31. Доходы территориальных бюджетов. Бюджетные гранты. «Эффект липучки».

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «31. Доходы территориальных бюджетов. Бюджетные гранты. «Эффект липучки».». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Любой государственный грант требует строгой отчётности, подготовленной в соответствии с вашей конкурсной заявкой. Если в вашей заявке написано, что вы намерены производить зелёные инновационные провода, то в отчётности они уже не могут стать синими. Если вы заявили подрядчиком Петрова, реализовать грант с подрядчиком Ивановым вы не сможете.

Виды фондов, выдающих средства на реализацию грантов:

  1. Государственные – для выплаты используются бюджетные средства. Имеют структурированную процедуру выдачи субсидий, четкие требования к проектам, готовые формы подачи заявок и подробные рекомендации по их заполнению. Государственные фонды тщательно рассматривают проекты на соответствие указанным требованиям. Государственные программы поддержки некоммерческих проектов действуют 1-3 года, потом прекращаются или меняют условия. Государственные грантодатели имеют значительные бюджеты и привлекают субподрядчиков для их распределения между заявителями.
  2. Частные – для выплаты используются деньги, полученные от граждан или коммерческих организаций в виде пожертвований. У частных грантодателей требования к форме заявок менее жесткие, короче сроки изучения. Программы и условия изменяются редко. Иногда по желанию самого грантодателя можно получить финансирование вне конкурса. Расходование средств гранта оформляется упрощенной формой отчетности, направляемой в фонд.
  3. Посреднические – субподрядчики, распределяющие средства частных и государственных фондов между некоммерческими организациями, которые подали заявления для получения гранта.
  4. Корпоративные – фонды, созданные корпорациями. Поддерживают некоммерческие проекты схожей специализации. Капитал корпоративных фондов формируется из отчислений от прибыли компании. Порой корпоративные фонды предоставляют помощь продукцией компании.

По региональному признаку фонды делятся на:

  1. Зарубежные. Заявки подаются на русском языке в филиал фонда на территории России. Допускаются незначительные ошибки в форме заявления. Если проект одобрен, фонд настраивается на длительную работу с некоммерческой организацией.
  2. Отечественные. Финансируют социальное развитие общества.

Критерии оценки заявок

Заявления на получение гранта рассматриваются фондами на конкурсной основе. Учитывается убедительность обоснования проекта, адекватность расходных статей, уровень подготовки участника, срок действия результата и др. Грантополучатель отчитывается и предъявляет объективные результаты по предыдущим проектам (финансовая и статистическая отчетность, публикации научных работ и исследований).

Параметры оценки заявок:

  • соответствие задач, идей и целей некоммерческого проекта приоритетным направлениям и требованиям фонда;

  • важность решаемых проектом задач, актуальность для общественности;

  • экономическая оправданность вложений, обоснованность предлагаемых действий для достижения результата;

  • авторитет некоммерческой организации, направившей заявку;

  • общественная полезность результата проекта;

  • размер собственных вложений НКО и других организаций.

Чем грант отличается от субсидии

Нередко граждане путают такие понятия, как гранты от государства и субсидии. А в различных информационных ресурсах можно встретить эти термины, как слова-синонимы, что не совсем правильно. Основные отличия гранта от субсидии кроются в следующих моментах:

Грант Субсидия
Для получения суммы нужно составить четкий бизнес-план, собрать документы Потенциальный получатель изначально тратит свои деньги, а после просит возмещения путем подачи заявки. При этом факт траты подтверждается документально
Для одобрения достаточно иметь 15–30% собственных средств (необязательно денежных) Необходимо вложить в бизнес 100% необходимых средств
Деньги поступают в несколько этапов – траншами Поступает полностью
Может быть выдан несколько раз, если предприниматель успешно реализовал свою идею Выдается единожды

Кроме того, гранты и субсидии выдают разные инстанции. А вот когда речь идет о понятии гранты предпринимателям в форме субсидии – это может означать, что поддержка осуществляется, например, в виде кредита, часть долга по которому покрывает государство.

И все же — что такое грант?

В наши дни это слово часто мелькает в СМИ. Прежде чем мы разберемся, как получить грант, давайте проясним суть самого понятия. Под грантом понимается разновидность целевой помощи, выраженная деньгами либо в натуральной форме и направленная на определенные цели, одной из которых может быть расширение либо открытие нового бизнеса. Главная отличительная особенность его по сравнению с кредитом либо займом в том, что это — безвозмездная субсидия. Грант возвращения не требует.

Выдаваться он может государством и частными фондами либо иностранными организациями. И, как вы понимаете, каждый из перечисленных источников имеет право выдвигать собственные требования. Именно потому «швырять» свою заявку повсюду, где светит хоть какой-то шанс, не следует. Сосредоточьтесь и выберите источник, наиболее подходящий именно для вашей сферы деятельности. А затем выясните, какие условия вам предстоит выполнить.

Отличие гранта от субсидии на иные цели

Статья 78.1 БК РФ регулирует предоставление других видов субсидий, в том числе выдаваемых на цели, не связанные с выполнением государственного (муниципального) задания (абз. 2 п. 1). Как и грантовые деньги, средства «иной» субсидии имеют целевой характер. Чем же тогда они отличаются?

Как пояснил Минфин в Письме от 19.10.2015 N 02-01-10/59734 (далее — Письмо N 02-01-10/59734), указанные виды субсидий обладают разной правовой и экономической сущностью. Единственное основание для формирования в законе (решении) о бюджете расходов на предоставление юридическим лицам грантов в форме субсидий — это наличие решения Президента РФ, Правительства РФ, высшего должностного лица субъекта РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации. Решения об учреждении грантов юридическим лицам могут быть приняты исходя из приоритетов государственной (региональной, местной) политики в любой сфере общественных отношений, которая соотносится с полномочиями органов публичной власти.

Читайте также:  Виза на Мальдивы не нужна для россиян в 2023 году на срок до 30 дней

В частности, на федеральном уровне примером такого решения стало Постановление N 354: в нем Правительство РФ одобрило предложение Минкультуры о ежегодном присуждении грантов театрам, работающим в субъектах РФ и муниципальных образованиях. Пример на региональном уровне — Постановление Правительства Калининградской области от 13.03.2015 N 110 , в котором указано, что гранты муниципальным общеобразовательным школам выдаются в рамках областной госпрограммы «Развитие образования».

«О предоставлении грантов в форме субсидий муниципальным общеобразовательным организациям на проведение мероприятий, направленных на обеспечение равного доступа населения к качественным услугам начального общего, основного общего, среднего общего образования по итогам проведения конкурсных отборов».

Из сказанного вытекает второе отличие гранта от субсидии на иные цели — выбор учреждения-победителя происходит по результатам конкурса. В остальных случаях конкурсная основа предоставления бюджетных средств не предусмотрена.

Чем отличается грант от субсидии?

Грант и субсидия являются формами господдержки для малого бизнеса. Рассмотрим отличия.

Грант – это финансовая поддержка на открытие или развитие бизнеса, научную разработку с последующий коммерциализацией, которую может получить начинающий предприниматель и действующая фирма, выдается отдельными Фондами и предполагает прямое финансирование в виде денег на счет предпринимателя. Грантополучатель имеет право потратить выделенные средства исключительно в соответствии с ранее утвержденным бизнес-планом, предоставив данные по целевому расходованию, а также информацию о собственных вложениях (от 20% от суммы гранта).

Общие условия для претендентов на грант:

  • существуют возрастные разграничения для ИП и МСП. Это может быть 2 года (заявка в фонд НИКОР) или 1 год (грант в форме субсидий из федерального бюджета победителям Всероссийского конкурса молодежных проектов), не менее 6 месяцев для заявителей в Фонд президентских грантов или 0 дней в случае подачи заявки в Центр занятости населения. Этот пункт для многих является важным и должен быть учтен еще на стадии изучения информации о мерах поддержки.предприниматель зарегистрирован не более 1 года;
  • собственные средства – не менее 20% от суммы затрат;
  • расходование гранта только согласно утвержденному проекту с предоставлением отчетности;
  • ИП не может прекратить деятельность в рамках согласованного периода от 1 года до 3 лет.

Чтобы получит грант потребуется подготовить бизнес-проект, составить финансовый план и дождаться решения комиссии. Только после утверждения документов, деньги будут перечислены на счет предпринимателя.

Субсидия – финансовая помощь от государства в виде покрытия ранее понесенных расходов предпринимателя на покупку техники, оборудования, оплату кредитов и т.д. Сумма покрытия затрат составляет не более 70%.

Особенность субсидии:

  • деньги нельзя получить ДО совершения покупок, а только после;
  • субсидия может покрывать расходы за прошлый и текущий год, в том числе по кредитам;
  • за субсидию не надо отчитываться, если только это не грант в виде субсидии (деньги переводятся на отдельный счет юрлица и расходуются по назначению).

Субсидию предоставляют на основании полученных счет-фактур, договоров и квитанций по оплате. При этом не надо создавать бизнес-план и доказывать рентабельность проекта.

Гранты от коммерческих организаций и инвестиционных фондов

Коммерческие организации, в отличие от государства, ищут другой цели – не улучшения условий, а получения большой прибыли. Она может выражаться по-разному – в виде денежных средств, новой разработки, а также программного обеспечения, которые можно создать и впоследствии продать.

Начинающий предприниматель, который рассчитывает на получение грамоты от таких организаций должен составить бизнес-план с учетом прироста прибыли – главной цели, к которой стремятся они.

Отличие получения гранта у коммерческих и инвестиционных организаций от государства заключается в структуре процедуры. Будущему предпринимателю нужно в частном порядке обращаться к ним, презентуя свой бизнес-план. Он должен убедить их в том, что они должны вложиться в проект и главное – они получат выгоду с этого в виде контрольного пакета акций, наличие на руках ценных бумаг, большей части прибыли (например, ¾ от всего дохода), а также решающего права голоса при определении дальнейшего направления действий.

Изменения в Бюджетный Кодекс РФ в части предоставления грантов

Федеральный закон от 02.07.2013 № 181-ФЗ «О внесении изменений в статьи 78 и 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части предоставления грантов»

Вносятся поправки, касающиеся порядка предоставления субсидий юридическим и физическим лицам.

Предоставление субсидий индивидуальным предпринимателям, физическим и юридическим лицам (за исключением ГУП и МУП) (далее — Лица) регулируется статьей 78 Бюджетного кодекса РФ. Субсидии могут предоставляться в целях (а) возмещения недополученных доходов и (или) (б) возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Субсидии могут (1) предоставляться всем Лицам, (2) отдельным категориям Лиц, в частности, концессионерам, и (3) некоммерческим организациям. Также можно разделить субсидии на «обычные» субсидии и гранты в форме субсидий, которые различаются по порядку и условиям их предоставления.

Вносятся изменения в условия предоставления субсидий из бюджетов различных уровней. Так, статья 78 БК РФ дополняется положением, позволяющим Правительству РФ, высшему исполнительному органу государственной власти субъекта и местным администрациям уполномочить соответственно федеральные государственные органы, орган н ы государственной власти субъекта РФ или органы местного самоуправления на принятие актов, определяющих случаи и порядок предоставления субсидий.

Читайте также:  Кассация в гражданском процессе: разъяснения Пленума ВС

С точки зрения развития законодательства о ГЧП, наибольший интерес представляют внесенные изменения в статью 78 БК РФ, регулирующие порядок предоставления субсидий концессионерам по концессионным соглашениям. До внесения рассматриваемых изменений стороны по концессионному соглашению встречались с рядом трудностей, которые не были урегулированы законодательно, в частности, необходимость соответствия срока предоставления субсидий срокам, указанным в соответствующем бюджете. Средний срок действия концессионных соглашений — 15-20 лет, срок действия лимитов бюджетных обязательств — 3 года. В соответствии с внесенными правками субсидии могут предоставляться с учетом условий и сроков, предусмотренных в концессионных соглашениях. Это, в частности, может означать возможность заключения договора на предоставление субсидий на срок, превышающий сроки лимитов бюджетных обязательств.

Случаи, когда заключение концессионных соглашений возможно на срок, превышающий срок действия лимитов бюджетных обязательств, устанавливаются решениями Правительства, высшего исполнительного органа власти субъекта РФ или местной администрации соответственно. Порядок принятия таких решений регулируется указанными органами.

Аналогичные правила действуют в отношении закупок для государственных и муниципальных нужд. Статья 72 БК РФ устанавливает в качестве общего правила, что государственные и муниципальные контракты заключаются на срок, не превышающий срок действия лимитов бюджетных обязательств. Иные сроки могут быть предусмотрены решениями о реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности или в соответствии с нормативными правовыми актами (правовыми актами) или иными решениями Правительства РФ, высшего исполнительного органа субъекта РФ, местной администрации.

Может ли получить грант или субсидию самозанятый?

Согласно ст. 17 ФЗ № 209, физические лица, применяющие спецрежим (НПД) могут претендовать на отдельные виды государственной поддержки:

  • Финансовая помощь в виде субсидий, бюджетных инвестиций, кредиты по льготным ставкам.
  • Предоставление во владение и/или пользование государственного/муниципального имущества ─ земли, инструменты, транспорт. Имущество передается самозанятому на безвозмездной основе или на льготных условиях, но исключительно для целевого использования.
  • Консультационная и информационная поддержка.
  • Подготовка, обучение и переподготовка.

Так гласит Закон, а что есть на самом деле? По факту, самозанятый может получить от государства немного:

  • Если зарегистрировать ИП на НПД (это не займет много времени и не требует финансирования), то такой самозанятый уже получает право на субсидию от ЦЗН. Только сначала придется заявить о себе, как о безработном и только затем зарегистрироваться как ИП на НПД.
  • Самозанятому доступен Соцконтракт от местного Центра Социальной Защиты населения. Сумма субсидии/гранта определяется на местном уровне (как показывает практика), а на федеральном составляет максимум 250 000 рублей для открытия бизнеса.
  • Закрыть свой спецрежим, встать на учет как безработный в ЦЗН и претендовать на бесплатное обучение. Такой вариант подходит многим, особенно в случае повышения квалификации и желания открыть новый бизнес.
  • Аналогично можно сделать при обращении в ЦСЗ, в том числе будучи уже самозанятым, но с доходом ниже прожиточного уровня. Деньги по соцконтракту и региональная финансовая помощь могут быть израсходованы, в том числе на обучение молодых специалистов.

Грант на сумму от 500 000 рублей от Фондов, увы, для самозанятых недоступны. Если только они не изобрели что-то уникальное и очень нужное для промышленности/экономики/медицины. Тогда, конечно, можно и попробовать.

Полный перечень доступных мер поддержки для ИП и самозанятых можно посмотреть на региональном сайте «Мой бизнес».

Основными источниками финансирования являются государственные организации и частные фонды, основным видом деятельности которых является вложение денег в развитие определённых сфер общественной деятельности.

Государственные фонды и программы – это организации, которые используют для предоставления грантов средства государственного бюджета.

Частные фонды используют средства, полученные за счет процентов с оборота капитала, оставленного отдельными богатыми людьми или семьями.

Корпоративные фонды – как правило, их организуют фирмы для стимулирования начинаний, отвечающих требованиям и направлению деятельности компании. Нередко такие фонды существуют за счет постоянных отчислений от прибыли «родительской» корпорации, что делает и абсолютно зависимыми от последних. Отличительной чертой таких фондов является предоставление грантов продукцией самой фирмы (например, так поступает компания Apple путём предоставления компьютеров школам).

Как сообщил Минфин в п. 5 Письма N 02-13-09/35843, положения п. 4 ст. 78.1 БК РФ не предусматривают передачу полномочий по предоставлению грантов из бюджета субъекта РФ федеральному бюджету, то есть межбюджетные трансферты не могут предоставляться из регионального бюджета федеральному. Иными словами, если обозначенное условие включено в правила проведения конкурсного отбора, участие “федералов” в региональном (муниципальном) конкурсе невозможно. Но если правила не содержат данного требования о контроле со стороны учредителя, федеральные АУ могут участвовать в таких конкурсах на общих основаниях.

Сроки предоставления грантовых средств

Обычно сроки перечисления средств гранта прописываются в соответствующем соглашении (договоре), заключаемом между организатором конкурса и учреждением-победителем, и каких-либо сложностей здесь не возникает. Однако иногда между сторонами имеются разногласия, которые в дальнейшем приходится разрешать в суде.
В частности, в такой ситуации оказалась детская городская больница, одержавшая победу в конкурсе на лучшее муниципальное учреждение здравоохранения, внедряющее инновационные медицинские программы. Победителю были вручены диплом и сертификат на сумму 1 млн руб., однако в текущем финансовом году городская администрация не перечислила сумму в полном объеме. В связи с этим учреждение обратилось в суд с требованием обязать орган местного самоуправление выплатить остальную часть гранта.
Суды двух инстанций не поддержали учреждение, аргументируя свою позицию тем, что обязательства муниципального образования перед больницей прекратились в связи с истечением текущего финансового года. Но вышестоящий суд отменил предыдущие решения (см. Постановление ФАС ЗСО от 12.12.2013 по делу N А46-935/2013). Арбитры пришли к выводу, что муниципальная поддержка планировалась не за счет бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (ст. 69.1 БК РФ) и субсидий на иные цели (абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ), а за счет субсидий, предоставленных органами местной администрации по результатам проводимых ими конкурсов (п. 4 ст. 78.1 БК РФ). Следовательно, у администрации возникли обязательства по выплате награды за победу в конкурсе, а не бюджетные обязательства по финансированию текущей деятельности учреждения, и окончание финансового периода не является основанием для невыплаты оставшейся части гранта.

Читайте также:  Как в 2023 году оформить объединение два и более земельных участков в один

Заключение

Уточнение в Бюджетном кодексе механизма предоставления грантов в форме субсидий расширило для автономных учреждений возможности по привлечению дополнительных источников финансирования. В настоящее время АУ могут принимать участие в конкурсах, организуемых не только органами-учредителями, но и иными органами власти (местного самоуправления) и даже иными публично-правовыми образованиями. Порядки присуждения федеральных, региональных и муниципальных грантов устанавливаются соответственно правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа власти субъекта РФ, местной администрации, то есть “правила игры” определяют именно организаторы конкретных конкурсов.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Грант из бюджета субсидия

Итак, средства, полученные вами из бюджета на развитие бизнеса, для целей налогообложения являются субсидией. В собственных письмах Минфин России неоднократно разъяснял, что субсидии коммерческим структурам к целевому финансированию не относятся (не удовлетворяют требованиям подп. 14 п. 1 и п. 2 ст. 251 НК РФ), исходя из этого на основании ст. 346.15 НК РФ они должны включаться в состав налогооблагаемых доходов (письма от 31.03.2014 № 03-11-06/2/14001, от 14.03.2014 № 03-11-06/2/11266, от 31.01.2014 № 03-11-11/3785, от 24.05.2013 № 03-11-06/2/18694).

Сумму гранта вы должны включить в состав внереализационных доходов. А вот порядок чтобы включения будет зависеть от того, предоставлен грант в рамках закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (позже — Закон № 209-ФЗ) или нет. Поясним подробнее.

БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ ДОСТУПНЫ ДЛЯ ВСЕХ ГРАЖДАН ПО УКАЗАННЫМ НОМЕРАМ ТЕЛЕФОНОВ ИЛИ В РЕЖИМЕ ЧАТА

— грант взят на безвозмездной и безвозвратной базах от русских физических лиц, некоммерческих организаций, либо от зарубежных и международных организаций и объединений по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством РФ;

Чем отличаются субвенция, субсидия и дотация

Дотация – это пожертвование, которое не подлежит возврату. Выдаётся не для выполнения определённой цели, исходя из этого использование средств не осуществляет контроль государство. Дотацией допустимо как пожертвование в какой-либо фонд или организацию, так и выдача денег человеку от правительства или компании, фонда. Подобное практикуется во всех развитых государствах.

Что касается дотации, то она отличается тем, что не имеет определённой цели. Иначе говоря забравший её человек или фонд может распоряжаться средствами на собственное усмотрение. А вот субсидия должна быть израсходована только на определённую цель, которая заблаговременно обговаривалась.

Субвенция – выделяемые из бюджета деньги, каковые даются на выполнение определённой цели. Средства не предназначаются для граждан. Они передаются лишь из бюджета к бюджету. Выданы деньги смогут быть, например, для финансирования и развития строительства дочерних компаний, представительств.

Кто может участвовать в конкурсе

Это разделение на категории носит рекомендательный характер. Если вы понимаете, что не попадаете ни в одну из этих категорий, не нужно искусственно завышать или занижать расходы по проекту.

При этом на налогоплательщиков, получивших средства целевого финансирования, возложена обязанность по ведению раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в качестве целевого финансирования.

По смыслу Закона финансирование научных исследований указанными фондами осуществляется за счет предоставления грантов на конкурсной основе. Непосредственно при предоставлении грантов фонды сталкиваются со значительными трудностями, которые во многом обусловлены необходимостью квалификации отношений, связанных с предоставлением гранта, прежде всего с точки зрения их гражданско-правовой природы.

Организация, получившая грант в рамках целевого финансирования, использовала часть средств не по назначению.

Как определить, что выгоднее: грант или субсидия

Что касается правил применения кодов КОСГУ в отношении указанных доходов, они в этом году не поменялись.

НК РФ при определении базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.

По смыслу Закона финансирование научных исследований указанными фондами реализуется за счет предоставления грантов на конкурсной основе. Субсидия — это возмещение расходов на покупку основных средств. Ее отличие от гранта в том, что предприниматель сначала покупает что-то, а потом получает деньги от государства. То есть субсидия работает так: покупаешь что-то, собираешь подтверждающие документы, получаешь компенсацию расходов.

НК РФ предусмотрен перечень доходов, не учитываемых при определении базы по налогу на прибыль. Данный перечень доходов является закрытым.

Государственные – для выплаты используются бюджетные средства. Имеют структурированную процедуру выдачи субсидий, четкие требования к проектам, готовые формы подачи заявок и подробные рекомендации по их заполнению. Государственные фонды тщательно рассматривают проекты на соответствие указанным требованиям.

А вот финансовое ведомство высказало свою позицию по учету грантов в форме субсидии: такие поступления отражаются по АнКВД 180. Однако данное письмо Минфина России носит частный, а не системный характер. Тем не менее, до появления новых официальных разъяснений рекомендуем при учете грантов в форме субсидий придерживаться указанной позиции Минфина России.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *