Как оформить в собственность излишки земли на своем участке

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как оформить в собственность излишки земли на своем участке». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Далеко не каждый владелец собственного участка знает, что имеет полное право на законных основаниях присоединить некоторую часть прилегающих территорий. По крайней мере, новый закон под № 150, вступивший в силу 17.06.2019 г., позволяет сделать это в более легкой форме, нежели до него.

Комментарии к ст. 7.1 КОАП РФ

1. Состав самовольного захвата земли в разные периоды времени предусматривался уголовным и административным законодательством. В связи с принятием нового ЗК РФ актуальность ответственности за посягательства на земельную собственность повысилась: ст. 7.1 КоАП РФ отражает изменения земельного законодательства. В ней содержатся два формальных состава, различающихся по объективной стороне и противоправности.

2. Цель статьи — защита права государственной, муниципальной и частной собственности на землю, обеспечение надлежащего порядка владения и распоряжения ею. Сфера ее действия чрезвычайно широка и затрагивает интересы как государства, так и иных землепользователей.

3. Земельное законодательство содержит значительное число правовых предписаний, регулирующих право собственности на землю, возникновение прав на землю, порядок оформления документов и т.п. (см. комментарий к ст. 7.10).

4. Объект правонарушения — общественные отношения в сфере использования земель и охраны собственности. Предмет — земельные участки: часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Они являются неделимыми или делимыми, если земельный участок может быть разделен на части и каждая из них после раздела образует самостоятельный земельный участок. Разрешенное использование последнего осуществляется без перевода его в состав земель иной категории.

5. Самовольное занятие земельного участка — простой формальный состав, объективная сторона которого выражается в активных действиях по установлению фактического господства над земельным участком путем размещения на нем строений, огораживания, принятия иных мер для воспрепятствования доступа на него законных собственников (владельцев, арендаторов, других пользователей) или контролирующих лиц, в частности охраны; либо путем посева (посадки) сельскохозяйственных и иных растений и т.п.

6. Использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю или без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, — формальный состав с альтернативными признаками по противоправности деяния, так как ст. 7.1 предусматривает незаконность использования, имеющую место в случае отсутствия двух видов документов, подтверждающих право пользования: а) собственно на земельный участок; б) на хозяйственную деятельность в пределах его границ.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 30 июня 2006 г. N 404 правоустанавливающими документами на земельный участок являются: копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления; кадастровый план земельного участка; иные документы, подтверждающие предоставление земельного участка данному субъекту, либо выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Кроме того, в случаях, установленных федеральными законами, в этот Перечень могут быть включены и другие правоустанавливающие документы.

Объективная сторона — деяние в виде активных действий по любому использованию земельного участка без правоустанавливающих документов или без разрешения на ведение хозяйственной деятельности, т.е. производства любых работ, которые в целом или на отдельных этапах требуют получения разрешения (см. комментарий к ст. 8.1).

7. Субъективная сторона — умышленная вина.

8. Субъекты перечислены в санкции комментируемой статьи.

9. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель (ст. 23.21).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов, а также органов внутренних дел (полиции) (ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Стоимость легализации прирезки регулируется ст. 39,28 Земельного Кодекса. В ряде случаев прирезку оформляют бесплатно. Это касается зданий и сооружений, принадлежащих:

  • гражданам, которые уже использовали участок в течение 5 лет согласно предоставленным разрешениям;
  • религиозным организациям;
  • многодетным гражданам;
  • отдельным категориям физических лиц, если это предусмотрено законами РФ.

Процедура оформления новых границ занимает около двух месяцев. Но если выдаются отказы из-за неправильно оформленных документов, этот срок увеличится на полгода.

Расходы по узакониванию земли устанавливаются местными властями и зависят от региона расположения участка. При подсчете стоимости оформления учитываются:

  • кадастровая стоимость основного участка;
  • общая площадь новой территории;
  • плата за присоединение прирезки.

Внимание: оплата за узаконивание земли проводится разово. Выплаты в рассрочку не допускаются.

Чаще всего плата за присоединение составляет около 15% стоимости основного участка. Но эта сумма будет увеличена из-за оплаты услуг кадастрового инженера.

Что такое перераспределение земель?

Перераспределение земель – это образование нового земельного участка путем присоединения к существующему участку смежного. Это можно сделать, если:

  • Участок находится в государственной или муниципальной собственности;
  • Площадь образуемого участка не превышает максимальную (можно посмотреть в Правилах землепользования и застройки (ПЗЗ, утвержденных в каждом муниципальном образовании);
  • Участок свободен от другой недвижимости и не ограничен в обороте;
  • Участок не выставлен на аукцион;
  • Границы земельного участка уточнены (в реестре установлены координаты границ).

Истец в лице Администрации города Ижевска направил в суд иск, в котором потребовал от ответчиков освободить самовольно занятый земельный участок, а также взыскать с граждан М. и Б. неосновательное обогащение и проценты за пользование чужими денежными средствами.

В рамках разбирательства было установлено, что ответчики на земельном участке самовольно установили ограждение, построили бытовку на территории, чья общая площадь составляет 527 кв. м и относящейся к неразграниченной госсобственности. Кроме того, территория использовалась для парковки автомобильного транспорта — правоустанавливающие документы оформлены не были.

Читайте также:  Как принять на работу иностранца в 2023 году

Так как ответчики использовали землю без оформленных документов, они своими действиями нарушили права собственника земли (истца). Поэтому истец в лице Администрации города Ижевска в своем заявлении просит суд обязать ответчиков — граждан М. и Б. освободить земельный участок, самовольно занятый ими без оформления правоустанавливающих документов.

Рассмотрев материалы дела, суд постановил:

  • исковые требования истца удовлетворить в полном объеме;
  • Ответчики граждане М. и Б. обязуются освободить землю, чей захват был совершен самовольно, до (даты).
  • Конструкции, которые были возведены на территории участка, должны быть полностью демонтированы, а вся площадь территории должна быть приведена в пригодное состояние для безопасного использования в дальнейшем.

Заключение соглашения о перераспределении земель.

В течение 30 дней с передачи документов в администрацию получите Соглашение о перераспределении земельного участка.

Как только получили Соглашение, у вас есть 30 дней на подписание и направление в администрацию.

Направлять Соглашение целесообразно с сопроводительным письмом. На 2-ом экземпляре администрация должна поставить входящий штамп с датой.

Обратите внимание. Администрация может отказать в заключении соглашения.

Отказ в заключении соглашения возможен, если площадь участка в кадастровом паспорте окажется больше площади на Схеме.

Для отказа необходимо расхождение площади более чем на 10%. Менее десяти процентов допускается.

Чтобы избежать данной проблемы необходимо проконтролировать кадастрового инженера. Он должен соблюдать предельный лимит расхождения площади.

Данное основание, на мой взгляд, является самым трудным препятствием на пути получения положительного решения о перераспределении участка.

Попробуем в нем разобраться.

Камнем преткновения может стать размер площади земли, на которую увеличивается участок в результате перераспределения.

Как уже говорилось ранее, Правила землепользования и застройки устанавливают минимальные размеры земельных участков.

Если увеличиваете участок на размер площади больше минимального размера, установленного в ПЗЗ, то это может стать основанием для отказа.

Чиновники, пользуясь вышеуказанным основанием, могут отказать в прирезке по причине того, что из площади присоединяемой земли можно образовать самостоятельный участок.

Например.

Допустим, минимальный размер участка согласно ПЗЗ составляет 4 сотки. Вы хотите увеличить свой участок площадью 6 соток до 10 соток, то есть прирезать к участку дополнительные 4 сотки.

В этом случае, вы рискуете получить отказ, потому что из площади, на которую увеличивается участок, можно сформировать самостоятельный участок.

Уточнение границ земельного участка

Собственники земельных участков могут увеличить их площадь с помощью уточнения границ участка (межевания). «Это возможно, если у гражданина есть участок, которому уже присвоен кадастровый номер, но при этом его границы не установлены (нет сведений о координатах точек границ). В таком случае гражданин вправе провести процедуру по уточнению сведений о местоположении границ и площади своего земельного участка», — пояснил Михаил Герголенко из Defender Law & Communication agency. Границы участка также можно уточнить, если при предыдущем межевании была допущена кадастровая ошибка.

«Пример: у вас есть земельный участок, поставленный на учет до вступления в силу Земельного кодекса РФ. Сведения о таких участках вносились на основании правоустанавливающих документов с декларативной площадью и не содержат информацию о прохождении границ на местности. Например, по документам ваш участок — 10 соток, а по факту вы используете 10,5 соток. Здесь нужно уточнить границы и площадь», — говорит адвокат.

Выкуп «заброшки» или открытое владение

Увеличить участок можно, выкупив на торгах заброшенный участок, если он прилегает к имеющемуся. В случае когда у участка нет собственника (он неизвестен, признан пропавшим без вести, отказался от земли или его в принципе никогда не было), земля может быть признана бесхозной — в таком случае она переходит в собственность местных властей. После этого землю вместе с недвижимостью можно приобрести на торгах, арендовать или выкупить.

Еще один способ стать законным владельцем бесхозного дачного участка (дома) — по приобретательной давности (ст. 234 ГК РФ). Согласно этому принципу, гражданин, не являющийся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющий им как своим в течение 15 лет, приобретает право собственности на это имущество. Также к нему не должно быть претензий со стороны соседей и местных властей. Подробнее узнать о том, как стать владельцем заброшенного участка, можно по ссылке.

Григорий Скрипилев, руководитель практики юридической компании «Интерцессия»:

— Присоединяя смежный участок, важно действовать в рамках российского законодательства. Самовольное присоединение карается законом и влечет наложение штрафа до 200 тыс. руб. На первом этапе важно выяснить, кто именно является владельцем территории. От этого зависят дальнейшие шаги. Если владелец частное лицо, воспользоваться приведенными выше механизмами не получится. Если участок под обременением — тоже.

Краткий чек-лист для желающих законно расширить границы земельного участка:

первое — нужно понимать, что получить дополнительную землю может только его собственник, но не арендатор или тот, кто пользуется на правах безвозмездного пользования;

второе — если границы исходного земельного участка не уточнены в ЕГРН, прирезать землю не получится;

третье — проверьте вид разрешенного использования своего участка и того, который хотите присоединить (садовый участок и место для ИЖС не могут быть объединены);

четвертое — чтобы воспользоваться нормой приобретательной давности, убедитесь, что вы пользуетесь интересующим вас участком более 15 лет и на него нет других желающих или претендентов;

пятое — учет ограничений на минимальный или максимальный размер участка. Такие данные можно найти в правилах землепользования и застройки каждого муниципального образования (размеры могут различаться в разных регионах). В этом документе также указано, какая площадь земельного участка должна быть после увеличения (если подобное не прописано, то пользуемся формулой: не более чем на 10% от площади, указанной в ЕГРН).

Если все условия выполнены, нужно сформировать межевой план (учитывая требования ПЗЗ), заключить соглашение с органами местной власти (и выкупить участок), а затем — обратиться в Росреестр для регистрации права собственности и постановки на кадастровый учет.

Особенности дачной амнистии

Благодаря амнистии дачных участков процесс оформления права собственности значительно упростился: вместо кипы бумаг, достаточно всего лишь несколько документа, которые подтверждают право владения. Также, эксплуатация жилых домов вводиться без разрешения на строительство. Это положительные стороны закона, но есть и негативные. Такая упрощенная модель регистрации земельных участков, чревата увеличением количества спорных ситуаций между соседями, так как предварительного согласования не требуется.

Дачная амнистия для ИЖС, ЛПХ и других объектов недвижимости сделала регистрацию на право собственности без судебного разбирательства. Это правило распространяется и на те случаи, когда юридическое оформление участка становилось устаревшим и не отвечало требованием времени. До принятия закона упрощающего процедуру оформления земельного участка в таких ситуациях суда было не избежать. Более подробно о том, как зарегистрировать садовый домик по дачной амнистии читайте по ссылке.

Подача документов в администрацию

После получения схемы расположения владелец участка обращается в администрацию района с пакетом документов. Подают документы в тот орган, к которому территориально относится основной участок. Неправильно оформленный пакет возвращают в течение десяти дней с указанием причины отказа в рассмотрении. Госпошлина при этом не возвращается. Если все сделано верно, администрация рассматривает вопрос в тридцатидневный срок и сообщает о своем согласии (или несогласии) расширить границы.

После получения одобрения местных властей следует уточнить границы, то есть подготовить новый межевой план, иначе новая территория е не будет зарегистрирован официально. Для окончания оформления в пакет документов добавляется выписка с решением местного совета, и все бумаги отправляются в Росреестр. Вопрос рассматривается 30 дней. Собственнику выдается выписка из Росреестра.

Комментарий к ст. 7.1 КоАП РФ

1. Статья 7.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за самовольное занятие земельного участка.

Объект правонарушения — общественные отношения в сфере использования земель и охраны собственности (Постановление Верховного Суда РФ от 01.03.2016 N 18-АД16-6).

Предмет правонарушения — земельные участки.

Согласно п. 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных Земельным кодексом РФ прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально-определенной вещи.

В соответствии с Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 46-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» ст. 7.1 изложена в новой редакции, согласно которой состав правонарушения в том числе образует самовольное занятие части земельного участка. Кроме того, формулировка «использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности» была заменена на более общую «лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок».

Следовательно, с 20 марта 2015 г. диспозиция комментируемой статьи не охватывает противоправные деяния по использованию земельных участков без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов.

ПРИМЕР.

«Привлекая общество к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ, суд первой инстанции применил редакцию указанной статьи, действовавшую до 20.03.2015, тогда как с 20.03.2015 диспозиция статьи 7.1 КоАП РФ более не охватывает противоправные деяния по использованию земельных участков без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов.

В п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» отмечено, что при рассмотрении дел об оспаривании постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные ст. 7.1 КоАП РФ, судам следует учитывать, что под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке.

То есть административная ответственность по ст. 7.1 КоАП РФ наступает за нарушение права собственности на земельный участок путем самовольного занятия земельного участка или части земельного участка при отсутствии воли собственника этого земельного участка» (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2017 N 15АП-18072/2016 по делу N А32-27377/2016).

Согласно установленному п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса РФ перечню оснований возникновения гражданских прав и обязанностей основаниями возникновения прав на такой вид имущества, как земельные участки, могут являться, в частности:

договор или иная сделка;

акт государственного органа или органа местного самоуправления;

судебное решение, установившее право на земельный участок.

Действующим земельным законодательством предусмотрены следующие виды прав на земельные участки:

собственность (ст. 15 Земельного кодекса РФ);

аренда земельных участков (ст. 22 Земельного кодекса РФ);

право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут) (ст. 23 Земельного кодекса РФ);

безвозмездное пользование земельными участками (ст. 24 Земельного кодекса РФ).

Статьей 131 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных названным Кодексом и иными законами.

Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного кодекса РФ, подлежат государственной регистрации (п. 1 ст. 25 Земельного кодекса РФ) и удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (п. 1 ст. 26 Земельного кодекса РФ).

При этом не допускается возникновение вещных или обязательственных прав на земельный участок в одностороннем порядке. Право на использование земельного участка возникает только при наличии документов о праве у лица, его использующего, а административная ответственность установлена в отношении лица, использующего земельный участок без документов, предоставляющих такое право в соответствии с действующим законодательством.

В этом отношении интерес представляет следующий пример из судебной практики.

ПРИМЕР.

Читайте также:  Губернаторские выплаты на детей в 2023 году: что нового в Уфе и Башкирии

«При должной осмотрительности и надлежащем исполнении своих обязанностей Матвеева В.В. должна была своевременно предпринять все необходимые, исчерпывающие меры и зависящие от нее действия по оформлению правоустанавливающих документов на используемый земельный участок либо отказаться от его использования. В материалы дела не представлены какие-либо доказательства того, что заявителем предпринимались исчерпывающие меры по оформлению документов о праве на земельный участок либо возникли непреодолимые препятствия при оформлении документов.

Самовольное занятие земли

Каждый участок земли требует обязательной регистрации права собственности. Он может принадлежать юридическим, физическим лицам или государству. Если гражданин решит самостоятельно присвоить себе какую-то территорию без официального определения границ и получения документов, то его могут привлечь к административной ответственности в соответствии со статьёй 7.1 КоАП и статьёй 76 Земельному кодекса.

Как это обычно происходит? Например, гражданин построил забор, захватив территорию соседа, или стал выбрасывать мусор в пределах границ чужого участка, нарушая требования санитарных норм. Или он посадил сад, выходя за границы своего участка. Ситуации могут быть самые разные, но суть самовольного занятия земли подтверждается в каждой из них.

Если у лица нет права собственности на определенную территорию, то его ждёт наказание в виде:

  • Возмещения вреда и выплаты компенсации пострадавшему, в случае получения прибыли с присвоенного участка — ГК РФ, статья 1102.
  • Сноса незаконной постройки, если он не восстановит территорию к прежнему виду или не оформит на неё разрешительные документы.

Штрафы за самовольное занятие земельного участка:

  • Для физических лиц — от 1 до 1,5% кадастровой стоимости объекта недвижимости, но не меньше 5 тысяч рублей.
  • Для должностных лиц — от 1,5 до 2%, но не меньше 20 тысяч рублей.
  • Для юридических лиц — от 2 до 3%, но не меньше 100 тысяч рублей.
  • Если кадастровая стоимость земли не определена, то юридическим — от 100 000 до 200 000, должностным — от 20 000 до 50 000 и физическим — от 5 000 до 10 000 рублей.

Примечание: если нарушитель не исправит последствия незаконного захвата и не вернёт участок к установленному сроку, то ему назначат повторный штраф: 20—50 тысяч для физических лиц, 100—200 тысяч для должностных и 200—400 тысяч рублей для юридических. Если и во второй раз не будут предпринято никаких действий, то дело передадут в суд.

В некоторых случаях административная ответственность может стать уголовной. Она накладывается за:

  • Незаконную регистрацию земли — статья 170 УК РФ:
    • штраф в размере от 200 до 500 тысяч рублей или в размере зарплаты, или иного дохода за период от 1 года до 3 лет;
    • лишение рабочей должности до 3 лет;
    • обязательные работы до 360 часов и лишение права заниматься рабочей деятельностью до 3 лет.
  • Мошенничество — статья 159 УК РФ:
    • штраф до 100 тысяч рублей;
    • арест на 4 месяца;
    • лишение свободы от 2 до 5 лет.
  • Незаконное предпринимательство — статья 171 УК РФ:
    • штраф в размере до 300 тысяч рублей или в размере зарплаты, или иного дохода сроком до 2 лет;
    • обязательные работы до 480 часов;
    • арест до 6 месяцев.

Определение правовой охраны земельных ресурсов включает систему закрепленных законодательством мер, которые направлены на обеспечение рациональной эксплуатации земель, сохранение и повышение их плодородия, защиту от разрушения и истощения.

Эти меры применяются комплексно и осуществляются с целью:

  • недопущения деградации/разрушения земель и других негативных последствий хозяйствования путем стимулирования природоохранных технологий производства;
  • обеспечения восстановления и улучшения аграрных территорий, которые подверглись нарушению или деградации;
  • создания правил проверки и учета экологического состояния ресурсов.

Законодательством предусмотрены предупредительно-восстановительные меры и юридическая ответственность за нарушение земельно-правовых нормативов.

Почему важно контролировать границы участка?

Государственная регистрация недвижимости появилась только в 1998 году, когда вступил в силу соответствующий закон. До этого учетом земли занимались сразу несколько структур: архитектурные отделы местных администраций, земельные отделы, комитет по земельным ресурсам, вследствие чего правоустанавливающие документы часто противоречили друг другу.

Возможно, это и есть главная причина, почему соседи, отчаявшись добиться правды, решились на противоправные действия.

Если вы хотите избежать самовольного захвата земли, нужно постоянно контролировать местоположение ограждений (забора), проверять с рулеткой (это не шутка). Люди бывают разные. Что-там говорить, бывает, что границы государств злоумышленники меняют за ночь, перенося пограничные столбы. Тогда уж в чем проблема, чтобы слегка «подвинуть» забор соседа, на метр-другой. На все про все — полчаса работы.

Захват земли: что это?

Самовольный захват земли – это владение участком общего пользования или территорией, принадлежащей по праву другому лицу безвозмездно и без соответствующего договора. Зачастую граждане или организации начинают использовать соседний земельный участок фактически незаконно для удовлетворения собственных нужд (обрабатывают, возводят постройки и т.д.).

Существует несколько вариантов незаконного захвата территории.

  1. Самозахват земли физического лица другим частным лицом. Это может произойти, если собственник участка долгое время отсутствует. Еще одна ситуация, при которой возможен захват земли соседом или другим физическим лицом – неправильная установка забора.
  2. Захват земли, принадлежащей физическому лицу, организацией. Как правило, юридические лица начинают использовать соседние земли частных собственников в качестве места размещения оборудования или для организации свалки.
  3. Захват земли, принадлежащей организации, частным лицом. Такая ситуация возникает нечасто. Обычно предприниматели огораживают приобретенные земли заборами и тогда незаконный захват невозможен априори.
  4. Самовольное владение участком, который не принадлежит ни физическому лицу, ни организации. Такая ситуация случается наиболее часто по причине того, что граждане не видят перспективы возникновения ответственности за незаконный захват такого земельного участка. Однако земля, которая не принадлежит физическим лицам или организациям, является собственностью государства. Без предварительного согласования с органами власти самовольно пользоваться такой землей запрещено.

Полномочия по контролю за правомерностью владения земельными участками возложены на Кадастровую палату.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *