигаемым государством. В случае если вы подходите по параметрам, можно встать в очередь и через несколько лет стать обладателем своей недвижимости.

Приватизация в развитых капиталистических странах

Какие факторы вызывают дисбаланс в экономике? К ним относятся, во-первых, новый виток научного прогресса, который в середине XX века перерос в научно-техническую революцию, характеризующуюся переходом к сложным наукоемким технологиям — информационно- и ресурсосберегающим, биотехнологиям, генной инженерии, новым композитным материалам и так далее.

Читайте также:  Договор займа между физическими лицами - образец

Второй фактор, который является прямым следствием первого, — это несоответствие между производительными силами и сложившимися производственными отношениями в ведущих капиталистических странах, которые уже возникли к этому времени. В послевоенные годы в ряде капиталистических стран — Австрии, Франции, Великобритании, Италии, а позднее в США и Японии — широко проводилась национализация промышленности, банковского дела и транспорта. Началась национализация экономики. На определенном этапе эти меры способствовали экономическому развитию и благосостоянию людей, а также росту производства.

Пионер приватизации, Великобритания, предложил следующие формы приватизации: Продажа и свободное распределение акций; заключение договоров на оказание услуг; продажа социального жилья нанимателям; отказ от государственной монополии для развития конкуренции. Мировой опыт насчитывает 22 различных способа передачи государственной собственности и ее функций, полностью или частично, частному сектору.

Николас Ридли — главный архитектор и популяризатор британской программы приватизации утверждал, что приватизация на самом деле является средством повышения эффективности экономики, поскольку государственные предприятия работают на себя, а не на потребителя.

Основной причиной приватизации в Великобритании, как и в других странах, была реальная или предполагаемая неэффективность государственных предприятий — низкая производительность труда, высокая капиталоемкость, низкая рентабельность, чрезмерные затраты.

Заявленной основной целью приватизации было повышение эффективности предприятий. По сути, это должно было быть достигнуто путем освобождения их от государственной ответственности и включения их в конкурентную среду.

Второй важнейшей целью приватизации было увеличение числа индивидуальных акционеров и превращение британского общества в демократию собственников через владение акциями, покупку жилья и т.д. Помимо этих двух целей, существовал и ряд относительно второстепенных — сокращение потребностей государственного сектора в заемных средствах, ослабление экономической и политической мощи профсоюзов и получение политических преимуществ.

Долгое время термин приватизация приравнивался к продаже государственных предприятий и имущества. Первое широко распространенное объяснение концепции безвозмездной приватизации было дано в редакционной статье газеты Times в 1968 году. В нем, в частности, говорилось, что поскольку владельцы государственных предприятий являются гражданами всей страны, каждый избиратель владеет определенной долей государственной собственности. Исходя из этого понимания, приватизация была задумана как превращение каждого гражданина из формального собственника в реального владельца путем сдачи акций.

Например, в Великобритании в 1980-х годах были распроданы 16 из 51 государственного предприятия, в результате чего число работников в государственном секторе сократилось с 2 миллионов до 700 тысяч человек. Покупателями акций приватизированных компаний были в основном финансовые учреждения (банки, страховые компании). Индивидуальные инвесторы получили чуть более 20% всех акций. Для работников приватизированных предприятий были созданы некоторые привилегии. Например, при продаже акций Британской гидроэлектростанции каждый сотрудник этой компании получил 52 бесплатные акции и, кроме того, за каждую купленную акцию выдавалось две бесплатные акции. В общей сложности число акционеров в Великобритании выросло до 11 миллионов человек — 24% взрослого населения.

Несмотря на свою решимость провести кампанию приватизации как можно быстрее, консерваторы совершенно не капитулировали. Под давлением ряда обстоятельств они решили, вопреки своим чаяниям, растянуть процесс приватизации на более длительный срок.

Отличительной особенностью приватизации в Великобритании была приватизация естественных монополий, т.е. коммунальных предприятий. Естественная или несводимая монополия предопределена технологией — экономией от масштаба и наличием сетевых структур — газопроводов, телефонных и электрических линий, железных дорог.

Возможно, важность процесса приватизации в таких странах, как Великобритания, сильно переоценивается. Это не привело к кардинальным изменениям в британском обществе. Рост экономического индивидуализма — корыстный аргумент — был лишь отчасти результатом приватизации. Наиболее заметным результатом стало увеличение числа индивидуальных акционеров.

Программа приватизации во Франции была рассчитана на пять лет и охватывала 65 компаний. Реализация началась в 1986 году, сразу после прихода к власти правительства Ширака, и была прервана в 1988 году возвращением социалистов после победы на президентских выборах и смены парламентского большинства.

В результате за 14 месяцев 1986-1988 годов было приватизировано 15 крупных компаний. Среди них: две крупные финансовые холдинговые компании, Pariba и Suez; крупнейшие банки; три средних банка, страховая компания и др.

Чтобы понять масштаб проводимых мероприятий, следует сравнить их с британской приватизацией, которую часто принимают за образец решительности и последовательности государственной политики. В 1979-1985 годах в Великобритании было приватизировано 20 государственных предприятий на сумму 7,5 млрд. фунтов стерлингов, что эквивалентно чуть более 80 млрд. франков.

Процесс приватизации проходил по следующей схеме: иностранные инвесторы — не более 20% капитала, так называемые стабильные акционеры — 15-30%, персонал приватизируемых компаний — 10% от предложенного капитала; остальные средства поступали из предложения открытого рынка, т.е. долгов, реализованных на французских финансовых рынках.

Главный урок французского опыта заключается в том, что приватизация — это процесс, организованный сверху. Другими словами, приватизация — это экономическая политика государства. Это означает, что приоритет целей приватизации в подлинном смысле этого слова над краткосрочными проблемами, какими бы важными эти эффекты ни были, является существенным для успеха этой политики.

Приватизация в постсоциалистических странах

Приватизация стала ключевым словом в процессе мощного социального, политического и экономического обновления постсоциалистического мира, начавшегося роковой осенью 1989 года. Все попытки улучшить, перестроить социалистическую экономическую систему, затянувшиеся на годы и даже десятилетия, только укрепляли убежденность в ее принципиальной нереформируемости. Изменение социально-экономической модели, наряду с радикальными реформами политической системы, потребовало глубокой перестройки отношений собственности.

В результате сценарии рыночных либеральных реформ всех стран Восточной Европы развивались в соответствии с «шоковым вариантом», наиболее последовательно в Польше. Сходство основных этапов реформы в странах объясняется объективной закономерностью трансформации системы. Этап финансовой и экономической стабилизации во всех странах был первым этапом реформ. Во всех постсоциалистических странах, включая Россию, «шоковый вариант» реформы начинался с разблокирования цен, за которым следовала приватизация. Иначе и быть не могло, потому что нельзя продать имущество, не оценив его, а оценить его невозможно без нормальной финансово-экономической среды.

Основными процессами, развитие которых определяет ход реформ, выбор их тактических шагов и общую стратегию, являются, как показывает опыт всех стран Восточной Европы, сдерживание инфляции (которая, естественно, прорывается после отпуска цен), противодействие или предотвращение спада производства в большинстве секторов экономики, начало широкомасштабной приватизации.

После первоначального скачка цен рост цен замедляется и может оставаться довольно умеренным в течение некоторого времени (так было в Польше). В этом случае рост денежных доходов можно «сдерживать», чтобы не допустить повторного «разогрева» инфляции разными способами, и подход к реформам имеет значение. В Польше, в полном соответствии с требованиями МВФ, была принята жесткая структура сдерживания денежных доходов домохозяйств и корпоративной ликвидности, которая уже была опробована в других странах мира. Последующий анализ показал, что это было ошибкой, поскольку падение доходов привело к падению продаж и последующему падению производства.

Основой для приватизации в Польше послужил закон, принятый в июле 1990 года. В соответствии с этим законом было создано Министерство реформы собственности (МРС), которое очень быстро осуществило «малую приватизацию» в торговле и коммунальном хозяйстве. Она охватывала около 60 000 предприятий (ранее в основном находившихся под контролем местных властей), которые были проданы или переданы в аренду частному сектору в 1990-1991 годах. Кроме того, с самого начала было создано несколько сотен тысяч новых частных предприятий в сфере торговли и услуг.

К 1993 году около 70% розничной торговли находилось в частных руках. Автомобильные грузовые перевозки были в значительной степени приватизированы. Внешняя торговля и строительство были быстро приватизированы. Приватизации экономики также способствовало создание 1312 совместных предприятий иностранными и польскими фирмами. В сельском хозяйстве около 75% производства уже давно обеспечивается частным сектором.

По сравнению с другими странами с переходной экономикой, Венгрия провела приватизацию в целом в более благоприятных экономических, политических и социальных условиях.

Важным фактором, создавшим условия для довольно быстрого и успешного начала приватизации в Венгрии, была довольно высокая степень готовности экономики и общества к рациональным изменениям. В 1988 году был принят Закон об экономических объединениях, по сути, новая экономическая конституция, а затем Закон о преобразовании государственных предприятий, Закон об иностранных инвестициях, Закон о ценных бумагах и Закон о фондовой бирже. В 1990-1991 годах 25% всей государственной собственности в Венгрии было приватизировано (из них 7% перешло в частные руки, особенно в собственность иностранных фирм, а 18% — в акции различных компаний и предприятий).

  1. Глинкина, С.П. Приватизация: концепции, реализация, эффективность / С.П. Глинкина. — Москва, 2006.
  2. Государственная программа приватизации. 1999.
  3. Государственная программа разгосударствления и приватизации /, 2006.
  4. Макроэкономика : учебник / А.В. Бондарь; под ред. А.В. Бондаря, В.А. Воробьева. — Минск: БГЭУ, 2007.- 415 с.
  5. Положение об оценке объектов государственной собственности. 2001.
  6. Приватизация в производственной и социальной сфере. Зарубежный опыт / Москва, 2005.
  7. Юрьева Т.В., Марыганова Е.А. Экономическая теория: Макроэкономика: Учебный модуль. — Москва: МЭСИ, 2008. — 286 с.

Что входит в это понятие?

Термином «приватизация» обозначается процесс, в результате которого имущество, прежде находившееся в государственной или муниципальной собственности, передаётся частным лицам или организациям. Обычно этим словом обозначают лишь бесплатное оформление жилья, однако на самом деле приватизированы могут быть любые объекты – от предприятий до природных ресурсов.

В России приватизация началась вместе с экономическими реформами 90-х годов после распада СССР. Хотя интенсивность процесса и резко снизилась, до сих пор разгосударствление во многих сферах продолжается. В значительной части предприятий государство планирует сохранить за собой лишь минимальный контроль («золотую акцию»), передав большую часть акций частным владельцам.

Впервые коммерческие отношения между субъектами, близкие к приватизации, появились в Древнем Риме в сфере перераспределения общественных земель. Наименование процесса состояло из 2-х слов – «ager publicus».

Приватизация в Европе

Позже, реформация в Европе способствовала внедрению приватизации в виде секуляризации (saecularis).


Приватизация в США

В США вводилось понятие «гомстед акт» (homestead act) в 1862 г. для перераспределения земель между фермерами, железнодорожными компаниями при изменении юридической их формы собственности с государственной на частную.


Приватизация в Японии

В Японии государство целенаправленно создавало предприятия с целью их дальнейшей приватизации.


Приватизация в Китае

Китай активно участвовал в приватизации в эпоху Возрождения.


Приватизация в 20 веке

В конце 20-го века приватизация провозглашалась под лозунгом неолиберализма (neoliberalism). Наиболее масштабно процесс происходил в Венгрии, Чехии, Польше, России.


Приватизация в мире

В период с 1980-го, 1990-го года процесс приватизации охватил свыше 100 государств.

Великобритания приватизировала в числе прочих оборонные, аэрокосмические компании, сталелитейную компанию, телекоммуникационную компанию.

В странах восточной и центральной Европы приватизированы более 70 000 предприятий. Этот период сопровождался массовой безработицей, сокращениями заработных плат, коррупцией.

Приватизация основных фондов государства предполагает переход их из собственности государства в собственность физических или юридических лиц. Массовая приватизация была необходима при переходе на рыночную экономику. Ныне этот процесс происходит планово, небольшими траншами. Цель: получение дополнительных денежных средств в бюджет государства.

Приватизация квартиры или дома, в котором проживает гражданин по договору социального найма и земельных участков, выделенных гражданам государством до 2001 года, не является обязательной. Но это необходимо, если гражданин имеет намерение продать, подарить, завещать или поменять свое имущество.

На сегодняшний день (декабрь 2018 года) приватизация бесплатна при условии, что конкретный гражданин еще не использовал свое право на однократную безвозмездную приватизацию.

Нельзя согласиться с положением о том, что в России в результате реформ государство устранилось из экономики. Это не устранение , а нечто иное.

Стремясь избежать непредсказуемого развития событий, большинство государств высшего и среднего эшелонов развивающегося мира избрало, условно говоря, «мягкую приватизацию». Так, в Турции, где на государственные предприятия приходилось почти 2/3 промышленного производства, главным методом приватизации стало степенное акционирование.

На этом этапе она осуществлялась в отсутствие необходимой нормативной базы. Вопрос о преобразовании отношений собственности является актуальным и в наше время.

Стремясь избежать непредсказуемого развития событий, большинство государств высшего и среднего эшелонов развивающегося мира избрало, условно говоря, «мягкую приватизацию». Так, в Турции, где на государственные предприятия приходилось почти 2/3 промышленного производства, главным методом приватизации стало степенное акционирование.

В процессе paзвития экoнoмики вoзникают перехoдные сoстoяния, в кoтoрoм происходит борьба старой и новой экономики. Именно это состояние является причиной неустойчивости и нестабильности системы. Такого состояния не избежала и Россия. Этот состояние застало Рoссийскую экономику на выходе из oсoбoй экономической системы планoвo-централизoванного типa.

В настоящее время очень важен вопрос приватизации земли, и в то же время все более актуальной становится проблема возврата части государственной и муниципальной собственности, переданной в частные руки, которая включает в себя разработку и принятие закона о национализации и муниципализации.

В планах ведомства — до 2008 года приватизировать госимущество, которое не обеспечивает необходимые госфункции, а также продажа пакетов акций акционерных обществ, доля участия государства в которых «не обеспечивает эффективного влияния в управлении».
В современном мире нет ни одной страны, где бы государство активно не занималось хозяйственной деятельностью. Преобладание государственной формы собственности в экономике страны ведет к возникновению государственной монополии, которая пагубна для развития экономики, для потребителя, населения и чрезвычайно выгодна производителю.

Понятие и сущность приватизации

Кроме того, ваучеры могли покупаться или продаваться по рыночной цене, а также обмениваться на другие ценные бумаги. В данном е, будет рассматриваться достаточно важный вопрос в рыночной экономике России – это приватизация, ставшая одним из самых главных элементов российских рыночных реформ. На мой взгляд, анализ теории и практики приватизационного процесса занимает все более важное место в отечественной экономической науке.

На селе произошла реорганизация колхозов и совхозов, которые, как правило, превращались в акционерные общества под руководством бывших председателей и директоров.

Согласно исходному замыслу этой компании, каждый гражданин России должен был бесплатно получить свою долю общенародной собственности. По указу президента в 1992 прошла раздача ваучеров – ценных бумаг на предъявителя, которые должны использоваться до середины 1994.

Тем не менее, трудности приватизации в странах, далее других продвинувшихся по пути индустриального развития, не могут быть сведены к сопротивлению определенных социальных сил.

Сторонники быстрой приватизации считают, что таким путем можно в сжатые сроки создать новый класс частных собственников — основную базу социальных реформ. В конкретном плане предлагается «обвальная» приватизация жилого фонда, мелких и средних (особенно торговых) предприятий. Но ни одна из моделей не используется в полном объеме, только их объединение приводит к ожидаемому эффекту.

Именно в этом заключается основная роль приватизации, а не в немедленном подъеме производства, как ошибочно полагают многие экономисты.

Предпосылки и идеология приватизации в России. Этапы, финансовые результаты и последствия ее проведения в России.

Среди развивающихся государств наиболее активно и относительно успешно приватизация проходила в Латинской Америке. Лидирующую роль играла Мексика: на ее долю в конце 1980-х — начале 1990-х приходилось около 20% стоимости всех приватизационных сделок развивающихся стран.

Бесплатная приватизация. Основные доводы в её пользу сводятся к следующему: так как при государственной монополии каждый гражданин являлся совладельцем собственности, то его надо превратить из формального в реального собственника наделив его частью государственного имущества.

Приватизация- это переход государственной собственности в частные руки ( физическим и юридическим лицам) и формирование на этой основе частной или смешанной реформ собственности в результате принятия правительством программы социально-экономических преобразований. По существу, это реформа базисных отношений — отношений собственности, фундамента социально-экономической системы.

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Понятия разгосударствления и приватизации

Помимо национализации мировая практика знает и противоположные процессы. С целью приближения производителя к собственности проводят процессы разгосударствления и приватизации объектов государственной собственности. Эти два процесса имеют некоторое различие.

Разгосударствлением называется процесс перехода предприятий муниципальной и государственной собственности в другие формы собственности.

Приватизацией называют процесс передачи в частную собственность объектов государственной и муниципальной собственности.

Разгосударствление является более широким понятием. Оно предполагает существование смешанных форм собственности. Но оба явления означают снижение доли государства в структуре экономики страны. Главной целью приватизации является снижение уровня монополизма со стороны государства и стимулирование развития многоукладной смешанной экономической системы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *